КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы поддержания (сохранения) корпоративной культуры
Организационная культура: назначение, структура и содержание КОРПОРАТИВНАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА Лекция №13
2 Типы корпоративной культуры. Управление корпоративной культурой.
Организационная культура - это набор убеждений, верований, ценностей и норм, которые разделяет большинство работников организации. Для повышения управляемости организации целесообразно сознательно сформировать культуру организации, соответствующую ее целям и стратегии. В таком случае она называется корпоративной культурой. Корпоративная культура максимально и напрямую объединяет интересы персонала вокруг общефирменных целей. Организационная культура шире и разнообразней, чем корпоративная, так как включает, наряду с ценностями и нормами, пропагандируемыми руководством организации, сложившиеся ценности и нормы профессиональных, возрастных и других социальных групп. Практически невозможно найти формальное описание корпоративной культуры организации. Обычно представление о ней мы получаем из историй о «жизни» компании, из отражающих идеалы компании лозунгов, из принятых процедур собраний или награждений работников. Термин «корпоративная, культура» впервые применил в XX в. фельдмаршал и военный теоретик Мольтке, характеризуя взаимоотношения в офицерской среде. Известно, что правила поведения, как писаные, так и неписаные, сложились внутри профессиональных сообществ еще в средневековых гильдиях, причем нарушения этих правил могли приводить к исключению их членов из сообществ. Начало изучения феномена культуры организации положил выдающийся немецкий ученый Макс Вебер. Однако разработка концепции корпоративной культуры активно началась в начале 80-х гг. прошлого столетия в США. Сила воздействия организационной культуры на деятельность фирмы определяется совместимостью членов организации, интенсивностью, стабильностью и продолжительностью их взаимодействия, отсутствием текучести кадров, наличием совместного опыта работы. Для оценки указанного воздействия принято различать внешнюю и внутреннюю составляющие организационной культуры. Внешняя сторона организационной культуры - это история организации, символика, традиции, церемонии. Они помогают новому работнику быстрее войти в коллектив, понять основную миссию организации, особенности взаимоотношений в коллективе, оценить возможность продвижения по службе, узнать, поощряется ли инициатива исполнителей и как руководитель реагирует на ошибки и промахи подчиненных. К внутренним составляющим относятся правила и нормы поведения в организации, должностные инструкции, распределение функциональных обязанностей, ценностные ориентации и общая управленческая концепция.
Организационная культура, соответствующая типу «оранжерея», характерна для статических организаций, которые стараются не реагировать на изменения, происходящие во внешней среде. Все усилия в этих организациях сосредоточены на сохранении достигнутого ранее. К собирателям отдельных колосков относятся мелкие и средние организации, деятельность которых целиком подчинена случаю и удаче. Их структуры носят неопределенный характер. Поведение таких организаций полностью зависит от воли руководителя. Мотивация персонала выражена слабо. Наблюдается постоянная текучесть кадров. Перспективы таких организаций малоутешительны. Организации, придерживающиеся культуры огорода, как правило, имеют пирамидальную структуру, характерную для многих французских предприятий. Эти организации стремятся к сохранению своих позиций на традиционном рынке, использованию проверенных временем моделей поведения с внесением в них минимального количества изменений. Мотивация персонала находится на низком уровне. Организационная культура, получившая название французского сада — это несколько измененный на американский манер вариант культуры «огорода» с ярко выраженной иерархической структурой. Отношения в такой организации бюрократизированы и люди в ней не более чем винтики, необходимые для функционирования системы. Организационная культура типа крупных плантаций характерна для предприятий с развитой дивизиональной структурой управления, имеющих несколько иерархических уровней и сочетающих в себе централизованную координацию с децентрализованным управлением. Отличительной особенностью является приспособление к изменениям окружающей среды, которое достигается благодаря наличию горизонтальных связей и гибкости персонала, поощряемой системой мотивации. Организационная культура, созданная по типу лианы отличается сокращенным до минимума управленческим персона- лом, использованием современных информационных технологий, ориентацией всех членов коллектива на достижение общей цели, высокоразвитым чувством ответственности сотрудников и высокой степенью мотивации персонала. Организационная культура, построенная по типу косяка рыб, свойственна предприятиям, отличающимся высокой маневренностью и гибкостью, постоянно корректирующим свою структуру и меняющим поведение в зависимости от изменений рыночной конъюнктуры. В такой организации особое внимание уделяется подбору высококвалифицированного персонала. Организационная культура кочующей орхидеи присуща неформальным организациям, которые, исчерпав возможности одного рынка, оперативно переходят к другому. Структура таких организаций постоянно меняется, количество сотрудников невелико. Главная цель — найти единственный в своем роде товар и предложить его максимальному числу клиентов. Мотивации персонала практически отсутствуют. Выбор типа организационной культуры — задача руководителя организации. В данном случае возможен лишь субъективный подход. Тем не менее могут быть даны некоторые общие рекомендации, которые позволяют улучшить микроклимат в организации и повысить ее организационную культуру. В этом плане целесообразны такие меры: - осуществление ненавязчивого руководства, т.е. создание образа руководителя, наделенного харизмой; - сосредоточение усилий на создании организационных ценностей и норм поведения; - вовлечение членов коллектива в процесс создания имиджа организации; - влияние на поведение сотрудников путем разработки системы мотиваций; - создание благоприятного микроклимата в коллективе; организация информационного обмена как внутри организации, так и вне организации Различают следующие функции культуры: 1 ) информационную, которая заключается в передаче социального опыта; 2) познавательную, которая состоит в познании и усвоении принципов культуры на стадии адаптации работника к организации и, таким образом, способствует его включению в жизнь коллектива; 3 ) нормативную, так как культура устанавливает.нормы приемлемого поведения в организации; 4) регулирующую, посредством которой происходят сравнением реального поведения человека или группы с принятыми в организации нормами; 5) ценностную (смыслообразующая), так как культура влияет на мировоззрение человека; 6) коммуникативную, так как через ценности, принятые в организации, нормы поведения и другие элементы культуры обеспечивается взаимопонимание работников и их взаимодействие. Рассмотренные функции определяют значение корпоративной культуры для организации, которое заключается в следующем; - она формирует определенный имидж организации; - создает у сотрудников чувство безопасности; - помогает новым работникам правильно интерпретировать происходящие в организации события; - стимулирует высокую ответственность работников при выполнении поставленных задач, поэтому повышает жизнеспособность организации; -стимулирует работников на достижение общих целей, что вызывает повышение инновационного потенциала организации; -задает внутрифирменные правила и стандарты поведения, поэтому культуру часто называют «коллективным программированием»; - регламентирует управленческую деятельность;
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |