Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теология индуизма. Вероучение, культ и мистика индуизма




 

Индуизм не является монолитной религией. У него нет основателя и систематического учения. Возможно, поэтому за несколько тысячелетий индуизм с необыкновенной гибкостью смог объединить в себе множество различных учений, религиозных преданий, видов богослужения и представлений о Божественном.

История индуизма начинается в эпоху, когда приблизительно за 1500 лет до Р.Х. арийские племена пришли в Индию. С тех пор начинается формирование ведической литературы, которая оказала решающее влияние на образ жизни индусов. Веды («веда» означает «знание») являются древнейшими священными книгами индусов. Они содержат в себе учение о происхождении мира, богов, богослужебные тексты и др.

Около 1000 года до Р.Х. брахманы ‒ индуистские жрецы ‒ создали учение о четырех кастах (сословиях), на которые разделили весь народ. Кастами, на которые верующие разделяются до сего дня, являются: брахманы, воины ‒ кшатрии, торговцы и ремесленники ‒ вайшьи и крестьяне ‒ шудры.

Между 800-м и 600-м годами до Р.Х. были написаны Упанишады, являющиеся философским истолкованием Вед. Они также являются священными книгами индуизма. В Упанишадах обосновываются основные положения индуистского учения.

В VI веке до Р.Х. внутри индуизма появились религиозные движения, которые привели к возникновению двух новых религий, ‒ буддизма и джайнизма. Между 400-м и 200-м годами до Р.Х. были написаны великие эпосы Рамаяна и Махабхарата. Частью Махабхараты является Бхагавадгита, одна из самых любимых священных книг индусов.

В VIII ‒ XVI веках в Индии нарастает влияние ислама. В этой связи приобретает новое значение древний вид религиозности, называемый бхакти. Он учит, что верующий должен посвятить себя какому-нибудь конкретному богу, с помощью которого он может получить избавление. Теперь бхакти приобретает монотеистическую направленность.

Вторжение ислама, с одной стороны, отторгло от индуизма множество верующих, а с другой стороны, повлекло за собой активизацию и обновление индуистской проповеди. В XV веке соединение одного из направлений северного бхакти с элементами ислама привело к возникновению религии сикхов.

Согласно учению индуизма, над всеми существами находится абсолютная реальность, которая называется Брахман. Брахман является не Богом-личностью, а безличным духовным началом. Различные боги индуистского пантеона существуют для того, чтобы направить верующего к познанию брахмана, находящегося за пределами человеческих представлений о вселенной. Брахман в той мере, в которой он входит в мир и становится душой и движущей причиной мира, называется Атманом. Тот элемент Брахмана, который находится в человеке, составляя основу его самости, его «Я», ‒ это тоже Атман.

Мир находится в движении, и его история постоянно повторяется по кругу. Все в нем носит временный характер и иллюзорно. Эта иллюзорность называется «майя». Человек смертен и обречен на нескончаемую цепь перевоплощений, переселения души. Такое переселение подчинено закону кармы, определяющему, куда переселится душа в зависимости от того, добру или злу следовала она в предыдущей жизни. Этот круг перерождений (сансара) представляется индусам чем-то ужасным, от чего всеми силами хотелось бы избавиться, выйти из него. Единственным способом достичь этого является уничтожение кармы. Такое избавление (мокша) является освобождением человека из мира обмана и слиянием его с безличным Брахманом. Таким образом, человек теряет свою личность, подобно капле, попадающей в океан.

Вся практическая сторона этой религии стремится привести человека к мокше. Это достигается разными способами: знанием, посвящением себя какому-нибудь богу, или аскезой, считающейся идеальной формой религиозности. Техническим средством для освобождения человека из мира обмана представляется йога.

Основными богами индуистского пантеона являются Брахма, Шива и Вишну. Они разделяют между собой три функции: творческую, разрушительную и сохраняющую. Брахма, хотя и является творцом мира, но не слишком популярен у индусов. Ему не посвящают храмы, и в повседневных обрядах он почти не упоминается. Шива ‒ покровитель йогов ‒ является символом разрушения. Он периодически разрушает весь мир, который затем вновь создается Брахмой. Одно из имен Шивы ‒ Махакала (Великий черный). Вишну присутствует в этом мире в виде солнца, его главная обязанность ‒ борьба со злом и победа над ним. С почитанием Вишну связан культ Кришны ‒ черного бога-пастуха, о котором повествует Махабхарата. Имя Кришны буквально значит «черный, темный, темно-синий». Ученые считают, что Кришна был лицом историческим, князем темнокожего народа, с которым встретились арии. Он почитается как аватара (нисхождение на землю) Вишну и довольно популярен у жителей Индии.

Индуистские мыслители теоретически обосновывают религиозную практику и дают философское истолкование религиозному учению. В качестве примера можно упомянуть известного политического и духовного вождя Индии Махатму Ганди (1869 ‒ 1948). Он был предан традиционной религиозности и из индуизма почерпнул свои основные принципы ‒ ненасилие, естественный образ жизни, простоту, обращенность внутрь.

Сейчас в мире насчитывается около 800 млн. последователей индуизма.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.