КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Древнейшее население на территории Беларуси
Предмет изучения истории Беларуси. Отечественная историографическая школа. Источники изучения истории Беларуси Великий русский историк В. О. Ключевский определял историю, во-первых, как движение, развитие человеческого общества во времени; и, во-вторых, как познание этого движения, процесса. Во втором определении история рассматривается как наука о процессе развития природы и человеческого общества в его прошлом и настоящем. Предметом истории Беларуси являются закономерности развития белорусского этноса, государства, социально-экономической, политической, конфессиональной жизнедеятельности, взаимосвязи с другими этносами. История Беларуси как наука и учебная дисциплина выполняет познавательную функцию, что позволяет студентам приобрести знания об историческом пути нашего общества, многообразии явлений и процессов, происходящих в нем. На основе усвоенных и осмысленных знаний формируются мировоззрение, гражданские качества личности, такие, например, как патриотизм, что находит воплощение в воспитательной функции истории. Исследование истории Беларуси первоначально осуществлялось учеными, просветителями, государственными деятелями, такими как Ф. Скарына, М. Литвин, С. Будный, А. Волан, Л. Сапега, М. К. Бобровский и др. (Гiсторыя Беларусi (у кантэксце сусветных цывілізацый). Пад. рэд. В. I. Галубовiча и Ю. М. Бохана. Мінск, 2005, С. 12-14). Первую национальную версию белорусской истории под названием «Кароткая гiсторыя Беларусi» издал в 1910 г. В. Ластовский. В 1922 г. издан «Кароткi нарыс гiсторыi Беларусi» В. Игнатовского. В 1926 г. написана «Гiсторыя Беларусi» М. В. Довнар-Запольского. После Второй мировой войны начинают формироваться историографические школы. К источникам изучения истории относятся: материальные (археологические находки, памятники материальной культуры) и письменные (летописи, мемуарная литература, правовые акты и др.) (Саракавiк I. А. Гiсторыя Беларусi у кантэксце сусветнай гiсторыi. Мінск, 2006, С. 12-27).
Этническую историю Беларуси условно можно разделить на два периода: доиндоевропейский (40-е тысячелетие до н. э. – 3-2-е тысячелетия до н. э.) и индоевропейский (3-2 тысячелетия до н. э – наше время). В доиндоевропейский период доминировали присваивающие формы хозяйствования, такие как охота, рыболовство, собирательство. Он совпадает с каменным веком: палеолитом (100–10 тыс. лет до н. э.), мезолитом (9 -5 тыс. лет до н. э.), неолитом (5 – 3 тыс. лет до н. э.). Наиболее важными достижениями первобытных людей были: освоение огня, изобретение остроконечных орудий труда, лука, шлифование и сверление камня, изготовление глиняной посуды. Первые люди на территории Беларуси появились, по мнению различных ученых, 100–40 тыс. лет до н. э. Назывались они неандертальцами. Устойчивое заселение первобытными людьми юга Беларуси связано с появлением кроманьонцев (27–24 тыс. лет до н. э.). Свидетельством тому - стоянки около д. Юровичи, недалеко от Мозыря, и около д. Бердыж, недалеко от Чечерска. В мезолите продолжается заселение не только Полесья и бассейна р. Неман, но и территории северной Беларуси – Подвинья и Верхнего Поднепровья. Эта третья волна заселения связана с отступлением ледника и складыванием благоприятных условий для человеческого существования. Появляются племена лингбийской, гренской, свидерсвой археологических культур. Но определить этническую принадлежность древнего населения невозможно, так как неизвестны этноопределяющие признаки (язык, гидронимы, топонимы, религиозные верования и т. д.). Необходимо обратить внимание на изменение этнической ситуации в 3-м тысячелетии до н. э. в Подвинье и устье р.Сож в связи с появлением финно-угров. Они занимались охотой и рыболовством, ученым известны древние финно-угорские названия местности и водоемов. Во внешнем виде местное население сохранило некоторые монголоидные черты (Артемчик В. В. Этнические процессы на территории Беларуси. Могилев, 2009, С. 5-8). Индоевропейский период (балтский этап) начинается с конца 2-го – начала 1-го тыс. до н. э. Признаки индоевропейцев: 1) производящий способ хозяйствования (земледелие и скотоводство); 2) археологическая культура шнуровой керамики; 3) использование бронзовых орудий труда; 4) курганные захоронения. С приходом индоевропейцев на территорию от Припяти до Балтики неолитические племена были ассимилированы, что стало основой формирования на этой территории балтской ветви индоевропейцев. Отличительные черты: 1) укрепленные городища; 2) распространение балтских гидронимов (Освея, Дрисвяты, Нарочь, Ольса и др.); 3) днепро-двинская (на севере) и культура штриховой керамики (северо-западная и средняя часть территории Беларуси); 4) освоение обработки железа, изготовление серпов, топоров, ножей, оружия; 5) переход к патриархальной родовой общине.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 921; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |