Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Смысл экспертного анализа

Общие сведения

Экспертная система

Литература

1. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики. М., 2008.

2. Зиновьев А.А. Система логики. М, 2008.

3. Исаев И.Т. Диалектика и проблема развития. М., 1979.

4. Пригожин И. Философия нестабильности// Вопросы философии. 1991. №6. С.46.

5. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог “Человека с природой”. М., 2006.

6. Добронравова И.С. Синергетика: становление нелинейного мышления.- К.,1990.

7. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. - М.: Российская политическая энциколопедия, 1997.

8. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии.- 1997.- №3.- С. 63-79.

9. Синергетике- 30 лет: Интервью с профессором Г. Хакеном // Вопросы философии.- 2000.- №3.- С. 53-61.

10. Сугаков В.И. Введение в синергетику: Учебное пособие. - К.: КГУ, 1992.- 179с.

11. Хакен Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам: Пер. с англ. Ю.А.Данилова. - М.: Мир, 1991.- 240 с.

12. Энгельс Ф. Диалектика природы. М., 2009.

 

День сегодня с утра не задался. Вы только что установили новую версию текстового редактора, к которому давно привыкли, но после щелчка на его ярлыке компьютер реагирует совсем не так, как хотелось бы, — выводится сообщение вроде этого:

Call to Undefined Link (Вызов неопределенной связи).

Как и большинство сообщений об ошибках, это помогает не больше, чем предсказания судьбы по состоянию Марса. Вы применяете крайнюю меру — удаляете целый каталог и переинсталлируете программу, но результат от этого не меняется. Вы начинаете менять настройки в разных файлах инициализации, но это тоже не помогает.

Наконец, устав от безнадежных попыток, вы набираете номер сервисной службы поддержки пользователей. И только после этого фортуна поворачивается к вам лицом — на помощь приходит человек, который знает, о чем говорит. Он советует вам выбросить с полдюжины устаревших DLL-модулей в системном каталоге и вновь переустановить программу. Последовав его совету, вы уже через десяток минут можете нормально работать, и подскочившее недавно кровяное давление вновь возвращается к норме.

Какой бы уровень экспертного анализа не требовался в данной области, ясно, что специалист из сервисной службы способен его сделать, а вы — нет. Хотя в ящике стола у вас лежит диплом доктора философии по специальности "Информатика", и вы, возможно, прекрасно программируете задачи в своей области, но, не имея определенного опыта и подготовки, проблему устранения неисправности решить не смогли. Таким образом, способность выполнить экспертный анализ — это не только вопрос наличия определенных знаний и уровня квалификации. Для этого нужно обладать и очень специфическими навыками и умением разобраться в конкретной ситуации в данной предметной области. Таким образом, быть экспертом и иметь общее образование — это далеко не одно и то же.

Задумайтесь над таким вопросом: "При выполнении каких условий компьютерную программу можно назвать экспертом?"

  • Вполне логично потребовать, чтобы такая программа обладала знаниями. Просто способность выполнять некоторый алгоритм, например производить анализ списка элементов на наличие какого-либо свойства, явно не отвечает этому требованию. Это все равно, что дать первому случайному прохожему список вопросов и ответов и ожидать от него успешного выполнения поиска и устранения неисправностей в системах определенного типа. Раньше или позже, но он обязательно столкнется с ситуацией, не предусмотренной в том списке, которым его снабдили.
  • Знания, которыми обладает программа, должны быть сконцентрированы на определенную предметную область. Случайный набор имен, дат и мест событий, сентенций из классиков и т.п. — это отнюдь не те знания, которые могут послужить основой для программы, претендующей на способность выполнить экспертный анализ. Знания предполагают определенную организацию и интеграцию — то есть отдельные сведения должны соотноситься друг с другом и образовывать нечто вроде цепочки, в которой одно звено "тащит" за собой следующее.
  • И, наконец, из этих знаний должно непосредственно вытекать решение проблем. Просто продемонстрировать свои знания, касающиеся, например, технического обслуживания компьютеров, — это далеко не то же самое, что привести компьютер в "чувство". Точно так же, получить доступ к оперативной документации — это совсем не то же самое, что заполучить в свое распоряжение специалиста (или программу), способного справиться с возникшими проблемами.

Теперь попробуем подытожить эти рассуждения в следующем формальном определении экспертной системы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Краткая характеристика различных «моделей» диалектики | История. Экспертная система — это программа для компьютера, которая оперирует со знаниями в определенной предметной области с целью выработки рекомендаций или решения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.