Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социология М. Вебера: теория социального познания; теория социального действия и теория общества; теория развития; теория капитализма

Марксистская теория общественно-экономических формаций; трактовка капитализма. Теория классовой борьбы и социальной революции.

Социологическая теория марксизма: материалистическое понимание истории, концепция общественно-экономической формации.

Работы:

1843г «К еврейскому вопросу», «К критике гегелев­ской философии права. Введение».
1844-1845 «Тезисы о Фейербахе».
1845-1848 «Немецкая идеология», «Нищета философии» (1847). «Манифест Коммунистической партии.
1850г «Классовая борьба во Франции».
1859г «К критике политической эко­номики».
1867г «Капитал».
1875г «Критика Готской программы».
  «Анти-Дюринг» Энгельса
1884г «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Энгельса

Идейно-теоретические истоки (по Гофману):

Направление Мыслитель   Какие идеи заимствованы (перекликаются)
Немецкая классическая философия Гегель Представление об объективных социальных законах, идея прогрессивного развития
Фейербах Материализм, антирелигиозность, идея отчужденности
Кант Проблемы теории познания, причинно-следственные категории
Англ политэкономия Смит Труд является источником всякого благосостояния. Основные понятия: производительный труд, капитал, прибавочная стоимость, эксплуатация.
Рикардо
Французский социалистический утопизм Сен-Симон - Оценка роли «индустрии» (производства) - Значение форм собственности и классов (особ. пролетариата) - Важность революционных сдвигов («критические эпохи») - современное государство – препятствие для развития индустр. общества - идея обязательного производительного труда - гос. планирование производства - стирание нац. границ
Тюрго (экономист, физиократ), Руссо, Кондорсе, Сен-Симон Методология – вычленение в истории периодов, характеризующихся отсутствием разделения труда и частной собственности, с одной стороны, и их позднейшей «преодоленностью», с другой

Периодизация творчества (по Арону):

· Первый (период молодости) сочинения между 1841 и 1848гг. Полит. взгляды.

· Начиная с 1848г. Экономические взгляды

Сложности интерпретации (Арон и Гофман).

По Арону:

Внешние – связаны с посмертной судьбой Маркса (советский марксизм и марксизм изощренных марксистов):

Внутренние – «плодовитость» Маркса и междисциплинарным характером его работ.

Основные понятия.

1. Общественно-историческая формация -социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия.

По Добренькову: Общественно-экономическая формация – «общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером

Общество – система связей и отношений между индивидами, образующихся в процессе деятельности, прежде всего – трудовой.

2. Базис -способ производства материальных благ, т.е. экономическая подсистема (экономическая формация), исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений:

a. Производительные силы -все имеющиеся в распоряжении общества ресурсы и средства, обеспечивающие процесс производства – вовлеченные в производство естественные и человеческие ресурсы, средства производства, уровень науки и ее технологическое применение и т.д.

b. Производственные отношения – выражаются в основном в различных формах собственности на средства производства. Производственные отношения – отношения, возникающие в процессе производства, обмена и распределения.

3. Надстройка или суперструктура – юридические и политические отношения и институты, остальные сферы общественной жизни, кот. относятся к «общественному сознанию». Обладает ограниченным бытием, не имеет подлинной истории, отражение подлинной реальности – производственных отношений.

4. Труд – процесс, совершающийся между чел.и природой, в кот. человек своей деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, включающий в себя.

5. Производительный труд - производит 1)товары, 2) создает прибавочную стоимость.

6. Отчуждение – социальный процесс, присущий любому антагонистическому обществу и характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему:

a. Отчуждение продукта труда

b. Отчуждение деятельности рабочего (самоотчуждение) – принудительный характер труда

c. Отчуждение родовой сущности человека (родовая сущность человека – способность человека к возвышению над уровнем непосредственных природных потребностей)

d. Отчуждение человека от человека

7. Общественные классы:

a. Существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства

b. Классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата

c. Эта диктатура составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов

Ленин в работе «Великий почин»: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способу получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства».

Рахманов: «Зрелый Маркс под классами понимает преимущественно большие социальные группы, характеризующиеся различным отношением к средствам производства (реальным распоряжением, владением ими или отсутствием такого распоряжения, владения), а посредством их – друг к другу. Классы, как общественные группы частных собственников и несобственников, выступают либо в качестве субъекта, либо в качестве объекта эксплуатации».

Класс-для-себя – класс, осознающий себя как особую социальную группу со своими собственными интересами, противостоящую другим группам.

· Пролетарий – индивид, занимающийся производительным трудом в контексте капиталистического способа производства. В состав пролетариата входят пролетарии умственного и физического труда.

· Совокупная буржуазия, объединенная присвоением прибавочной стоимости. Класс буржуазии подразделяется на слои, в зависимости от того, какая именно превращенная форма прибавочной стоимости присваивается:

o Промышленные капиталисты (предпринимательский доход)

o Банкиры или рантье (процент на капитал)

o Землевладельцы (земельная рента)

· Тонкий слой наемных работников, осуществляющих труд по управлению и контролем над трудом пролетариев.

· Безработны е. «Промышленная резервная армия», зримое воплощение противоречия между производительными силами и капиталом.

· Мелкие собственники или производители – занимаются трудом по эксплуатации самих себя.

· Люмпен-пролетариат - асоциальные и деклассированные элементы, продукты разложения низших общественных классов.

8. Классовая борьба. Три формы:

экономическая (забастовки),

политическая (индикатор политической зрелости – борьба за овладением государства),

теоретическая (идеологическая)

В процессе развертывания этих форм борьбы класс развивается из класса-в-себе в класс-для-себя.

Материалистические понимание истории:

три взаимосвязанных частных теории:

теорию общественно-экономических формаций на высшем уровне;

теорию классовой борьбы на среднем уровне;

теорию человеческого индивида-личности («человеческого бытия»)

Т ри видения будущего

На всемирно-историческом уровне коммунизм, т. е. полное изобилие экономических товаров, поддерживаемого взрывным развитием технологий, уничтожением частной собственности и отмиранием государства.

На социально-структурном уровне - бесклассовое общество, «каждому по потребностям».

На уровне индивидуальных действий -ликвидация полного отчуждения членов общества, тдостижение полной свободы: негативной («свобода от...»), и позитивной («свобода для...»)

Четыре способа производства можно разделить на две группы.

Античный, феодальный и буржуазный способы производст­ва следовали один за другим в истории Запада.

Наоборот, азиатский способ производства, кажется, не со­ставляет этапа в западной истории. Определяется не зависимостью ра­бов, крепостных или наемных рабочих от класса, владеющего средствами производства, а зависимостью всех трудящихся от государства.

Принципы исторического материализма (по Добренькову):

a. Исторический детерминизм

b. Связь общественного бытия и общественного сознания

c. Первостепенное значение социально-экономической структуры в общественной жизни

d. Классовая борьба как движущая сила развития общества в его классовой истории

Макс Вебер (1864, Эрфурт -1920, Мюнхен) – немец.

Основные труды: «Хозяйство и общество» и «Протестантская этика и дух капитализма», «О некоторых категориях «понимающей» социологии».

Теория социального познания.

Нет никакого изначально заданного, сокровенного смысла. И мир, и жизнь обретают его благодаря человеку.

1. Наше представление о мире и есть для нас этот мир. Оно определяет поведение.

2. В основе нашего восприятия - сознательный выбор точки отсчёта, системы координат.

«понять» - истолковать, проинтерпретировать, разъяснить смысл и значение.

Научный поиск - осмотрительное конструировании моделей, кот. помогают выявить реальные социальные процессы.

«социологический, или чистый» идеальный тип - не локализованный ни во времени, ни в пространстве. Он – максимально абстрактное и скупое средство чистой классификации.

Примерная схема социологического исследования:

1. Выявление смысла.

2. Отнесение к ценности = понять, определить значимость.

3. Выявление законов.

4. Продемонстрировать закономерное (случайное действие не интересует).

Специфика социологии – выявить закономерное. Специфика закона: как будет себя вести кто-то при таких-то условиях. Закономерное = типичное, а не причинно-следственное.

Теория социального действия и теория общества.

Социальное действие - ориентировано на других. Типы: целерациональный, ценностно-рациональный, аффективный и традиционный.

Теория развития.

Механизм рационализации.

Расколдовывание: уменьшение магических, аффективных, традиционных содержаний социальных порядков и действий, увеличение и усиление рационального содержания. Процесс всеохватен.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сезонні знижки | Социология Э. Дюркгейма: метод социологии, теория социального развития, теория промышленного общества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.