Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЧАСТЬ 1. Психология познавательных процессов




РАЗДЕЛ II. Психология познания

Глава 3. Сознательная деятельность человека и ее общественно-исторические

РАЗДЕЛ I. Эволюционное введение в психологию

Предисловие.................................................................................................................. 6

Оглавление

Киев ■ Харьков • Минск

Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург ■ Самара • Новосибирск

Психологии

ПО ОБЩЕЙ

ЛЕКЦИИ

A. P. Лурия

Допущено Советом по психологии УМО

по классическому университетскому образованию

в качестве учебного пособия для студентов

высших учебных заведений, обучающихся

по направлению и специальностям психологии.


ББК 88.3я7 УДК

159.9(075) Л86

Рецензент: Хомская Е. Д., доктор психологических наук, заслуженный профессор факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова

Л86 Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. — СПб.: Питер, 2006. — 320 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

ISBN 5-94723-559-5

Лекции Лурия А.Р. — это университетский курс по общей психологии и интересны они не только как исторический документ. Они современны и для студентов-психологов, и для преподавателей, читающих эту дисциплину, и для широкого круга читателей, интересующихся психологией. Лекции отличает целостный синтетический подход к дисциплине, уровень и форма изложения материала. Лекции Лурия А. Р. актуальны прежде всего с методологической и теоретической точек зрения и займут достойное место среди современной учебной литературы.

ББК 88.3я7 УДК 159.9(075)

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-94723-559-5

© ЗАО Издательский дом «Питер», 2006

© Правообладатель Е. Радковская, 2006


Глава 1. Психология как наука. Ее предмет и практическое значение............. 14

К истории психологии как науки............................................................................. 14

Отношение психологии к другим наукам.............................................................. 18

Разделы психологии................................................................................................. 21

Методы психологии................................................................................................ 26

Практическое значение психологии....................................................................... 30

Глава 2. Эволюция психики..................................................................................... 35

Происхождение психики.......................................................................................... 35

Изменчивость поведения простейших..................................................................... 37

Механизмы поведения простейших....................................................................... 38

Происхождение нервной системы и ее простейшие формы................................. 40

Ганглионарная нервная система и появление

простейших программ поведения..................................................................... 41

Появление сложных форм наследственного программирования («инстинктивного») поведения....................................................................................................................... 44

Центральная нервная система и индивидуально изменчивое поведение позвоночных

........................................................................................................................................... 49

Механизмы индивидуально изменчивого поведения............................................ 53

«Интеллектуальное» поведение животных........................................................... 55

Границы индивидуально изменчивого поведения животных............................. 60

корни.............................................................................................................................. 62

Общие принципы....................................................................................................... 62

Труд и формирование сознательной деятельности............................................... 65

Язык и сознание человека......................................................................................... 66

Значение языка для формирования психических процессов................................. 69

Глава 4. Мозг и психические процессы.................................................................... 73

Проблема отношения психических процессов и мозга.......................................... 73

Принципы функциональной организации человеческого мозга........................... 79

Три основных «блока» головного мозга.................................................................. 79

Блок тонуса коры, или энергетический блок мозга................................................ 80

Блок приема, переработки и хранения информации.............................................. 84

Блок программирования, регуляции и контроля деятельности.......................... 89

Принцип латерализации в работе больших полушарий...................................... 93

Глава 1. Ощущения................................................................................................... 96

Проблема................................................................................................................. 96

Ощущение как источник познания......................................................................... 96

Рецепторная и рефлекторная теория ощущений................................................... 99

Классификация ощущений.................................................................................. 101

Систематическая классификация ощущений...................................................... 101


Виды экстероцептивных ощущений..................................................................... 104

Взаимодействие ощущений и явление синестезии........................................... 105

Уровни организации ощущений............................................................................ 107

Измерение ощущений.......................................................................................... 109

Исследование абсолютных порогов ощущений........................................... 109

Исследование относительной (разностной) чувствительности.................. 114

Изменчивость чувствительности (адаптация и сенсибилизация)...................... 115

Глава 2. Восприятие................................................................................................... 121

Воспринимающая деятельность человека. Ее общая характеристика.... 121

Осязательное восприятие....................................................................................... 126

Простые формы осязательного восприятия..................................................... 126

Сложные формы осязательного восприятия................................................... 130

Зрительное восприятие.......................................................................................... 133

Строение зрительной системы........................................................................ 134

Восприятие структур........................................................................................ 138

Восприятие предметов и ситуаций.................................................................. 141

Факторы, определяющие восприятие сложных объектов.............................. 143

Методы исследования ложного зрительного восприятия.............................. 147

Развитие предметного восприятия...................................................................... 149

Патология предметного восприятия...................................................................... 151

Восприятие пространства....................................................................................... 153

Слуховое восприятие............................................................................................. 156

Физиологические и морфологические основы слуха..................................... 157

Психологическая организация слухового восприятия.................................... 159

Патология слухового восприятия................................................................... 161

Восприятие времени............................................................................................... 163

Глава 3. Внимание...................................................................................................... 165

Факторы, определяющие внимание..................................................................... 166

Физиологические основы внимания...................................................................... 169

Нейрофизиологические механизмы активации. Активирующая

ретикулярная система...................................................................................... 170

Ориентировочный рефлекс как основа внимания............................................... 175

Установка и внимание........................................................................................... 177

Виды внимания..................................................................................................... 180

Методы исследования внимания......................................................................... 183

Развитие внимания................................................................................................. 185

Патология внимания............................................................................................ 189

Глава 4. Память........................................................................................................... 192

История исследования памяти.............................................................................. 193

Физиологические основы памяти......................................................................... 195

Сохранение следов в нервной системе............................................................. 195

Процесс «консолидации» следов.......................................................................... 197

Физиологические механизмы «кратковременной»

и «долговременной» памяти........................................................................... 200

Мозговые системы, обеспечивающие память................................................... 203

Основные виды памяти.......................................................................................... 205

Последовательные образы............................................................................... 205


Наглядные (эйдетические) образы................................................................... 207

Образы представления....................................................................................... 208

Словесная память............................................................................................ 211

Психология мнестической деятельности............................................................ 211

Запоминание и воспроизведение...................................................................... 211

Влияние смысловой организации на запоминание........................................ 216

Зависимость запоминания от структуры деятельности.................................. 218

Индивидуальные особенности памяти.................................................................. 222

Методы исследования памяти................................................................................ 224

Развитие памяти................................................................................................... 228

Патология памяти................................................................................................... 231




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 274; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.