Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Загрязнение окружающей среды

Опасные и вредные производственные факторы, их воздействие

УСЛОВИЯ ТРУДА ПРИ ПОСТРОЙКЕ СУДОВ

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение термину «клетка».

2. Расскажите о строении клетки.

3. Каков химический состав клетки?

4. Что Вы знаете о нуклеиновых клетках?

5. Как происходит синтез белков в клетке?

6. Какие клетки называют возбудимыми?

7. Что такое адекватные и неадекватные раздражители?

8. Как происходит размножение клеток? Фазы митоза.

9. Объясните понятие « дифференцировка клеток».

10. Что называют тканью?

11. Назовите виды тканей.

12. Какие ткани относятся к эпителиальным? Особенности их строения и функции.

13. Основная особенность строения соединительной ткани.

14. Назовите виды соединительной ткани, их расположение, особенности строения и основные функции.

15. Дайте характеристику хрящевой ткани: строение, виды, расположение в организме.

16. Дайте характеристику костной ткани: расположение, строение, функции.

17. Классификация мышечных тканей.

18. Строение и месторасположение гладкой мышечной ткани.

19. Исчерченная скелетная мышечная ткань, функциональные особенности.

20. Назовите структурно- функциональные особенности сердечной мышечной ткани.

21. Где расположена нервная ткань? Ее строение.

22. Каковы особенности строения нейрона?

23. Виды нейронов.

24. Виды нервных волокон и их строение.

25. Что такое рецепторы и эффекторы?

26. Дайте определение понятиям «орган», «система органов», «аппарат органов».

27. Какие системы органов Вы знаете?

(ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ САНИТАРИЯ В СУДОСТРОЕНИИ)

 

В настоящее время защита окружающей среды является одним из факторов выживания человечества. Последствия недостаточного внимания к этой проблеме в ряде регионов планеты становятся катастрофическими. Речь идет не только о благосостоянии человечества, но и о его выживании. Особенно тревожно то, что деградация естественной среды может оказаться необратимой.



Под охраной окружающей среды понимают совокупность международных, государственных и региональных правовых актов, инструкций и стандартов, которые доводят общие юридические требования до каждого конкретного загрязнителя и, которые обеспечивают его заинтересованность в исполнении этих требований, конкретных природоохранных мероприятий относительно превращения в жизнь этих требований.

Природоохранной является любая деятельность, направленная на сохранение качества окружающей среды на уровне, что обеспечивает стойкость биосферы.

К ней относится как крупномасштабная, осуществляемая на общегосударственном уровне деятельность по сохранению эталонных образцов неприкосновенной природы и сохранению разнообразия биологических и растительных видов на Земле, организации научных исследований, подготовке специалистов-экологов и воспитанию населения в духе уважения к природе, так и деятельность отдельных предприятий по очистке атмосферы и водных бассейнов от газообразных, твёрдых и жидких вредных веществ, снижению норм использования природных ресурсов и так далее. Такая деятельность осуществляется в основном инженерными методами.

Поскольку не была решена вовремя задача охраны природы от негативного влияния человека, то теперь все чаще появляется задача защиты человека от влияния загрязнённой ним природной среды. Оба этих понятия интегрируются в выражение «охрана окружающей (человека) естественной (природной) среды».

Охрана окружающей природной среды состоит из:

- правовой охраны, которая формулирует научные экологические принципы в виде юридических законов, обязательных для выполнения;

- материального стимулирования природоохранной деятельности, которое стремится
сделать ее экономически выгодной для предприятий;

- инженерной охраны, которая разрабатывает природоохранную и ресурсо-сберегающую технологию и технику.

В результате хозяйственной деятельности человека в атмосфере появляется большое количество загрязняющих веществ. Взаимодействие атмосферного воздуха с водой и почвой приводит к качественным и количественным изменениям всей биосферы в целом, усиливая и убыстряя нежелательные изменения состава и структуры атмосферного воздуха, климата Земли.

Наиболее сильные изменения климата и качества атмосферного воздуха наблюдаются в больших городах. Если кислород в атмосферном воздухе будет очень сильно загрязнён всяческими веществами, то постепенно всё живое на Земле будет сокращать срок своей жизни, пока не произойдёт истребление всего живого.

Разнообразное вмешательство человека в естественные процессы в биосфере можно сгруппировать по следующим видам загрязнений, понимая под ними любые нежелательные для экосистемы антропогенные изменения:

- ингредиентные (ингредиент - составная часть сложного соединения или смеси) загрязнения, как совокупность веществ, количественно или качественно далеких природному биогеоценозу;

- параметрические загрязнения (параметр окружающей среды - одно из его свойств, например уровень шума, освещенности, радиации и так далее), связанные с изменением качественных параметров окружающей среды;

- биоценотические загрязнения, которые заключаются во влиянии на состав и структуру популяции живых организмов;

- стациально-деструкционные загрязнения (стация - местожительство популяции, деструкция - разрушение), которые представляют собой изменение ландшафтов и экологических систем в процессе природопользования.

Стремительное развитие всех отраслей промышленности, энергетики, транспорта, увеличение численности населения и урбанизация, химизация всех сфер деятельности человека привели к определенным изменениям окружающей природной среды, в том числе неблагоприятных, что заключаются главным образом в загрязнении биосферы. Влияние вредных веществ антропогенного происхождения на естественную среду, а так же реакция среды на эти влияния становятся глобальными, всеобъемлющими. Поэтому вопрос наблюдений, охраны и контроля естественной среды в условиях научно-технической революции является составной и неотъемлемой частью социального развития общества.

В Украине хорошо осознается опасность возможных негативных последствий влияния человека на природу (хотя и не разделяется мысль о неизбежности наступления экологического кризиса)и принимаются действенные меры по регуляции взаимодействия человека с окружающей средой. Конечно, решение этой проблемы заключается не в ограничении развития человеческого общества, а в гармонизации его отношений с природой, в умном преобразовании природы, рациональном использовании ее ресурсов в интересах нынешнего и будущего поколений.

4.1.2. Современное судостроение - это многопрофильная отрасль промышленности, включающая судовое корпусостроение, машино и приборостроение, а также ряд смежных видов производ­ства. Судостроение характеризуется неблагоприятными условиями труда, наличием опасных и вредных факторов, приводящих к производственным травмам, общей и профессиональной за­болеваемости. Рассмотрим наиболее общие и типичные для су­достроения неблагоприятные условия труда, повышающие опас­ность для жизни и здоровья работающих.

1. Большее число судостроительных предприятий имеют от­крытые построечные места: сухие доки, горизонтальные и на­клонные стапели, не защищенные от метеорологических условий. Отсюда - переохлаждение и перегревание работающих в зной и в холод, их подверженность ветру и осадкам, и, как следствие, возможность простудных, легочных и других заболеваний.

2. Рост водоизмещения и увеличение главных размерений судов, а также укрупнение предварительно собираемых конструкций корпуса и агрегатирование машин приводят к необходимости работать на значительной высоте с лесов и подмостей, пользоваться сходнями, лестницами и трапами в цехах, на построечных местах, при достройке и ремонте судов, что приводит к опасности падения с высоты и получения тяжелых травм.

3. Современная технология и организация постройки судов предусматривают большой объем погрузо-разгрузочных и транспортных работ, а также складирование материалов и готовых изделий. Так как большинство отечественных предприятий рас­положены на ограниченных по площади территориях, то тран­спортировку, погрузку и разгрузку приходится проводить в не­посредственной близости от людей; это - опасный фактор, при­водящий к значительному числу несчастных случаев с работаю­щими, а также с находящимися в местах подъемно-транспорт­ных операций людьми.

4. Типичной для судостроения особенностью является выполнение ряда работ в замкнутых1 и труднодоступных судовых отсеках и помещениях - междудонных, бортовых, в цистернах (1 Замкнутыми считают помещения, имеющие один или несколько люков (лазов) с размерами, препятствующими свободному и быстрому проходу ра­ботающих; труднодоступными - помещения с малыми размерами, затрудня­ющими выполнение работ и естественный воздухообмен).

Это приводит к неудобным, трудным при работе положе­ниям тела, вызывает дополнительные физические нагрузки и преждевременную усталость, ослабляет внимание и повышает опасность для работающих.

5. Условия труда для большого числа профессий в судостроении таковы, что работающие подвергаются одновременному воздействию различных опасных и вредных производственных факторовфизических, химических, биологических и психофи­зиологических; это увеличивает опасность производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

К числу основных физических опасных и вредных производ­ственных факторов относятся:

- движущиеся машины и механизмы, подвижные части произ­водственного оборудования, перемещаемые изделия и заготовки;

- повышенная запыленность и загазованность воздуха рабо­чей зоны от сварки, газовой резки, окрасочных и других работ;

- повышенная или пониженная температура конструкций кор­пуса и поверхностей оборудования;

- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

- повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;

- повышенная или пониженная влажность и подвижность воз­духа;

- повышенный уровень ионизирующих излучений в рабочей зоне;

- повышенное значение напряжения в электрической цепи, за­мыкание которой может произойти через тело работающего;

- повышенный уровень статического электричества;

- повышенный уровень электромагнитных излучений;

- недостаточная освещенность рабочей зоны;

- острые кромки, заусеницы и шероховатость на поверхностях деталей и конструкций.

К основным химическим опасным и вредным производст­венным факторам относят токсические, раздражающие и канцерогенные вещества, проникающие в организм рабочих через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистую оболочку. Это характерно для очистных, изоляци­онных, окрасочных работ, а также при нанесении металлопо­крытий, работах с использованием клеев, при постройке судов из пластмасс.

Менее типичны для судостроительного производства биоло­гические опасные и вредные производственные факторы — мик­роорганизмы и продукты их жизнедеятельности.

Психофизиологические опасные и вредные производствен­ные факторы (физические и нервно-психические перегрузки) также оказывают свое вредное воздействие. Для судостроения характерны статические перегрузки работающих на стационар­ных рабочих местах (например, перегрузки кистей рук и пред­плечий у рабочих-станочников) и динамические перегрузки у за­нятых тяжелым физическим трудом при формировании секций и блоков, монтаже корпуса и механизмов на построечных ме­стах. Физические перегрузки усиливаются при вынужденно не­удобном положении тела (рабочей позе) людей: наклонном, на корточках, лежа — при работе в отсеках и цистернах, при мон­таже оборудования, трубопроводов и систем.

Нервно-психиче­ские перегрузки (умственное перенапряжение, перенапряжение органов зрения и слуха, эмоциональные перегрузки) присущи больше работникам умственного труда - руководителям произ­водства, сотрудникам научно-исследовательских подразделений, конструкторских организаций судостроения.

Необходимо учитывать комплексное, единовременное воздей­ствие на работающих не одного, а нескольких опасных и вред­ных факторов. Поэтому соблюдение установленных санитарными нормами предельно допустимых концентраций (ПДК) и пре­дельно допустимых интенсивностей (ПДИ) опасных и вредных воздействий не всегда обеспечивает безопасные и безвредные условия труда на данном рабочем месте. Значения ПДК и ПДИ установлены на основе данных о физиологическом воздействии на человека одного отдельно взятого вредного или опасного фактора, а при одновременном и комплексном их действии ин­тенсивность и вредные последствия оказываются более силь­ными и опасными для работающих.

Так, у работников основных судостроительных специально­стей в течение смены отмечаются следующие функциональные изменения, связанные с условиями и безопасностью труда:

- в центральной нервной системе - снижение объема и устой­чивости активного внимания, замедление скорости восприятия зрительных сигналов и способности переключать внимание;

- в сердечнососудистой системе - изменения пульса и арте­риального давления от систематического воздействия интенсив­ного шума и вибраций, функциональные изменения системы кровообращения при неудобной и однообразной рабочей позе;

- со стороны двигательного анализатора - падение мышечной силы рук к концу смены, изменение способности к максимально развиваемому мышечному усилию;

- со стороны слухового анализатора - снижение восприятия звука (в том числе асимметричное) в результате длительного утомления и переутомления слухового анализатора с пораже­нием в дальнейшем всего звуковоспринимающего аппарата.

Эти системы организма плюс дыхательная, поражаемая за­грязненной воздушной средой, у рабочих-судостроителей под­вергаются наибольшему воздействию опасных и вредных фак­торов.

По некоторым исследованиям из всех потерь рабочего вре­мени на первом месте стоят сегодня потери от заболеваемости. Поэтому большое значение приобретают профилактические меры по предупреждению воздействия этих факторов: техниче­ские и организационные. В техническую документацию машин, оборудования, технологических процессов на всех этапах по­стройки судов должны быть введены показатели, характеризую­щие условия труда, а производственная санитария должна строго соответствовать установленным нормам.

Одной из универсальных мер профилактики заболеваемости рабочих-судостроителей является рациональная организация труда и отдыха работающих, чередование времени работы с пе­рерывами.

Для судовых сборщиков рекомендуется перед началом ра­боты пятиминутная вводная гимнастика, а также перерывы на 10 мин через каждый час работы. Для сверловщиков, рубщи­ков, клепальщиков также рекомендуется вводная гимнастика, однако перерывы для десятиминутного отдыха здесь необхо­димы через каждые полчаса.

Электросварщикам, работающим в цехе на нестационарных местах рекомендуются перерывы с физкультурными упражне­ниями на 5 мин после второго часа и на 10 мин после третьего и шестого часов работы. Электросварщикам, занятым в замк­нутых судовых отсеках и помещениях, необходимо устанавли­вать режимы работы с учетом объема отсека и возможностей его вентилирования, рабочей позы, характеристик сварки. При относительно благоприятных условиях работы рекомендуются перерывы на 10 мин через каждые полтора-два часа, с выходом сварщика из помещения и вентиляцией последнего; при небла­гоприятных условиях время пребывания в отсеке сокращается, а продолжительность перерывов увеличивается.

Маляры, работающие без респираторов в цехах и больших судовых помещениях, должны получать перерывы на 10 мин после второго, третьего, шестого и седьмого часов работы; ма­ляры, работающие с респираторами в замкнутых отсеках и по­мещениях— перерывы на 20 мин после 40 мин работы, с выхо­дом из помещения для отдыха без респиратора. Для работающих с виброинструментом установлены: обе­денный перерыв — не менее 40 мин; два регламентированных перерыва — 20 мин через 1—2 часа после начала смены и 30 мин через 2 часа после обеденного перерыва. Суммарное время воздействия вибраций не должно превышать 2/з рабочей смены, а продолжительность одноразового непрерывного воздей­ствия, включая микропаузы, входящие в данную операцию 15—20 мин.

Основная задача рационального режима труда и отдыха — снять утомление, которое ослабляет внимание, понижает рабо­тоспособность.

Утомление, наступившее под воздействием того или иного вредного фактора (однообразная, неудобная поза; повышенный уровень шума и вибраций; физические перегрузки; нервное пе­реутомление и т. п.) можно снижать в специальных «комнатах психологической разгрузки». Эти комнаты оборудованы боль­шими слайдами с видами природы, подсвеченными лампами дневного света различных цветов; основное действие оказывает функциональная музыка, звучащая в течение 10—12 мин. На­пример, сначала в течение 1 мин. передаются шум леса и пе­ние птиц, затем 3 мин — мелодичная музыка для общего успо­коения; отдых продолжается под бодрую музыку еще 3 мин и заканчивается при темповой энергичной музыке, означающей переход к ритму производства (еще 3 мин). Во время всего сеанса работает ионизатор воздуха для облегчения дыхания, нормализации кровяного давления и стимулирования биологи­ческих процессов. Так десяти-пятнадцати минутный сеанс в ка­бинете психологической разгрузки возвращает хорошее настрое­ние, нормальную работоспособность.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Система органов | Производственные выбросы в судостроении, защита от них

Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 731; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.022 сек.