КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сегментация туристского рынка. Ее сущность и признаки
Турпредприятие, действуя в сложных условиях рынка, должно твердо знать, кого и как обслуживать. Ведь любой рынок с точки зрения маркетинга состоит из потребителей, которые отличаются друг от друга своими вкусами, желаниями и потребностями, и приобретают туруслуги исходя из разных мотиваций. Поэтому осуществление успешной маркетинговой деятельности предполагает учет индивидуальных предпочтений разных категорий потребителей. Сегментация туристского рынка – это деятельность по классификации потенциальных потребителей в соответствии с качественными и количественными особенностями их спроса. Другими словами, осуществляя сегментацию, турпредприятие делит рынок на отдельные группы клиентов, для каждой из которых могут потребоваться одинаковые или схожие виды услуг. Главная цель сегментации – обеспечить адресность турпродукту, так как он не может отвечать запросам сразу всех потребителей. Посредством сегментации реализуется основной принцип маркетинга – ориентация на потребителя. При этом турпредприятие не распыляет, а концентрирует свои усилия на наиболее перспективных для него сегментах рынка. В туризме основными признаками сегментации выступают: географические, демографические, социально-экономические, психографические и поведенческие. Хорошая классификация у Саака – см. При сегментации рынка по географическим признакам рассматривают группы потребителей с одинаковыми или схожими предпочтениями, определяющимися проживанием на той или иной территории. В качестве географического сегмента может рассматриваться целая страна или группа стран, имеющих какую-либо историческую, политическую, этническую или религиозную общность. Демографические признаки (пол, возраст, число членов семьи) применяются в туризме очень часто. Это обусловлено доступностью этих характеристик, их устойчивостью во времени, а также наличием между ними и спросом очень тесной взаимосвязи. Так, по возрастному признаку выделяют следующие сегменты туррынка, которым должно соответствовать и разное предложение турпродукта: 1) дети (до 14 лет), путешествующие как со своими родителями, так и самостоятельно (в сопровождении руководителя и пр.). Этот сегмент относится к детскому туризму. Туристское поведение детей, в основном, зависит от решений родителей и других взрослых. Дети также образуют особую группу в плане стоимости туруслуг, многие из которых (например, размещение, развлечения), предоставляются по льготным расценкам или бесплатно. 2) молодежь (15 лет-24 года). Молодежь, образующая важный сегмент рынка туризма, предпочитает, в основном, относительно дешевые путешествия с использованием менее комфортабельных средств размещения (например, хостели) и транспорта (например, электричка, общий вагон поезда и пр.), веселый вечерний отдых (бары, диско, развлечения, шоу и пр.). Для этого сегмента характерна высокая туристская активность в силу стремления молодых людей к общению, познанию и наличия свободного времени (к примеру, в период каникул). 3) относительно молодые, экономически активные люди (работающие), путешествующие, в основном, семьями (с детьми, 25-44 года). Для этого сегмента характерно преобладание семейного туризма. В связи с этим, необходимо предусматривать возможность использования детских площадок для игр, детских бассейнов, детских комнат и др. Это особенно важно при создании туристских комплексов в курортной местности. 4) экономически активные люди среднего возраста, путешествующие, в основном, без детей (45-60 лет). В этом сегменте ведущее положение занимают экономически активные люди. Однако на их туристское поведение не оказывают значительное влияние потребности, интересы и желания их детей. Туристы этого возраста предъявляют повышенные требования к комфорту и удобству, содержательным экскурсионным программам, включающими ознакомление с объектами в соответствии с их профессиональными интересами. Желание совершить путешествие среди людей экономически активного среднего возраста связано с их потребностью в отдыхе, связанном со сменой обстановки. Такие путешествия осуществляются, большей частью, в период отпусков – отсюда ярко выраженная сезонность турпоездок среди этого сегмента. Однако путешествия могут совершаться и во время праздников, которые в совокупности с выходными днями составляют «блок свободного времени», необходимого для турпоездки. Число таких коротких поездок (по принципу «из зимы – в лето») с каждым годом возрастает. Для участников таких путешествий дальность поездки не является препятствием. Их основная цель – резкая смена впечатлений, стремление увидеть как можно больше. Программа пребывания таких групп туристов строится под девизом «открытие другого мира за 2-4 дня» - она очень напряженная в плане программы и чрезвычайно насыщена различными мероприятиями и экскурсиями. Это делается для того, чтобы создать у туристов ощущение, что они отсутствовали не 2-4 дня, а целый месяц – так много они увидели и узнали. 5) туристы «третьего» возраста (старше 60 лет). Этот сегмент требует не только комфорта, но и персонального внимания со стороны обслуживающего персонала, возможности получения, в случае необходимости, квалифицированной медицинской помощи, наличия в ресторанах диетического меню, размещение в гостиницах тихих районов. Особенность туризма этого сегмента, делающая эту категорию крайне привлекательной для турбизнеса – отсутствие ярко выраженной сезонности. Даже напротив, эти туристы стараются избегать пика турсезона, поскольку он совпадает с самым жарким и самым загруженным туристами периодом года. Они предпочитают «бархатный сезон» с наиболее благоприятным климатом. Ведь при выборе времени поездки эти туристы не ограничены рамками отпуска. Социально-экономические признаки предполагают выделение сегментов потребителей на основе общности социальной и профессиональной принадлежности, образования и уровня доходов. Экономически активные люди (работающие) или экономически не активные люди; профессиональная принадлежность (специализированные профессиональные туры – для работников с/хозяйства и промышленности, банковских служащих и пр.) Психографическая сегментация объединяет комплекс характеристик потребителей, выражающийся понятием «образ жизни» или «стиль жизни». Сюда входят увлечения, поступки, интересы, мнения, тип отношений с другими людьми и пр. В зависимости от стиля жизни туристов выделяют четыре группы туристов: - любители наслаждений. Представители данной группы предъявляют очень высокие требования к качеству отдыха. Для них путешествие – это способ самовыражения; - тенденциозные туристы. Для таких туристов отдых – это возможность найти и проявить себя как личность. Они ищут уединения, единения с природой, тишины и возможности психологической разгрузки. Им не нужны условия класса «люкс»; - семейные туристы. Это семьи с детьми. Они отдыхают в спокойной и удобной обстановке, покупают услуги по выгодным ценам, не любят, чтобы им мешали; - всецело отдыхающие туристы. В данную группу входят сравнительно пассивные туристы, которые проводят свой отпуск традиционным способом: довольствуются тишиной, долго спят, любят вкусно и обильно поесть, совершают короткие прогулки или недальние поездки. Поведенческие признаки во многом связаны с психографическими. В их основе лежат такие аспекты поведения, как мотивы поездок, искомые выгоды, степень приверженности фирме, степень готовности приобрести турпродукт, чувствительность к обслуживанию, используемые средства транспорта и размещения, длительность поездки и прочие. Эксперты ВТО по основным целям путешествий выделяют следующие сегменты туристов: досуг, рекреация, отдых; посещение знакомых и родственников; деловые и профессиональные цели; лечение; религия/паломничество и пр. По длительности поездки эксперты ВТО выделяют такие сегменты туристов: 1-3 дня; 4-7 дней; 8-28 дней; 29-31 день; 32-91 день; 92-365 дней. Рассмотренные признаки только создают основу для проведения первичной сегментации. Задача маркетинга состоит в подборе для конкретного турпредприятия комбинации признаков, которая позволит максимально точно установить, какой сегмент рынка наибольшей степени отвечает целям и возможностям фирмы. При этом целесообразно использовать сочетание различных признаков, образуя комбинированные параметры сегментов туррынка. Сегментация туррынка по нескольким признакам Эксперты ВТО на основе таких признаков, как уровень доходов и уровень образования туристов, выделяют 4 сегмента туррынка: 1 сегмент – лица со средним или даже относительно низким уровнем доходов. Они имеют среднее образование. Основная цель путешествия – отдых на море. Выбор места отдыха, в основном, определяется уровнем цен. Их привлекает обстановка, не требующая смены привычек. Это касается размещения и питания – обеспечение всех удобств, к которым туристы привыкли дома, питание ориентировано на интернациональную кухню. Категория не имеет больших средств, чувствительна к ценам на услуги и в то же время крайне требовательна у их качеству. Останавливаясь в гостиницах не высоких разрядов, они проявляют большой интерес к различным развлечениям, ночным клубам, барам и дискотекам. Они могут интересоваться экскурсиями с целью сделать свое путешествие более престижным при рассказе о нем друзьям, знакомым. Вещественным доказательством совершенной поездки для таких туристов служат сувениры, поэтому каждый турист увозит с собой домой какой-либо недорогой сувенир. В международном туробмене этот сегмент туррынка – самый многочисленный. Это – путешествия на близкие расстояния, в основном, до ближайшего моря. 2 сегмент – лица с уровнем доходов выше среднего. Они чаще всего имеют высшее образование, иногда среднее специальное. Основная цель путешествия – отдых в сочетании с познавательным интересом, при этом второй мотив доминирует. Они предпочитают активный отдых, дающий возможность заниматься спортом, совершать экскурсии, посещать театры и концерты. Поскольку у этих туристов познавательный мотив превалирует, они могут смириться с отсутствием комфорта при посещении интересующего их региона в том случае, если иной возможности посетить данный регион нет. Но это не означает, что эти туристы не требовательны к качеству размещения и питания. Данные туристы – любители дальних путешествий, проявляющие интерес к культуре и обычаям посещаемой страны. 3 сегмент – лица с высоким уровнем доходов. Имея, в основном высшее образование, они интересуются познавательными поездками, стремясь к смене впечатлений. Здесь представлены лица среднего и «третьего» возраста. Первые предпочитают индивидуальные поездки или в составе небольших групп (друзья, знакомые, родственники); вторые – путешествуют в составе групп. Интересуются дорогостоящими сувенирами, свидетельствующими о совершении далекого экзотического путешествия. Предпочитают дальние путешествия длительностью 2-3 недели. 4 сегмент – высокообразованные люди, проявляющие интерес к изучению природы, культуры, образа жизни, нравов и обычаев других народов. Это люди разных возрастов и уровней доходов, но на путешествие они готовы израсходовать значительные средства, часто за счет сбережений. Основная цель путешествия – стремление к личному опыту. Если их интересует знакомство с жизнью других народов, то они живут среди местных жителей, едят их пищу, иногда занимаются местными ремеслами и пр. Сегмент немногочислен, но имеет тенденцию к росту. Еще одна классификация. Немецкий исследователь Г.Ган использовал для сегментации такие признаки, как мотивация путешествия, степень значимости туризма в структуре расходов туриста, терпимость к иной культуре, стереотип поведения в турцентре и пр. Г.Ган выделяет 6 основных типов туристов: S, F, W-1, W-2, A и B-типы S-тип (нем. Sonne, Sand, See - солнце, песчаный пляж, море) – типичный отпускник, предпочитает пассивный отдых на морских курортах, спокойствие и комфорт; избегает суеты, но приветствует контакты с приятными людьми; F-тип (flirtorientierter – отпускник, предпочитающий поездки на дальние расстояния и флирт) – этому типу туристов свойственна тяга к смене событий, лиц, впечатлений. Он не будет проводить отпуск в медленном «прожаривании» на пляже в кругу семьи или в одиночку. Это – не для негою Кредо такого туриста – общение, удовольствие, смена впечатлений; W1-тип (wald und wanderorientiert «любитель лесных прогулок и походов») – отпускник, предпочитающий активный отдых, пешие походы и т.п. Его кредо – физическая активность на свежем воздухе независимо от погоды. На отдыхе он стремится к поддержанию хорошей физической формы, но профессионально спортом не занимается; W2-тип (скорее спортсмен, чем любитель). Выдерживает длительные и высокие, вплоть до экстремальных, нагрузки. При выборе тура превалируют такие критерии, как «наличие условий для занятий хобби». Критерии типа «ландшафт, культура, история» - для него вторичны. На-р, альпинист, летчик, скалолаз. А-тип (Abenteure - приключенческий туризм) – любитель приключений. Риск, новые ощущения, испытания своих сил в неожиданных ситуациях, опасность – вот то, что определяет выбор цели путешествия у туриста данного типа; В-тип (Bildung und Besichtigung - образование и осмотр достопримечательностей) – любознательные туристы. Эта группа делится на 3 подгруппы: а) «эксперты», коллекционирующие посещаемые ими достопримечательности; б) «эмоциональные любители культуры и природы»; в) «специалисты», которые углубляют свои знания в определенных областях культуры, истории, искусства и пр. В зависимости от активности туристов во время отдыха выделяют 5 групп туристов: - любители спокойного отдыха. Его представители отправляются в отпуск для того, чтобы освободиться от повседневных стрессов и отдохнуть в спокойной и приятной обстановке. Их привлекают солнце, песок, море; - любители активного отдыха. Эти туристы любят природу и создают активную нагрузку своему телу. Их отпуск чаще всего совмещается с лечением; - любители спортивного отдыха. Они не страшатся физических нагрузок. Спорт для них важен как хобби; - отдыхающие с целью познания, изучения. Этот тип туристов заинтересован в повышении образовательного уровня, познании нового. Выделяют три подгруппы таких туристов: · П1 – посещают места, описанные в путеводителях; · П2 – уделяют внимание поиску новых мест, где он может прочувствовать их атмосферу. Для него на первый план выдвигаются чувства и настроения; · П3 – имеют ярко выраженные культурные и социально-научные интересы, их очень притягивает природа; - любители приключений. Искатели необычных явлений, любители острых ощущений, странствий в одиночку, подвергающие себя при этом действительно серьезному риску. Исходя из ориентации туристов как покупателей туристского продукта (отношение к цене-качеству) их можно разделить на четыре категории [1]: - «экономные» покупатели туристского продукта, которых отличает высокая чувствительность к цене, качеству и ассортименту услуг; - «персонифицированные» покупатели туристского продукта, для которых важны вид туристского продукта и качество услуг туризма, в то время как цена тура или услуги не является решающим фактором; - «этичные» покупатели туристского продукта, склонные платить низкие цены за туры с широким ассортиментом услуг туризма; - «апатичные» покупатители туристского продукта, для которых важно качество услуг туризма, а цена на них не играет роли. В зависимости от вида спроса на туристский продукт туристов можно разделить на три группы: - люди с туристскими потребностями и желанием путешествовать; - люди с высокой покупательской способностью, спрос которых направлен на элитные и самые престижные туры, оригинальные путешествия, высокий уровень туристского обслуживания (комфорт, особое внимание обслуживающего персонала, предоставление индивидуального гида-перевозчика и автотранспорта и т.п.); - люди с покупательским поведением (покупательское поведение туриста касается всех тех природных, психологических, социальных и других причин, которые заставляют его реагировать определенным образом на рекламу).
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 6447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |