Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкурентное поведение - это позиция, которую в процессе принятия управленческих решений занимает фирма по отношению к своим конкурентам




 

Таблица 18 - Типы конкурентных ситуаций на рынке

Чистая монополия На национальном или региональном рынке присутствует один продавец товара
Олигополия Господство в отрасли нескольких крупных компаний
Монополистическая конкуренция Большое число конкурентов, выступающих с различающимися предложениями (дифференцированный товар, различное позиционирование)
Чистая конкуренция Большое число продавцов, предлагающих однотипные (недифференцированные, полностью заменяемые) товары

 

В условиях монополии фирма владеет повышенной рыночной силой. Ситуация краткосрочной монополии компании на товарном рынке имеет место в момент вывода нового товара на рынок, когда у него нет прямых конкурентов в данной категории. Высокая рентабельность монопольного рынка быстро привлекает конкурентов.

Ситуация олигополии чаще всего встречается на рынке зрелых товаров, когда первичный спрос нерасширяем. При этом производимая продукция может быть как высокодифференцированной, так и стандартной.

Для олигополии на рынке стандартизованного продукта характерен выбор товара преимущественно по цене, что обостряет ценовую конкуренцию продавцов и приводит к ценовым войнам. Поскольку спрос на рынке нерасширяем, сценарий ценовой войны ведет к тому, что при восстановлении объемов продаж в натуральных показателях, выручка всех продавцов на рынке снижается, падает и их прибыльность.

На олигопольном рынке компания может увеличить свою долю только за счет конкурентов, а это значит, что конкуренция будет более агрессивна, чем в ситуации растущего спроса, когда каждый из продавцов может наращивать объемы продаж, следуя положительной динамике рынка. Поэтому для компаний на рынке недифференцированной олигополии свойственно адаптивное и опережающее поведение, однако возможно и использование агрессивного поведения, особенно в случаях, когда компания развязывает ценовую войну, грозящую нанести ущерб всем продавцам на рынке.

Число конкурентов на рынке монополистической конкуренции велико и их силы приблизительно равны, однако их товары дифференцированы (т. е. с точки зрения покупателя имеют существенные отличительные качества).



Таким образом, монополистическая конкуренция является следствием конкурентной борьбы компаний с использованием их внешнего конкурентного преимущества. В ситуации монополистической конкуренции продавец получает сверхприбыль за счет наличия отличительных качеств своего товара. При этом должны выполняться следующие условия:

- любая дифференциация должна представлять ценность для покупателя;

- ценность для покупателя может заключаться либо в более высокой
эффективности использования товара (удовлетворении), либо в более низкой цене потребления (издержек использования);

- ценность для покупателя должна быть достаточно высока для того, чтобы он согласился заплатить за товар повышенную цену;

- компания должна иметь возможность защищать свою дифференциацию от немедленного воспроизведения конкурентами;

- повышение цены, приемлемое для покупателей, должно быть больше роста издержек на поддержание дифференциации;

- фирма должна иметь возможность информировать рынок о
дифференциации своего товара.

Дифференциация, приводящая к формированию предпочтений потребителей, снижает их способность торговаться, укрепляет позицию компании относительно поставщиков и товаров-заменителей, защищает ее от атак конкурентов. Создание таких ситуаций является целью стратегического маркетинга.

Одним из наиболее ярких следствий чистой конкуренции является зависимость цены на товар только от соотношения спроса и предложения на него. Различия в уровне прибыли продавцов связаны с уровнем издержек производства и распределения товаров. Единственно возможной линией поведения для компании является варьирование объемов выпуска или продажи товара в зависимости от сложившегося уровня рыночных цен (увеличение выпуска при благоприятных ценах и снижение выпуска при низких ценах). В перспективе фирма вынуждена отслеживать объемы производства существующих конкурентов и появление новых конкурентов, так как все это сказывается на изменении баланса спроса и предложения и, соответственно, уровня рыночных цен.

В основном чистая конкуренция характерна, как правило, для промышленных рынков унифицированных товаров и недифференцированных сырьевых товаров.

В экономической науке имеются сомнения относительно самой возможности существования в реальной экономике такой идеальной модели, как чистая конкуренция. В то же время сформулированы условия существования работающей конкуренции (т. е. условия, определяющие является ли конкретный отраслевой рынок конкурентным или нет).

Большинство критериев требует сложных количественных оценок. Неясно также, можно ли считать конкуренцию работоспособной в случае соответствия нескольким, но не всем критериям. В случае, когда фирма пытается оценить для себя привлекательность той или иной отрасли (в ходе анализа своего бизнес-портфеля при принятии решения о диверсификации) вполне достаточно качественного (экспертного) анализа данных критериев.

 

Таблица 19 - Критерии существования работающей конкуренции

Структурные критерии Число продавцов должно быть настолько большим, насколько позволяет эффект масштаба в отрасли.
Не должно быть искусственных препятствий для входа на рынок новых продавцов.
Существует умеренная и чувствительная к изменению цен дифференциация продуктов по качеству.
Поведенческие критерии Отсутствие уверенности в том, будет ли подхвачена ценовая инициатива конкурентами.
Отсутствие стремления идти в сговор с другими фирмами.
Отсутствие несправедливой, исключительной тактики поведения на рынке.
Отсутствие постоянно неэффективно работающих поставщиков и незаинтересованных покупателей.
Отсутствие вводящей в заблуждение информации по поводу товаров на рынке.
Отсутствие постоянной ценовой дискриминации.
Функциональные критерии Наличие эффективной и нерасточительной по отношению к ресурсам производственной и маркетинговой деятельности фирм.
Соответствие требованиям потребителей уровня выпуска продукции и ее качества (разнообразие, срок использования, безопасность, надежность).
Наличие в отрасли прибыли, достаточной для окупаемости инвестиций, обеспечения эффективности и инноваций.
Существование цен, стимулирующих рациональный выбор и не усиливающих циклическую нестабильность.
Использование всех возможностей для внедрения технически более совершенных новых продуктов и производств.
Существование поощрения продавцов, которые максимально обеспечивают нужды потребителей.

 

Экономическая теория и современная практика показывают, что в глобальном масштабе чистая монополия и чистая конкуренция как два крайних (идеальных) вида конкурентной ситуации не могут существовать в долгосрочной перспективе:

- менее эффективные компании разоряются, уступая место более эффективным, которые в ходе своего развития укрупняются: рынок чистой конкуренции переходит в состояние олигополии или монополистической конкуренции;

- демонополизация со стороны государства, проникновение на рынок новых компаний, разрушение рынка со стороны товаров-заменителей приводит к тому, что и рынок чистой монополии стремится к состоянию олигополии или монополистической конкуренции.

 

2.3. Рынок: конкурентоспособность и конкурентное преимущество с позиции маркетинга

Конкурентная борьба - деятельность компании, направленная на
приобретение конкурентных преимуществ, на завоевание прочных позиций
на рынке, на вытеснение с рынка конкурентов.

Конкурентное преимущество - характеристики, свойства марки или
товара, которые создают для фирмы определенное превосходство над
прямыми конкурентами. Эти характеристики могут относиться как к
самому товару, так и к дополнительным услугам, формам производства,
сбыта или продаж, специфичным для фирмы или товара.

Конкурентоспособность - наличие у компании определенных конкурентных преимуществ и ее способность использовать эти преимущества в конкурентной борьбе. Различают конкурентоспособность товара и фирмы:

Конкурентоспособность товара - способность товара быть проданным на рынке в присутствии аналогичных товаров. Определяется, в основном, характеристиками товара (ценой, уровнем качества, сервиса).

Конкурентоспособность фирмы - уровень потенциала фирмы, обеспечивающего возможность удержать или расширить занимаемую долю рынка в условиях конкурентной борьбы. Определяется как совокупная конкурентоспособность товаров компании и ее управленческого, кадрового, технического и т. д. потенциалов.

Основные усилия компании всегда направлены на создание и удержание конкурентных преимуществ (т. е. повышение ее конкурентоспособности). В конечном итоге прибыльность компании - это следствие ее конкурентоспособности на рынке.

В случае монополистической конкуренции компания имеет внешнее преимущество, дающее ей рыночную силу.

Рыночная сила - способность фирмы заставить рынок принять
цену, более высокую, чем у приоритетных конкурентов.

Одним из показателей рыночной силы может служить эластичность спроса по цене на товар фирмы (чем ниже эластичность, тем менее чувствителен рынок к изменению цен на дифференцируемый товар).

Рыночная сила фирмы, в свою очередь, позволяет ей получать прибыль выше рыночной (среднеотраслевой).

 

Таблица 20 - Виды конкурентных преимуществ по факторам превосходства

Конкурентные преимущества Характеристика
Внешние конкурентные преимущества Преимущества компании перед конкурентами, которые основаны на отличительных качествах товаров, образующих ценность для покупателя
Внутренние конкурентные преимущества Преимущества компании перед конкурентами, которые базируются на превосходстве фирмы в отношении издержек производства и управления, создающих ценность для производителя

 

Внешние конкурентные преимущества увеличивают рыночную силу фирмы таким образом, что она может заставить рынок принять цену продаж выше, чем у конкурентов, не обеспечивающих соответствующих отличительных качеств товара. Внутренние преимущества являются следствием более высокой производительности (внутренней эффективности функционирования фирмы), что обеспечивает компании большую рентабельность и большую устойчивость к снижению цены продаж, навязываемому рынком или конкуренцией.

Кроме того, конкурентные преимущества могут быть разделены на долгосрочные и краткосрочные.

Маркетинг использует целую систему показателей и методов для оценки конкурентоспособности в ходе маркетинговых исследований. Подробнее это будет рассмотрено в других разделах учебного пособия.

 

Таблица 21 - Виды конкурентных преимуществ по периоду действия

Конкурентное преимущество Характеристика
Долгосрочное (стратегическое) Конкурентное преимущество, для воспроизведения или нейтрализации которого компании-конкуренту требуется значительное время. По своей сути стратегическое конкурентное преимущество - это результат усилий компании, направленных на вытеснение своих конкурентов с рынка
Краткосрочное (тактическое) Конкурентное преимущество, которое в ближайшей перспективе может быть преодолено конкурирующими фирмами. Тактическое преимущество компания получает вследствие благоприятной конъюнктуры рынка

 





Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 688; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. VII. Работа продавца с покупателем в процессе принятии решения о покупке
  2. X. Политическое поведение и деятельность
  3. Автоматизация управленческих решений. США и Зап. Европа - высокая и очень высокая. Россия - очень низкая и низкая. Япония - очень высокая и высокая.
  4. Алгоритм принятия решения о выборе критерия оценки изменений
  5. Аннулирование лицензий или разрешений
  6. Базовый набор специальных функций управления и управленческих работ при выполнении СМР в аппарате генподрядчика
  7. Безопасное поведение в автотранспорте
  8. Бизнес-план и его роль в принятии решений.
  9. В науке выделены следующие разновидности личностных профилей решений.
  10. В процессе межличностной коммуникации осуществляется взаимодействие одного человека с другим или с группой.
  11. В процессе физического воспитания детей 7-17 лет
  12. В процессе хозяйственной деятельности выделяют четыре стадии: производство, распределение, обмен, потребление.

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.021 сек.