Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Маркетинговая концепция управления природопользованием на уровне транснациональных корпораций




Экологические проблемы отражаются во всех документах корпоративного планирования, программирования и оператив­ной деятельности транснациональных корпораций (ТНК). Об­разно говоря, происходит процесс формирования экологиче­ского сознания. То же самое наблюдается и в финансовых кругах, где все большее число крупных банков и финансовых компаний учитывают экологические проблемы в процессе при­нятия решений об инвестициях. Данное обстоятельство осо­бенно важно для предприятий стран с переходной экономикой, которые пытаются получить поддержку у западных партнеров и инвесторов и обеспечить более привлекательные условия для сотрудничества с ними.

Маркетинговая система «жизненного цикла» продукции са­мым причудливым образом отразилась в национальном законо­дательстве многих стран. Известно, что в Германии принят за­кон о замкнутом цикле веществ в обращении с отходами. Дан­ный подход к процессу экологизации уже сказывается на науч­ных исследованиях и разработках. Смещение акцента с разра­ботки проекта продукции с коротким сроком использования (т.е. получения прибыли от больших объемов продаж и боль­шого товарооборота) к производству товаров длительного поль­зования, которые в дальнейшем можно использовать для вто­ричной переработки, ремонта, восстановления, модификации или перезаправки, потребовало сотрудничества поставщиков сырья и материалов с потребителями для оптимизации произ­водственных процессов. Возникший затем рост спроса на эко­логически чистые технологии и товары создал довольно благо­приятные возможности в области занятости и инвестиций, не говоря уже о весьма значительном факторе — экономии мате­риалов и энергии.

ТНК занимаются разработкой структурно оформленных систем управления природопользованием (систем экоуправления) на сугубо добровольной основе. При этом учитываются финан­совые выгоды в виде новых рыночных возможностей и повы­шения эффективности производства. Особое внимание уделя­ется рискам, среди которых в первую очередь следует назвать чрезвычайные ситуации, ограничения в получении банковского кредита и частных инвестиций, потерю рынков и потребителей.

Стимулами для создания системы экоуправления являются:

· формирование международного природоохранного зако­нодательства;

· поиски экономических и финансовых рычагов (налогов, штрафов и других платежей), используемых в случаях загрязне­ния окружающей седы и неразумного использования природ­ных ресурсов;

· введение комплекса мер, сурово наказывающих ТНК в случае аварий с тяжелыми экологическими последствиями (фи­нансовая ответственность за нанесенный ущерб, расходы на ликвидацию ущерба, временное прекращение производствен­ной деятельности и т.д.);

· повышенное внимание общественности к экологической Деятельности транснациональных корпораций;

· понимание межцународной общественностью того факта, что экологические характеристики продукции и технологиче­ских процессов, используемые ТНК, могут повлиять на конку­рентоспособность на внутреннем и международном рынках;

· необходимость создания международных экологических стандартов из-за опасения столкнуться с международными тор­говыми барьерами;

· предоставление банками, инвесторами и страховыми компаниями более льготных условий для ТНК в случае прове­дения ими экологической политики с целью стимулирования природоохранной деятельности.

В Европе система экоуправления стала внедряться в 1985 г. в Нидерландах под эгидой Промышленной федерации страны. Затем эта деятельность приобрела характер государственной политики, оказывающей заметное воздействие на состояние окружающей среды. Разрабатывать системы экоуправления как составной части экономической деятельности начали примерно 250 тыс. фирм из числа тех, которые оказывают незначительное воздействие на окружающую среду. Системы экоуправления учитываются при заключении контрактов и соглашений, при выдаче лицензий.

Для маркетинговых расчетов большое значение имеет вве­дение законодательства об экологической отчетности корпора­ций и компаний. Значительно облегчаются маркетинговые рас­четы благодаря разработанным в ряде стран национальным стандартам системы экоуправления. Так, первым стал британ­ский стандарт BS 7750, который был издан в Великобритании в январе 1994 г. В дальнейшем его официально утвердили во многих европейских странах.

Вместе с тем возникла идея создания единого международ­ного стандарта. По своему характеру он должен отвечать кон­цепции равных возможностей, предусмотренной международ­ными торговыми соглашениями в рамках Европейского Союза и Всемирной торговой организации (ВТО).

Авторитетная международная организация по стандартиза­ции (ИСО) разработала стандарты (серия ISO 14000) для систем экоуправления, экологического аудита и других видов деятель­ности в данной области, что значительно упростило систему маркетинговых расчетов. В 1995 г. завершилась работа над ме­ждународным документом ISO 14001. Одновременно был создан справочный документ по экоуправлению, объединяющий все стандарты серии ISO 1400.

Идея экологического аудита на международном уровне воз­никла в 1993 г., когда Европейский союз опубликовал поста­новление по системе экоуправления и экологического аудита (Eco-Mamagement and Audit Scheme — EMAS), которое вошло в силу в апреле 1995 г. Эта система носит добровольных харак­тер. Она применяется во всех странах — членах ЕС и касается компаний, занимающихся промышленной деятельностью. В соответствии с ней компании должны осуществлять маркетин­говые программы природоохранной деятельности по следую­щим направлениям:

· иметь систему экоуправления (в соответствии с местона­хождением концерна или компании);

· периодически проводить оценку их выполнения;

· публиковать экологические показатели своей работы (они подлежат проверке независимым аккредитованным кон­тролером).

Характерно, что все компании, деятельность которых отве­чает требованиям системы экоуправления и экоаудита, должны официально регистрироваться и получать право использования специального логотипа. С точки зрения функционирования маркетинговых моделей представляют интерес такие компонен­ты вышеназванной системы, как управление качеством продук­ции, экологический аудит и экологическая отчетность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.