Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные категории экономики управления качеством




Лекция № 8. Экономика управления качеством

8.1. Основные категории экономики управления качеством

8.2. Функционально – стоимостный анализ

 

Анализируя конечные цели управления качеством, несложно прий­ти к выводу, что как бы ни формулировалась политика предприятия в области качества, мотивы улучшения качества прямо связаны с эко­номическими факторами. Это значит, что управление качеством имеет конечной целью достижение экономического эффекта, иными сло­вами, ориентировано на получение предприятием прибыли.

Известно, что в современных условиях экономически успеш­ная деятельность товаропроизводителя обеспечивается выпуском продукции, которая удовлетворяет следующим требованиям:

• полностью соответствует запросам потребителей;

• отвечает требованиям общества, учитывает требования безо­пасности и охраны окружающей среды;

• удовлетворяет действующим стандартам и ТУ;

• предлагается потребителю по конкурентоспособным ценам;

• является экономически выгодной для производства.

Как указывается в международных стандартах серии ИСО 9000, эти требования к продукции могут быть обеспечены через проек­тирование и внедрение эффективной системы управления каче­ством в организации.

Такая система как товаропроизводителю, так и потребителю позволяет решать проблемы, связанные с выгодами, затратами и рисками в условиях, когда предложение превышает рыночный спрос.

Рассматривая широкий круг задач, решаемых в рамках управ­ления качеством, применительно к специфике экономики управ­ления качеством следует выделить две основные задачи:

• определение наиболее целесообразного, обеспечивающего необходимую конкурентоспособность уровня качества (А);

• обеспечение достижения заданного уровня качества (Б).

Методология и критерии, которые применяются при решении данных задач, аналогичны общепринятым в классической эконо­мике. Отбор вариантов и принятие решений проводятся путем сравнения достигаемого эффекта с затратами, которые необходи­мы для его достижения, т.е. оценкой эффективности. Специфика экономики управления качеством связана с особенностями данных оценок при решении вышеназванных задач (А и Б) и приме­няемых показателей.

Рассмотрим основные понятия, которые используются в эко­номике управления качеством. Особое значение при этом имеет раскрытие социально-экономического содержания понятия «по­требительная стоимость». Необходимо, прежде всего, учитывать двойственный характер этой категории.

С одной стороны, потребительная стоимость — это экономическое отношение между субъектами в процессе ее потребления как материально-веществен-ного образования и воплощение зат­рат труда, использованного на создание этого образования. Как экономическое отношение между людьми потребительная сто­имость выражается, как правило, в экономии затрат труда, выяв­ляемой в процессе ее потребления.

С другой стороны, потребительная стоимость — это материаль­но-веществен-ный полезный результат производства, и как тако­вая она выступает носителем экономического отношения во вза­имосвязи между производителем и потребителем.

В экономике управления качеством потребительная стоимость отождествляется с полезностью. Ведь именно полезность объекта делает его потребительной стоимостью. Количественная сторона потребительной стоимости как экономической категории — это степень, мера удовлетворения определенной потребности в дан­ном объекте. Таким образом, полезность объекта — это способ­ность обладать потребительной стоимостью.

Вышесказанное определяет взаимосвязь понятий «качество», «полезность», «потребительная стоимость». При этом качество выражает не просто полезность объекта, а степень его полезнос­ти. То есть получается цепочка (рис. 8.1), в которой затраты на качество определяют его уровень, а уровень качества определяет степень полезности объекта, непосредственно реализованной в по­требительной стоимости.

 
 

 

 


Рис. 8.1. Взаимосвязь категорий качества и потребительной стоимости

 

В то же время ценность, полезность объектов не всегда одно­значно определяются их количеством и качеством. Например, удвоение производительности станка по сравнению со старым еще не означает, что он стал в два раза полезнее. Если потребителю ее увеличение в таком размере не требуется, то не может быть и речи о прямо пропорциональном увеличении полезности.

То есть в общем виде

П = VК,где:

П — полезность объектов;

V количество объектов;

К — качество объектов.

Следовательно, качество может определять полезность только в преломлении с запросами конкретного потребителя.

На рис. 8.2 представлен вид функции полезности в зависимо­сти от уровня качества П (К), выведенной американскими эконо­мистами Дж. Эттингером и Дж. Ситтигом, подтверждающий эк­споненциальную зависимость полезности от уровня качества.

 

Рис. 8.2.Зависимость полезности объекта (П) от уровня качества (К)

 

Применяя понятие потребительной стоимости по отношению к конкретному объекту, можно говорить об общей экономической основе потребительной стоимости и качества, так как обе эти ка­тегории связаны с удовлетворением определенных потребностей.

В связи с этим изменение потребительной стоимости (степе­ни полезности) является одним из видов экономических эффек­тов от изменения качества.

Он, в первую очередь, связан с предложением рынку нового объекта, нового качества, приводящего к повышению доли рын­ка, оборота, имиджа фирмы, удовлетворенности клиентов, побе­дам над конкурентами и т.п.

Второй вид экономического эффекта определяется степенью обеспечения фирмой предлагаемого рынку качества. Он оценивает негативные для фирмы последствия, которые связаны с тем, что реальное качество не соответствует проектному, а также тому ка­честву, которое фирма «обещает» потребителям в своих проспек­тах, рекламах, контрактах и т.д.

Данный вид эффекта носит название «предотвращенный эффект». Предотвращенный эффект - это невозникший, благодаря мерам по обеспечению качества, отрицательный экономический результат.

Предотвращенные эффекты бывают двух родов (рис. 8.3):

1. Положительный ущерб, определяемый уменьшением налично­го имущества. Например, к такому ущербу приводят потери от брака.

2. Упущенная выгода — недополучение тех имущественных благ, которые могли бы быть получены, если бы было обеспече­но обещанное (заявленное) потребителю качество. Например, если бы не было рекламаций, штрафов, связанных с отклонением объектов от установленных норм.

 

 


Рис. 8.3.Виды эффектов в экономике качества

 

Эффективное управление качеством позволяет реально повысить производительность предприятия, в первую очередь за счет умень­шения затрат материалов и труда на тот же объем производства.

Более высокое качество продукции приводит к повышению по­требительско-го спроса на нее, увеличению оборота и, следователь­но, доходов фирмы, снижению отходов производства и его стоимо­сти, совершенствованию логистики и экономии, связанной со зна­чительно меньшими требованиями к объему необходимых запасов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1044; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.