КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Биологическое и социальное в структуре личности
Лекция составлена по материалам практического руководства Менделевича В.Д. «Клиническая и медицинская психология» и материалам кандидатской диссертации Зибер А.Э. «Взаимосвязь прогностической (антиципационной) компетентности с клиническими формами, выраженность и степенью компенсации личностных расстройств». План. 1. Биологическое и социальное в структуре личности. 2. Понятия индивид, индивидуальность, личность. 3. Структура индивидуальности: темперамент, характер, личность. 4. Параметры темперамента. 5. Характер. Структура, компоненты гармоничного характера. 6. Уровень притязаний. Локус контроля. 7. Акцентуации характера. 8. Психотипологические особенности личности.
Для человека характерно огромное количество различных свойств и особенностей. Они включают специфику протекания познавательных процессов, интеллектуальные и иные способности, стили мышления, восприятия, общения, эмоционального отреагирования, морально-нравственные качества и множество других составляющих. Однако при ограниченном объеме таких психологических качеств и свойств их сочетание может носить уникальный характер и формировать специфический, не на что не похожий человеческий образ. Мысль о том, что человеческая личность на пути своего нормального развития претерпевает коренные изменения и делается иной раз неузнаваемой, часто встречается в работах многих специалистов. Замечено, что такое преобразование личности происходит большею частью не только путем равномерной эволюции, но и как следствие ряда сдвигов, прерывающих время от времени спокойное и медленное ее развитие. Теоретические и практические исследования показывают, что в основе формирования личности лежит взаимодействие внешних (в первую очередь специфически человеческих) влияний с исходным уровнем состояния соответствующих функциональных систем мозга (Зибер А.Э.). Согласно методологическому принципу детерминизма, провозглашенному в психологии С.Л.Рубинштейном, внешние причины действовали только через внутренние условия и, наоборот, – внутренние, психические, опосредовалось и реализовывалось внешним, материальным. То есть любая стадия психического формировалась лишь в том случае, если ей предшествовало в качестве внутреннего исходного условия другое, даже менее сложное явление (И.В.Боев, 1999). А Л.Л.Рохлин (1974) для понимания единства биологического и социального в личности предлагал рассматривать личность как одно из сложных, интегративных качеств психики, как структурное образование. Многие авторы отмечали, что имелась тенденция все больше признавать значение роли семьи, воспитания, традиций и социальных факторов в формировании личности. Они по этому поводу говорили, что «родители отягощали детей не только своей наследственностью, но и своим воспитанием». Считалось, что для детей, родившихся от психопатических родителей, родная семья представляла самую опасную воспитательную среду. Многие из таких родителей проявляли жестокость по отношению к своим детям, считая семью единственным местом, где они не обязаны были следить за собой и сдерживать, они подавали детям «дурной пример своими страстями, пороками и эксцентричностями» (В.М.Бехтерев, 1954). Понятия индивид, индивидуальность, личность. Характерные различия индивида, т.е. отдельного человека, взятого в совокупности всех присущих ему качеств (биологических, физических, социальных, психологических и др.), с другими индивидами проявляются на различных уровнях индивидуальности. Под индивидуальностью в современной психологии понимается неповторимость, уникальность сочетания различных свойств и качеств человека. По набору отдельных качеств и свойств люди могут быть принципиально сходны (например, близнецы), однако по сочетанию этих качеств кардинально различаться. Психическую индивидуальность человека можно представить как переплетение различных психофизиологических, психологических и социально-психологических свойств. Ядром психической индивидуальности считается темперамент (биологическая составляющая психической индивидуальности). На его основе формируется характер (психологическая составляющая психической индивидуальности), а затем происходит становление личности (социальной составляющей психической индивидуальности). В центре внимания психологии находится проблема реагирования, мотивации поведения, выработки системы поступков человеком, находящимся в различных ситуациях. С большей долей условности можно говорить, что в различных фрустрирующих ситуациях (например, болезни или конфликта) человек «реагирует темпераментом, характером или личностью», т.е. на биологическом, психологическом или социальном уровнях Менделевич В.Д.). (Фрустрация – состояние психики, возникающее в результате осознания крушения надежд, невозможности достижения поставленных целей и проявляющееся сочетанием подавленного настроения с напряжением и тревогой). Темперамент. Учение о темпераментах было создано И.П. Павловым. «Темперамент, — писал И.П. Павлов, — есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет ту или иную печать на всю деятельность каждого индивидуума». Складывается тип темперамента на основе соотношений силы, уравновешенности и подвижности основных нервных процессов — возбуждения и торможения. В настоящее время под темпераментом подразумевается совокупность динамических особенностей психической деятельности: темпа, ритма и интенсивности отдельных психических процессов и состояний. Параметры темперамента: Диагностика темперамента осуществляется по следующим параметрам: · Эмоциональность · Скорость мышления · Скорость двигательных актов · Общительность. 1. Эмоциональность является важнейшим диагностическим параметром оценки типов темперамента. Под эмоциональностью подразумевают: А) скорость проявления эмоциональных реакций, аффекта, переживания после начала действия раздражителя или появления значимой ситуации; Б) преобладающая модальность эмоций; В) преобладающая и типичная степень выраженности эмоциональных переживаний; Г) временная характеристика эмоциональных реакций: длительность, стабильность, лабильность. Д) выраженность и направленность вегетативного подкрепления эмоционального переживания. Внешне эмоциональность проявляется такими альтернативными качествами: 1. впечатлительность – эмоциональная холодность (отражают глубину переживаний); 2. эмоциональная возбудимость – эмоциональная невозбудимость (отражают скорость появления аффекта); 3. эмоциональная стабильность – эмоциональная лабильность (отражают длительность сохранения эмоционального переживания одной модальности). Вегетативные проявления эмоциональности (эмоций): § сердцебиение § изменение дыхания § изменение терморегуляции § особенности пото- и слюноотделения § сухость-влажность кожи § покраснение или побледнение кожи § ускорение или замедление пересальтики кишечника § снижение- повышение артериального давления 2. Вторым параметром темперамента является скорость мышления. Этот параметр оценивается на основании: 1) скорости появления ассоциаций (т.н. «быстрота ума») и 2) скорости речи. О них можно судить, в частности, по скорости ответов на поставленный вопрос и скорости проговаривания слов и фраз. Важно: эти параметры затрагивают лишь количественный показатель, продуктивность и целенаправленность в расчет не берутся! Т.е оценивается не что говорит человек, а как. 3. Скорость двигательных актов характеризуется быстротой появления ответа на раздражитель. Внешне это проявляется быстродействием, «споростью», «шустростью» или, наоборот, медлительностью при ходьбе, беге, умывании, одевании и пр. Некоторые ученые относят к параметрам темперамента активность человека, проявляющуюся частотой и выраженностью обыденной деятельности и импульсивность – готовность начать эту деятельность при любом удобном случае. В целом эти выделенные параметры можно отнести к скорости двигательных актов. 4. Следующий параметр – общительность. Это выраженность субъективной или объективной направленности на общение. С одной стороны он входит в структуру темперамента и является биологически опосредованным; с другой стороны, на процесс формирования общительности влияет характер воспитания. По данному параметру выделяют людей общительных (экстравертов) и замкнутых (интравертов). Экстраверты имеют высокую внешнюю активность наряду с низкой интрапсихической активностью. Интроверты имеют высокую внутреннюю, интрапсихическую активность и низкую внешнюю активность. Экстраверты зависят от внешнего окружения, они нуждаются в общении. Можно сказать, что они руководствуются идеей: «Как я могу повлиять на внешний мир?». Интроверты от общения устают, им представляется возможным длительное время обходиться без внешних контактов. Они прекрасно чувствуют себя, находясь в одиночестве, им не скучно с самими собой. Можно сказать, что они руководствуются идеей: «Как внешний мир может повлиять на меня?». Именно интроверты являются научными и творческими работниками, имеющими способность длительное время находиться в одиночестве, удовлетворяясь внутренней (интрапсихической) интеллектуальной, творческой деятельностью. И.П.Павлов считал, что темперамент это – генотип, т.е. прирожденная, природная особенность нервной системы. Высшая нервная деятельность характеризуется различным соотношением двух основных процессов: возбуждения и торможения Возбуждение – это функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга. Торможение – это затухание активности нервных клеток и центров коры головного мозга. Нервные процессы возбуждения и торможения характеризуются силой, уравновешенностью и подвижностью. Сила нервных процессов характеризует нервную систему человека с точки зрения способности выдерживать влияние раздражителей внешней среды. Уравновешенность нервных процессов указывает на особенности соотношения процессов возбуждения и торможения у человека. Подвижность нервных процессов показывает способность возбуждения и торможения быстро сменяться один другим. Различные сочетания этих показателей присущи различным типам ВНД человека. И.П. Павлов выделял четыре типа ВНД и в соответствии с этим четыре вида темперамента. 1. Безудержный. Процессы возбуждения и торможения сильные, подвижные, не уравновешены. Этому типу ВНД соответствует холерический темперамент. 2. Сильный. Процессы возбуждения и торможения сильные, однако, между ними существует равновесие. Этому типу ВНД соответствует сангвинический темперамент. 3. Инертный. Процессы возбуждения и торможения сильные, уравновешенные, но малоподвижные. Этому типу ВНД соответствует флегматический темперамент. 4. Слабый. Процессы возбуждения и торможения протекают слабо. Они малоподвижны, не уравновешены. Этот тип ВНД соответствует меланхолическому темпераменту. Психологическая характеристика темперамента:
Иной подход к определению темперамента предлагал С.Л.Рубинштейн, по мнению которого наиболее важными свойствами темперамента являются впечатлительность и импульсивность, которые включают в себя все вышеперечисленные параметры. И действительно, используя свойства впечатлительности и импульсивности, можно достаточно точно определить различные типы темперамента:
Некоторые характеристики типов темперамента: Холерики – аффекты экстрапунитивной направленности (на других): впышки гнева, раздражительности, страха, ажитации, паники, радости, экстаза. Меланхолики – застревание на определенных аффектах, интропунитивная направленность аффекта (на себя): депрессия, печаль, тоска, чувство вины, стыда, застенчивость. Сангвиники – реагируют, но не принимают близко к сердцу. Определенная формальность: внутренняя холодность и внешняя эмпатичность. Флегматики – безразличие ко многим сторонам жизни. Каждый из рассмотренных типов темперамента имеет свои положительные и отрицательные стороны. Нельзя утверждать, что один темперамент хороший, а другой – плохой. Как отмечает К.К. Платонов, в обычных условиях каждый темперамент имеет свои преимущества и недостатки. Обычно сангвинику свойственна общительность; флегматику выдержка и самообладание; холерику— страстность, активность, увлеченность в работе; меланхолику — глубокие переживания, впечатлительность. К негативным сторонам темперамента относятся: у сангвиника — поверхностность, непостоянство, разбросанность; у флегматика — «толстокожесть», безразличие к людям, сухость; у холерика — взрывчатость, стремление к незавершению начатых действий; у меланхолика — замкнутость и застенчивость. Человек любого темперамента способен достигать в жизни успехов и социального признания. Из истории, например, известно, что А.В.Суворов был холериком, а М.И.Кутузов – флегматиком, но оба они были великими полководцами. А.С.Пушкин обладал холерическим темпераментом, А.И.Герцен – сангвиническим, И.А.Крылов – флегматическим, Н.В.Гоголь – меланхолическим, но каждый из нх внес выдающийся вклад в отечественную культуру. Важно знать: 1. Темперамент является врожденным, наследуемым компонентом индивидуальности. 2. Параметры темперамента имеют склонность к поразительному постоянству во времени. Они практически не изменяются от раннего детства до глубокой старости (конечно, если человек сохраняет свое психическое и физическое здоровье, в противном случае говорить о свойствах темперамента достаточно сложно – биологические основы заболевания изменяют всю структуру психического реагирования). 3. «Свойства темперамента сами по себе не способны породить личностные качества» (Леонтьев А.Н.). В самом темпераменте нет побудительной основы. 4. Реакции на уровне темперамента носят инстинктивный характер (в то время, как в основе личностных и характерологических реакций лежит мотивационный ряд, основанный на жизненном опыте, познавательном уровне, интересе и значимости внешних и внутренних процессов).
5. «Темперамент обозначает род сырого материала, из которого складывается характер. Он относится к химическому климату или внутренней погоде, в которой развивается личность» (Г.Олпорт). Характер. Следующим образованием является характер – совокупность индивидуальных и ставших устойчивыми стереотипов поведения, штампов эмоциональных реакций, стиля мышления; зафиксированная в привычках и манерах система взаимоотношения с окружающими. Основную роль в формировании черт характера играют формы и методы воспитания. Человек к возрасту совершеннолетия практически завершает формирование черт характера, и его поступки начинают носить оттенок устоявшихся и не обсуждаемых правил. Характер так же, как и темперамент является устойчивой структурой, не склонной существенно изменяться в процессе жизни. В связи с этим центральным вопросом учения об индивидуальности является вопрос о кардинальных признаках гармоничных черт характера. Гармоничные черты характера – это совокупность индивидуально-психологических стереотипов поведения, способствующих гармонизации обыденных межличностных взаимоотношений и избеганию межличностных и внутриличностных конфликтов. Таким образом, основой оценки гармоничности или негармоничности характера служит параметр отсутствия у человека конфликтов как внешних (т.е. с участниками коммуникации) – адаптивность, так и внутренних – самоактуализация. Гармоничный характер условно представляет собой блок из двух групп психологических параметров, включающих: · Адаптивность · Самоактуализацию
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 4364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |