Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синтоизм




 

Религия синто, национальная религия японцев, хотя распространена среди только одной нацией, но т.к.Япония - одно из ведущих государств мира, население превышает 40 млн, знать эту религию небесполезно.

 

Синто - 2 иероглифа, дословно - путь богов. Впервые слово употреблено в 720 г.в импер.хронике Ни Ханги, где было сказано, что император верил в будду, но почитал синто.

 

Исконная японская религия, соединение древних верований и обрядов. Признает присутствие божественности в животных, растениях и даже неживых предметах - скалах, камнях, водопадах.

 

Корни религии затерялись где-то в сер.1 тыс.лет.до РХ. Примерно до 6 в по РХ религия синто была аморфной, у нее не было основателя, не сущвало священных книг, четкой философии, кодекса заповедей. Само слово синто возникло, чтобы отделять традиционную религию японцев от заимствованных буддизма и конфуцианства, с крыми в то время они столкнулись.

 

В древней Японии не было стройной системы верований, были отдельные группы, крые занимались воздержанием, магией, гаданием, рассказывали о старых традициях. В основе религии лежали молитвы о богатых урожаниях... Существовали рассказы о зарождении неба и земли, о возникновении государства. Древнейший источник - книги Кодзики, запись о делах древности, составленн.по распоряж.императрицы Геммэй ок.712 г.офицером Оно Иасумаро. Другая книга - Ни хонги, анналы Японии, была завершена ок.720. М.сказать, что синто сейчас, как и в прошлом, существует в форме обычаев, связанных с повседневной жизнью людей.

 

В синто нет единых религиозных доктрин, нет единой организации религиозной. Понятие ками - букв.божество, бог. Однако не такое же значение, как Бог в христианском смысле. Синто стало более оформленным после полемики с буддизмом, был принесен в 6 в по РХ. После этого в теч.нескольких веков отношения между синто и буддизмом принимали различные формы. Сливались, образуя рёво синто, двухчастное синто, с-буддийский синкритерий.

 

Позднее ок.12 века, когда усилилось течение, выступающее за возрождение старины, с.отделилось от буддизма, привратилось в фуко синто, возрожденное синто.

 

Значение синто для Японии - продолжало существовать и удерживать значительные позиции в обществе. Религия больших и малых храмов, обрядов, за которыми следило сословие священников - после 6 в. Выжить удалось благодаря укорененности в повседневной жизни японцев и склонности японцев к консерватизму.

 

Синтез - сначала ками были отождествлены с будд.богами, девами, а позднее поднялись на более высокую ступень и стали аватарами, воплощением бодхисадв. Изображения будд и ками. С 121-13 в начинается очищение от буддийского влияния. В 17-18 вв испытала значительное влияние конфуцианства. С 18 в начинается возрождение синто, попыткой Нотаури Нуринаго восстановить изначальную религию в чистоте. Однако Мотаори не смог избежать влияния христианства и воспринял в учение своей школы в понятии о Троице некоторые элементы католическокго богословия, т.к.католицизм распр.с 16 в в Японии до его запрета.

 

В эпоху Мэнь Дзы после 1868 г.синтоизм является официальной религией. Это год отмены гонений на христианство, утверждения веротерпимости и при этом утв.синто как офиц.религии. Появилось 4 типа синто - императорский, храмовый, сектантский и народный. Очищенный синтоизм был офиц.религией Японии с 1868 по 1946 г.и находился в ведении особой ассоциации. Появилось много религиозных движений после объявления терпимости, и выделилось сразу 12 сект синто, течений, некоторые из них, как например, школа Амото подверглась в 20е гг гонениям как выступавшая против государства. Культ императора, теноизм, стал центром государственного синто, фактически заменивший множество богов одним богом. Теор.обоснованием теноизма стал комплекс установлений, утв.непрерывность импер.династии, национ.самобытность японцев - высокая нравственность, подданность,сын.почтительность.

 

После 2 мир.войны появились попытки восстановить статус офиц.религии. Появились церемонии при дворе. Возрождение обряда обарайо - очищения... Статус императорской власти.

