КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЧАСТЬ 1. Психология познавательных процессов
РАЗДЕЛ II. Психология познания Глава 3. Сознательная деятельность человека и ее общественно-исторические РАЗДЕЛ I. Эволюционное введение в психологию Предисловие.................................................................................................................. 6 Оглавление Киев ■ Харьков • Минск Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург ■ Самара • Новосибирск Психологии ПО ОБЩЕЙ ЛЕКЦИИ A. P. Лурия Допущено Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии. ББК 88.3я7 УДК 159.9(075) Л86 Рецензент: Хомская Е. Д., доктор психологических наук, заслуженный профессор факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Л86 Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. — СПб.: Питер, 2006. — 320 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»). ISBN 5-94723-559-5 Лекции Лурия А.Р. — это университетский курс по общей психологии и интересны они не только как исторический документ. Они современны и для студентов-психологов, и для преподавателей, читающих эту дисциплину, и для широкого круга читателей, интересующихся психологией. Лекции отличает целостный синтетический подход к дисциплине, уровень и форма изложения материала. Лекции Лурия А. Р. актуальны прежде всего с методологической и теоретической точек зрения и займут достойное место среди современной учебной литературы. ББК 88.3я7 УДК 159.9(075) Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. ISBN 5-94723-559-5 © ЗАО Издательский дом «Питер», 2006 © Правообладатель Е. Радковская, 2006 Глава 1. Психология как наука. Ее предмет и практическое значение............. 14 К истории психологии как науки............................................................................. 14 Отношение психологии к другим наукам.............................................................. 18 Разделы психологии................................................................................................. 21 Методы психологии................................................................................................ 26 Практическое значение психологии....................................................................... 30 Глава 2. Эволюция психики..................................................................................... 35 Происхождение психики.......................................................................................... 35 Изменчивость поведения простейших..................................................................... 37 Механизмы поведения простейших....................................................................... 38 Происхождение нервной системы и ее простейшие формы................................. 40 Ганглионарная нервная система и появление простейших программ поведения..................................................................... 41 Появление сложных форм наследственного программирования («инстинктивного») поведения....................................................................................................................... 44 Центральная нервная система и индивидуально изменчивое поведение позвоночных ........................................................................................................................................... 49 Механизмы индивидуально изменчивого поведения............................................ 53 «Интеллектуальное» поведение животных........................................................... 55 Границы индивидуально изменчивого поведения животных............................. 60 корни.............................................................................................................................. 62 Общие принципы....................................................................................................... 62 Труд и формирование сознательной деятельности............................................... 65 Язык и сознание человека......................................................................................... 66 Значение языка для формирования психических процессов................................. 69 Глава 4. Мозг и психические процессы.................................................................... 73 Проблема отношения психических процессов и мозга.......................................... 73 Принципы функциональной организации человеческого мозга........................... 79 Три основных «блока» головного мозга.................................................................. 79 Блок тонуса коры, или энергетический блок мозга................................................ 80 Блок приема, переработки и хранения информации.............................................. 84 Блок программирования, регуляции и контроля деятельности.......................... 89 Принцип латерализации в работе больших полушарий...................................... 93 Глава 1. Ощущения................................................................................................... 96 Проблема................................................................................................................. 96 Ощущение как источник познания......................................................................... 96 Рецепторная и рефлекторная теория ощущений................................................... 99 Классификация ощущений.................................................................................. 101 Систематическая классификация ощущений...................................................... 101 Виды экстероцептивных ощущений..................................................................... 104 Взаимодействие ощущений и явление синестезии........................................... 105 Уровни организации ощущений............................................................................ 107 Измерение ощущений.......................................................................................... 109 Исследование абсолютных порогов ощущений........................................... 109 Исследование относительной (разностной) чувствительности.................. 114 Изменчивость чувствительности (адаптация и сенсибилизация)...................... 115 Глава 2. Восприятие................................................................................................... 121 Воспринимающая деятельность человека. Ее общая характеристика.... 121 Осязательное восприятие....................................................................................... 126 Простые формы осязательного восприятия..................................................... 126 Сложные формы осязательного восприятия................................................... 130 Зрительное восприятие.......................................................................................... 133 Строение зрительной системы........................................................................ 134 Восприятие структур........................................................................................ 138 Восприятие предметов и ситуаций.................................................................. 141 Факторы, определяющие восприятие сложных объектов.............................. 143 Методы исследования ложного зрительного восприятия.............................. 147 Развитие предметного восприятия...................................................................... 149 Патология предметного восприятия...................................................................... 151 Восприятие пространства....................................................................................... 153 Слуховое восприятие............................................................................................. 156 Физиологические и морфологические основы слуха..................................... 157 Психологическая организация слухового восприятия.................................... 159 Патология слухового восприятия................................................................... 161 Восприятие времени............................................................................................... 163 Глава 3. Внимание...................................................................................................... 165 Факторы, определяющие внимание..................................................................... 166 Физиологические основы внимания...................................................................... 169 Нейрофизиологические механизмы активации. Активирующая ретикулярная система...................................................................................... 170 Ориентировочный рефлекс как основа внимания............................................... 175 Установка и внимание........................................................................................... 177 Виды внимания..................................................................................................... 180 Методы исследования внимания......................................................................... 183 Развитие внимания................................................................................................. 185 Патология внимания............................................................................................ 189 Глава 4. Память........................................................................................................... 192 История исследования памяти.............................................................................. 193 Физиологические основы памяти......................................................................... 195 Сохранение следов в нервной системе............................................................. 195 Процесс «консолидации» следов.......................................................................... 197 Физиологические механизмы «кратковременной» и «долговременной» памяти........................................................................... 200 Мозговые системы, обеспечивающие память................................................... 203 Основные виды памяти.......................................................................................... 205 Последовательные образы............................................................................... 205 Наглядные (эйдетические) образы................................................................... 207 Образы представления....................................................................................... 208 Словесная память............................................................................................ 211 Психология мнестической деятельности............................................................ 211 Запоминание и воспроизведение...................................................................... 211 Влияние смысловой организации на запоминание........................................ 216 Зависимость запоминания от структуры деятельности.................................. 218 Индивидуальные особенности памяти.................................................................. 222 Методы исследования памяти................................................................................ 224 Развитие памяти................................................................................................... 228 Патология памяти................................................................................................... 231
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 274; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |