Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА: Особенности земельных отношений после октябрьского переворота 1917 года




Применениям научных достижений агрономии. Система машин не только определяет дальнейшее укрупнение земельных массиве", И но и дает возможность в связи с общественным разделением труда всестороннее!] использовать землю в разных отраслях хозяйства. Засто"!' сування научной агрономии также требует введения более су-часної системы земледелия и рациональных севооборотов. В сельскохозяйственном производстве одним из найважли-віших условий, которые влияют на характер землеустройства, является систе-ма земледелие. Организация земли как средству сільськогоспо-дарського производства при вырубной системе земледелия в лесных районах отличается от организации при переложной системе в степной местности. Она существенно изменяется с пе-реводом до паропросапної, плодосменной и травопіл ьної систем земледелия. При всех этих системах территория упорядочивается по-разному, в зависимости от способов влияния на плодородие почвы. Упорядочение земли, равно как и ее хозяйственное використан-ня, проводится в обществе, которое характеризуется определенными земельными отношениями. Общественные отношения владения и ко-ристування землей непосредственно определяют экономическую суть землеустройства. Вместе с тем в процессе землеустройства или зміцню-ються земельные отношения, которые исторически сложились, или усува-ються те их элементы, которые отжили, создаются такие условия, которые способствуют развитию новых общественных отношений. Но в кож-ну из этих исторических эпох землеустройство предопределено господствующей формой земельной собственности. Упорядочение конкретных участков территории является средством ре-алізації общественных отношений владения и пользования землей. Подведение земельных участков для разных отраслей хозяйства в той или другой степени является отображением общественного разделения труда и собственности. Подол территории на отдельные участки в определенных істо-ричних условиях реализует в натуре распределение земли между суспіль-ними классами, образование больших или мелких сільськогоспо-дарських предприятий. Объединение, или зверстання (соединение) мелких участков в большие земельные массивы при капиталистической системе общественных отношений и являются непосредственным результатом образования больших капиталистических владений, в которых земля слу-гує условием эксплуатации рабочих и крестьян, лишенных цьо-го средства производства. Таким образом, землеустройство - это элемент развития виробни-чих отношений, связанных с владением и пользованием землей, которые являют собой неразрывное единство. Следовательно, землеустройство является составляющей общественного способа производства; содержание его нероз-ривно охватывает организацию земли как средству производства и те отношения, которыми характеризуется владение и пользование землей. Как известно, общественное производство постоянно развивается. От исторических условий, которые изменяются, зависит и содержание земле-устрою как составного элемента производства. В соответствии с тем, как развиваются производительные силы, как изменяются зна-ряддя труды и способы общественного влияния на плодородие грун-ту, изменяется также и упорядочение земли. В историческом развитию каждый общественный способ производства, створюю-чи свойственную ему форму земельной собственности, сам определяет соответствующий этой форме собственности содержание землеустройства. Поэтому еко-номічні законы развития производительных сил и производственных відно-син определяют историческое развитие землеустройства. Характер и содержание его на каждом этапе истории общества можно зро-зуміти только на основе познания законов экономического розвит-ку. В первобытном обществе с общей собственностью на землю пользования землей племен и родовых групп приводило к разделению территории между ними и между разными видами хозяйственной деятельности (охота, выпасание скота, отчасти землероб-ство). При распаде рода пользования землей зосереджувало-ся в руках отдельных семейств, между которыми пахотная и приусадебная земля была делящейся на семейные участки. В условиях призатної собственности на землю землеустройство стало средством ее укрепления и защиты. Распределение общества на классы привело к тому, что земельный уклад стал средством зосереджен-ня земли в руках господствующих классов и служил их интересам. При проведении землеустройства происходит жестокая классовая борьба, борьба за землю. В эпоху феодализма землеустройство сопровождается присвоє-нням феодалами земель, которые были раньше в свободном користу-ванні крестьян, и их закрепощениям. Он характеризуется роз-ширенням феодального землевладения благодаря завоеванным и незаселенным территориям, отведению земельных участков в надел крестьянам с целью их эксплуатации. При господстве примітив-них орудий и ручного труда в общине крепостника земля дро-билась на полосы и куски, на каких велосі, крестьянское господар-ство с принудительным общим севооборотом. При переходе от феодального к капиталистическому способу производства землеустройство было направлено на перераспределение земли. Например в Англии так называемые огораживания провади-лися в течение многих веков, с начала XI ст. и вплоть до почат-ку XIX ст., когда английские помещики сгоняли крестьян из земли, а села сносили. Освобожденные от крестьян земли разбивались на большие массивы, на которых создавались капиталистические сільськогоспо-дарські предприятия. Землеустроительные операции такого типу про-вадилися и в других странах Европы. Так с начала XVIII ст. в Германии широко практиковался "згон крестьян" (Вгиегп 1е§эп). Помещики отбирали у крестьян надели, оставляя им лишь ха-тини и небольшое картофельное поле, за которое они должны были пра-цювати в имении. Полевые земельные участки крестьян приєднува-лися к барскому хозяйству. "Таким образом, все большое зем-леволодіння немецкого дворянства, а особенно остельбських дворян, образовалось из награбленной крестьянской земли". Отмены крепостной права в России также супроводжува-лося массовым отчуждением земель от крестьянских наделов, чтобы увеличить земельные владения помещиков и превратить большинство крестьян у батраков с наделом. Проникновение индустрии в сельско-хозяйственное производство уничтожило общинное владение крестьян: с одной стороны, росли хозяйства, увеличивались размеры земельной собственности, из второго - масса крестьян беднела, позбавив-шись своих земельных участков. Следовательно, развитие земельных відно- , мы < приметывался в соответствие с развитием производительных " п н ісмлеустрій способствовал сосредоточению земли в руках богатых крестьян, создавал большие земельные массивы, которые давали им мож-ливість с выгодой применять машины и более совершенное прийо-ми земледелие. Таким образом, во всех общественных формациях, в каких суспіль-ство разделяется на классы эксплуататоров и эксплуатируемые, землеустройство осуществляется в интересах господствующих експлуататор-ських классов. Исторически изменялось землеустройство в зависимости от замены одних эксплуататорских классов другими. Вместе с тем изменялись и формы эксплуатации трудящихся масс, которые докладывали свой труд к земле. Борьба классов, двигая исторический процесс, непосредственно накладывала свой отпечаток на характер зе-мельного уклада. Во все исторические эпохи крестьянство стремилось отстоять свои интересы на свободное владение и пользование зем-лею. В крестьянских войнах против феодалов средневековой Ні-меччини, в восстаниях английских крестьян против "обгороджуван-ня" ленд-лордами общинных земель и в многочисленных восстаниях крестьян в России оказывались непримиримые противоречия, безпо-середньо связаны с владением и пользованием землей и с упорядочиванием земли как основного средства производства и умо-вами существования миллионных масс угнетаемого и есплуатова- ного народа. Диктатура пролетариата Декретом о Земле от 8 листо-пада в 1917 г. впервые в истории человечества всю землю огромной страны превратила в общенародное приобретение. Так называемые не-трудовые владения были конфискованы и переданы без всякой пла-ти безземельным крестьянам. В руках пролетарской диктатуры земельный уклад, охоро-няючи нерушимость национализации земли, стал средством зрівняль-ного распределения конфискованных земель в пользование самих трудящихся. В новых условиях, уменьшая Чересполосицу и дале-коземелля, землеустройство создавало новый порядок землеко- ристування. С изменением общественных отношений изменяются как зе-мельні отношения, так и содержание землеустройства. 9.3. Роль государства в регуляции земельных отношений и проведении землеустройства Система общественного строя, которая характеризуется певни-ми земельными отношениями и соответствующей политической органі- іацією общества относительно их регуляции, определяет земель-ний строй общества. Любое государство, влияя на земельный строй, проводит іемельну политику, которая определяется ее деятельностью в регулю-ванні отношений между социальными группами, отдельными землево- нодільцями и землепользователями по поводу землевладения и пользования землей. В историческом развитии земельных отношений и земельного уклада роль государства определяется тем, что она является органом формирования земельной политики. Будучи надстройкой над ба- іисом, государство своей политикой отображает экономические відно-сини, свойственные данному способу производства; вместе с тем нона активно влияет на базис, а через него и на виробницт-во. Государство, которое возникает с появлением классов и частной земель-ної собственности, защищает эту собственность. Она устанавливает зако-ни, которые охраняют и укрепляют земельную собственность господствующего класса и определяют содержание и порядок землеустроительных мероприятий по регуляции земельных отношений. К таким мероприятиям на-лежать, в первую очередь, установление и оформление пределов земельных владений и охрана их неприкосновенности под угрозой суво-рих наказаний. При посредничестве государства расширяется зем-леволодіння господствующего класса, насильственно экспроприируется земля непосредственных производителей, "..сам закон становится орудиями гра-бування земли.". Государство создает землеустроительные органы, которые входят в систему управления и осуществляют его земельную политику в соответствии с действующими законами. Однако юридические зако-ни государства не являются первоисточником, который определяет экономическую суть землеустройства, поскольку они сами являются продуктом производственных отношений и выражают их требования. Суть землеустройства для каждого данного исторического спосо-бу производства, как известно, определяется его экономическими отношениями. Государство предоставляет землеустройству определенных правовых форм, организует и направляет его в интересах господствующих классов. Из второй половины XIX ст. капиталистические государства почти по-всюдно принимали землеустроительные меры относительно зверстання (з'єд-нання) мелких участков в больших с созданием условий, сприят-ливих для роста размеров землевладения и хозяйства. В XX ст. после первой мировой войны во многих странах Євро-пи, используя государственную машину, правительства с целью зміцнен-ня своей классовой опоры ца селе провела аграрные реформы. Почти все мероприятия буржуазных государств были направлены на расширение новых земельных отношений. Советское государство с помощью землеустроительных мероприятий всячески хранило всенародную собственность на землю, определяла формы пользования ею, распределяла землю между разными га-лузями общественного хозяйства, создавала новые и впоряд-кувала существующие землепользования, направила все викорис-тання земле как средству производства для достижения целей, которые выплывали из принципов построения социализма. Она выдавала за-кони, что предоставляли правового характера землеустроительным за-ходам. В руках Советского государства землеустройство стало одним из рычагов хозяйственного руководства планомерного развития народного хозяйства. Процесс государственного действия на земельный строй осуществляется різни-ми мероприятиями: правовыми, экономическими, организационными. Правовые содержат в себе обязательность, властную принудительность. Они регулируют земельные отношения на основе земельного за-конодавства, судебного и административного права. Экономические стимулируют развитие земельных отношений на нэпу налогообложения, кредитования, целевого финансирования, планирования использования земель и т. д. Организационные обеспечивают развитие земельных отношений путем расселения людей, организации разнообразных това-риств, кооперативов и других субъектов ведения хозяйства на іемлі, обустройство территорий и тому подобное. Устанавливаемая в порядке землеустройства организация тери-торії является обязательной для землевладельцев и землепользователей.   ТЕМА: Земельные отношения и землеустройство при первобытном и рабовладельческом строях. 1.Зарождение и развитие земельных отношений и землеустройство. Формы регулирования земельных отношений и способы измерения и изучения земель в странах стародавнего света. Земельные отношения зародились еще в период первобытнообщинного строя, когда земля из чисто природного образования под воздействием человеческого труда становится средством производства и объектом собственности. Выделение в первобытном обществе классов, процесс перехода к рабовладельческому строю усиливают значение земли, как объекта собственности и источника богатства и обостряют земельные отношения, которые на отдельных этапах проявляются в виде суровой, вооруженной борьбы за землю. Яркими страницами этой борьбы явились известное из истории Древнего Рима движение братьев Гракхов в 132—121 гг. до новой эры, крестьянские восстания в Европе в средние века и др. Острота земельных отношений в России проявилась не сразу. Начало разграничений землевладений относится к отдаленным временам, о которых мы имеем недостаточно сведений и исторических источников. В летописи Нестора «Повесть временных лет» описано лишь географическое расселение славянских племен на пространствах территории нашей страны и нет никаких сведений о том, каким образом эти племена отграничивали свои земли от земель соседей. Сопоставляя все дошедшие до нас сведения об экономических и общественных условиях жизни древних славян, можно предположить, что земли разграничивались примерно так. Местоположение и размеры древних городищ свидетельствуют о том, что славяне селились в основном небольшими организованными группами в разбросанных, но укрепленных городках. Между ними оставались обширные пространства свободных земель, которые служили пределами земельных владений поселений. Большие реки и озера, по берегам которых по преимуществу селились славяне, также служили им естественными рубежами. Удобные земли, находившиеся вокруг поселений, считались принадлежностью всех членов славянской общины и делились между отдельными лицами или семьями по жребию. Уже в первые века новой эры у восточных славян имели место знаки собственности — тамги, которые ставились на полях и на границах сенокосов. В VI—IX веках в восточнославянском обществе шел процесс классообразования и создания предпосылок феодализма. Возникновение сначала племенных, а затем территориальных княжеств сделало возможным появление государственных объединений. Наиболее крупными из них были Киевское и Новгородское княжества. Объединение их в IX веке под главенством Киева положило начало существованию могущественного древнерусского государства — Киевской Руси. Его классовая сущность направлена на укрепление господства феодалов и закабаление свободных крестьян — общинников. Во главе этого государства стоял самый могущественный феодал — великий киевский князь, считавшийся верховным собственником всей земли. С развитием государства все большее значение приобретала земельная собственность. С ростом ценности земли появляется необходимость в регулировании землевладения, в более точном разграничении земель. К этому времени относятся свидетельства летописи о существовании меж на границах удельных княжеств. Некоторые статьи «Русской правды» свидетельствуют и о наличии определенного порядка разрешения земельных споров. Оно начиналось заявлением князю или его судьям о предмете жалобы; судебными доказательствами при этом были показания свидетелей — «видоков» и «послухов» и присяга — «рота». Обвиненный судом платил в пользу князя штраф — «продажу», а оправданный — судебные пошлины судье и писцу. В исполнителе приговора нельзя не видеть прообраз будущего землемера. Указание на то, что княжеские служители направлялись для отвода земель в натуре, встречается и в сказании летописца о великом князе Изяславе, который посылал своего служителя отвести под монастырь земельный участок. В летописях нет сведений о том, как производились подобные отводы и разделы земель. Можно лишь предположить, что это совершалось весьма просто, без применения какого-либо инструмента. Вероятно, служитель просто обходил и указывал на месте границы Земель по дорогам, естественным границам, а в некоторых случаях по искусственным. Об этом свидетельствует запись в летописи, относящаяся к первой половине XII века: «А обвод той земли от реки от Волхова Виткою ручьем вверх до Лющик да Лютиком ко кресту, а от креста на коровий прогон, а коровьим прогоном на олху, а от олхи на еловый куст, а от елового куста на верховье на Донцовое, а Донцовым вниз в Деревянницу, а Деревянница впала в Волхов, а той земли и межа». Некоторые записи свидетельствуют о том,, что отводимые участки характеризовались иногда перечнем угодий, находящихся на их территории. Из свода древних летописей можно установить, что русские князья по примеру греков делали подобные описания поземельных владений своих подданных с целью правильной раскладки податей, повинностей и дани. В уставных грамотах Новгородского князя Святослава 1137 г. и Смоленского князя Ростислава 1150 г. распределение многочисленных разнообразных княжеских доходов сделано по каждой местности княжества настолько определенно, что можно допустить существование ранее произведенной их описи. Это, в свою очередь, свидетельствует о существовании в Древней Руси не только переписей плательщиков, но и принадлежавших им земель как основного элемента во всем имуществе земледельцев. Письменные источники по истории землевладения в Киевской Руси свидетельствует, что развитие феодальной земельной собственности нашло свое выражение прежде всего в росте вотчинного землевладения. Эта форма земельной собственности получила свое название от слова «вотчина» — землевладение феодала, которое он мог свободно отчуждать. Основными формами его в IX—XI веках были княжеское и боярское землевладение, а с конца XI века стало развиваться монастырское землепользование. По мере укрепления феодальной вотчины снижается роль централизованного государства. Усобица удельных князей настолько разобщила и ослабила русские земли, что народ не смог противостоять нашествию внешних врагов, и в первой половине XIII века Русь стала жертвой монгольских завоевателей. К числу последствий монгольского владычества, оказавших влияние на развитие землеустройства, следует отнести то, что завоеватели взимали с побежденных русских дань, которую сначала сами раскладывали и брали, а потом поручили это русским князьям. Для верного учета и сбора этой дани было необходимо время от времени производить в княжествах переписи жителей и их имущества, а поскольку главной доходной статьей являлась земля, то при раскладке дани было необходимо учитывать ее количество и качество. Это обстоятельство заметно повлияло на историю землеустройства, которое с тех пор в течение нескольких столетий включало в себя определение площадей, состава, качества, местоположения и принадлежности земельных владений в целях правильного обложения землевладельцев налогами и повинностями. Из летописей известны переписи 1245, 1257, 1259 и 1273 гг. Однако встречаются намеки, что такого рода переписи проводились и позднее, даже в начале XIV века. Переписи проводили особые чиновники, называвшиеся «численниками», «пошлинниками» или «писцами», которые исчисляли не только пространства целых княжеств, но и поземельные владения каждого частного лица. Вторым проявлением землеустройства в период таро-монгольского ига явилось распространение местных межевых законов. Известны некоторые из таких законодательств — Московское, Новгородское, Псковское. Из законодательства Московского княжества следует, что в этот период уже различались межи княжеских земель и межи земель между селениями, которые, в свою очередь, отличались от полевых меж внутри селений. Новгородская судная грамота называла виды суда при решении межевых дел, определяла права и обязанности истца, ответчика, поверенных и свидетелей, судебные сроки и судебные пошлины, она подробно регламентировала порядок суда. Содержание многих «купчих», «данных», «вкладных», «межевых» и других юридических актов свидетельствует, что границы земель в большинстве случаев устанавливались самими владельцами по обоюдному соглашению и проходили в основном по естественным границам. Однако содержание «правых» грамот говорит о том, что очень часто имели место случаи установления границ по решению суда, по велению князя или духовных властей в присутствии их представителя. После свержения татаро-монгольского ига на Руси начинается быстрое объединение земель и образование централизованного государства. Присоединение различных удельных княжеств к Великому Московскому княжеству повлекло за собой необходимость произвести одинаковую раскладку податей, вследствие чего возобновились переписи. Новым этапом в межевании явились межевые работы, связанные с введением при Иване III поместной системы, то есть вознаграждения за службу землей, отдаваемой в потомственное или пожизненное владение. Владелец поместья был обязан в случае ведения государством войны по требованию правительства выделять в войско определенное количество обученных и вооруженных людей и содержать их. Нарезка поместий и их разграничение повлекли за собой постоянные межевые работы. При Иване Грозном был издан первый писцовый наказ, велевший разверстать «землемерием» все поместья, а излишки разделить между неимущими. По свидетельствам историков (Н. М. Карамзин), наказ был издан с приложением землемерных начертаний и сочинен лицом, видимо, знавшим геометрию. Наказ Ивана Грозного послужил, вероятно, основанием и для составления «писцовых книг», что было сделано в последующие годы. Наблюдение за ходом земельных описаний и межеваний было поручено «поместной избе», учрежденной Иваном IV для ведения всех дел, касающихся поместий и вотчин. По существу, это был первый в истории Российского государства орган, ведающий землеустройством. Впоследствии он был преобразован в Поместный приказ. Значительные объемы межевых работ выдвинули необходимость определить порядок проведения землеустроительных действий. Судя по отрывочным сведениям, он заключался в следующем. После призыва на «государеву службу» в Поместный приказ сообщались сведения о правах служилых людей на поместные дачи и их просьбы об отводе дач в натуре. Если приходилось сразу в одной местности отводить много дач (как, например, при раздаче неосвоенных земель, при заселении новых городов и пр.), то по специальным указам Поместный приказ посылал писцов и межевщиков. Если же было необходимо отвести лишь одну или несколько дач, то из Поместного приказа посылались грамоты местным воеводам с предписанием «послать кого пригоже, кому дело земляное за обычай» отвести и указать в натуре просимые земли. Отводы документально оформлялись в «отводных» или «отказных» книгах, которые отправлялись в Поместный приказ как отчет об исполнении его распоряжения, а также для хранения в качестве юридического документа для «ведома и спору». Судя по сохранившимся сведениям о государственных межеваниях XV—XVI веков лицами, проводившими их, были представители известных княжеских и боярских фамилий, причем эти фамилии повторяются в источниках разных лет. Отсюда можно сделать вывод, что межевое дело для многих семей было наследственным. Поскольку не было специальной подготовки к ведению межеваний, определенные навыки передавались из поколения в поколение. Следует заметить, что уже в тот период землеустроительные действия были не столь просты и требовали значительного опыта и знаний. В одной из правовых грамот 1490 г. записано: «Писали, господине, Белоозеро писцы Великого князя Федор Федорович Алабин да Василий Далматов, а у всех монастырей дворы отнимали в город, а давали им места под дворы по 30 саж. и с огороды», то есть писцы совершали довольно сложное переустройство населенных мест. В другой грамоте 1512 г. записано: «...да и земли бы отмерил к яму ямщиков, на пашню, и косень под сено, и' ямским коням на выпуск вокруг яма, во всех трех полях по 10 десятин в поле, да по 60 копень сена, да по которыя места земли ямщикам отмерил на пашню и копень на сено и ямским коням на выпуск, и ты б той земле межи учинил, ямы покопал и грани поклал». Здесь межевщику предстояло образовать новое имение с определенными размерами и с отмежеванием его в натуре. Это свидетельствует о том, что межевщики на известном уровне знали основы геометрии и геодезии. Если иметь в виду, что им приходилось еще и классифицировать земли по качеству, определять их производительность, разбирать права землевладельцев и улаживать споры, можно заключить, что это были люди для своего времени образованные. По своей классовой сущности феодальные межевые мероприятия уже в период своего зарождения и на первоначальной стадии развития представляли собой систему правово-экономических действий, способствовавших развитию и укреплению частной собственности на землю, и были инструментом закрепощения крестьянства и укрепления власти феодалов. В то же время.развитие землеустройства являлось определенным рычагом в совершенствовании знаний о земле, ее пространственных и качественных свойствах, способствовало политическому и экономическому развитию формирующегося Российского государства.   ТЕМА: Земельные отношения и землеустройство в период феодально-крепостного права 1. Зарождение и развитие земельных отношений в Киевской Руси. Формирование крепостных земельных отношений. 2. Развитие крепостных земельных отношений и их регулирование в 17-18 веках. 3.Земельные преобразования Петра 1. Генеральное и специальное межевание. 1. Зарождение и развитие земельных отношений в Киевской Руси. Формирование крепостных земельных отношений. От Киевского государства до 17 века земельный вопрос в Украине, стране в основном аграрного направления, был главным среди политических и экономических вопросов, которые связаны с ее историей. Земельне отношения фактически сводились к борьбе за землю между теми, которые ею владали и теми, которые ее фактически обрабатывали. Со времен Киевской Руси земля принадлежала князьям, земским боярам (земельным собственникам, которые образовались из княжих дружинников) и смердам (вольным хлеборобам, которые жили на своих собственных дворах). Но была еще категория хлеборобов зависящих и безземельних, они или обрабатывали чужую землю за часть урожая, или были наемниками. Были и невольные люди- так называемые рабы или холопы (основным источником рабства была война). С 1223 годаначались нападения татар, а в 1240 году вся территория Украины уже была захвачена. Они прошли на запад до Польши и Угорщины, пользуясь раздорами между князьями на Руси. Со временем, в 1242 году, татары снова прошли по Украине, но с запада на восток, направляясь к Волге. Вся Украина оказалась под властью татар: князья ездили к татарським ханам «на поклон», а население платило дань – началось время «татарського ига». Значительных изменений в положении различных социальных групп населения Украины не произошло. В это время произошел политический упадок Надднепровья с его центром - Киевом. Этот центр передвинулся на запад к Галицко – Волынской земле, тога разорвались все святи с Суздальской Русью (современем Московской). В середине 14 века завершился процесс формирования достаточно сильного Литовского государства, которое начало расширяться и присоединило Северщину, Киевщину, Подолье и Волынь. Сформировалось фактически Литовско-Русское государство, в котором высшая культура русичей имела большое влияние на литовцев. Сельская масса делилась на три группы: -люди рабочие – сидели на хозяйской земле, платили оброк и выполняли разные хозяйственные работы, -данники – платили дань со свого хазяйства, -слуги-дорожные – отбывали службу, связанную с охраной государственных границ и замков, а так же ремесленники. В 1385 году Литва заключила союз с Польшей и фактически начался процесс объединения этих государств, который закончился в 1569 году созданием Речи Посполитой с королем, сеймом и сенатом. Украинские провинции Литвы были присоеденены к Польше. Начался процесс давления Польши, государства католического, на Украину, которая имела свою православную церковь. Польские и украинскиепаны начали получать от короля грамоты на обезлюдненые, но очень плодородные земли в Украине, опустошенные во время монголо-татарского ига. Часть украинских землесобственников приняла католическую религию. Открытие больших просторов с богатой и плодородной землей вызвало движение сельских масс на Украину с Польши. Заселяющим эту землю давались льготы, проходилпроцесс колонизации так называемой «дикой степи». Эти земли постепенно оказались во власти нескольких десятков магнатов, которые построили города, замки, основали села. Появилось много шляхты в роли арендаторов и администраторов. Магнаты и шляхта постепенно установили колониальный режим и крепостное право для украинского населения. Значительно обострились отношения между двумя религиями. В 1596году была провозглащена уния – часть православной церкви сформировала греко-католическую церковь, которая признавала главенство Папы Римского. Новые формы политической, социальной, религиозной жизни начали вызывать недовольство со стороны украинского населения, особенно сельского. С образованием в Крыму татарского ханства значительно чаще стали их нападения на украинские населенные пункты, они сопровождались захватом пленных, которые продавались в рабство, и уничтожением сел и всего нажитого добра. С этого начался процесс формирования казачества, появилась Запорожская Сечь, которая взяла на себя оборону Украины от татар и принимала участие в войнах Польши с другими государствами (Московским. Турецким, Крымским). Польская власть поддерживала казаков..., численность которых определялась реестром. Казаки селились на южных границах Украины, имели свою землю и хозяйство. Запорожская Сечь, которая образовалась в середине 16 века – это военное объединение, которое распологалось на островах ниже днепровских порогов и форт, где могли жить только мужчины – служил базой казацкой организации. Казаки избавились от вмешательств и контроля короля. Запорожская Сечь имела свои земли на обеих берегах Днепра, они не обрабатывались, но казаки занимались там охотой и рыболовством, усовершенствовали свое воинское искусство. 2. Развитие крепостных земельных отношений и их регулирование в 17-18 веках. В первой половине 17 века Польское государство начало обогощаться за счет освоения украинскими крестьянами и казаками новых земель на заднепровских просторах Полтавщины. Продукция сельского хозяйства через Гданск шла в страны Западной Европы, которые были разорены войнами. Польские магнаты и шляхта обогощались за счет экономического давления на бесправных украинских крестьян и казачество, захватывая обрабатываемые земли и повышая налоги. Казачество в Украине, к которому присоединялись крестьяне, отвечало на это восстаниями, которые заканчивались поражениями, но после ряда побед под предводительством Богдана Хмельницкого в 1648-1654 годах возникло Украинское государство, которое начало даже дипломатические переговоры с соседними государствами (Турция, Швеция,Молдавия) с целью создания союза против Польши. Польские паны были с Украины выгнаны, земля их перешла к казакам и крестьянам. Украина приняла протекторат Москвы, с уговорм получить помощь в борьбе против Польши,которую начали поддерживать западные католические государства. Москва начала войну с Польшей, которая привела к человеческим жертвам и разрушению городов и сел на значительных территориях Украины (особенно на Киевщине и Подолье). В1667 году Москва нарушила Переяславскую договоренность 1654 года и заключила с Польшей Андрусевскую договоренность, по которой Москве оставалось Левобережье и Киев с околицами, Польше же переходило Правобережье, а Запорожская Сечь оказалась под общей властью обеих государств. Правобережное крестьянство снова оказалось под властью магнатов и шляхты, которые возобновили старые порядки. Это вызвало восстания и бегство крестьян на Левобережье, где заселялась Слободская Украина, которая входила в Московское государство (ХАрьковщина, Воронежщина). В это время Москва начала постепенно захватывать политическую власть в Украине, ограничивая ее автономию и власть гетьмана, тем самым разжигая борьбу за землю между крестьянскими массами и старшинами, которые постепенно становились землевладельцами (к каждой должности старшины приписывалась земельная собственность). Добывая разными способами земельные участки старшина все больше обременял крестьян в свою пользу. Переход из крестьянства в казачество стал еще труднее. В конце 17 – начале 18 веков Москва начала проводить походы на юг с целью выйти на побережье Черного и Азовского морей и захватить Крым. К этим походам принуждали и украинских казаков, и крестьян как солдатов, а так же для выполнения разных обязанностей военного времени. На побережье Азовского моря Россия вышла уже при Петре 1 в 1700 году. Значительно осложнилась политическая ситуация в Украине с началом русско-шведской войны, когда шведы захватили часть Левобережья. На сторону шведов перешел гетьман Мазепа. Часть старшин и запорожское казачество, которые надеялись на основание новой Украины в союзе со шведами и Польшей, которая оказалась под властью шведского короля Карла12. В 1709 году под Полтавой шведы были разбиты, а Петр 1 стал карать изменников-мазеповцев. В гетьманской столице - Батурино было убито около 15 тысяч невинных людей, значительное количество было зачислено в армию, на население Украины были наложены большие налоги, было направленно большое количество крестьян на строительство Питербурга, из которых много погибло. В это время некоторые старшины, которые не пристали к гетьману Мазепе, получили большие награды – поместья с крестьянами в них. Земли наказанных старшин передавались либо монастырскому фонду, либо сторонникам Петра 1. До конца 18 века Украина была ареной для борьбы Российской империи с Турцией и ее вассалом – Крымским ханством. Эта борьба закончилась захватом Крыма,где была создана база Черноморского флота, и больших просторов на юге Украины и Бесарабии. Эти земли по природе были полностью пригодны для ведения сельского хозяйства и это понимали царские урядовцы, некоторые землевладельцы в России и иностранцы. Поэтому в регион начали прибывать переселенцы стран Запада. Землевладельцы из России создавали новые поместья, переселяя своих крепостных. Земли раздавались с крестьянами, которые проживали на юге, людям,которые отличились на гос. службе. Часть земель перешла непосредственно царю и церквям. Гетьманы менялись один за другим, назначались побочники царя, но постепенно гетьманат ликвидировали, а управление6 перешло к губернаторам, назначаемых царем. Запорожская Сечь была уничтожена, а казаки переселены на Кубань, часть убежала на турецкую территорию за Дунай Россия постепенно перехватывала от Польши часть земель, при каждом ее разделе с Пруссией и Австрией, новые территории на Правобережье, Волыни, Подолье, оставляя установленные Польшей порядки: землевладельцы-поляки, крепостные крестьяне-украинцы. Последни раздел Польши произошел в 1795 году. После этого соседом России стала Австрийская империя. В 1825 году к власти пришел царь Николай 1. Россия в это время была большой аграрной державой, которая занимала значительные территории, имела сильнейшую в Европе армию, имела значительный потенциал для развития,, но отставала от западных стран в развитии промышленности, техники, эффективному ведению хозяйства. Украинские старшины в 1835 году достали права на получение дворянства, что привело к усилению руссификации. Сельское население делилось на: -крепостных. -казаков. -государственных крестьян. -моностырских крестьян. Кроме этого появились так называемые «военные поселения» (в них жили военные с семьями) и «зажиточные крестьяне» (проживали на землях, отобранных у изменников, облагались налогом и вольно хозяйничали на землях). Бюракратически-полицейское господство в России, управляемое Николаем 1 не выдержало войны 1854 года с коалицией европейских стран. От наследника Александра 2 ждали реформ и смягчения режима. Так и вышло. Основной проблемой было крепостничество. Практическая подготовка началась в 1856 году, был создан специальный комитет для подготовки реформ. Землемерные работы в России, начатые еще при Петре 1, проводились для составления планов и карт. В 1705 году было начато генеральное межевание, которое имело целью составление планов отдельных землепользований. Съемки проводились геодезическима инструментами- астролябией, буссолью, мерной лентой. На план накладывались только границы земель отдельных землепользователей. Эти работы велись примерно 100 лет, но очень медленно из-за нехватки кадров. Их подготовку проводил Московский Константиновский межевой институт. 3.Земельные преобразования Петра 1. Генеральное и специальное межевание Реформаторская деятельность Петра I существенно отразилась на развитии земельных отношений и землеустройства. Совершенное им переустройство войск из поместных в регулярную армию, которая содержалась за счет правительства, разрушило основу поместной системы землевладения. По указу 1714 г. деление на вотчины и поместья было прекращено, а взамен введены новые понятия «недвижимая собственность» или «имение». Помещики получили право полной собственности на землю, причем уже не на условных началах, как раньше, а с правом полного и неограниченного распоряжения ею. Изданный в 1785 г. указ «О вольности дворянской», освобождавший дворян от обязательной государственной службы, окончательно отменил условность феодального землевладения и закрепил полную феодальную собственность на землю. Введенная Петром I взамен налога с земель подушная подать также существенно отразилась на развитии земельных отношений и межеваний, поскольку отпала необходимость в кадастровых описаниях земель с целью налогообложения. Это значительно упростило систему взимания налогов и создало финансовые выгоды правительству, так как привлекло к платежам все трудоспособное население, но вместе с тем привело к снижению значимости межеваний. Был ликвидирован Поместный приказ, а созданной на его базе Вотчинной Коллегии из большого перечня межевых дел передавались только разбор и укрепление прав на недвижимое имущество (на землю) и производство межеваний по указаниям Сената, присутственных мест, по просьбам частных лиц и др. Для укрепления феодального землевладения и охраны его от дробления и размельчения Петр I в 1714 г. издал указ «О единонаследии в недвижимых имуществах», в силу которого землевладения должны были переходить по наследству только одному из сыновей владельца. В этот период был издан ряд указов, ограничивающих рост церковного и монастырского землевладения. К середине XVIII века в монастырях и церквях была сосредоточена 1/7 часть всех российских земель и крестьянского населения, причем процесс их роста продолжался. Проведенная Петром I секуляризация (изъятие в пользу государства) монастырских, церковных и синодских земель укрепила государственную экономику и существенно изменила соотношение различных форм феодального землевладения в пользу государства. Эти нововведения Петра I, направленные на усиление Российского государства, вместе с тем преследовали и другую цель — укрепление феодально-крепостнического строя на основе дальнейшего усиления эксплуатации крестьянства. Усиление феодального гнета стало причиной больших народных восстаний (Астраханского 1705—1706 гг. и под руководством К. Булавина— 1707—1708 гг.), подавленных жестоким и беспощадным образом. Петровские времена связаны с быстрым развитием геодезии, применением ее в практике межеваний. К числу важнейших мероприятий, способствовавших этому, следует назвать межевание Ингерманландии и составление карты России. Обширная раздача прибалтийских земель (Ингерманландии), начатая еще в 1712 г. с целью заселения их русскими колонистами, потребовала сплошного межевания, к которому были привлечены первые русские геодезисты из Адмиралтейства, подготовленные школой математических и навигационных наук. По указу Петра I в 1720 г. начались работы по составлению карты России. Петр лично написал инструкцию под названием «Пункты, каким образом сочинять ландкарты», привлек к выполнению этих работ 34 человека, получивших знания геодезии в С.-Петербургской Академии, и направил их в 1721 г. в различные губернии России для выполнения работ в соответствии с названной инструкцией. Съемочные работы велись расходящимися от главного города радиусами вдоль больших дорог до уездной границы, где и заканчивались. Направление хода определялось буссолью, а линии измерялись цепью. Все объекты местности отмечались в абрисе на основании засечек по буссоли и определялись расстояния к ним. Положение отдельных точек определялось астрономическим путем с применением квадранта., В дальнейшем каждый геодезист составлял на листах бумаги определенного размера сетку меридианов и параллелей и на нее наносил по данным абриса города, села, деревни, дороги, реки, озера, леса, поля и другие объекты местности. Затем карты отсылали в Сенат, где сводили в атлас и готовили к печати. Эти работы закончились только через 25 лет после смерти Петра I. В результате был составлен первый о истории государства атлас земель России. Работы по составлению атласа стали хорошей геодезической и межевой школой для первых русских геодезистов и создали базу для проведения обширных лесоустроительных и картографических работ в середине XVIII века, для составления планов Москвы и Петербурга в 1731—1739 гг. Уменьшение объема межевых работ в связи с ликвидацией поместной системы привело к большому числу земельных беспорядков. В царском указе 1731 г. отмечалось: «...многие... земли прежде были не межеваны, а которые и были межеваны, тех межи и грани через многие прошедшие годы попортились и ямы заровнялись, отчего непрестанно происходят ссоры и драки и смертные убийства...». Вновь возник вопрос о необходимости проведения сплошного или валового межевания и был предпринят ряд попыток начать работы. Но отсутствие хорошо подготовленных инструкций и кадров исполнителей межевых работ сделало их проведение невозможным. Только в мае 1754 г. была утверждена «Инструкция межевщикам» и в 1755 г. начались работы по межеванию Московской губернии. Для проведения межевания были учреждены Главная Межевая канцелярия при Сенате, Московская губернская межевая канцелярия и партии межевщиков. По «Инструкции межевщикам» межевание признавалось делом государственным и независящим от желания или просьб отдельных частных лиц. Оно должно было закреплять за владельцами только то, что им принадлежало в соответствии с имеющимися документами или специальными законами о земельных правах; что же являлось незаконным, следовало передать другим землевладельцам или в собственность государства. Кроме того, предусматривалось уменьшение чересполосицы путем сокращения угодий в чужих дачах. На первых же порах работы по межеванию затормозили из-за множества разных споров и тяжб, последовавших со стороны землевладельцев, не желавших расставаться с незаконно захваченными излишками земли. Повсеместно межевание сталкивалось не только с отсутствием поддержки, но и с открытым сопротивлением. В течение 11 лет было обмежевано всего лишь 359 дач на площади 57 319 десятин. Начавшись в Московском уезде, там оно и закончилось в 1755 г. Неустроенность земельных отношений и неудачная попытка межевания по инструкции 1754 г. заставили правительство изменить подход к этим работам. Указом от 20 февраля 1765 г. Екатерина II учредила особую комиссию о государственном межевании. Комиссии предписывалось подготовить на основе изучения недостатков межевания по инструкции 1754 г. проект основных правил государственного межевания, соответ¬ствовавших условиям того времени и пожеланиям дворянства. Проект лег в основу изданного 19 сентября 1765 г. манифеста о Генеральном межевании и обнародованных «генеральных правил». Согласно этим документам, все земли в ходе межевания закреплялись за владельцами по фактическому пользованию при отсутствии споров с соседями. Межевание признавалось делом государственным, поэтому всем вменялось в обязанность ничем не препятствовать его успешному ходу. За вред, причиненный межеванию, предусматривались строгие меры наказания. Землемеры, уличенные в несправедливости, пристрастии, взятках и в прочих злонамеренных действиях, подлежали военному суду. Для наблюдения за ходом межевания была учреждена межевая экспедиция Сената, на которую возлагался высший контроль и подготовка докладов правительству. К межеванию были привлечены все лица, знающие основы землемерия и геодезии, в том числе служащие ранее существовавших межевых учреждений, офицеры артиллерии и армейских полков, ученики академии и других учебных заведений, где преподавалась геодезия. Начатое в 1766 г. Генеральное межевание шло успешно. За 30 лет (к 1796 г.) было окончательно обмежевано 22 губернии и завершались работы еще в двух. Продолжалось это практически до 1861 г., а в некоторых губерниях проводилось еще и в 70-х годах XIX века. Новые правила межевания не только не вызывали сопротивления, но, напротив, находили поддержку среди землевладельцев, поскольку соответствовали их интересам. В результате сотни тысяч десятин земли, самовольно захваченной помещиками из государственных фондов или отнятой у крестьян, были юридически закреплены за феодалами. Спорные межевания составили лишь 1/11 часть от их общего числа (195 375 межеваний на площади около 272 млн. десятин). Согласно «генеральным правилам», Генеральное межевание велось по дачам, под которыми понимались земли одного или нескольких владельцев, составлявшие неразобщенный округ селения или пустоши определенного названия с учетом исторических условий их образования. Как правило, они определялись по документам, выданным первым владельцам до последующего их разделения. Когда первичные документы отсутствовали, размеры, состав и границы дач устанавливались по рассказам владельцев и старожилов. Межевание начиналось с установления городских дач на основе так называемых «отводных сказок», излагаемых поверенными лицами от города и смежными землевладельцами. Затем с использованием теодолитов, астролябий и мерных цепей обходилась окружная межа городской дачи с установкой на границах межевых знаков. После обхода межи городской дачи обмежевывались дачи, смежные с городской (дачи первого циркуляра), затем дачи, смежные с дачами первого циркуляра (дачи второго циркуляра), и т. д., пока не обмежевывался весь уезд. При этом землемеры вели полевые записки, осуществляли съемку ситуации внутри дач, составляли планы по дачам. В конце работ составлялось дело Генерального межевания, которое направлялось на освидетельствование и утверждение в уездную межевую контору. В ходе межевания делались экономические примечания о состоянии земель и хозяйства. После окончания работ в уезде составлялся уездный план в масштабе 500 сажен в одном дюйме. В случае споров между смежными владельцами землемеры только проводили обследование на месте обстоятельств спора и его результаты направляли на рассмотрение межевой конторы. После ее решения установленные межи переносили на местность. Дальнейший порядок действий был таким же, как и при бесспорном межевании. Генеральное межевание не могло установить гранимы всех отдельных владений, поскольку велось по дачам. Между тем в пределах дач могли быть землевладения разных форм: крупные дворянские владения, земли государственных крестьян, священнослужителей, ведения казны, ямские земли и т. д. Между их владельцами зачастую возникали споры по поводу меж, что вызвало необходимость уже в ходе Генерального Межевания поставить перед правительством вопрос о проведении следующего этапа — специального межевания землевладений внутри дач. В связи с этим уже в 1767 г. был установлен особый вид межевания, названный «специально-коштным межеванием через землемеров Генерального размежевания земель». Оно проводилось по просьбам землевладельцев и за их счет. Поскольку необходимость в таких работах росла и потребности не могли удовлетворяться только землемерами Генерального межевания, в 1806 г. были изданы особые правила «специального размежевания через уездных землемеров». Однако и такое межевание не получило широкого распространения, так как обходилось владельцам довольно дорого и не было обеспечено ни кадрами, ни инструментарием. В 1836—1839 гг. были приняты правила полюбовного специального размежевания непосредственно или через посредников, в качестве которых, как правило, выступали землемеры. Специальное межевание стало считаться делом обязательным и должно было проводиться в установленные сроки. Кроме Генерального и специального межеваний, во второй половине XVIII — начале XIX веков проводились так называемые «особые межевания»: поземельное устройство государственных крестьян, поземельное устройство крестьян, приписанных к различным ведомствам, межевание некоторых отдаленных местностей России и др. Сущность поземельного устройства государственных крестьян заключалась в уравнении наделов сельских обществ до установленного размера (до 8 десятин на душу в малоземельных уездах и до 15 в многоземельных) и в установлении размеров оброка в государственную казну. Большие масштабы межевых работ обусловили необходимость подготовки специальных землемерных кадров. В этих целях в 1779 г. при Межевой канцелярии в Москве была учреждена землемерная школа, названная Константиновской. В 1819 г. она была пере¬именована в Константиновское землемерное училище, а с 1835 г. преобразована в Константиновский межевой институт (ныне Московский институт инженеров землеустройства). Кроме того, в 1835 г. при Межевой канцелярии была создана школа чертежников, позднее названная школой межевых топографов, в которой была организована подготовка межевых помощников из числа воспитанников гимназий. Позднее, в 1843 г., в 15 губерниях России при уездных училищах были учреждены дополнительные классы элементарного землемерия. Марьинский сиротский дом в Петербурге, воспитывавший детей дворянского сословия, был преобразован в Марьинское межевое училище. В 1858—1859 гг. были открыты землемерно-таксаторские классы при 37 гимназиях. Таким образом, в России сложилась целая система землеустроительного образования, которая в основном обеспечила потребности в кадрах для проведения широких межевых работ. Генеральное и специальное межевания составили целую эпоху в развитии землеустройства в России. При всей их реакционной сущности, связанной с укреплением феодальной собственности и с дальнейшим закрепощением крестьянства, они способствовали экономическому развитию страны, обусловливали развитие геодезической и землемерной техники и целого ряда наук, связанных с организацией использования земель.   ТЕМА:Земельные отношения и землеустройство в период зарождения и развития земельных отношений при капитализме 1.Развитие капиталистических отношений и разрушение крепостничества. 2.Основные положения крестьянской реформы 1861 года. 3.Переселение крестьян в период реформы. 1.Развитие капиталистических отношений и разрушение крепостничества. Капиталистические отношения на­чали складываться в России и Украине во второй половине XVIII века, а в первой половине XIX века они развивались наиболее быстрыми темпами. На смену феодальному способу производства приходил новый, более прогрес­сивный капиталистический способ производства. Появление новых производительных сил в первой половине XIX века выражалось в следующем. Во-первых, быстрое развитие получила промышленность. Больше стало использоваться машин, которые закупали за границей и стали выпускать в России. И Москве и Подмосковье создавалась текстильная промышленность, на Урале — металлургическая, на Украине и в Черноземном центре страны — свеклосахарная промышленность. Общее число промышленных предприятий России к 1825 г. достигло 5200, а к 1854 г.— 10 000. В 1802 г. на Украине был построен первый сахарный завод, а во втором десятилетии XIX века их стало уже 240. Во-вторых, значительно воз­росло число вольнонаемных рабочих промышленных предприятий, особенно в связи с применением машин. Но наемные рабочие в то время в большинстве случаев были крепостными крестьянами, отпущенными помещи­ками на заработки, и отдавали значительную часть своей заработной платы в виде оброка. Помещик имел право в любое время отозвать их в деревню, что при­водило к нарушению цикла производства и создавало конфликты между буржуазией (капиталистами) и по­мещиками-крепостниками. Быстро растущая в стране ка­питалистическая промышленность нуждалась в рабочей силе. Сельское хозяйство, в котором господствовали кре­постнические отношения, в первой половине XIX века развивалось медленно, но и в эту отрасль экономики проникают изменения. С развитием промышленности и увеличением рабочих и городского населения быстро росла внутренняя и внешняя торговля продуктами сель­ского хозяйства. К тому же ни помещики, ни крестьяне не могли обойтись без покупки промышленных това­ров. Поэтому они должны были продавать продукты на рынке, то есть заниматься товарным земледелием. По­мещики южных районов начали усиленно распахивать степи для производства товарного зерна. Весной и ле­том к ним приходили на заработки крепостные кресть­яне центральных районов. Из-за низкой доходности помещичьих имений при господстве крепостного труда и отсталой техники мно­гие помещики разорялись и закладывали свои земли. Часть помещиков пыталась рационализировать хо­зяйство: вводились многопольные севообороты, поку­пался породистый скот, выписывались заграничные машины. Они прибегали к вольнонаемному труду. Но эти прогрессивные методы ведения сельского хозяйства были несовместимы с крепостничеством. Большинство помещиков России придерживались старых методов ведения хозяйства: увеличивали свои доходы путем усиления эксплуатации крестьян, свои земли расширяли за счет уменьшения крестьянского, землепользования, увеличивали барщину (в чернозем­ных губерниях барщина доходила до 4—6 дней в не­делю). Положение основной массы крестьян ухудша­лось. В результате усиления торгово-денежных отноше­ний в деревне происходил процесс расслоения кресть­янства. Большинство крестьян разорялось, а те, кто занимался торговлей, ростовщичеством и вкладыванием денег в промышленные предприятия, становились пред­принимателями (буржуазией). В целом в России технический переворот первой половины XIX века повлек за собой переворот социаль­ный, который заключался в возникновении и развитии новых производственных отношений, образовании новых классов капиталистического общества — буржуа­зии и пролетариата. Рост промышленных предприятий и товарного зем­леделия в первой половине XIX века противоречил крепостному строю. Заводчики, фабриканты и часть помещиков (особенно южных районов) были заинте­ресованы в свободных крестьянах с тем, чтобы легче было привлекать их на свои предприятия и выплачи­вать им более низкую заработную плату. Поэтому они были против крепостничества. Однако главной предпо­сылкой отмены крепостного строя явилась борьба самих крестьян против помещиков, чиновников и по­лиции. Только в 1826—1854 гг. в России было зареги­стрировано 556 крестьянских волнений, причем число их из года в год росло. Особенно острый характер крестьянские восстания приняли в период Крымской войны (1853—1856 гг.), которая для России была не­удачной. Во время Крымской войны началась организация «ополчения». Пронесся слух, что крестьяне, вступившие в ополчение, будут освобождены от крепостной зависи­мости. В ряде мест крестьяне в период войны отказы­вались от барщины, поджигали помещичьи имения и даже убивали помещиков. В период Крымской войны (1853—1856 гг.) восстаниями было охвачено 400 уездов центральной и южной России. Борьбу крестьян поддерживали революционеры-де­мократы. Остро стоял вопрос о путях дальнейшего раз­вития сельского хозяйства и аграрных отношений в стране. Первый путь, за который боролись крестьяне, заключался в ликвидации помещичьего землевладения и распределения его между крестьянами. Второй путь, который отстаивали помещики, заключался в том, чтобы освободить крестьян от крепостнической зависи­мости, но землю оставить в своей собственности. Борьба между крестьянами и помещиками закончилась тем, что Россия пошла по второму пути — по пути реформ. Широкий размах классовой борьбы в деревне в се­редине XIX века заставил царское правительство пойти на отмену крепостного права. Царское правительство стало готовить законопро­екты об отмене крепостного права. Для этого были созданы секретные комитеты. В результате разработан проект «Положения о крестьянах, вышедших из кре­постной зависимости», который был утвержден Алек­сандром II 19 февраля 1861 г. Одновременно царь подписал и Манифест о крестьянской реформе. 2.Основные положения крестьянской реформы 1861 года. Крестьянская реформа 1861 г. сводилась к трем основным положениям. Во-первых, крестьяне освобождались от крепостной зависимости, но освобождение от обязанности выпол­нять барщину и выплачивать оброк они приобритали только через 20 лет, после чего переходили на обяза­тельный выкуп. В течение этого времени раскрепоще­ние могло осуществляться только при добровольном согласии между помещиком и крестьянами. Во-вторых, земля еще долгие годы оставалась в соб­ственности помещиков. В-третьих, за освобождение от крепостной зависи­мости и за земельные наделы крестьяне обязаны были выплачивать выкупные платежи. Согласно закону, размер земельного надела уста­навливался на основе добровольного согласия между помещиками и крестьянами. Однако в правилах позе­мельного устройства в связи с возникавшими спорами: между сторонниками была указана высшая норма на­дела крестьян землей, то есть так называемый высший надел — 6—7 десятин на ревизскую душу (население мужского пола, которое было записано по десятой ре­визии 1858—1859 гг.). Низший же надел составлял третью часть высшего. В степной полосе был установ­лен один указной надел, который в великороссийских, губерниях колебался от 6 до 12 десятин, а в новорос­сийских — от 3 до 6,5 десятины на душу. Согласно правилам, крестьянин мог получить так называемый «дарственный надел», который составлял примерно ¼ часть высшего надела и давался крестья­нам без выкупа. Крестьяне соглашались на такие на­ймы, так как не имели возможности платить выкупные платежи. Для помещиков было выгодно оставить себе остальные 3/4 земель крестьянского пользования. Они понимали, что безземельные крестьяне, чтобы не уме­реть с голоду, будут выплачивать им за аренду земли не только ренту, но и часть своего необходимого про­дукта. «Дарственный надел» ставил крестьян в пря­мую зависимость от своего прежнего барина. За предоставляемые земельные наделы крестьяне обязаны были платить выкупные платежи из расчета 6 % капитализации дохода помещиков, то есть они должны были платить такую сумму, которая, будучи положена в банк, приносила бы доход, равный разме­рим прежнего оброка. По принятым ценам на землю того периода кресть­яне должны были заплатить помещикам 867 млн. руб. золотом. По положению крестьяне должны были сразу заплатить помещику только 20 % причитающейся суммы, а остальные 80 % за них обязалось выплатить помещикам государство процентными бумагами (частью — выкупными свидетельствами, частью банко­вскими билетами). Но крестьяне должны были выплачи­вать эту сумму государству в рассрочку в течение 49 лет —с 1880 по 1929 г. К тому же за такой кредит они выплачивали государству 6 % годовых. В результате этого к 1905 г. за земельные наделы крепостные кресть­яне выплатили более 2 млрд. руб. золотом. По реформе 1861 г. земельные наделы государст­венным (казенным) крестьянам, которых накануне реформы 1861 г. было 16,5 млн. (Сибирь, Приуралье, Лесостепь и Степь Украины), предоставлялись только в пользование с обязательной выплатой в течение 20 лет оброчных податей с учетом качества и доходности земель. Недовольство крестьян таким положением вы­нудило царское правительство издать в 1866 г. новый закон, по которому государственные крестьяне перево­дились на обязательный выкуп. Наделы им предостав­лялись в пределах 6—10 десятин на ревизскую душу. Сумма выкупных платежей устанавливалась в размере ранее вносимых оброчных платежей и более (иногда в 1,5 раза) и должна была вноситься в установленном порядке с 1887 по 1933 г. (44 года). Всего государст­венные крестьяне должны были заплатить выкуп в сум­ме 1053 млн. руб. Крепостное право для удельных крестьян (принадле­жащих царской фамилии) отменялось по закону 1863 г. Таких крестьян было около 2 млн. Они сразу перево­дились на обязательный выкуп и должны были выпла­чивать платежи в течение 49 лет, то есть до 1912 г. Отмена крепостного права в Правобережной Укра­ине, Белоруссии, Литве и Закавказье имела свои осо­бенности. Так, в связи с польским восстанием царское прави­тельство, чтобы отвлечь от участия в нем крестьян, в Белоруссии, Литве и Правобережной Украине перевело всех крестьян на выкуп, уменьшив выкупные платежи за земельные наделы на 20 %. Однако размежевание помещичьих и крестьянских земель не проводилось. Аграрная реформа 1861 г., отменив крепостное право, открыла возможности превращения крестьянина в мелкого товаропроизводителя, но не сделала его экономически свободным и независимым от помещика, так как не обеспечила в необходимых размерах глав­ным средством сельскохозяйственного производства — землей. Реформа привела к обезземеливанию значительной части крестьян и превратила миллионы их в батраков с наделом. По требованию дворянских комитетов, го­товивших реформу, наделы земли были значительно меньше той площади, которой крестьяне пользовались до реформы. Те земли, которые при проведении реформы были отрезаны от крестьянских наделов, назывались «от­резками». Наделение крестьян землей осуществлялось в по­рядке проведения так называемого «поземельного устройства» (землеустройства). Все мероприятия по земельному устройству помещичьих крестьян, выходя­щих из крепостной зависимости, проводились в три этапа. 1. В двухлетний срок составлялись и вводились в действия уставные грамоты, в которых устанавливались размеры земельных наделов и повинности крестьян за наделы (размеры выкупных сумм, оброчных платежей и налогов). 2. Разверстывание (размежевание) крестьянских и помещичьих земель проводилось в течение шести лет после введения в действие уставных грамот. 3. Выдача специальных актов («данных» о переводе крестьян на выкуп), в которых указывались размер и срок платежей, выкупных ссуд и выкупленных земель, состав угодий, смежные земли и описание границ. 3.Переселение крестьян в период реформы. Реформа 1861 г. стала переломным рубежом в раз­витии экономики страны. Старый феодально-крепостни­ческий строй усиленно разрушался. Создавался новый капиталистический строй. Капитализм все глубже проникал в сельское хозяй­ство, несмотря на значительные остатки крепостниче­ства в деревне, и подчинял себе различные отрасли сельского хозяйства. С расширением внутреннего и внешнего рынков по­мещики стали развивать наиболее выгодные в местных условиях отрасли: распахивали степи для посева пше­ницы, увеличивали посевы технических культур в райо­нах их промышленной переработки, расширяли посевы трав в нечерноземной зоне для развития молочного жи­вотноводства. Развитие капитализма в пореформенной России и Украине про­исходило в сочетании с докапиталистическими (феодаль­ными) формами эксплуатации крестьян. Продажа зе­мель дворянами другим сословиям не меняла сущест­венным образом общий характер распределения земель. Земли делились на три основные группы: частновла­дельческие, надельные и казенные (государственные). Частновладельческие земли, принадлежавшие в ос­новном дворянам, как отмечалось выше, вследствие про­дажи сокращались. Крестьяне вели свое хозяйство в основном на на­дельных землях. Их нельзя было продавать и отдавать в залог, так как по реформе они были переданы в соб­ственность земельных общин. Исключение составляли Черниговская и Полтавская губернии, где каждый кре­стьянский двор получил надел в собственность. Общинная форма собственности на землю была удобной для получения с крестьян выкупных платежей, так как за своевременную их уплату отвечала община в целом. Пользование землей в общинах было подворным. В целях уравнительного распределения земель между дворами примерно через 10—12 лет проходили их пере­делы (в первые годы после реформы по числу ревизских душ — населению мужского пола), а затем едоков. Изме­нение населения в общинах вызывало необходимость проведения промежуточных переделов (свалок, зава­ло




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.