Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Действующие и потенциальные наукограды РФ




Табл. № 1. Расходы бюджета РФ на науку гражданского назначения в млрд. руб.

гг.          
ВВП 27 357,0* 32 987,4* 43 333,0*   51 475,0* 43 187,0*
исп. 26 781,1 32 987,4 41 668,0    
Рсх. бюджета 4 431,08* 6 531,3* 6 901,5* 8 709,8* 8 849,9*
Испл. бюджета 4 284,80 5 986,56 7 570    
Рсх. на науку 68,424* 93,413* 156,4* 248,3* 159,0*
% бюджета 1,6% 1,4% 2,2% 2,8% 1,8%
В т.ч. фунд. иссл. 36,799 47,66(1,29) 57,7(1,21) 83,8**(1,45) 77,17(0,92)
РАН 18,381 22,838(1,24) 27,805(1,22) 34,663(1,25) 31,509(0,91)
% ВВП 0,25% 0,28% 0,36% 0,48% 0,37%

 

Начиная с 2005 года, после ликвидации самостоятельного раздела 06 - «Наука», расходы бюджета на науку стало невозможно как контролировать, так и анализировать. Об этом год за годом регулярно отмечается в Заключениях Счетной палаты РФ к проектам бюджетов на очередной финансовый год: "Объем расходов на фундаментальные и прикладные научные исследования гражданского назначения в законопроекте не выделен. Расчеты делаются на основе материалов к законопроектам. Отсутствие в проекте федерального бюджета на очередной год информации об объемах расходов, направляемых на гражданскую науку, важность которых определена Президентом Российской Федерации, не позволяет осуществлять государственный финансовый контроль за эффективным и результативным использованием указанных средств".

 

"Сохранение мирового лидерства США сопровождается ускорением наращивания научно-технологической мощи азиатских конкурентов - в первую оче­редь Китая, где научной деятельностью занято 38,5 млн. человек (пер­вое место в мире), Японии, Южной Кореи, других стран. По расходам на исследования и разработки относительно ВВП США (2,6%) уступали Японии (около 3,4%) и Южной Корее (3%)" (из доклада Института США и Канады РАН).

 

"США продолжают лидировать по затратам на сферу НИОКР: к 2008 г. на долю этой страны приходилось 31,4% общемировых расхо­дов. Далее следовали Китай (15,6%), Япония (12,8%), Германия, Франция, Индия, Великобритания, Южная Корея" (Global R&D Report 2008).

 

Табл. № 2. Приоритеты финансирования НИОКР в США, млн. долл.

  Суммарные расходы Национальная оборона Здравоохранение Космические исследования Фундаментальные исследования Сельское хозяйство
  78 664 42 580 17 869 5 363 4 977 1 426
  86 756 45 713 20 758 6 126 5 468 1 657
  97 624 53 016 23 560 6 270 5 753 1 606
  112 544 63 048 26 517 7 355 6 129 1 708
  121 867 69 593 28 251 7 612 6 466 1 750
  126 601 74 047 28 824 7 300 6 570 1 820
  131 624 78 037 28 797 8 204 6 691 1 869
  137 026 81 667 29 481 8 933 7 185 1 824
  138 332 82 383 29 242 9 506 7 752 1 629

 

Промышленные компании в основном финансируют прикладные исследования, а в том, что касается фундаментальных разработок, тенденция прямо противоположная: частные компании финансируют только 16% таких исследований, тогда как федеральное правительство - более 80%.

Соответственно промышленность (в качестве исполнителя) берет на себя выполнение более 70% всех НИОКР; федеральное правительство, через подчиненные ему организации, - 7% (т.е. вдвое меньше, чем университеты и колледжи).

Преобладающая часть НИОКР США, выполненных за счет федерального бюджета, относится к ведению Министерства обороны. Их доля в общем федеральном финансировании НИОКР достигает уровня примерно 60%.

Важными направлениями бюджетного финансирования в США были и продолжают оставаться исследования в области здравоохранения и космоса. Их доля в общих научно-исследовательских расходах достаточно стабильна и составляет примерно 20% и 7% соответственно.

 

Табл. № 3. Федеральное финансирование программ НИОКР США в проекте бюджета на 2009 фин. год (млрд. долл.)

  2007 ф.г. 2008 ф.г. 2009 ф.г. Изменение 2008-2009 ф.г.
    Оценка Проект млрд. $ %
Всего на исследования и разработки 141,933 142,441 147,361 4,920 3,5%
Оборонные 82,658 81,500 84,513 3,013 3,7%
Гражданские 59,276 60,941 62,848 1,907 3,1%
Всего по статье Исследования 56,766 57,433 57,282 -151,0 -0,3%
Разработки 81,363 80,567 85,363 4,796 6,0%

Источник: OMB data for R&D for FY 2009, Budget of the United States.

 

(Ред.: Итак, в 2009 году США намеривались потратить на научные исследования и разработки около 147 млрд. долларов, в том числе на гражданскую науку - около 63 млрд. долларов.

Россия в 2009 году собиралась потратить на научные гражданские исследования около 8 млрд. долларов, то есть, как минимум, примерно в 8 раз меньше. Если же учесть разного рода кризисные секвестирования, то в реальности еще меньше.

При этом необходимо отметить, что в дополнение к 147 млрд. долларов, потраченных на НИОКР американским бюджетом, частный сектор США потратил на НИОКР еще около 235 млрд. долларов.

Российский же частный сектор потратил, по утверждению директора Института США и Канады С.М. Рогова, в 2009 года на НИОКР не более 5 млрд. долларов, то есть менее 0,3 процента от ВВП, или в 47 раз меньше соответствующего американского показателя.)

 

В 2011 г. расходы федерального бюджета РФ на фундаментальные исследования увеличатся на 9% по сравнению с 2010 г., расходы на прикладные научные исследования — на 50%.

"11 млрд рублей (что на 600 млн рублей больше по сравнению с 2010 г.) будет направлено на финансирование государственных фондов поддержки науки — РФФИ, РГНФ и Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно–технической сфере", — отметил Валерий Юркин.

Также запланировано увеличение бюджетных ассигнований на оплату труда, стипендии аспирантам и докторантам.

Учитывая значимость подготовки высококвалифицированных специалистов с высшим образованием для экономики страны, в 2011–2013 гг. предусматривается продолжение начатой в 2010 г. ежегодной дополнительной поддержки ведущих российских университетов в сумме 30 млрд рублей.

Эти средства направляются на поддержку инновационно активных вузов, в том числе МГУ имени М.В. Ломоносова, Петербургского государственного университета, федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, а также на развитие инновационной инфраструктуры в вузах, кооперации российских вузов и производственных предприятий, привлечение в российские вузы ведущих ученых, сообщается на сайте Министерства образования и науки РФ.

В полном объеме сохранятся бюджетные ассигнования на выплату окладов за звания действительных членов и членов–корреспондентов государственных академий наук, государственных научных стипендий выдающимся ученым России и талантливым молодым ученым России, грантов Президента Российской Федерации для поддержки молодых российских ученых — кандидатов и докторов наук, грантов по поддержке ведущих научных школ Российской Федерации, премий президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации.

Существует два основных способа бюджетного финансирования фундаментальных научных исследований: институциональный, когда средства для финансирования выделяются на содержание всей научной организации в соответствии с разработанной и принятой к финансированию сметой расходов и программно-целевой (селективный), когда финансирование выделяется на выполнение отдельной темы. Последний метод более прогрессивен, особенно при ограниченных финансовых возможностях, так как позволяет создать работоспособный коллектив для достижения конкретного научного результата и полностью обеспечить его финансированием.

Значительную роль в финансировании фундаментальных научных исследований играет Российский фонд фундаментальных исследований, созданный Указом Президента РФ от 27 апреля 1992 г. Основной целью фонда является поддержка фундаментальных исследований путем отбора на конкурсной основе научно-исследовательских проектов по направлениям, поддерживаемым Фондом.

Немаловажное значение в вопросах финансирования фундаментальных исследований играет Российский гуманитарный научный фонд, созданный Постановлением Правительства от 8 сентября 1994 г. Основной целью фонда является поддержка гуманитарных научных исследований; Российский фонд технологического развития 1992 год; Федеральный фонд производственных инноваций 1995 год.

Научная и (или) научно-техническая деятельность может осуществляться за счет грантов.

Гранты передаются научным работникам, научным организациям, образовательным учреждениям высшего профессионального образования, другим юридическим лицам и гражданам.

Получатели грантов распоряжаются ими в соответствии с законодательством Российской Федерации или в случае их использования на территории иностранного государства в соответствии с законодательством этого государства, а также на условиях, на которых эти гранты выделяются.

Наукоград РФ Дата присвоения статуса Специализация
Населенный пункт Субъект РФ
Присвоен статус наукограда РФ
Обнинск Калужская область 06.05.2000 Атомные исследования, новые материалы
Дубна Московская область 20.12.2001 Ядерные исследования
Королев Московская область 16.09.2002 Авиакосмическая отрасль
Кольцово Новосибирская область 11.01.2003 Биоинженерия, вирусная биология
Мичуринск Тамбовская область 04.11.2003 Генетика, селекция, биохимия растений, исследования в АПК
Фрязино Московская область 29.12.2003 Электроника гражданского и оборонного назначения
Реутов Московская область 29.12.2003 Аэрокосмические системы и технологии, альтернативная электроэнергетика
Петергоф г. Санкт- Петербург 23.07.2005 Электроника, связь, экология, молекулярная и клеточная биология, военная техника
       
       
 
       
       
       
 
       
       
       
       

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.