КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие, социальное значение и форма государства
Государство – система органов и учреждений, организующих публичную власть в обществе. Признаки: Сегодняшние исследователи выделяют следующий перечень признаков государства: 1. наличие публичной власти (этот признак означает, что власть организационно оформлена и не персонифицирована, она выступает единственным представителем всего общества); 2. территориальная организация населения (государственная власть имеет пространственные пределы своего осуществления); 3. государственный суверенитет (независимость государства внутри страны и на международной арене); 4. легитимность власти (опора власти на народ); 5. налоги и займы как средства материального, обеспечения деятельности государства; 6. наличие специального аппарата управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности; 7. организация жизни на правовых началах; 8. наличие государственной символики; 9. государственный язык (языки) для общения на территории того или иного государства. Это основные признаки государства, с которыми соглашаются большинство исследователей. Перечень не является исчерпывающим. Жизнь не стоит на месте. Государство меняется, вместе с ним меняется и представление о нем. Формы государства: Сейчас под формой государства понимается юридическая конструкция, которая включает в себя 3 компонента: форму правления, форму территориального устройства, тип режима. Форма правления представляет собой способ организации верховной власти государства. Она влияет на структуру высших государственных органов и принципы их взаимодействия. С этих позиций различают монархию и республику, основное различие которых состоит в порядке и условиях замещения поста главы государства. Форма правления позволяет определить, как создаются высшие органы государства, какова их структура, какие принципы лежат в основе организации государственной власти, на какой основе осуществляются взаимоотношения между органами государственной власти различных уровней, между верховной властью и населением страны, насколько организация высших органов государственной власти способна обеспечить права и свободы человека и гражданина. По названным признакам различаются монархические и республиканские формы государственного правления. Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного человека – монарха, который наследует ее как представитель правящей династии и осуществляет ее пожизненно, выполняя функции не только главы государства, но и функции законодательной, исполнительной власти, контролируя правосудие. Монархии делят на неограниченные и ограниченные. В неограниченной вся власть сосредоточена у единоличного главы государства, в ограниченных наряду с монархом верховная власть осуществляется каким либо представительным органом. Ограниченная монархия может быть конституционной, парламентской и дуалистической. Конституционная монархия характеризуется наличием представительного органа, которым значительно ограничена власть монарха. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не вправе изменить конституцию. Парламентская: правительство формируется из представителей определенных партий, получивших большинство на выборах в парламент; в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, являясь символической; законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом. При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер, который проявляется в том, что юридически и фактически государственная власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. В республиках высшие органы государственной власти коллегиальные и выборные. В свою очередь подразделяются на парламентарные, президентские, смешанные. В парламентарных решающая роль в политической жизни принадлежит сформированному парламентом правительству (например, Италия, Германия, Австрия). В президентских республиках соответственно президенту. Смешанные (Беларусь): Президент избирается внепарламентским путем и обладает широкими полномочиями. Он формирует правительство без участия парламента, но возглавляет его премьер-министр. Форма государственного устройства характеризует способ организации территории, разделения власти между государством и его составными частями. Форма государственного устройства показывает, из каких частей состоит государство, их правовой статус, порядок взаимоотношений между центральными государственными органами и государственными органами составных частей государства, а также государственный способ выражения интересов каждой нации, проживающей на территории данного государства. В названной форме государства принято различать унитарное государственное устройство и федеративное государственное устройство. Унитарное, – это такое государство, которое не имеет внутри себя обособленных государственных образований, пользующихся определённой самостоятельностью. Федерации - это суверенное государственное образование, которое создаётся не для достижения конкретных целей, а для успешного решения задач встающих перед господствующими классами и слоями в определённых исторических условиях. Федерация представляет особую структуру государственного механизма, включающего в себя как общефедеральные органы власти и управления, так и органы власти и управления всех субъектов федерации. Федерации строятся либо по территориальному признаку, либо по национально-территориальному. Государственно-правовой режим: Государственный политический режим представляет собой совокупность средств, методов, приемов осуществления государственной власти. Государственные политические режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарный, авторитарный, тиранический, расистский, фашистский и т.п.). - демократический (верховенство закона, разделение властей, свободные СМИ, многопартийность, защита прав человека) - либеральный это такой вид демократического типа государственного властвования, в условиях которого демократические способы, формы и методы осуществления государственной власти получают сравнительно неполное, ограниченное и непоследовательное применение. С одной стороны, такой режим связан с достаточно высоким уровнем политической свободы личности; а с другой — реальные объективные и субъективные условия соответствующих стран существенно ограничивают возможности использования демократических средств и методов государственно-политического правления. Это обусловливает то, что либеральный государственно-политический режим должен быть отнесен к демократическому типу государственного властвования и в то же время выделен в его рамках в особый вид демократических режимов, отличный от собственно демократических или развитых демократических режимов. - авторитарный(власть узурпируется группой лиц либо 1 человеком, выборы проводятся по сценарию власти, ликвидация общественных организаций, закрываются СМИ). - тоталитарный – если при авторитарном режиме власть следить за поведением людей, то при тоталитаризме этого уже недостаточно, так как власть должна влиять на взгляды и сознание людей. 3. Правовое государство: Статья 1 Конституции РБ: «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство». Правовое государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Его основополагающими качествами являются: · признание и защита прав и свобод человека и гражданина; · верховенство правового закона; · организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |