Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Смена культур




План лекции

1. Смена культур

2. Культура первобытных народов общая характеристика

3. Эпоха палеолита

4. Эпохи мезолита и неолита

5. Бронзовый век

6. Железный век

 

В понимании теории культуры большую роль играет такой принцип, как историзм. То есть подход к изучению культуры дол­жен быть как к явлению, развивающемуся во времени. Ведь для истории характерна такая закономерность, как смена куль­тур. На первый взгляд может показаться, что конкретная культу­ра стремится к наибольшей устойчивости, которая бы привела к ее длительному существованию. Но между тем в истории мы на­блюдаем, что определенная культура — явление временное.

Значит, изучая историю культуры, необходимо не забывать рассматривать ее как направленный процесс. Каково же это на­правление? Оно как раз и связано с историзмом культуры. Направ­ленность культуры определяется как некое ее развитие во време­ни от прошлого к будущему. С таким взглядом на культуру мы сможем не просто рассмотреть ее в определенный момент време­ни, но и определять ее движение, преобразование, а также срав­нивать различные временные состояния.

Но как было отмечено выше, одна конкретная культура может не только двигаться во времени, но и смениться другой конкрет­ной культурой.

Причин здесь может быть две:

1) внешние обстоятельства, такие как экологическая катастро­фа, политический кризис, завладение другой культурой и т. д.;

2) культурная реформа, основанная на преемственности

культур.

С первой причиной все более или менее ясно, поэтому оста­новимся на рассмотрении второй — на культурной реформе. Ведь на первый взгляд установившаяся культура не бывает единствен­ной. Помимо нее, всегда будет еще целый ряд более мелких культур, которые могут влиять на основную культуру. Иногда эти мелкие культуры могут находиться даже в оппозиции к главенствующей культуре. Это приводит к ее видоизменениям. Примером может послужить появившаяся как бы в оппозиции средневековой куль­тура Возрождения. Несмотря на свои расхождения, эта культура вобрала в себя часть признаков оппозиционной культуры, таких как мистицизм, номинализм и т. д.

Но не всегда реформы культур проходят тихо и спокойно, когда культуры, заимствуя что-то новое, изменяются, переходят на новые этапы. Иногда конфликт между культурами является источником культурной революции. История знает ряд таких примеров.

В 1966—1976 гг. в Китае случилась культурная революция, которая привела страну к огромному кризису. Культурная рево­люция произошла в Европе в XV—XVI вв. вследствие церков­ных реформ. Результатом ее стало возникновение новой ветви христианской религии — протестантизма.

С точки зрения временной, исторической классификации куль­туры выделены эпохи:

1) первобытная;

2) античность;

3) средневековая культура;

4) культура нового времени;

5) культура новейшего времени. Это конечно же не все культурные эпохи, но значимые.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.