Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей





Помощь в написании учебных работ
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей.

Цены, используемые в маркетинге

Отдельно остановимся на терминах, которые связаны с ценами и часто используются в маркетинговой литературе.

Цена равновесия дохода и издержек — это цена, при которой производитель или продавец товара получает максимальную прибыль. При дальнейшем ее увеличении падает объем продаж вследствие падения спроса, что может привести к уменьшению общей прибыли. Уменьшение цены ниже этого уровня становится причиной снижения прибыли.

Цена проникновения на рынок — это термин, который в зависимости от контекста означает или более низкую, чем у конкурентов, цену товаров и услуг, предназначенную для массированного захвата рынка, или цену, по которой товар заведомо найдет спрос на данном рынке.

Цена прекращения производства — цена товара, при которой предприятие не покрывает свои издержки производства; численно она равна минимальным предельным издержкам.

Цена потребления — сумма продажной цены и стоимости потребления. Расходы по использованию товара за период эксплуатации (например, стоимость техобслуживания, величина страховки, налоги и т.п.).

Льготные цены — это наиболее низкие цены, по которым фирма про-

дает свои товары. Как правило, они устанавливаются ниже издержек производства и в этом смысле могут представлять собой демпинговые цены

Дискриминационные цены — это цены, которые устанавливаются на самом высоком уровне для продажи данного товара. Являются проявлением общей ценовой стратегии фирмы по отношению к определенным сегментам рынка.

В последние годы в России наблюдается устойчивый рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. В 2007 г. их общее количество составило более 700 тыс. Причем лишь небольшое число этих детей (по некоторым дан­ным, не более десяти процентов) остались без попечения роди­телей в результате их смерти. Остальные относятся к явлению так называемого социального сиротства, т. е. являются сиротами при живых родителях. Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социально­го престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жиз­ни. В этой связи защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в России крайне важное значение.



В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего се­мейного окружения или не может более оставаться в таком ок­ружении, имеет право на особую защиту и помощь, предостав­ляемые государством (ст. 20 Конвенции о правах ребенка). В Рос­сии задачей государственной важности является созданиеусловий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, остав­шихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им пси­хологической, медицинской и педагогической помощи. Феде­ральной целевой программой «Дети-сироты» на 1998—2000 годы, было предусмотрено комплексное осуществление на федеральном уровне системы мер, направленных на формирование и реализацию государ­ственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защи­щенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество. Конкретными целями и задачами программы являлись предупреждение социального сиротства, психологическая поддержка и социальная адапта­ция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Логическим продолжением этой программы стали Федеральная целевая программа «Дети-сироты» (2001 — 2002 годы) и «Дети-сироты» в составе Федеральной целевой программы «Дети России» на 2003—2006 годы.

Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей, определены Законом о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей. Данный Закон регулирует отношения, воз­никающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социаль­ной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей, а также лиц из их числа в возрасте до двадцати трех лет. В нем же содержится важная норма, согласно которой дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-си­рот и детей, оставшихся без попечения родителей, предостав­ляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. При этом установ­лено, что органы исполнительной власти РФ и ее субъектовосуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей, обеспечивают создание для них государ­ственных учреждений и центров.

Расходы на реализацию мер, производятся за счет средств федерального и бюджетов субъектов РФ.

Понятие «дети, оставшиеся без по­печения родителей»

Понятие «дети, оставшиеся без по­печения родителей» соответствует международно-правовым нор­мам и отвечает требованиям времени. В ст.121СК дан примерный перечень оснований (причин) утраты детьми родительского по­печения:

а) смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах или признание родителей судом недееспособными;

б) уклонение родителей от воспита­ния детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, ле­чебных учреждений, учреждений социальной защиты населе­ния и других аналогичных учреждений;

в) длительное отсут­ствие родителей, болезнь родителей и иные причины (отбыва­ние родителями наказания в местах заключения, нахождение под стражей в период следствия, постоянное проживание роди­телей в другом населенном пункте, признание родителей безве­стно отсутствующими, розыск их органами внутренних дел в связи с уклонением от уплаты алиментов).

Аналогичное определение дает и Закон «О допол­нительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и четей, оставшихся без попечения родителей».

СК определяет, что защита личных неимущественных и имущественных прав и интересов детей, утративших по тем или иным причинам попечение родителей, возлагается на органы опеки и попечительства. Указанная обязанность органов опеки и попечительства предполагает выполнение ими следующих функций:

а) выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей;

б) избрание форм устройства таких детей в зависимости от конкретных обстоятельств утраты попечения родителей;

в) осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления — избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, не входящие в систему органов государственной власти. Местное самоуправление осуществляется на всей террито­рии РФ в городских и сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Поскольку осуществление фун­кций по опеке и попечительству относится к вопросам мест­ного значения, органы местного самоуправления обязаны принимать меры к устройству детей, оставшихся без попечения родителей.

Конкретные полномочия органов местного самоуправления по осуществлению функций опеки и попечительства в отноше­нии детей, оставшихся без попечения родителей, закреплены в СК (ст. 121-123, 125, 140, 142, 145,147, 150, 151СК и др.), в ГК (ст. 31—41), а также в некоторых других нормативных источ­никах (в том числе законах субъектов РФ), конкретизирующих правовой статус органов опеки и попечительства в рассматриваемой сфере деятельности.

Например, в Москве организация и осуществление опеки и попечительства отнесены к предмету ведения муниципальных образований (Закона г. Москвы от 6 ноября 2002 г. № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве»).

Во многих субъектах РФ приняты специальные законы о деятельности органов опеки и попечительства, в том числе и по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся 6eз попечения родителей:

  • Закон Архангельской области от 18 де­кабря 1996 г. «Об организации работы по опеке и попечитель ству в Архангельской области»
  • Закон Владимирс­кой области от 2 апреля 1997 г. «Об организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних но Владимирской области»
  • Закон Мурманскойобласти 16 июня 1997 г. «Об организации и деятельности органов опеки и попечительства в Мурманской области»

Функции по выработке государственной политики и нор­мативно-правовому регулированию в сфере опеки и попечительства возложены на Министерство образования и науки РФ В субъектах РФ методическая помощь органам опеки и попечительства оказывается соответствующи­ми управлениями (департаментами, комитетами) образования субъектов РФ.

 

 

Своевременное выявление и учет детей, утративших по тем или иным причинам родительское попечение, является необходимой предпосылкой оказания им соответствующей помощи. Для этого ООП должны располагать полной и достоверной информацией, которая, в свою очередь, может быть в самых раз­ных учреждениях и организациях.

Главным образом такие сведения имеются в образовательных учреждениях (дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учрежде­ниях и т. п.) по месту обучения несовершеннолетних, в учреж­дениях здравоохранения по месту лечения (смерти) их родите­лей, в жилищных органах ( ЖЭК, ДЭЗ, ТСЖ и др.) по месту проживания несовершеннолетних детей и их родителей, в органах предварительного следствия и прокуратуры в связи с заключением под стражу родителей, а также в органах загса по месту государственной регистрации смерти родителей несо­вершеннолетних или рождения детей. Так, первоначальные сведения о подкинутых (найденных) детях появляются при го­сударственной регистрации их рождения по заявлению медицинской, воспитательной организации или организации социальной защиты населения, в которую помещен ребенок, органа внутренних дел или лица, нашедшего ребенка, органа опеки и попечительства. Форма бланка заявления о рождении найденного ребенка (форма № 4), предусматривающая указа­ние должностного положения и анкетных данных заявителя, утверждена постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. № 1274 . Выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происхо­дит и при регистрации вынужденных переселенцев. Территори­альными органами миграционной службы проводится опрос этих детей с заполнением опросного листа, после чего дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, передают­ся органам опеки и попечительства (Инструкция о порядке работы по признанию лиц вынужденными переселенцами, их учету и переучету на территории РФ, утв. приказом Федеральной миграционной службы России от 31 марта 1997 г. № 19). Проведение мероприятий по выявлению детей, ос­тавшихся без попечения родителей, входит также в компетен­цию центров помощи детям, оставшимся без попечения роди­телей, (ФЗ «Об основах системы профилактики без­надзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных и других учрежде­ний) обязаны немедленно сообщать о ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

О фактах утраты детьми родительского попечения может стать известно любому гражданину и не обязательно в связи с исполнением служебных обязанностей (например, соседи или знакомые умерших родителей, родственники и т. д.). Однако не каждый гражданин по тем или иным причинам (в силу возрас­ти, занятости по работе, стесненного материального положения и т. д.) имеет возможность самостоятельно принять неотложные меры по оказанию таким детям необходимой помощи. Тем не менее, СК устанавливает обязанность всех граждан сообщать в ООП по месту фактического нахождения детей известные им сведения о детях, лишившихся родительского попечения.

Таким образом, обязанность сообщать в орган опеки и попе­чительства о факте утраты детьми родительского попечения низлагается законом на всех без исключения лиц, располагаю­щих соответствующими сведениями (независимо от должност­ного положения, рода деятельности и источника информации). Возможна ситуация, когда сами родители в связи с отсут­ствием возможности воспитывать своих несовершеннолетних детей (из-за отъезда на работу в иностранное государство, дли­тельной болезни и т. д.) могут обратиться в орган опеки и попе­чительства с просьбой об устройстве детей.

Следует отметить, что обязанность должностных лиц учреж­дений и иных граждан РФ по информированию органов опеки и попечительства о детях, оставшихся без попечения родителей, законодательно не подкреплена возможностью применения к ним каких-либо санкций за ее неисполнение.

ООП, получив сведения о де­тях, оставшихся без попечения родителей, обязаны в течение трех дней провести об­следование условий жизни таких детей с целью, в частности, проверки достоверности поступившей информации об утрате детьми попечения родителей (истребование и изучение соответ­ствующих документов, беседы с окружающими ребенка лицами и т. п.). Наряду с этим органом опеки и попечительства принима­ются меры к выяснению возможного наличия у детей родствен­ников и установлению их местонахождения. При подтверждении факта отсутствия у детей попечения родителей или их родствен­ников органы опеки и попечительства должны обеспечить защитуправ и интересов детей (включая охрану принадлежащего им имущества и закрепление за детьми занимаемой ими жилой площади), а также их временное устройство до решения вопроса о дальнейшем содержании и воспитании, что может выражаться не только в передаче детей их родственникам, но и в их помещении в воспитательное учреждение.

Все дети, оставшиеся без попечения родителей, после их выявления должны быть учтены и зарегистрированы, а сведения о них внесены в государственный банк данных о детях, ос­тавшихся без попечения родителей. Порядок формирования и использования этого банка данных установлен ФЗ от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, — это совокупность информационных ресурсов, сфор­мированных на уровне субъектов РФ (региональный банк данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных о детях), а также информационные технологии, реализующие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления гражданам, желающим принять детей на воспи­тание в свои семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством РФ. Целями формирования и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, являются: а) осуществление учета детей, оставшихся без попечения родителей; б) оказание содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ; в) создание условий для реализации права граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, на получение полной и достоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей.

 

Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, состоит из региональных и федерального банка данных о детях. Их формирование осуществляется следующим образом. В том случае, если ребенок, оставшийся без попечения родителей, не был передан в течение одного месяца со дня первичной регистрации органом опеки и попечительства на воспитание в семью по месту его фактического нахождения, ООП направляет сведения о нем региональному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Соответственно, формируется региональный банк данных о детях, оставшихся без по­ения родителей и проживающих на территории соответствующего субъекта РФ.

 

В течение месяца со дня поступления указанных сведений региональный оператор организует устройство ребенка в семью граждан, проживающих на его территории. При отсутствии такой возможности региональный оператор предоставляет сведения о ребенке федеральному оператору государственного банка данных — Министерству образования и науки РФ, которым формируется федеральный банк данных о детях дляпоследующего устройства ребенка на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ. Следует заметить, что предоставление сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, региональным операторам или федеральному оператору не освобождает ООП от обязанности но устройству или организации устройства детей на воспитание и семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ. Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. № 217. Порядок организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попече­ния родителей, утвержден приказом Министерства образования РФ от 28 июня 2002 г. № 2482.

В государственном банке данных о детях, оставшихся без по­печения родителей, содержится документированная информация о ребенке (анкета). Анкета включает следующую информацию:

а) ФИО, пол, дата и место рождения, гражданство, место жительства или нахождения ребенка;

б) приметы ребенка (рост, вес, цвет глаз, волос и другие приметы);

в) состояние здоровья ребенка, физическое и умственное развитие

г) особенности характера ребенка (общительный, замкнутый и другие особенности);

д) этническое происхождение ребенка;

е) причины отсутствия родительского попечения;

ж) ФИО, даты рождения, гражданство, принадлежность к определенной религии и культуре состояние здоровья, место жительства и (или) место пребывания родителей

з) ФИО, пол, даты рождения, состояние здоровья, место жительства и (или) место пребывания несовершеннолет­них братьев и сестер ребенка и других известных ООП совер­шеннолетних родственников ребенка, реквизиты документов, подтверждающих отказ указанных родственников принять тако­го ребенка на воспитание в свои семьи;

к) возможные формы устройства ребенка на воспитание в семью;

л) информацию о мерах, предпринятых ООП, регио­нальным оператором и федеральным оператором по устройству и оказанию содействия в устройстве ребенка на воспитание в се­мью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ;

м) информацию о прекращении (с указанием причин) учета сведений о ребенке в государственном банке данных о детях. Основанием здесь могут быть: устройство ребенка на воспитание в семью, возвращение ребенка его родителям, достижение ребенком совершеннолетия или приобретение таким ребенком полной дееспособности до достижения им совершеннолетия, смерть ребенка.

Государственный банк данных о детях, оставшихся без попе­чения родителей, включает также в себя документированные сведения о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией к федеральному и региональным операторам государственного банка. Это позволяет осуществлять учет таких граждан и обеспечивать их доступ к информации о детях, оставшихся без попечения роди­телей. Документирование информации о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи (анкета гражданина), осуществляется на основании их заявлений в письменной фор­ме при наличии у таких граждан установленных законом оснований быть усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями. В анкету граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, включается следующая ин­формация:

а) фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рож­дения, гражданство, семейное положение, место жительства и (или) место пребывания, номер контактного телефона и рек­визиты документа, удостоверяющего личность гражданина;

б) реквизиты заключения ООП по месту жительства гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью, о его возможности быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем либо реквизиты заключения об условиях жизни и возможности иностранного гражданина быть усыновителем, соответствующею законодательству об усыновлении государства, гражданином которого является иностранный гражданин

в) о ребенке, которого гражданин желал бы принять на воспитание в семью;

г) о направлениях, выдаваемых гражданину, желающему принять ребенка на воспитание в свою семью, для посещения выбранного им ребенка, с указанием даты выдачи направлений, ФИО указанного ребенка;

д) о принятом гражданином решении о принятии ребенка, ос­тавшегося без попечения родителей, на воспитание в свою семью или об отказе от принятия такого решения с указанием причин отказа;

е) о прекращении (с указанием причин) учета сведений о гражданине, желающем принять ребенка на воспитание в свою семью. К таким причинам относятся: принятие гражданином ребенка на воспитание в свою семью, заявле­ние в письменной форме самого гражданина о прекращении учета сведе­ний о нем в государственном банке данных, измене­ние обстоятельств, которые предоставляли гражданину возможность принять ребенка на воспитание в свою семью, смерть гражданина.

Документированная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, является конфиденциальной. Порядок и условия доступа к ней имеют особенности, определенные ст. 10—12 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

С учетом приоритета семейных форм воспитания детей на руководителей воспитательных и иных учреждений (лечебных, социальной защиты), в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, возложена обязанность в семидневный срок со дня получения известия о том, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в ООП по месту на­хождения данного учреждения. Последующее устройство ребенка в семью на основании этих сообщений осуществляет сам ООП.

За неисполнение обязанностей по выявлению и учету детей, "оставшихся без попечения родителей, и их последующему уст­ройству или за предоставление заведомо недостоверных сведе­ний, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи в семью, руководители воспитательных и иных учреждений, в которых находятся дети, а также должност­ные лица органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с п.4 ст.122 СК могут быть привлечены к ответственности в поряд­ке, установленном законом, в частности к административной ответственности. Так, ст. 5.36 КоАП устанавливает в данном случае санкцию в виде наложения административного штрафа в размере от 10 до 15 МРОТ. А совершение же указанными должностными лицами действий, направленных на укрытие не совершеннолетнего от передачи на воспитание в семью наложение административного штрафа в размере от 20 до 30 МРОТ.





Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.