Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансирование природоохранной деятельности

Вопросы финансирования природоохранной деятельности приобрели глобальный характер. Препятствием для расширения финансирования служат не столько дефицит иностранного ка­питала, сколько высокая стоимость коммерческого капитала, ограниченная гибкость механизмов финансирования и пробле­мы увязки первоочередных потребностей в стране с имеющи­мися финансовыми средствами. Мобилизация внутренних ре­сурсов, являющихся основным источником финансирования природоохранной деятельности, и более эффективное исполь­зование внешних ресурсов с целью облегчения и дополнения внутреннего финансирования рассматриваются как ключевые проблемы.

Финансирование природоохранной деятельности с участием промышленных и других деловых структур превратилось в са­мое серьезное препятствие для разработки и осуществления мер по уменьшению неблагоприятного воздействия промыш­ленной деятельности на окружающую среду в странах с пере­ходной экономикой. В них промышленность не может рассчи­тывать на финансирование правительствами природоохранной стороны ее деятельности. Поэтому крупные промышленные предприятия Запада и Востока, использую свои собственные ресурсы (как коллективные, так и индивидуальные), выступают добровольными инициаторами поиска путей к обеспечению природоохранных мер и стандартов.

В России за последнее десятилетие отмечалось некоторое уменьшение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, а также в водные бассейны, что было связано в основном со свертыванием промышленности и сокращением ее деятельно­сти. Тем не менее общая экологическая обстановка в России не улучшается, поскольку продолжается кумулятивное накопление загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, воде и почве, наблюдается рост отходов как внутреннего, так и зарубежного происхождения. Кроме того, растет удельное загрязнение на единицу выпускаемой продукции и услуг. Общая энергоэффек­тивность ВВП, выраженная в миллионах тонн нефтяного экви­валента на 1000 долл. США, в странах с переходной экономи­кой в 2 раза ниже, чем в западных странах.

Статистические данные свидетельствуют, что в мире про­должает расти энергоемкость производства. А ведь за счет сни­жения энергоинтенсивности производства можно было бы со­кратить использование ископаемого топлива, а следовательно, выбросы серного и углекислого газов. То же самое относится и к материалоемкости производств.

Объем расходов на природоохранную деятельность в стра­нах Центральной и Восточной Европы за последние годы прак­тически не изменился, хотя абсолютный объем природоохран­ных расходов сократился.

По мнению специалистов-экологов, имеются пять основных источников финансирования природоохранной деятельности, а именно:

· государственный сектор, включая как бюджетные, так и внебюджетные источники (примерно 10—30% всех средств по­ступает из общегосударственного бюджета и 5—16% — из ре­гиональных бюджетов);

· природоохранные (экологические, внебюджетные, целе­вые) фонды;

· собственные средства предприятий (20—65% всех природоохранных средств);

· льготное налогообложение;

· международные источники финансирования.


За последние 10 лет возрос объем средств, выделяемых за­падными странами и международными финансовыми учрежде­ниями (Европейским инвестиционным банком, ЕБРР, ГЭФ, НЕФКО, Северным инвестиционным банком и Всемирным банком) на природоохрану в странах Центральной и Восточной Европы и новых независимых государств (ранее входивших в СССР), причем их большая часть поступает в виде капитало­вложений и меньшая идет на оказание технического содействия.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития и Европейской комиссии объемы ежегодных приро­доохранных капиталовложений западных стран в страны Цен­тральной и Восточной Европы составили около 70 млн экю, в новые независимые государства — около 40 млн экю, а вложе­ния международных финансовых учреждений — соответственно 750 млн и 170 млн. Объем внешнего природоохранного финан­сирования на душу населения для России составляет 1,2 экю (по странам, ранее входившим в СССР, — 1,6 экю, а по стра­нам Центральной и Восточной Европы — 23 экю).

Основная часть средств используется для решения проблем загрязнения воздушной среды и энергетики, водной среды (около 80% средств), а остальная идет на решение проблем от­ходов и поддержки природоохранных фондов.

Среди финансовых учреждений, предоставляющих средства для природоохранной деятельности в странах Центральной и Восточной Европы, следует отметить правительственные орга­ны, природоохранные фонды (формирующиеся за счет приро­доохранных налогов и сборов, а также поступлений от прива­тизации, дотаций доноров и кредитов международных финан­совых учреждений), двухсторонних и многосторонних доноров.

Значительную роль в оздоровлении окружающей среды иг­рает программа мер в области капитального развития (Аген­тство международного развития США), рассчитанная на не­сколько лет и предусматривающая выделение 2,3 млн долл. США. Одновременно ставилась цель: стимулировать процессы приватизации, развития рыночной экономики и демократии в странах Центральной и Восточной Европы. В соответствии с этой программой в Венгрии, Польше, Чешской Республике и Словакии осуществлено 102 проекта, в том числе экологиче­ской направленности.

В России и ряде стран, ранее входивших в СССР, Агентство международного развития США проводит программу природо-

охранительной деятельности и технологий. В ней принял уча­стие Гарвардский институт международного развития, зани­мавшийся вопросами содействия устойчивому развитию управ­ления лесным хозяйством на Дальнем Востоке, налогообложе­ния природных ресурсов в России, выработки мер по реализа­ции материально-финансовой ответственности за прошлый экологический ущерб, особенно в период приватизации, разра­ботки справочника по природоохранному законодательству для общественности России.

Материалы Софийской конференции 1995 г. содержат при­меры помощи в природоохранной деятельности государствам Центральной и Восточной Европы и России со стороны Авст­рии, Канады, Дании, Германии, Нидерландов, Норвегии, Швеции, Швейцарии, Соединенного Королевства Великобри­тании, США. Кроме того, дается информация о деятельности международных организаций — Европейской экономической комиссии ООН, Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Европейского Союза, Международной торговой па­латы (МТП), Международной сети ассоциаций по управлению природопользованием (МСАУП), Всемирного предпринима­тельского совета по устойчивому развитию (ВПСУР). Последние четыре организации концентрируют свое внимание на сле­дующих трех вопросах:

S согласование экологических норм и стандартов на меж­дународном уровне;

S экологическая ответственность за нанесенный в про­шлом экологический ущерб;

S создание необходимого потенциала в области управления природопользованием.

Механизмы финансирования природоохранных мероприя­тий в странах Центральной и Восточной Европы и в новых не­зависимых государствах (ранее входивших в СССР) включают дотации (или субсидии), займы, т.е. субсидии для покрытия об­служивания кредитов, гарантии природоохранных кредитов, долевое финансирование природоохранных проектов, совмест­ное (взаимодополняющее) осуществление природоохранных обязательств по международным конвенциям, экспортные кре­диты, долговую конвенцию — зачет расходов на природоохрану в счет погашения государственных долгов.

Однако в России имеется немало факторов, отторгающих от нее западных инвесторов, в том числе:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Взаимодействие бизнеса | Высокое налогообложение и коррупция
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.