Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура богословских наук. Внешнее и внутреннее богословие




Отрасли (дисциплины) богословия:

Фундаментальное (теоретическое) или систематическое богословие:

триадология ‒ учение о Святой Троице

ангелология ‒ учение об ангелах

антропология ‒ учение о человеке

Хамартология ‒ учение о грехе

понерология ‒ учение о зле

христология ‒ учение о природах и лице Иисуса Христа

сотериология ‒ учение о спасении

экклезиология ‒ учение о Церкви

иконология ‒ учение об иконе

сакраментология ‒ учение о таинствах

эсхатология ‒ учение о последних судьбах мира

Догматическое богословие (догматика) ‒ системная интерпретация догматов вероучения

Апологетическое богословие (апологетика) ‒ обоснование вероучения с помощью рациональных средств

Сравнительное богословие ‒ компаративный анализ базового вероучения с основоположениями других религий

Пастырское богословие:

литургика ‒ теория и практика богослужения

гомилетика ‒ теория и практика проповеднической деятельности

катехитика ‒ первоначальное учение о вере

каноника ‒ теория церковного права

Нравственное богословие ‒ учение Церкви о нравственном сознании и нравственном поведении человека

Библейское богословие:

экзегетика ‒ критическое объяснение или интерпретация библейских текстов

герменевтика ‒ теория и методология истолкования религиозных источников

исагогика

Историческое богословие:

церковная археология ‒ история церкви, история Библии и её истолкований и др.

библейская история

история Древней Церкви

византология

история поместных церквей

история РПЦ

Анализ сущности богословско-догматических построений требует не только фиксации особенностей догматики, но и выяснения источников их формирования, чтобы постепенно погружаясь в систему религиозных построений, показать предметно неразрывность единого бытия христиан, их вероучения и, в конечном счете, религии в целом. Нам необходимо выяснить не только источники, но и описать круг тех дисциплин, которые входят в состав богословия и раскрывают смысл и направленность религиозных представлений.

По учению христиан, истины веры основаны на учении Священного Писания и Священного Предания. Что ж собой представляют данные основы христианства? «Под именем Священного Писания и Священного Предания, – разъясняет протоиерей Михаил Помазанкий, – разумеются книги, писанные Святыми пророками и апостолами под воздействием Духа Святого, и поэтому именуются боговдохновенными» (Помазанский М. Догматическое богословие в кратком изложении. С.7). По мнению богословов, в состав Священного Писания входят книги Ветхого и Нового Заветов, которые были написаны людьми под воздействием Духа Святого.

В системе богословия сложилась совокупность дисциплин, которые изучают книги Ветхого и Нового Заветов как основные источники христианского вероучения. К ним, кроме истории Ветхого и Нового Заветов, относятся библеистика, иссагогика или, как ее чаще называют, «Введение в книги Священного Писания» (совокупность библейских дисциплин, изучающих бого-вдохновенности канона, герменевтики, перевода, датировки и все виды критики). (Богословские труды. Сб.28. С.282).

Особое место среди этих дисциплин занимает теологическая герменевтика, которую богословы определяют как «науку, излагающую способы к пониманию подлинного смысла Священного Писания», или же как искусство и науку истолкования и объяснения Священного Писания. Современные вероучители определяют эту отрасль христианского знания как науку, занимающуюся определением фундаментальных принципов толкования, а не только принципов изъяснения текста Писания (экзегезы).

Понятие «Священное Предание» истолковывается учителями церкви как передача Вселенской Церковью верующим из поколения в поколение незаписанного в канонических книгах Ветхого и Нового заветов Слова Божьего.

Митрополит Московский Макарий так раскрывал сущность и значение «Священного Предация» для верующих: «Истинное учение о Боге и о Христе заключено в Святом Писании. Но это учение должно.быть правильно понято и истолковано... Это возможно только в Церкви, которая есть «столп и утверждение истины» (1 Тем. 3. 15)». Глава Церкви – Сам Господь Бог, поэтому в церкви обитает Святой Дух, который и наставляет ее на всякую истину. Для провозглашения истины собирались Великие Соборы. Их определения остаются неизменными основаниями всего учения Православной церкви и по сей день». (Макарий, митрополит Московский. Слова и речи. СПб., 1891. С.413.)

Права излагать учение, библейские тексты и правила веры в церкви закреплены за определенным кругом лиц, которые могут от имени церкви разъяснять христианское учение, но их суждения по вопросам веры должны быть приняты соборным сознанием, т.к. без утверждения этих суждений Собором они не могут претендовать на статус общеобязательных для всех верующих. Таким образом, предание – это есть официально одобренное церковью мнение богословов по вопросам веры, которое не изложено в писании христиан, а было выработано церковью в ходе ее развития и в обязательном порядке закреплено в церковных актах.

Святое Предание также изучается богословием. Одной из центральных богословских дисциплин, изучающих и излагающих предание церкви, является патристика, которая может быть определена как «наука, извлекающая из писания Святых отцов и сводящая воедино все о предметах христианского учения» (Архиепископ Макарий. Введение в православное богословие. С.430), а также излагающая «догматические, обрядовые и исторические истины, не содержащиеся буквально в «Священном Писании» (там же, с.458).

Центральной частью православного богословия является совокупность теологических дисциплин, обосновывающих главные вероучительные положения христианской веры. К ним относятся: догматическое богословие, нравственное богословие, церковное богословие, причем в последнее входят такие дисциплины, как литургика, церковное и каноническое право, пастырское богословие.

Догматическое богословие изучает истины христианства, из которых состоит учение о Боге и Его отношении к человеку через творение и промысел, а также учение о спасении и домостроительстве божьем. «Догматическое богословие есть наука, излагающая в систематическом порядке и полноте догматы и вообще созерцательные истины христианские, и руководство к тому, как христианин должен веровать в правду и исповедовать во спасение веры». (Антоний (Амфитеатров). Догматическое богословие... С.34).

В настоящее время традиционная, консервативная структура догматического богословия состоит из двух частей: учения о триедином Боге (Троице) и учения о спасении, или домостроительстве божьем. Учение о триедином Боге включает основные догматы о сущности Бога, его троичности в лицах, догматы о сотворении вселенной, мира и человека, а также об управлении, или промысле, божьем. Во второй части догматического богословия содержатся догматы: о спасении человека, о церкви, церковных таинствах и «об окончании Божественного домостроительства или о том, что совершается на суде всемирном по окончанию века».

Нравственное богословие. Не менее важной дисциплиной системы православного богословия является нравственное богословие. Оно может быть рассмотрено как система религиозно-нравственных принципов, норм и ценностей, сформулированных и одобренных церковью и направленных на совершенствование верующего христианина в соответствии с догматами христианства.

Религиозные мыслители разъясняют, что «под именем Православного Нравственного Богословия разумеется систематическое изложение учения Православной Церкви о нравственном законе Божием и христианских обязанностях для наставления и совершенствования человека в христианской жизни по Духу Христову». (Солярский П. Нравственное Православное Богословие. СПб., 1901. С.1).

Православные богословы через систему религиозных предписаний, принципов поведения и норм конкретизируют основные религиозные установки для применения их верующими в повседневной жизни. Тем самым церковь через нравственность формирует у своих подопечных строгие поведенческие стереотипы, ведущие верующего ко спасению.

Нравственное богословие также состоит из двух частей. В первой излагаются богословско-теоретические конструкты о нравственном законе божьем, или о христианской нравственности. Во второй разъясняется сущность частных обязанностей христианина, а также указаны средства сохранения и укрепления его нравственных устоев. Богословские постулаты, конкретизированные в нравственном богословии, предопределяют христианскую мораль через ряд положений.

Во-первых, догматика формирует и определяет направленность и содержание религиозной морали, а также придает идейную окраску основным понятиям нравственности: «добро», «зло», «достоинство» и др.; во-вторых, определяет религиозный аспект таких понятий как «идеал», «счастье», «смысл и цель жизни»; в-третьих, формирует основные принципы, определяющие содержательный аспект религиозной морали; в-четвертых, определяет этические нормы поведения верующего человека.

Иначе говоря, на уровне нравственного богословия через ряд догматических положений происходит этизация программ и ценностей религиозной жизнедеятельности верующих, а также формирование у них общечеловеческих норм, принципов и ценностей при помощи религиозных предписаний, запретов и табу.

Все это обусловливает устойчивость функционирования религиозных программ и ценностей и предполагает определенную социальную жизнестойкость его членов, придает (пусть даже иллюзорный) совершенный вид всем социальным процессам и способствует стабилизации человеческого бытия в моменты его напряженности, в периоды утраты личностью четких социальных ориентиров.

Однако в силу того, что религия изначально направлена на Божество, на Его Благость, на Премудрость Божию как высший и единственный идеал, аксиологическая сторона этой идеологии и нравственности полностью подчиняется и ориентируется не столько на жизнь здесь и теперь, сколько на то, что будет там, «за гробом». На этой основе религиозная мораль становится эмоционально окрашенной, а на уровне отдельного верующего – личностной.

Таким образом, нравственное богословие интегрирует религиозные и общечеловеческие ценности, что приводит к воцерковлению человека в систему религиозных норм. Но кроме этого церковь через свое учение о нравственности создает религиозный фон для всех общечеловеческих ценностей, которые после этого синтеза воспринимаются как неотъемлемый элемент религии, что придает ей еще большую притягательную силу в глазах неискушенного в тонкостях морали человека.

В системе религиозной нравственности бытие христианина протекает на фоне постоянно морализирования, ориентированного на «Сущее» в его христианском понимании. Поэтому все построения нравственного богословия направлены на формирование христианских добродетелей с позиций подражания жизни Христа по принципу: делай так, как это делал Христос, и получишь вечную жизнь.

Следующим блоком дисциплин, теоретически обосновывающих священнодействия церкви, является церковное богословие, включающее литургику, пастырское богословие, церковное и каноническое право.

Литургическое богословие или литургика состоит из двух частей: общей и частной. Общая рассматривает богослужение, определяет его теоретические основания, историю происхождения и развития церковного богослужения и доказывает необходимость тех или иных его частей. Частная – излагает отдельные последования в богослужении – повседневные и праздничные-; а также разъясняет смысл христианских таинств.

Гомилетика, учение о христианском церковном проповедничестве, исследует сущность природы христианской проповеди, где под проповедью подразумевается пропаганда религиозных воззрений. Так, по мнению доктора богословия М. Тареева, христианская проповедь есть «научение христианскому миропониманию и это ее существенная природа... Достаточно человеку усвоить общее мировоззрение Христа, проникнуться им, и он уже сознательно и свободно может определить личную жизнь, решать отдельные вопросы частной и общественной жизни». Пастырское богословие раскрывает христианское учение о нравственных и служебных обязанностях служителей церкви, их личных качествах, которые помогают «с предельной ясностью приблизить величайшую тайну богословия к разумному христианскому пониманию». Пастырское богословие Русской православной церкви регламентирует деятельность священнослужителей. Оно систематически излагает задачи и методы деятельности христианского пастыря по духовно-нравственному окормлению вверенной ему паствы.

Содержание пастырского богословия (пасторологии) состоит из элементов христианской этики, эстетики, педагогики и психологии. В состав его входят также учения о цели и смысле жизни, христианское учение о грехе во всех его проявлениях и о покаянии. Сюда же относится описание идеального духовно-нравственного образа священнослужителя, рассуждения о призвании и подготовке к пастырскому служению, искушениях и трудностях повседневной деятельности священнослужителя, об образе его личной и семейной жизни. Как видим, в центре проблем пасторологии находится личность священнослужителя и его деятельность.

Пастырское богословие призвано определить сущность и основы христианского служения, выяснить условия успешного духовного роста священнослужителя, найти секрет (способы и условия положительного воздействия на пасомых) пастырского душепопечения. Каноническое право излагает установки канонов периода Вселенских Соборов. Церковное право определяет внешнюю организацию церкви, ее устройство, отношения с другими общественными союзами, в особенности с государством.

Христианская мистика. Не менее важной стороной христианского богословия является мистика. Без нее религиозная доктрина не может быть понята и раскрыта в сущностных характерных особенностях. Богословским основанием христианской мистики является понятие «обожение». Как отмечал историк богословия П. Минин, «основная идея греко-восточного богословия – идея обожения. Для отцов церкви «обожение» – не теория, не догма, а, прежде всего и более всего, факт их внутренней жизни. На этом факте, как на незыблемом фундаменте, они базировались во всех тех случаях, когда им приходилось решать спорные вопросы своего времени», ибо основная тенденция христианского мистического опыта проявляется в тяготении человеческого духа к непосредственному общению с божеством.

Известный религиозный философ и богослов В.Н. Лосский утверждал, что богословие и мистика неразделимы. Он писал, что «в известном смысле всякое богословие мистично, поскольку оно являет Божественную тайну, данную Откровением». Однако христианская мистика в какой-то мере и противостоит богословию (скорее не ему самому, а его рассудочно-логическому аспекту) как область, недоступная познанию, как «неизреченная тайна», как то, что может быть скорее пережито, чем познано, скорее поддается особому религиозному опыту, чем чувственному или рациональному восприятию человека. Такое понимание основано на представлении о том, что христианство харизматично и что только дар божий может помочь постичь его сущность.

Рассматривая мистику как один из способов приобщения к бытию божьему, как дар божий, христианство использует веру в качестве основного фактора религии, где вера в мистическое познание укрепляется и углубляется, а к религиозному опыту верующего как следствие примыкает и мистический опыт.

Христианские вероучители утверждают, что каждый христианин приходит к познанию Бога через «Духа Святого», к которому он приобщается еще в таинстве крещения, облегчающего ему путь к мистике. Так, один из христианских богословов А. Позов писал: «Христианская мистика есть путь к идеалу совершенства и богочеловечества, есть реализация Царства Небесного на грешной земле и преддверие грядущего Царства на обновленной Земле». Реализуя идею мистического ведения, церковь с момента своего возникновения вырабатывала и внедряла в практику богопознания аскезу, «умную Иисусову молитву» в виде безмолвного созерцания через дар тайной молитвы. Если мистика – путь к Богу, то аскеза является путем к мистике. Поэтому главная задача аскезы (аскетизма) – очистить и подготовить человека к грядущей встрече, сделать его обновленным Христом. На этой основе базируются программы жизнедеятельности, включающие все виды аскезы, скорбь и страдания, которые выступают как средство очищения грешного человека. Так, по учению церкви, пост способствует очищению, освобождению души и тела; чтение Св. Писания помогает усвоению его внутреннего смысла; длительная молитва ведет к медитации, т.е. внутренней аскезе. Характерно, что аскеза определяет и обусловливает мистику, а мистика венчает аскезу. При)том мистика рассматривается верующими как вершина и конечная цель аскезы. Харизматичность всей православно-христианской системы предопределяет непосредственный контакт или встречу верующего с Богом тогда и только тогда, когда Бог направит на молящего «Перст Свой», посылая луч своей «Божественной Силы».

Назначение мистики, по христианскому вероучению, помочь верующему через аскезу, аскетический подвиг соединиться с Богом. Достигнув этого, верующий (подвижник) получает в Боге умиротворение и спокойствие, называемое в православии исихией, т.е. обретением мира и спокойствия в сердце и душе. Поэтому свою систему богословы вероучения называют исихазмом, где главным и универсальным средством достижения цели является тайная Иисусова молитва.

Таким образом, богословие через ряд своих построений готовит верующего к встрече с Богом. Однако в этих построениях присутствует и иной мотив, который может рассматриваться как стремление церковных кругов через вероучение обосновать необходимость совершения истинных молитв именно в храме и при помощи его служителей, что оправдывает существование церкви в обществе. С помощью учения о мистике церковь усиливает свои аргументы о необходимости религии и церкви в обществе, т.к. мистика основной своей задачей считает ‒ помочь верующему соединиться с Богом.

Подводя итоги вышеизложенному, можно сказать, что религиозные программы, нормы и ценности богословской системы с ее ориентацией на Абсолют во имя спасения и социальная деятельность церкви направлены на внедрение вероучительных основ в жизнедеятельность каждого верующего, на их воспроизводство и потребление наибольшим количеством членов общества. Религиозное учение христиан сложилось на основе богословско-догматических представлений и учений, которым присущи преемственность и стабильность в вечно изменяющемся потоке исторического бытия общества. Ядром этих построений выступают догматы, которые и служат кодовыми моделями для новых учений, возникающих в рамках церковного предания и имеющих целью дать ответ на новые общественные проблемы. Причем развитие религиозных идей и представлений идет двояким путем: во-первых, через церковное предание, согласованное со Священным Писанием, во-вторых, через светские формы общественного сознания (философию, этику, эстетику и др.), развивая религиозный аспект в этих формах.

В первом случае мы имеем дело с целенаправленной информацией, своеобразным догматическим интегралом, который через заранее заданные онтологизмы придает этим построениям направленность и определяет их. В другом – речь идет о более свободном пути развития религиозной идеи, который использует догматы как принципы, как отправные точки философствования на тему религии. И эти программы адаптируются церковным сознанием настолько, насколько они вписываются в рамки церковной традиции и не противоречат преданию или помогают ответить на вопросы, которые возникают перед церковной организацией. Кроме этого, вероучители могут использовать и используют те аспекты или фрагменты светских мыслителей, которые не противоречат основным принципам религиозного мировоззрения. Характерной особенностью всех религиозных построений является их приемлемость, универсальность и общедоступность, что обеспечивает им популярность и привлекательность особенно в периоды смены идеологических, мировоззренческих ориентиров. Не менее важным условием актуализации религиозных воззрений является стремление людей в кризисное время искать устойчивые ценности в анналах культуры, в прошлом. И поэтому общественно-культурная ценность догматических построений определяется их устойчивостью, ориентацией на традицию. Ведь догматы воспринимаются как нечто непоколебимое, устойчивое, а религиозные построения, основанные на них, воспринимаются в системе данной культуры как традиционные.

Дух христианства, являясь стремлением к совершенству, к идеалу Христа Спасителя, воплощается в многообразной практике: в системе литургического богословия как синтезе различных видов искусств с пропорционально выверенными формами, доведенными до совершенства; в мистическом познании как постижении Истины через богооткровение, переживаемое в религиозном опыте, и обретенное в церкви с помощью его священнослужителей; в системе религиозной морали, с ее рангами ценностей и иерархий добродетелей, ориентированных на Абсолют в качестве социального идеала (царства Божия) и в иных религиозных дисциплинах.

Итак, специфику основ религиозного вероучения можно выразить в виде следующих тезисов:

1. Богословская система представляет собой множество нормативных программ, которые содержат в себе определенные запреты и предписания, выраженные в знаково-символической форме. Особое место во всей религиозной системе занимает догмат, догматика, с помощью которых в рамках церковного предания осуществляется интерпретация и трансляция библейских текстов в живые образы поведения и деятельности.

2. Развитие богословия происходит путем модификации (модернизации) богословских построений. Богословие является основой, смысловым интегралом всей религиозной деятельности. Оно конструирует и модально порождает религиозную деятельность, отстаивает и утверждает идею Бога и поэтому выражает внутреннюю закономерность религии. В этом смысле религиозный догмат порождает религию, т.е. теоретически конструирует и защищает бытие религии, раскрывает ее закономерности и показывает сущностные аспекты. Далее, богословие есть обобщение религиозной жизни общества, церкви и верующего, вносящее в бытие смысл, закономерность бытия Божия.

В свою очередь, догматика есть закон, стержень всего богословия, который привносит закономерность, смысловой интеграл и упорядоченность во все богословские построения и религиозные воззрения в виде общего смыслового конструирования.

И если богословие есть теоретическое выражение религии, оформленное согласно общему принципу бытия Божия, то догматика есть структура богословия, которая является началом и пределом богословия. Однако бытие Божие на земле представлено в форме объединения верующих – церкви, поэтому богословие есть всегда то или иное самоутверждение церкви в вечности, а религия, в свою очередь, самоутверждение личности в Абсолюте.

3. Все построения вероучителей всегда ориентированы на религиозную традицию, которая в ходе исторического развития христианства оформилась в виде церковного предания, включив в свой состав в обязательном порядке общечеловеческие ценности.

4. Двум главным источникам христианской религии, Священному Писанию и Священному Преданию, соответствуют два типа ориентации: первый – на догматику, второй – на модернизацию или модификацию в рамках церковного предания с использованием достижений культурно-исторического процесса развития человеческого общества.

Богословские конструкты, выработанные на основе догматики, направлены на формирование, внедрение и закрепление в сознании верующих, в культуре идеи необходимости и возможности бытия Божия. И в этом смысле все общечеловеческие идеалы, нормы и ценности, включенные в богословские построения, являются не столько целью, сколько средством доказательства необходимости церковного бытия.

Богословие в этом контексте выступает как система доказательства необходимости существования церкви в обществе, как система конструирующая ее абсолютное бытие, осуществляющая своего рода логико-мистическое конструирование этого бытия, где ведущая роль отводится вере, внутреннему религиозному опыту, а не сухим абстрактным доказательствам. Как следствие этого, во все построения богословов привносится вера, живой религиозный опыт, на основе которого и снимаются все противоречия системы. Иными словами, арсенал доказательств в системе логики дополняется системой веры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 4924; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.