Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы общения

Основные этапы деловой беседы.

1. Начало беседы. Установление контакта. Цель этапа: расположит к себе партнера по общению, сныть эмоциональное напряжение.

2. Ориентация в проблеме. Информирование. Цель: определение истинной проблемы общения, используя техники активного слушания.

3. Аргументация и контраргументация. Цель: принятие обоюдного решения, достижения согласия.

4. Завершение беседы. Цель: оставить хорошее впечатление, дать положительные эмоции. Рассмотрим психологические особенности ведения беседы, а также те техники, которые помогают собеседникам добиться оптимального результата в ходе беседы.

 

Установление контакта.

В социальной психологии существует эффект установки на восприятие другого человека. Может быть 3 типа установки:

1. Позитивная - переоцениваем положительные качества и игнорируем слабые качества человека: проявляем неосознанное доверие симпатию.

2. Адекватная установка - воспринимаем, что у каждого человека есть свои достоинства и недостатки.

3. Негативная установка - воспринимаем только отрицательные качества, выискиваем недостатки, подозрительны, недоверчивы.

 

Врач должен ориентироваться только на адекватную и позитивную установку при общении с пациентом.

 

Психолог К. Роджерс, выделил 3 условия установления контакта с человеком:

1. Искренность: то, что я чувствую, я осознаю, и выражаю в общении.

2. Безусловное принятие другого человека - принятие без предупреждений, без “наклеивания ярлыков”

3. Эмпатия - сопереживание, настроенность на другого человека, способность её глазами увидеть ситуацию.

 

Может быть 3 типа установки:

1. Позитивная - переоцениваем положительные качества и игнорируем слабые качества человека: проявляем неосознанное доверие симпатию.

2. Адекватная установка - воспринимаем, что у каждого человека есть свои достоинства и недостатки.

3. Негативная установка - воспринимаем только отрицательные качества, выискиваем недостатки, подозрительны, недоверчивы.

 

психолог К. Роджерс, выделил 3 условия установления контакта с человеком:

1. Искренность: то, что я чувствую, я осознаю, и выражаю в общении.

2. Безусловное принятие другого человека - принятие без предупреждений, без “наклеивания ярлыков”

3. Эмпатия - сопереживание, настроенность на другого человека, способность её глазами увидеть ситуацию.

 

Ориентация в проблеме.

Этот этап беседы предполагает активное слушание собеседника и понимание его проблемы. Понять невозможно, не услышав. Сообщение может не дойти до Вас, если Вы сам “не умеете слушать”, и если Ваш партнер “не умеет излагать свои мысли”. Вспомним некоторые изречения, ставшие “крылатыми”: “Истина находится не в словах говорящего, а в ушах слушающего” (Восточная мудрость “Бывает, что человек судит здорово, но внятно изложить свои мысли не может” (Цицерон) “Научись слушать, и ты можешь извлечь пользу из тех, кто говорит плохо” (Плутарх). Если Вы желаете повлиять на ситуацию - послушайте, что Вам говорят.

Техники проведения партнерской беседы.

 

А. Не способствуют взаимопониманию партнеров:

 

1. Негативная оценка - принижение партнера.

Высказывание, принижающие личность партнера, например: “Глупости ты говоришь”, “Ты видишь это в неправильном свете” и т.д.

2. Игнорирование. Собеседник не принимает во внимание того, что говорит партнер, пренебрегает его высказываниями.

3. Эгоцентризм. Собеседник пытается найти у партнера понимание лишь тех проблем, которые волнуют его самого.

4. Перебивание. Попытка развить его идею или сделать вывод не дослушав.

 

Техники проведения партнерской беседы.

 

В. Промежуточные техники:

 

5. Выспрашивание. Собеседник задает партнеру вопрос за вопросом, а намерения, с которыми они задаются, остаются неясными собеседнику.

6. Замечание в ходе беседы. Высказывается впечатление о том, как протекает беседа: “Мы несколько отвлеклись от темы”, “Мы настолько эмоционально беседуем, что нам это мешает” и т.д.

7. Поддакивание. Собеседник сопровождает высказывание партнера реакциями типа: “Да-да”, “Угу” ит.п.

 

Техники проведения партнерской беседы.

С. Способствует пониманию партнера (активное слушание):

 

8. Проговаривание (эхо-техника). Собеседник своими словами передает высказанные мысли и чувства партнера: “Как я понял...”, “Другими словами...” и т.д.

9. Развитие идеи. Собеседник выводит логическое следствие из слов партнера или выдвигает предположение относительно причин высказывания: “Видимо, потому что...”, “Если исходить из того, что вы сказали, то...”

10. Резюме. Собеседник воспроизводит высказывание партнера в сокращенном, обобщенном виде, кратко формулирует самое существенное в нем “Вашими основными идеями, как я понял, является...”, “Итак...”Сообщение о переживаемом влияет на ход беседы.

 

Перечень техник, влияющих на эмоциональный фон беседы

Снижающих напряжение:

lПредоставление партнеру возможности выговориться.

lВербализация эмоционального состояния: - своего – партнера

lПодчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений, единство цели и ДР-)

lПроявление интереса к проблемам партнера

lПодчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах

lВ случае вашей неправоты - немедленное признание ее

lПредположение конкретного выхода из сложившейся ситуации

lОбращение к фактам

lСпокойный уверенный темп речи

lПоддерживание оптимальной дистанции, угла поворота и наклона тела

 

Методы аргументации (убеждения)

1.Метод положительных ответов Сократа. Ход решения проблемы ослеживается минимальными шагами, которые формулируются как вопрос: “Согласны ли вы, что...?” Необходимо на каждом шаге достичь понимания и согласия партнеров - вместе прийти к одним и тем же выводам.

2. Метод перелицовки. Это постепенное подведение собеседника к противоположным выводам путем поэтапного прослеживания решения проблемы в месте с ним т.е. доказывающий шаг за; шагом прослеживает не свое решение, а решение, предлагаемое партнером. Полезно использовать наглядные средства.

3. Метод расчленения. Разделение аргументов партнера на верные, сомнительные и ошибочные с последовательной их проработкой. Важно сначала согласиться с тем аргументом партнера, который не вызывает у вас возражений, а уже затем выразить сомнения по поводу следующих аргументов. Начинать лучше со слов: “Я согласен, уверен в том, ч я..., но я совсем не согласен с тем, что...” (см. в тексте)..

Методы аргументации (убеждения)

4. Метод аналогий. Доказательство путем сравнения с уже известным и не подлежащим сомнениям фактам или фактами.

5. Метод “салями”. Постепенное поведение собеседника к полному согласию с Вами путем получен его согласия сначала в главном, а затем в необходимых для полного согласия частное.

6. Метод замедления темпа. Умышленно медленное проговаривание слабых мест в аргументации партнера.

7. Методы классической риторики. Соглашение с высказываниями партнера с последующим внезапным опровержением всех его построений с помощью одного сильного аргумента. Особенно полезен в случаях излишней агрессивности партнера

 

Техники психологической самообороны.

Психологическая самооборона требует:

1. использование четких речевых формул;

2. правильно подобранной дистанции;

3. основательности в ответе

техники психологической самообороны

1. Техника бесконечного уточнения

2. Техника внешнего согласия

3. Техника испорченной пластинки

Этап 4. Завершение беседы.

Снизьте эмоциональное напряжение после этапа аргументации, используя уже знаковые Вам техники. Скажите на прощанье несколько теплых, любезных слов собеседнику, подведите итог разговора, коротко подытожив все сказанное. Не скупитесь сказать еще один комплимент собеседнику, подчеркните те достоинства личности, которые Вы увидели в нем в ходе беседы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Паралингвистические особенности невербального общения | Туристская политика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.