Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Начало гражданского раскрепощения страны




Россия на пути буржуазных преобразований

Глава 8

Вопросы для самопроверки

1. Расскажите о реформах, осуществлённых в первом десятилетии царствования Александра I.

2. В чём суть программы преобразования России М. М. Сперанского?

3. В чём историческое значение победы русского народа над наполеоновской армией?

4. Какое влияние оказали Отечественная война 1812 года и зарубежные походы русской армии на рост национального сознания?

5. Определите общие и особенные черты «Конституции» Н. М. Муравьёва и «Русской Правды» П. И. Пестеля.

6. Дайте характеристику общественно-политического движения в России в первой половине XIX века.


 

Вслед за французской буржуазной революцией до конца
70-х годов XIX века в странах Европы и Северной Америки поднимались волны буржуазных революций и национально-освободительных движений. Нарастала борьба против феодальных и полуфеодальных отношений и государственно-политических учреждений, что означало продолжение процесса модернизации. В результате капитализм одержал окончательную победу, в странах Западной Европы и Северной Америки утвердилось индустриальное общество.

Становление индустриального общества происходило в ходе промышленной революции – перехода от мануфактурного производства к фабрично-заводскому, от ручного труда к машинному. По мере утверждения фабричного производства обнаружилось социальное содержание промышленной революции. Сформировались основные классы буржуазного общества – буржуазия и пролетариат.

Крупные изменения в структуре производительных сил сопровождались становлением правового государства и утверждением элементов гражданского общества. Этот процесс означал политическую модернизацию и получил обоснование в доктрине либерализма. Либералы считали, что государство должно стремиться к воплощению в жизнь конституционализма, к участию народа в управлении страной, всеобщему избирательному праву, незыблемости гражданских свобод (слова, печати, собраний, политических и общественных объединений).

В последней четверти XIX века в странах Западной Европы и США окончательно сложился тип буржуазного государства, основными признаками которого были парламентская система, система буржуазных партий, сильный аппарат государственной власти, расширение демократических прав граждан.

На фоне формирования в западной цивилизации индустриального общества отставание России всё более прогрессировало. Россия относительно благополучно преодолела рубеж ХVIII–ХIX веков на старой самодержавно-крепостнической основе, однако её потенциал был исчерпан.

Необходимость радикальных преобразований осознавалась и Александром I (1801–1825), и Николаем I (1825–1855). Однако потребовалось жёстокое поражение в Крымской войне (1853–1856), чтобы осознать угрозу потери Россией статуса великой державы и сделать решительный шаг к дальнейшей модернизации страны.

19 февраля 1861 года Александр II (1855–1881) подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». По этим документам крепостные крестьяне получили личную свободу и большинство общегражданских прав, учреждалось крестьянское самоуправление, крестьянам предоставлялись наделы земли.

Однако крестьяне по-прежнему платили подушную подать, несли рекрутскую повинность, подвергались телесным наказаниям. Сохранялась община и общинное землевладение, крестьянские наделы оказались в среднем на 20 % меньше тех, которыми они пользовались при крепостном праве. Величина крестьянского выкупа у помещиков земли в 1,5 раза превышала её рыночную стоимость. 80 % выкупной суммы помещикам выплачивало государство, а крестьяне выплачивали ему долг с процентами в течение 49 лет.

Итоги крестьянской реформы неоднозначны. С одной стороны, она дала толчок развитию капитализма в сельском хозяйстве и промышленности, с другой – законсервировала крепостнические отношения, возложив на крестьян всю тяжесть выкупной операции, обрекла их на малоземелье и истощение хозяйства. Создать слой мелких собственников в России не удалось. Поскольку крепостной строй на протяжении веков определял в России организацию системы управления, судопроизводства, комплектование армии и многое другое, отмена крепостного права стала первым шагом на пути дальнейших реформ.

Земская реформа (1864) вводила всесословное выборное представительство в масштабах уезда и губернии. Земства ведали хозяйственными вопросами, школами, медициной, благотворительностью, получили право собирать налог для своих нужд и нанимать служащих. Аналогичные преобразования былипроведены в городском самоуправлении (городские думы, 1870 г.).

Школьная реформа (1864) утвердила положение о начальных народных училищах и доступность среднего образования для всех сословий.

Наиболее продуманной и последовательной была Судебная реформа (1864). Она дала России новый суд: бессословный, гласный, с адвокатурой, выборностью мирового судьи, с присяжными заседателями.

Университетская реформа (1863) увеличила административную и хозяйственную самостоятельность учебных заведений, способствовала объединению преподавателей и студентов в кружки, ассоциации, повышая уровень общественной активности.

Реформа печати (1865) отменила предварительную цензуру.

Военная реформа (1874) вводила всеобщую воинскую повинность вместо рекрутчины, сократила сроки службы в зависимости от образовательного ценза.

Однако реформы быливнутренне противоречивы. Так, крестьянская реформа обрекала крестьян на десятилетия экономической зависимости, земства, в которых преобладали дворяне, не имели завершённой структуры в масштабе всей страны, не обладали правом ставить на обсуждение вопросы общегосударственного характера.

В российских судебных уставах отсутствовал один из важнейших принципов правового государства – ответственность чиновников перед судом. Университетская реформа предусматривала повышение платы за обучение, увеличение прав министров и попечителей в университетах, обязательность преподавания богословия.

В ходе реализации реформы подвергались корректировке «вправо» и оказались незавершёнными. В обществе не оказалось сил, способных заставить правительство довести реформы до логического конца – создать общероссийское представительство.

В результате контрреформ 80–90-х годов XIX века процесс преобразований был прерван. Это затруднило дальнейшую модернизацию страны и усилило напряжённость в обществе.

 

***

Реформы 60–70-х годов XIX века в России, несмотря на все их противоречия, были важным этапом в трудном становлении демократических норм жизни в стране: появились ростки правового государства и гражданского общества. Они создали социально-политические и правовые условия для дальнейшей модернизации страны. Реформы всколыхнули общественную жизнь в стране: сплотился консервативный лагерь противников реформ, размежевались сторонники либеральных (умеренная критика реформ) и революционно-демократических (радикальная критика реформ) взглядов. Именно на основе реформ 60–70-х годов XIX века проводил на рубеже XIX–XX веков реформы С. Ю. Витте.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.