Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Аудит долгосрочных активов

Аудит денежных средств на валютном счете и основные утверждения, подлежащие проверке в ходе аудита.

Аудит денежных средств на специальных ссудных счетах. Для учета предназначены счета 42 подраздела. Эти счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении средств предприятия находящихся на территории страны и за рубежом в аккредитивах, чековых книжках и иных платежных документах. Принятые на учет по счету 421 денежные средства списываются по мере их использования, неиспользованные денежные средства отражаются по Дт денежные средства, Кт 421.

При аудите специальных ссудных счетов необходимо уделить внимание проверки правильной организации учета денежных средств на специальных ссудных счетах в банках, в аккредитивах, чековых книжках и т.д.

Аудитору следует проверить:

1. Правильность и законность применения аккредитивных форм расчетов, договора; наличие поставщиков и т.д.

Зная, что каждый аккредитив предназначен для расчетов с одним только поставщиком и может быть открыт по почте (телеграфу), то аудитору следует проверить порядок его открытия, необходимость и целесообразность. Срок действия аккредитива указывается или устанавливается сторонами, поэтому следует проверить наличие договора. Выплата аккредитивов наличными деньгами запрещается.

2. Правильность оформления документов.

3. Аудитор выявляет полноту и своевременность документального оформления чековых книжек и операций производимым по ним.

4. Аудитор проверяет полноту и правильность документального оформления операций по движению средств целевого финансирования, поступаемых на содержание социальных учреждений.

5. Аудитор выявляет законность и целесообразность открытия текущих счетов специальным подразделениям, не выделенным на самостоятельный баланс по месту их нахождения. Специальные ссудные счета открывающиеся субъектом не обладают признаками дающими возможность открыть отдельный расчетный счет.

6. Аудитор выявляет предоставлен ли баланс и др. необходимые документы от структурных подразделений выделенных на самостоятельный баланс.

7. Аудитор выявляет обоснованность включения затрат структурных подразделений не выделенных на самостоятельный баланс в состав затрат и расходов основного производства или в издержки обращения.

8. Аудитор выделяет для проверки наличие сертификатов и депозитов банка.

9. Аудитор проверяет правильность составления бух. проводок, а также правильность обработки первичных документов, выписок банка по операциям учитывающихся на счетах 421-424, их соответствие с записями в журналах ордерах, главной книги и балансе.

Кроме того, аудитору следует проверить, есть ли на данном предприятии на момент проверки денежные переводы в пути.

Программа аудиторской проверки

Действия аудитора Источники информации Сроки
1. Инвентаризация, наличие денежных средств в аккредитивах, чековых книжках. Договора, журналы ордера, главная книга.  
2. Проверка правильности документального оформления операций по аккредитивам, чековым книжкам. Чековые книжки, главная книга, баланс.  
3. Проверка правильности отражения на счетах бух. учета. Первичные документы, журналы ордера, главная книга.  
4 Проверка наличия сертификатов, депозитов банка Главная книга, сертификаты, журналы ордера.  

 

Аудит операций на валютном счете проводится аналогично аудиту операций на расчетном счете предприятия. Для аудита необходимы в основном те же документы, однако следует иметь ввиду, что при наличии на предприятии иностранной валюты должны отдельно вестись и кассовая книга, и журнал-ордер № 2 и ведомость № 2.

Программа аудиторской проверки составляется аналогично программе аудита расчетных операций.

Вопросы для закрепления темы:

1. На каких счетах ведется учет денежных средств в кассе?

2. Какие документы необходимо подвергать проверке при аудите?

3. С чего следует начинать аудит поступления денежных средств в кассу?

4. С чего следует начинать аудит расходов денежных средств в кассе?

5. Как определяется правильность ведения расчетных операций в банке?

6. Как определяется правильность ведения расчетных операций на специальных ссудных счетах?

7. На какие этапы распределяется аудит денежных средств в кассе?

8. На какие этапы распределяется аудит денежных средств на расчетном и специальном счетах?

9. Каким методом проводится проверка расчетов?

10. Что составляется после завершения аудита?

 

Основные вопросы темы:

1. Понятие нематериальных активов.

2. Аудит нематериальных активов.

3. Понятие основных средств.

4. Аудит основных средств.

5. Понятие и значение капитальных вложений.

6. Аудит капитальных вложений.

Цель занятия: Дать понятие нематериальным активам, основным средствам и капитальным вложениям, охарактеризовать порядок их отражения в учете и объяснить порядок проведения аудита нематериальных активов, основных средств и капитальным вложений, составить примерную программу аудиторской проверки.

Литература:

1.Дюсембаев К.Ш. Аудит и анализ в системе управления финансами. – Алматы: Экономика, 2000.

2.МСА.

3.СБУ 18.

4.СБУ 6.

1. Понятие нематериальных активов. Нематериальные активы – это активы в виде интелектуальной собственности, открытия, экспертные системы, программное обеспечение, ноу – хау, торговые секреты, товарные знаки, фирменные наименования и т.д.

В бухгалтерском учете для НМА выделены подразделы 10 и 11 подразделов.

Нематериальные активы отражаются в учете по балансовой стоимости и по стоимости приобретения. В учете нематериальные активы корреспондируют при поступлении или приобретении со счетами учета денежных средств, а при выбытии или списании кредитуются.

В учете применяется для исчисления амортизации счета подраздела 111–116. Амортизация должна начисляться ежемесячно исходя из норм амортизации и срока полезной службы.

2. Аудит нематериальных активов. Аудит нематериальных активов следует начинать с инвентаризации документации НМА, т.е. проверки наличия документов, где каждый объект изображен или иным образом зафиксирован.

Надо обратить внимание на:

1. Срок службы, дату, сумму.

2. Проверку документации: права на НА, акт приема – передачи, контракты, документы технической экспертизы.

3. Правильно определить стоимость НА (первоначальная, покупная, восстановительная, ликвидационная и т.д.).

4. Аудитор должен рассмотреть правильность оприходования и отражения в учете НА.

5. Аудитор должен обратить внимание на износ и правильное начисление амортизации.

6. Аудитор сличает данные, полученные им, с данными баланса и отчетности.

7. При проверке аудитор руководствуется «Законом об аудиторской деятельности», «Законом об авторском праве».

8. Аудитор имеет право прибегать к услугам эксперта, юриста.

Программа аудиторской проверки нематериальных активов

Действия аудитора Источники информации Сроки
1. Проверка соответствия показателей баланса и главной книги Баланс и главная книга.  
2. Проверка правильности синтетического и аналитического учета НА. Главная книга, журналы ордера, сводная ведомость, первичные документы и т.д.  
3. Проверка первичных документов подтверждающих наличие НА, право собственности, факт получения НА. Акты приема – передачи, проекты, образцы, договор уступки права и т.д.  
4. Проверка правильности оценки поступивших НА. Протоколы, договора купли – продажи.  
5. Проверка правильности оприходования НА. Главная книга, баланс, акт приемки – передачи.  
6. Проверка правильности начисления амортизации НА. Разработочные таблицы, сводная ведомость, журналы ордера, расчеты амортизации.  
7. Проверка правильности отражения в учете выбывших НА. Акты выбытия, журналы ордера, главная книга.  
8. Проверка правильности проведения, отражения инвентаризации НА. Инвентарные карточки, сличительная ведомость, инвентаризационная опись.  
9. Проверка правильности учета и начисления налогов. Отчеты и расчеты.  

3. Понятие основных средств. К основным средствам относятся: недвижимость, транспортные средства, производственно – хозяйственный инвентарь, специальные инструменты и прочие.

В зависимости от цели приобретения ОС являются материально активными и должны отражаться в учете на специальных счетах. ОС имеют следующие стоимости: первоначальную, текущую, балансовую, ликвидационную, рыночную, остаточную.

 

Поступают ОС в результате: Выбывают ОС в результате:

1. в счет вклада в уставный капитал; 1. реализации;

2. безвозмездной передачи; 2. безвозмездной передачи;

3. приобретения; 3. аренды;

4. строительства; 4. переоценки;

5. аренды. 5. в результате стихийных

бедствий.

Аренда подразделяется: краткосрочную, среднесрочную, долгосрочную, аренда с последующим выкупом.

Аренда – преобладание содержания над формой, при аренде составляется договор аренды в 2-х экземплярах.

Арендатор – пользователь актива, обязующийся оплачивать услуги по аренде.

Арендодатель – собственник, обязующийся получать плату за аренду.

4. Аудит основных средств. Аудит начинается с проверки договоров заключенных с материально ответственными лицами. Аудитор устанавливает перечень материально ответственных лиц на предприятии за каждым объектов ОС отдельно. Аудит поступления ОС начинается с изучения документации по поступившим ОС. Аудитор обращает внимание на: дату и правильность начисления амортизации.

При аудите ОС основной задачей является: проверка обеспечения контроля за сохранностью ОС и правильность начисления амортизации. Приступая к проверке наличия и сохранности ОС аудитор должен установить ведется ли аналитический учет ОС, т.е. правильность оформления инвентарных карточек и книг открытых на каждый объект ОС. Здесь должны отражаться изменения характеристики объекта произошедшие с ним в течении эксплуатации. Данные отраженные в инвентарных карточках, должны соответствовать данным первичных документов, всегда можно проверить соответствие учета фактических данных наличным.

Аудитору необходимо следить как ведутся карточки или книги нет ли объектов ОС на которые не заведены такие инвентарные карточки.

Важным моментов в организации аудита ОС является проведение инвентаризации. Необходимо проверить были ли выявлены в процессе инвентаризации те объекты ОС, которые пришли в негодность или подлежат списанию, имеются ли излишние объекты ОС.

Одной из важных задач учета ОС является правильность начисления и отражения в учете их износа. В соответствии с СБУ № 6 начисление амортизации производится несколькими методами и хозяйствующий субъект вправе выбрать самостоятельно тот или иной метод амортизации в зависимости от характера и условий бизнеса. При проверке начисления износа необходимо учесть, что хозяйствующий субъект высокотехнологических отраслей экономики и внедрение новых видов машин и оборудования разрешен применять метод ускоренной амортизации.

Важное значение имеет проверка правильности переоценки ОС, поскольку от этого зависит реальность издержек производства и конечный финансовый результат.

Следующим аспектом проверки ОС является проверка правильности учета отнесения затрат на ремонт ОС, прежде всего аудитор должен установить, какая учетная политика принята субъектом по данному вопросу. Хозяйствующий субъект имеет право создавать ремонтный фонд, осуществляя резервирование сумм на все виды ремонта и поэтому затраты на фактически выполненные работы списываются за счет ремонтного фонда.

Далее осуществляется проверка правильности отражения в учете операций по аренде. Аудитор обращает внимание на особенности учета ОС. Во-первых, изучает договор об аренде; во-вторых, методику отражения хозяйственных операций на счетах бух. учета.

Аудитор проверяет правильность поступления арендной платы.

Аудитор должен проверить правильность отражения в учете выбытия ОС. В процессе проверки аудитор должен установить причину списания ОС, законность и целесообразность этих операций, порядок ликвидации пришедших в негодность этих ОС, полноту оприходования запасных частей, лома полученных от ликвидации ОС.

Аудиторская проверка ОС должна завершаться анализом структуры и динамики ОС, т.е. должен быть анализ показателей характеризующих техническое состояние ОС. Особое внимание аудитор должен сосредоточить на анализе эффективности использования активной части ОС. Должен быть произведен анализ использования экстенсивной и интенсивной нагрузки. На основе анализа перечисленных показателей аудитор делает соответствующие выводы и дает соответствующие рекомендации.

Программа аудиторской проверки ОС

Действия аудитора Источники информации Сроки
1. Проверка соответствия показателей баланса и главной книги Баланс и главная книга  
2. Проверка правильности ведения синтетического и аналитического учета Главная книга, журнал ордер №10, 12, разработочные таблицы, первичные документы  
3. Проверка обеспечения контроля за наличием и сохранностью ОС, в местах их хранения и эксплуатации Приказы руководителя предприятия на назначение материально-ответственных лиц или инвентарной комиссии, договора, инвентарные описи, акты приемки-передачи, инвентарные списки  
4. Проверка правильности оформления первичных документов по движению ОС Акт приемки-передачи, акты приемки-сдачи ремонтируемых и моделируемых ОС, акты на списание  
5. Проверка правильности осуществления классификации ОС Техническая документация, паспорта, сертификаты, первичные документы, инвентарные карточки  
6. Проверка правильности оценки и переоценки ОС Приказы о переоценки, протокол, договора купли-продажи, договора аренды  
7. Проверка правильности оприходования ОС Акты приемки-передачи, журнал ордер №14, главная книга  
8. Проверка обоснованности затрат на ремонт ОС и правильность отражения в на счетах бух. учета Учетная политика, проектно-сметная документация, сметы, акты на выполненные работы, договора с подрядчиками.  
9. Проверка правильности начисления и отражения в учете износа ОС Учетная политика, разработочные таблицы, нормативные документы, журнал ордер №10, главная книга  
10. Проверка правильности расчета отражения на счетах арендной платы Договора аренды, карточки арендованных ОС, первичные документы  
11. Проверка правильности отражения в учете выбытия ОС Акт выбытия, акт списания, договора, журнал ордер №12  
12. Проверка правильности учета и начисления налогов Расчетные ведомости, расчеты по налогам, журнал ордер №8, главная книга  
13. Анализ технического состояния и эффективности использования ОС Расчетные таблицы  

5. Понятие и значение капитальных вложений. Особенностью капитальных вложений является то, что они в своей основе долгосрочными. В учете составление сметы капитальных вложений и их окупаемости – является важным моментом, т.к. капитальные вложения – это один из факторов включения в действие капитала в долгосрочные инвестиции с целью производства товаров и услуг. Поскольку капитальные вложения рассчитываются не на один год необходимо просчитать текущие затраты за каждый отчетный период. Составление сметы капитальных вложений включает:

1) генерирование индивидуальных предложений;

2) расчет денежных потоков, необходимых для осуществления этих предложений;

3) оценка денежных потоков;

4) выбор проектов по определенным критериям;

5) периодическая переоценка инвестиционных проектов после их принятия.

6. Аудит капитальных вложений. Аудит капитальных вложений следует начинать с изучения договоров, договоров-контрактов, акта ввода в эксплуатацию. Следует обратить внимание на дату ввода в эксплуатацию, подписи, сроки полезной службы, правильность постановке на учет, правильность начисления амортизации и порядок отражения его в учетной политике.

Особое внимание при аудите капитальных вложений следует обратить на проверку правильности учета затрат, в том числе на капитальные вложения в арендованные объекты ОС, предусмотренные договором аренды.

Капитальные вложения могут производится за счет арендодателя или за счет арендатора, в счет уменьшения арендной платы. Если договором аренды предусмотрено осуществление капитальных вложений в арендованные ОС за счет средств арендатора, то по окончанию срока аренды они безвозмездно передаются арендодателю, при этом в бух. учете делаются записи о безвозмездной передачи ОС.

 

Вопросы для самопроверки:

1. На каких счетах учитываются нематериальные активы?

2. С чего следует начинать аудит нематериальных активов?

3. Какие основные моменты включены в программу аудита нематериальных активов?

4. Какие документы следует проверять при аудите нематериальных активов?

5. Какие методы начисления амортизации применяются при аудите нематериальных активов?

6. На каких счетах учитываются основные средства?

7. С чего следует начинать аудит основных средств?

8. Какие основные моменты включены в программу аудита основных средств?

9. Какие документы следует проверять при аудите основных средств?

10. Какие методы начисления амортизации применяются при аудите основных средств?

11. На какие этапы распределяется аудит расходов от реализации основных средств?

12. Каким методом проводится проверка расчетов по начислению амортизации основных средств?

13. Что составляется после завершения аудита?

14. На каких счетах учитываются основные средства?

15. С чего следует начинать аудит основных средств?

16. Какие основные моменты включены в программу аудита основных средств?

17. Какие документы следует проверять при аудите основных средств?

18. Какие методы начисления амортизации применяются при аудите основных средств?

19. На какие этапы распределяется аудит расходов от реализации основных средств?

20. Каким методом проводится проверка расчетов по начислению амортизации основных средств?

21. Что составляется после завершения аудита?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Программа проведения аудита денежных средств в кассе | Тема 7. Аудит цикла инвестирования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.