 

Синтоистская политическая лига - с 1969 г, открыто поставила вопрос об участии в управлении государством. Ассоциация синтоистских святилищ добилась передачи земельных участков.

 

Вера - политеизм, многобожие. Божества называются ками. Однако перевод ками как Бог может ввести в заблуждение, т.к.нельзя придавать такой же смысл, как в нашем понимании. Все сущее в мире обладает божественной сущности, но не значит, что всему поклоняются как Божеству, поэтому это не пантеизм. Объекты проявляют лишь некую духовную суть, обладают особым умом, сверхчеловеческими возможностями. Своя собственная божественность у каждого объекта, нет единого Бога. Кажадый объект своеобразен, потрясает и удивляет по своему. Духи гор, рек,... выдающиеся люди, в т.ч.императоры, наконец, абстрактные созидательные силы. Есть и злые духи, однако кажется, что не непоправимы, в целом незлобны. Ками полагается покровительствовать человеку и защищать его. Пантеон синто огромен, причем его рост никем не ограничивался. В 9 веке - 3132 бога, сейчас в Японии св.80 тыс.святилищ, посвященный не менее чем одному ками, иногда нескольким или нескольким сотням. Одинаковым никому не посвящены.

 

Ками создали не всех людей, а т.японцев, т.о.они связаны только с японским народом. Ками населяют весь окружающий мир - небо, горы, реки, деревья. Любой предмет м.б.воплощением ками. Наиболее распространенное воплощение - камень. Эти идолы называются синтай, тело бога. Они представляют символ святости и объект полклонения, крый находится в святилище. Особое значение удзи гами, родовые божества. Их деятельность охранительный характер, покровительствовали роду. Также покровители разных стихий, а также локальных значений - конкретного озера, горы, на определенной местности, где их сила превышает силу главных божеств. В центре поклонения стоит верховная богиня солнца Аматерасу, а также культ предков, родословная крых возводится к Аматерасу.

 

Т.к.мир человека не отделяется от мира ками, человек тоже отчасти ками, и для него спасение - в благодарности божествам, в жизни в гармонии с ними.

 

Мифология синто

В Кодзики рассказывается, как бож.супруги Идзинаки и Идзинами, последующее рождение многочисленных божеств и богини Аматерасу, а потомки божеств спустились на землю и стали править яп.островами. 1) ориентация на земной мир. Упоминаются и другие миры - небо, страна мертвых, но очень смутные представления. 2) тесная связь между богами, миром и людьми. Не видно трений, крые есть в западных религиях. Естественное состояние вселенной - гармония, где все в тесной взаимосвязи. Человек по природе своей хороший, а все зло - от контактов с внешними силами, крые могут заставить нарушить его эту гармонию.

 

Первые 5 божеств синтоизма возникают внезапно из хаоса. Появляются уже упомянутый Идзанаки (тот, кто приглашает) и Идзенами (та, что приглашает), крые опускаются в соленую мор.воду на плавающем небесном мосту и создают первый остров. Вступив на этот остров, они путем наблюдений за птицами, постигают свою половую принадлежность и умение ею пользоваться. При первом совокуплении они совершают ошибку, и рождается Хируко, уродец, дословно пиявка. Но совокупившись вновь, они уже более успешно порождают японские острова и нескольких ками. Однако когда рождается ками огня, он убивает свою мать, опалив ее лоно. Идзанаки в ярости отрубает сыну голову, и из хлынувшей крови огня возникает множество других ками. Идзанаки отправляется в страну мертвых, подземное царство, на поиски сестры - сходный мотив имеется и в древнегреческой, и в шумерской религии. Он ищет свою супругу, крую не хотят отпускать, т.к.она вкусила адской пищи. Идзанами удается все-таки договорится с ками, крый владеет преисподней, и тот разрешает общаться с супругой, но только днем и не должен приходить за ней ночью. Идзанаки нарушает клятву, и при свете факела ночью видит, как она превращается в разлагающийся с червями труп. За ним бросаются восемь ведьм страны ночи, далее приключения, также устремляется и сама Идзанами в сопровождении 8 ками грома и 1.5 тыс.стражей. Воздвигается скала с заклятием вечной разлуки. Она будет забирать 1.5 живых существ каждую ночь, а он будет создавать 1.5 тыс.новых. Совершив очистительный обряд от смерти, источника смерти, он порождает высшее божество Аматерасу, из своего ока. Бесчисленные поколения ками заполняют временной промежуток до создания людей. Некоторые выступают героями мифологических сказаний. Изначально каждая группа людей имела ками, почитаемое ими, однако при создании империи происходит экспансия ками Аматерасу, и в 8 в главное управление по делам ками стремится выявить все имена ками, чтобы создать храмы и почести. В 10 в - уже более 3 тыс.ками.

 

Поклонение божествам ками м.принимать форму массовых общинных торжеств, м.несколько раз в году. Либо празднования, связанные с весенним севом, осенней жатвы, знаменательного события из истории ками, святилища. Общинный праздник длится иногда несколько дней, причем для личного общения с божеством м.хватить и нескольких минут. 3 условия соблюдаются всегда: 1) общение с божеством начинается с очищения, обычно с использованием воды. 2) никогда не обходится без жертвоприношения. Обычно деньги, но часто и еду. 3) произносится молитва, обращенная к божеству.

 

Обычно поклоняются в храмах, святилищах, в которых находятся их почитаемые воплощения. Очистительные обряды занимают главное положение. Обряды, предшествующие важным церемониям, а также сопровождают менструацию у женщин или смерть. Раньше совершались семьями верующих, а сейчас это прерогатива священнослужителя. Только священнослужитель обладает искл.правом совершать хорави, очистительный обряд - посредством священной палочки. Вслед за очищением в дар божеству приносятся ростки священного дерева. Ритуальное действо сопровождается музыкой, танцами и молитвами. Система культовой обрядности разработана довольно подробно. Она включает обряд личной молитвы прихожанина, участие в коллективных действиях, жертвоприношения, молитвы, возлияния, а также сложные ритуалы храмовых праздников. Обряд личной молитвы прост. В стоящий перед алтарем деревянный решетчатый ящик бросают монеты, несколькими хлопками привлекают внимание божества и произносят молитвы.

 

Праздники - мацури, особая часть ритуала. Обычно связаны или с историей святилища, или с мифологией, приведшей к созданию святилища. В подготовке и проведении участвуют много людей. Храмы украшают венками, убираются в них. Центральный момент - вынос омикоси, священный паланкин - уменьшенное изображение святилища, украшен позолоченной резьбой, в него помещается к-нибудь священный предмет. В процессе переноса омикоси в него вселяется ками и освящает всех участвующих. Вместе с паланкином процессия шествует по городу и возвращается обратно в храм.

 

Синтоисткий храм - место, где обитает ками, связан с участком ландшафта. Простое деревянное сооружение. Храм делится на внутреннюю и закрытую для нежрецов части, в этой внутренней части хондэн, хранится идол ками, синтай, а вторая часть - наружная зала, хайдэн. В ней и молятся все простые японцы перед алтарем. В дни праздника облачаются в ритуальные одежды, а в остальные дни занимаются будничной простой работой, сливаясь с простыми людьми, а храму посвящают совсем немного времени. Главный комплекс - святилище исэ, посвященное Аматерасу - верховного божества и божества императорского дома. Она, отправляя правнука Ниниди, вручила меч, зеркало и яшмовые подвески, повелевая править миром. Мудрость - подвески, сила - меч,.... (последующие толкования). Священный символ Аматерасу - зеркало.

 

Хотя синто - это национальная религия японцев, есть пути распространения и среди неяпонцев. У нас в России - в центрах в Москве по изучению боевых японских искусств любой ученик обязательно должен проходить посвящение в учение синто, обязательно его разделять и вне учения он не может в достаточной мере овладевать этими искусствами, основное - иайдзюцу, искусство владение мечом.

 

--------------------------------------------------------------------------------------------------

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.