КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
SWOT-анализ
Внутренняя среда организации Анализ внутренней среды вскрывает внутренние возможности, на которые организация может рассчитывать в конкурентной борьбе. Рисунок – Внутренняя среда организации. Внутренняя среда состоит из следующих элементов:
Универсальным инструментом анализа внешней и внутренней среды предприятия является методика SWOT-анализа. Рисунок: SWOT — это аббревиатура из слов Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности), Threats (опасности). Желательно выделить конкретный рынок, конкретный товар или услугу. Всеобъемлющий анализ, скорее всего, будет слишком обобщенным и поэтому бесполезным; Рисунок – Методика SWOT-анализа. Рисунок – Этапы SWOT-анализа.
Последовательность этапов анализа: 1. В результате анализа внутренней среды организации необходимо составить список ее сильных и слабых сторон.
2. В результате анализа внешней среды (макросреды и микросреды) необходимо составить список возможностей и угроз.
! Сильные и слабые стороны относятся к внутренним характеристикам компании, а возможности и угрозы являются внешними факторами, которые предприятие не может контролировать. Если списки окажутся слишком длинные, то их необходимо проранжировать в соответствии с их важностью в глазах покупателей и включить в конечный список только наиболее важные.
3. Строится матрица размером 3х3 следующего вида. На пересечении разделов образуются четыре поля. На основе комбинации разделов исследователь формирует следующие выводы:
Рисунок – Матрица SWOT-анализа.
4. Результаты SWOT-анализа используются для разработки стратегии развития организации.
Рисунок – Матрица SWOT-анализа ГИЭИ (филиал) ИЖГТУ. Пример: SWOT-анализ ГИЭИ (филиал) ИЖГТУ на рынке образовательных услуг г. Глазова ! Практическое задание: выбрать любую знакомую вам организацию. Провести анализ внешней и внутренней среды предприятия. Результаты анализа представить в виде SWOT-матрицы.
Теперь вы знаете:
ТЕМА 7: Сегментация рынка.
Известный английский маркетолог Питер Дойль сказал: «Если фирма не сумеет разбить рынок на сегменты, рынок разобьет на сегменты фирму».
Цель маркетинга – максимальное удовлетворение каждого покупателя. Покупатели отличаются по своим потребностям, финансовыми возможностями, возрасту, месту жительства. Компании осознают, что они не в состоянии привлечь всех покупателей одним и тем же товаром и способом. Поэтому каждая компания должна выбрать для себя ту группу покупателей, которых она сможет обслужить наилучшим образом, то есть найти свой сегмент рынка.
Сегментация рынка – процесс разделения рынка на группы потребителей, сходным образом реагирующих на товар, цену, рекламу, упаковку и другие маркетинговые инструменты. Сегмент рынка – это особым образом выделенная часть рынка, совокупность потребителей одинаково реагирующих на товар, цену, рекламу, упаковку и другие маркетинговые инструменты.
Поясним на примере:
Процесс сегментации. 1 этап. Выбор критериев сегментации. Критерии сегментации – факторы, в наибольшей степени влияющие на покупателей конкретных товаров. При сегментации потребительских рынков рекомендуется использовать следующие критерии сегментации: Рисунок – Критерии сегментации 1. Демографические: 1) по возрасту (моложе 6 лет, 6 — 11, 12 — 19, 20 — 34, 35 — 49, 50 — 64, старше 65 лет или дети, подростки, взрослые, пожилые люди): потребности и возможности покупателей меняются с возрастом (книги, одежда, косметика, напитки, развлечения); 2) по полу — мужской, женский: сегментирование по признаку пола уже давно проводится применительно к одежде, принадлежностям по уходу за волосами, косметике и журналам и на других рынках (сигареты, алкоголь, автомобили); 3) по уровню доходов: автомобили, одежда, косметика, образование и путешествия; Это самая важная характеристика потребителя. И нет рынка, на котором уровень дохода потребителя играл бы несущественную роль. Зачастую до 80 % вариативности поведения потребителей объясняется именно разницей в уровне их дохода. Разумно выделять от 3 до 6 доходных групп. 4) по размеру семьи (бездетные, малодетные, многодетные): автомобили, продукт питания, расфасованные в индивидуальные и оптовые упаковки; 5) раса, национальность и др.; 2. Географические признаки: страна, регион, город (по числу жителей), плотность населения (город, пригород, сельская местность), природно-климатическая зона, транспортная сеть (так, существуют сорта риса, пользующиеся особым спросом в некоторых африканских странах, регионы Заполярья охотно приобретают сухое молоко, консервированные фрукты). 3. Социальные: 1) по уровню образования: среднее, среднее, среднеспециальное, высшее (компьютеры, Интернет, книги, финансовые, образовательные услуги); 2) по роду занятий: люди умственного труда, управляющие, технические специалисты, должностные лица, руководители среднего звена, рабочие, предприниматели, фермеры, пенсионеры, студенты, домохозяйки, безработные и др.; 3) по вероисповеданию: католик, протестант, православный, мусульманин и др. (известны целые регионы, где по религиозным, этническим и другим причинам не употребляется в пищу свинина); 4. Поведенческие: 1) по отношению к новшествам — суперноватор, новатор, раннее большинство (обычные покупатели), позднее большинство (консерваторы), суперконсерваторы; 2) по стилю жизни: богемный, элитарный, молодежный, спортивный и др.; 3) по личностным качествам: амбициозность, авторитарность, импульсивность и т.д.; 4) по искомой выгоде: хорошее качество, хорошее обслуживание, низкая цена; 5) по отношению к товару: только его и покупает, положительное отношение, безразличное, негативное, враждебное. 6) по интенсивности потребления: слабый, умеренный, активный; 7) по статусу пользователя: не пользующийся, бывший пользователь, потенциальный, новичок, регулярный.
! Основными критериями сегментации потребителей являются пол, возраст, доход, география проживания.
Сегментирование рынка организаций чаще всего проводится по следующим признакам:
Универсального подхода к сегментированию рынка не существует. Маркетологу следует исследовать различные варианты сегментирования рынка на основе нескольких критериев, применяемых отдельно или в сочетании друг с другом. Например, покупателей соли можно разделить на блондинов и брюнетов. Но очевидно, что цвет волос не влияет на покупку соли. Поэтому сегментирование по данному признаку не эффективно. Сегменты должны иметь ярко выраженные отличительные черты.
2 этап. Осуществление сегментации. Вся совокупность потребителей делится последовательно на группы с использованием установленных критериев сегментации. 1. Сегментирование потребителей джинсов
2. Сегментирование потребителей мобильных телефонов
3. Сегментирование потребителей модной одежды
4. Сегментирование потребителей строительной техники
3 этап. Описание полученных сегментов. Далее необходимо оценить каждый сегмент по следующим характеристикам:
4 этап. Выбор целевого сегмента. С учетом полученной оценки сегментов и анализа внутренних возможностей фирма должна выбрать те сегменты рынка, на которых она сможет занять наиболее сильные конкурентные позиции и которые предоставляют наилучшие возможности для дальнейшего развития фирмы. Такие сегменты называются целевыми.
Количество целевых сегментов зависит от выбранной стратегии охвата рынка: 1. Недифференцированный (массовый) маркетинг: фирма охватывает все сегменты рынка с предложением одинакового товара (бензин, овощи, фрукты, хлеб, соль, Кока-Кола, Макдональдс). Фирма ищет не различия в предпочтениях покупателей, а стремиться найти в них общее. Фирма использует стандартную массовую рекламу, крупных розничных посредников, цену, привлекательную для большинства покупателей. Такая стратегия экономична, поскольку не требует адаптации товара для каждого сегмента. Но с обострением конкуренции такая стратегия находит все меньшее применение, поскольку сложно создать товар, удовлетворяющий всех потребителей. 2. Дифференцированный маркетинг:в качестве целевых фирма выбирает несколько сегментов рынкас предложением различных товаров для каждого сегмента. (примеры: дезодоранты Fa, предлагают мужскую и женскую серии, автомобили компании Дженерал Моторос рассчитаны на все группы доходов, на все типы семьи, авиаперелеты для бизнес-класса и эконом-класса). Данная стратегия является затратной, поскольку требует поддержания широкого ассортимента для различных сегментов и адаптации маркетинговых инструментов. Используется только крупными фирмами, имеющими значительные финансовые ресурсы 3. Концентрированный маркетинг (маркетинг ниши): в качестве целевого фирма выбирает один сегмент рынка с предложением уникального товара (дизайнер по интерьеру может выбрать работу только с домами, построенными до 1910 года и расположенных в радиусе 50 км от его дома). На основе специализации фирма добивается экономии издержек и лучшего знания потребителей. Используется организациями с ограниченными ресурсами. Опасность стратегии связана с высокой зависимостью от одного сегмента, возможностью появления в сегменте крупных конкурентов 4. Потребительский маркетинг: в качестве цели выбирается не сегмент, а конкретный потребитель и предлагается товар учитывающий его индивидуальные требования (потребителем может выступать крупный заказчик специального оборудования на промышленном рынке).
Факторы, влияющие на выбор стратегии охвата рынка: 1. Финансовые ресурсы фирмы (если ограничены – то 1 или 3 стратегия); 2. Стратегии конкурентов (если конкуренты применяют 2 или стратегию, компания не должна использовать стратегию массового маркетинга); 3. Степень стандартизации товаров (для стандартизированных товаров не следует выбирать 2 и 3 стратегии). Сегментация рынка позволяет решить следующие задачи:
! Практическое задание: разбор кейса 5.1 " Женский маркетинг. Как быть любимым женщинами?" ! Практическое задание: провести сегментацию любого рынка по ряду критериев (выбрать критерии сегментации, осуществить деление рынка на сегменты, дать краткое описание полученных сегментов, указать конкретные марки товаров, представленные в данных сегментах, возможно определить потенциальный целевой сегмент рынка). Теперь вы знаете, что:
ТЕМА 8: ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ
Рисунок - Позиционирование
После того, как компания определилась с тем, на какие именно сегменты рынка она собирается выйти, ей необходимо принять решение относительно позиций, которые она будет занимать в этих сегментах.
Джэк Траут Дифференцируйся или умирай! Позиционирование. Битва за умы.
В современную эпоху переизбытка всего – товаров, услуг, информации о них - человеческий мозг не справляется с огромным информационным потоком и инстинктивно защищается, сообщения о разного рода «предложениях» блокируются. В этих условиях «позиционирование» оказывается тем инструментом, который позволяет сведениям о товаре «прорваться» к сознанию потребителей. Суть концепции в том, чтобы помочь покупателям сориентироваться в океане информации, передавая им сверхпростые сообщения о продукте. Не следует пытаться рассказать обо всём сразу. Нужно остановиться на одном ярком атрибуте – и далее полностью сосредоточиться на том, чтобы донести его до аудитории.
Позиция – это положение, занимаемое товаром в сознании потребителей. Позиционирование – это определение такой рыночной позиции для товара, которая будет выгодно отличать ее от положения конкурентов.
Требования к позиционированию товара:
Какие стратегии позиционирования возможны?
ü Kodak в фотографии, ü IBM в комьютерах, ü Xerox в копировании, ü Coca в колах, ü Яндекс в русскоязычном Интернете, ü Очень богатый человек – Билл Гейтс, ü Лучший разведчик – Штирлиц и т.д.
Но что делать, если вы не лидер? А что делать, если первое место уже занято? Всегда остаётся возможность сделать товар альтернативой «номеру один». Но нельзя стать достойной альтернативой, предлагая то же, что и лидер. Необходимо предложить нечто лучшее, либо сосредоточиться на другом сегменте или группе покупателей в той же категории. «Кока» предназначена для взрослых людей, «Пепси» концентрируется на молодёжном сегменте. Кодак и Фьюджи, Макдоналдс и Бургер Кинг, Найк и Рибок, Колгейт и Бленд-а-мед
Как быть с товарами «номер три» и «четыре» в той же категории? Если вы занимаете третье место, утверждает Траут, ваше будущее под большим вопросом. Если четвёртое, то на нём можно ставить крест.
Если вы не лидер, создайте новую категорию, в которой вы им будете.
Цена может быть преимуществом, особенно если вы первым заполняете высшую ценовую нишу в товарной категории.” У некоторых марок идея продукта практически полностью основана на высокой цене (“Роллс-Ройс”, “Кадиллак”, “Шанель №5”, одежда “от Версачи” и т.д.). Низкая стоимость зачастую более подходит новым товаром, т.е. продуктам, неизвестным потребителям. (“Если не будет работать, не так уж много я потеряю”.) Неудачные стратегии
При позиционировании товара может использоваться одно или несколько отличий: 1. Обычно позиционирует по одному признаку: существует устойчивая точка зрения, что при продвижении товара на целевой рынок следует выделять только одно его отличие-особенность. Покупатели склонны запоминать именно утверждения о номере один, особенно в обществе, страдающем от переизбытка информации. Наиболее часто в стиле номер один используются лозунги: лучшее качество, лучший сервис, самые низкие цены, наибольшая выгода, максимальная безопасность, максимальная скорость, лучшая адаптируемость, наибольшее удобство и самая передовая технология. 2. Позиционирование по двум отличиям эффективно в случаях, когда на лидерство по избранному показателю претендуют две или более компаний. Его цель состоит в том, чтобы найти особую нишу внутри целевого сегмента. Компания Volvo позиционирует свои автомобили как самые безопасные и наиболее долговечные, тем более что эти два показателя совместимы, ведь потребитель вполне обоснованно может предположить, что безопасный автомобиль окажется и очень долговечным. Орбит – ослепительная улыбка и защита от кариеса! 3. Существуют примеры удачного позиционирования по трем преимуществам. Компания Smith C продвигает зубную пасту Aqua fresh как обладающую тремя преимуществами (борьба с кариесом, свежее дыхание и отбеливание зубов). Очевидно, что значительное число потребителей хотело бы иметь зубную пасту наделенную такими достоинствами, поэтому требовалось лишь убедить их в том, что предлагаемый продукт полностью отвечает их надеждам. Решение было неожиданным: появилась трехцветная зубная паста, визуально напоминающая о трех преимуществах. Липтон Айс Ти – свежесть, качество, вкус
Перепозиционирование представляет собой действия, направленные на пересмотр существующей позиции товара в восприятии потребителей целевого рынка.
! Практическое задание: разбор кейса 5.5 "Техника для «чайников». Как Philips упростила свой имидж" ! Практическое задание разбор кейса 5.6 "В чем сила Sela?"
Теперь вы знаете:
ТЕМА 9: Товарная политика
Следующим этапом управления маркетинга (после анализа, сегментации и позиционирования) является разработка комплекса маркетинга, маркетинг-микса или "4P". Маркетниг-микс - это совокупность методов и приемов, с помощью которых происходит воздействие на потребителя для достижения целей предприятия. включает в себя: товарную, ценовую, сбытовую, коммуникационную политики. Рисунок - 5Р маркетинга Рисунок - 4С маркетинга
Товар -это любой продукт деятельности, который имеет ценность для потребителя и продается на рынке. Рисунок - Классификация товаров Классификация товаров:
ü товары повседневного спроса (товары, приобретаемые регулярно, без особых раздумий, с минимальными усилиями на выбор.). Цены, как правило, низкие, сбыт интенсивный через широкую сеть посредников, инструменты продвижения массовые. ü товары предварительного выбора, покупаются не часто, занимают значительное время на сравнение товарных марок по качеству, цене, сервису, дизайну, цены более высокие, сбыт выборочный в некоторых торговых точках, реклама избирательна (мебель, одежда, автомобиль); ü товары импульсной покупки: приобретаемые обычно без всякого предварительного планирования и поиска (сладости, мороженное, жевательная резинка); ü товары для экстренных случаев покупаются в случае возникновения неожиданной острой нужды в них (лекарство, запасные части к технике, полиэтиленовые пакеты); ü товары особого спроса: имеют сильно выраженную приверженность к товарной марке, сравнения между отдельными марками почти не производится, чувствительность потребителя к цене низкая, следовательно, цены высокие, сбыт эксклюзивный через одного или нескольких посредников, реклама тщательно продумана и узко направлена на потребителя с высокими доходами (предметы роскоши, имиджевые, модные товары). ü товары пассивного спроса, потребители мало осведомлены о товаре, а даже в случае осведомления имеют слабый или отрицательный интерес, цены могут быть различные, сбыт в различных местах, реклама агрессивна, часто используются личные продажи (охранные системы, счетчики водоснабжения, страхование жизни, ритуальные услуги, донорская сдача крови, могильные участки, надгробия и энциклопедии).
Рисунок - Потребительские товары
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 7127; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |