Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы и процедуры осуществления АРМ

Анализ должности начинается с описания работы (job description) -- сбора информации о работе. Типичный метод описания работы, который чаще всего встречается и в наши дни, представляет собой бланк с тремя-четырьмя разделами (название должности, задачи и функции, необходимые знания, ответственность). Его заполняют, вписывая в каждый раздел несколько предложений.

Описания, построенные на основе таких подходов, грешат субъективизмом, а необходимость заполнения вручную создает определенные трудности и препятствует широкому распространению методики. Да и пособия и инструкции к конкретной методике анализа должности достаточно объемны, что даже при условии внимательного их изучения применение их затруднено.

Поэтому исследователи и HR-практики направили свои усилия на разработку универсального и формализованного способа анализа работы, совмещающего в себе методы описания должности, оценки должности и требований должности. Итогом применения такого инструмента являются стандартное описание работы и/или стандартизованный перечень требований, а также «вес» должности.

Так, в западном кадровом сообществе сегодня используются опросники, обработка которых с помощью ключей или компьютерных программ позволяет получать сопоставимые описания должностей, их веса, требования к кандидатам, критерии оценки квалификации и результативности. Вот неполный список таких методик: PAQ, CMQ, FJA, JEI, FJAS, MOSAIC, OAI, WPS, CODAP, PMPQ, Executive Checklist, 0*NET.

Примечательно, что помимо этих универсальных методик, разработанных для широкого круга должностей, ряд организаций разрабатывают свои методы или заказывают их у консалтинговых компаний.

Для осуществления АРМ необходимо предварительно сделать общий анализ всей организации и деятельности, которая совершается в ней, для достижения ее основных целей. Этот анализ осуществляется с помощью использования двух моделей (схем): организационной и процессуальной.

Организационная схема. Организационная схема показывает отношения между различными структурными звеньями в рамках той или другой организации. С ее помощью наглядно демонстрируются формальные связи и взаимодействия. Это значительно облегчает формирование общего представления об организационной структуре той или иной фирмы в целом (см. схему 7.1).

Процессуальная схема. В отличие от организационной процессуальная схема показывает, как различные задачи и виды деятельности в организации связаны между собой. Если организационная схема дает представление о структуре организации, то с помощью процессуальной схемы можно сделать детальный анализ конкретных видов деятельности в ней (см. схему 7.2).

Методы сбора необходимой для АРМ информации. Существует четыре метода сбора данных, необходимых для анализа рабочего места. Это — наблюдение, интервью, анкета и ведение дневника.

На основе этих четырех методов можно собрать всю необходимую информацию для того, что мы называем базовыми данными для рабочего места.

Наблюдение, т. е. прямая регистрация событий, имеет некоторые преимущества по сравнению с другими методами. Во-первых, информация регистрируется наблюдателем независимо от субъективных желаний посторонних лиц; во-вторых, события фиксируются в момент их свершения; в-третьих, регистрировать можно только объективные факты, а не факты сознания. Наблюдение является научным методом и отличается от обыденного анализа тем, что оно подчинено определенной исследовательской цели и задачам исследования; планируется по заранее продуманной процедуре; все результаты наблюдения фиксируются. Этот метод используется только при анализе стандартных и простых задач с коротким циклом.

Наблюдение практически не используется при изучении высококвалифицированной деятельности, например научно-исследовательской.

* Спецификация — технический документ в форме таблицы с детальным описанием прибора, машины, оборудования и т.д.; документ с перечислением условий, которым должен отвечать производственный заказ.

Схема 7.2. Схема процесса деятельности в организации

Интервью — целенаправленная беседа, задача которой получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования. В процессе интервью исследователь должен учитывать следующие требования: 1) создавать атмосферу искренности в процессе беседы; 2) так ставить вопросы, чтобы получить достоверные ответы; 3) вести точное фиксирование ответов.

На практике это наиболее часто используемый метод; его обычно применяют в комбинации с наблюдением. Но он приводит к субъективным ошибкам и неточностям при сборе информации. Чтобы до минимума сократить количество ошибок, необходимо в минимальной степени объяснить интервьюируемым, какие именно данные необходимо получить.

Анкета. Это один из наиболее часто встречаемых методов для АРМ, который позволяет за сравнительно короткий срок собрать всю необходимую информацию. Вопросы анкеты принято классифицировать по следующим основаниям. Во-первых, по содержанию их условно делят на две группы: вопросы о деятельности, фактах в прошлом и в настоящем, и вопросы о мнениях, оценках, мотивах респондентов (опрашиваемых). Во-вторых, по форме их делят на «открытые», когда ответ может быть дан в любой форме, как пожелает респондент, без каких-либо регламентации; и на «закрытые», если в его формулировке содержатся варианты возможных ответов (альтернатив), респондент должен остановить выбор на каком-либо из них.

Анкета заполняется опрашиваемым самостоятельно, поэтому ее вопросы должны быть предельно ясны для респондентов. Обычно композиция анкеты характеризуется следующей последовательностью смысловых разделов: 1) вводная часть; 2) основная часть 3) паспортичка — объективные данные о личности респондента (пол, возраст, профессия и т.д.). Иногда паспортичку ставят в начало анкеты. В основной части, как правило, не должно быть множество вопросов. Они в анкете должны быть краткими и ясными, желательно «закрытыми». Практика анкетирования показывает, что для большинства категорий опрашиваемых анкета должна быть составлена так, чтобы респондент на ее чтение и заполнение не затрачивал более 15—25 минут.

В качестве примера представляем следующую анкету.

Примерная анкета для проведения анализа рабочего места.

Имя _______________ Отчество ________

Фамилия ___________________________

Организация ______ Звено (отдел, бригада)

Должность _________________________

Дата заполнения анкеты ______________

1.Какова основная цель Вашей работы?

2.Как бы Вы могли описать успешное окончание и результаты Вашей работы?

3.Ваши должностные обязанности (опишите, если можете, в чем они состоят и как Вы их выполняете, какие из своих обязанностей Вы считаете самыми главными:

· а) ежедневные обязанности;

· б) периодичные обязанности (укажите продолжительность периода);

· в) обязанности, которые Вы выполняете, но считаете ненужными;

· г) выполняете ли Вы обязанности, которые не входят в требования, предъявляемые к Вашему рабочему месту? Если ответите «да», то укажите — какие;

· д) другие.

4.Какое образование и квалификация необходимы для выполнения требований, предъявляемых к Вашему рабочему месту?

5.Какой опыт необходим, чтобы выполнять требования, предъявляемые к Вашему рабочему месту?

6. Какие умения необходимы, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к Вашему рабочему месту?

7. Физические нагрузки (укажите подробно, с какими физическими нагрузками связана Ваша работа, — переноска тяжестей, вибрация оборудования, исключительно высокие требования относительно зрения, обоняния, осязания и др.). Как часто Вы испытываете физическое напряжение на Вашем рабочем месте?

8.Эмоциональное напряжение (укажите все неприятные и нежелательные эмоциональные переживания, с которыми Вы сталкиваетесь на Вашем рабочем месте, как часто это происходит).

9.Расположение рабочего места (где расположено Ваше рабочее место — на открытом или закрытом пространстве, под землей, на большой высоте, и т.д., как Вы оцениваете это расположение — как удовлетворительное или не удовлетворительное).

10. Физическая среда (как Вы оцениваете различные элементы физической среды, которая окружает Ваше рабочее место?).

  Плохо Удовлетворительно Хорошо
Освещение      
Вентиляция      
Резкие перепады      
температуры      
Вибрация      
Другие      

11. Условия окружающей среды (какие условия окружающей среды и как часто оказывают влияние на Ваше рабочее место):

  Редко Иногда Часто
Пыль      
Грязь      
Повышенная температура      
Пониженная температура      
Дым      
Запах      
Шум      
Влага      
Другое      

12. Здоровье и безопасность (какие факторы и как час то оказывают влияние на здоровье и безопасность на Вашем рабочем месте?)

  Редко Иногда Часто
Радиация      
Огонь      
Взрывчатка      
Движущиеся объекты      
Другое      

13.Если руководите другими людьми, опишите, какие действия, направленные на выполнение этой задачи, Вы совершаете на своем рабочем месте?

14.Связано ли Ваше рабочее место с возможностями успешного должностного развития (карьерой) в рамках организации? Как велики эти возможности? Опишите детально.

15.Существует ли возможность роста на рабочем месте в Вашей должности? Опишите эти возможности, если они существуют.

16.Имеются ли возможности для повышения квалификации и необходим ли непрерывный рост Вашего квалификационного уровня для успешного исполнения деятельности и функций на Вашем рабочем месте?

17.Какой объем ответственности и параметров властных ресурсов связан с Вашим рабочим местом? Эти пара метры связаны с техникой, людьми, методами, организацией в целом или чем-то другим? Опишите подробно.

Дневник. Регулярное ведение дневника является методом, который используется при анализе рабочего места в том случае, когда мы имеем дело со сложными видами деятельности, которые с большим трудом поддаются наблюдению и описанию (научные работники, эксперты, высшие руководители).

Для анализа рабочего места могут быть использованы как все четыре вышеперечисленных метода в комплексе, так и в различных комбинациях. На основе собранной информации (с помощью указанных выше методов) специалисты про изводят проектирование рабочего места (ПРМ).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Анализ рабочего места | Проектирование рабочих мест
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.