Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение социологии




А.С. Звоницкая (1897 – 1942г.г.): исследование социальных связей с позиций неопозитивизма

П.А. Кропоткин (1842 -1921г.г.): взаимная помощь и толерантность как принципы организации общественной жизни

Мысль о необходимости теоретического синтеза разных, подчас противоположных социологий, что широко применяется в современной социологии.

Позитивный анархизм - утверждение общественного устройства в виде анархо – коммунистической федерации, основанной на функционировании свободных производственных коммун и различных автономных ассоциаций неполитического типа – как антипод государству (источник зла и бед – насилие над обществом и разрушение личности). Это способно обеспечить социальный порядок на принципах индивидуальной инициативы, справедливости и свободы.

Закон взаимной помощи – вместо борьбы за жизнь – главного фактора эволюции (дарвинисты) – проявление симпатии, любви, самопожертвования (деревенские общины, гильдиях, средневековых вольных городах). Трагедия – замена их государственной формой, передача народоправства бюрократии.

Действие закона взаимной помощи может привести к новым безгосударственным формам жизнедеятельности людей, основанным на самоуправлении народа.

Первая женщина – социолог в России.

Исследование социальных связей, рассматривая поведение человека в контексте формулы стимул (условия жизни людей) – реакция (поведение в виде определенных социальных связей). Исходя из того, что условия жизни (стимулы) разных социальных групп различны, можно определить характерные групповые связи. Взятые в совокупности, они представляют собой суть общества.

От общества человек получает «социальное наследство». Со своей стороны, переработав это наследство, человек вступает в социальную связь, на основе которой формируются нормы, ценности, институты общества.

Термин «социология» происходит от латинского societas – общество и греческого logos – учение. Буквально означает науку об обществе.

Социология – наука об общих и специфических законах развития и функционирования исторически определенных социальных систем, о механизмах действия и форма проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов и народов.

Объект социологии ( объективная реальность, на которую направлена исследовательская деятельность ученых) – общество.

Предмет социологии ( специфическое восприятие реальности на абстрактно – теоретическом уровне для выявления наиболее существенных с научной точки зрения связей и отношений данной реальности) представляет собой сложную, многоуровневую систему, которая включает в себя: социальные отношения между людьми, социальные общности, социальные институты, социальную структуру общества в динамике ее функционирования.

Предмет социологии описывается такими понятиями и категориями, как общество, личность, социальные связи, отношения, общности людей, социальные институты, социальный статус и роль личности, социальные конфликты и др.

Личность – целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания.

Социальные отношения – определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества.

Cоциальный институт - исторически сложившийся ценностно-нормативный комплекс, форма организации совместной жизнедеятельности людей (сложное реально существующее учреждение). Фундаментальные институты – семья, производство, религия, образование, государство. Например, социальный институт образования включает: школы, колледжи, вузы, курсы, органы управления, СМИ.

Совокупность социальных институтов общества - социальная система общества.

Социальная группа – совокупность людей, занимающих одну и ту же социальную позицию (ячейку общества) или выполняющих одну и ту же роль. Примеры малых социальных групп: семья; больших- половозрастные (старики, взрослые, дети, мужчины и женщины…), национальные (русские, американцы, японцы…), профессиональные (студенты, преподаватели, предприниматели, сотрудники государственных структур…), экономические (брокеры, акционеры…), религиозные (православные, мусульмане…), политические (демократы, либералы, консерваторы…).

Совокупность всех социальных групп - социальный состав населения.

Социальный статус – социальное положение, позиция человека в группе или обществе.

Статус состоит из социальных ролей, каждой из которых предписан круг прав и обязанностей, которые определяются социальными нормами.

Роль является динамической характеристикой статуса – модель поведения в соответствии с правами и обязанностями, закрепленными за данным статусом соответствующими социальными нормами.

Социальная норма – предписание, что необходимо делать.

К числу основных функций социологии в обществе относятся:

- познавательная (социология способна давать объективную информацию об исторических стадиях развития общественной жизни, о настроениях различных слоев общества);

- конструктивно-практическая (эта функция позволяет создать мощную информационную базу для принятия правильных решений органами государственной власти в различных сферах общественной жизни);

- оценочная (диагностическая), позволяющая выяснить, оценить состояние объекта, недостатки и отклонения в деятельности социальных институтов;

- прогностическая (социология способна на основе правильной оценки состояния объекта прогнозировать развитие событий в будущем, предсказывать, например, результаты голосования населения на референдумах, плебисцитах, выборах);

- гуманистическая (социология обеспечивает, в первую очередь, интересы личности, демократические институты общества, его гуманистические ценности).

Междисциплинарная матрица социологического знания - совокупность родственных социологии дисциплин, их взаимосвязь, оказываемое друг на друга влияние и интеграция.

Социология вместе с родственными ей дисциплинами: психологией, социальной психологией, экономикой, антропологией, политическими науками и этнографией, образует подсистему научного знания – социальное знание.

Социология – наука с двойным статусом: она принадлежит к социальным (психология, социальная психология, экономика, политология, антропология и этнография) и гуманитарным (история, философия, литературоведение, искусствознание, культурология) дисциплинам.

Основные задачи социологии:

- в каком направлении и каким образом общество (его структура и институты) влияет и определяет поведение людей;

- каким образом из опроса отдельных людей получить социальный портрет типичного представителя всей группы.

Внутридисциплинарная матрица социологии – совокупность отраслевых направлений социологии, тематических областей и сфер, которые выделись в процессе дифференциации социологического знания. Среди них: конфликтология, социальная психология, социология личности, социология коммуникаций, социология менеджмента, социология политики, cоциология права, социология семьи и др.

Таблица 1

Фрагмент внутридисциплинарной матрицы

 

Социология в целом
Отрасли Подотрасли Направления
    Социология культуры Социология образования Социология средней школы, социология профессионально- технического образования, социология высшей школы
Социология искусства Социология театра, социология чтения, социология кино, социология концертной деятельности, социология изобразительных искусств
Социология науки  
Социология морали
Социология религии
Социология досуга
Социология спорта

 

Иерархия социологического знания: научная картина мира, общая теория, частная теория, эмпирические исследования, прикладные исследования.

Научная картина мира, общая теория, частная теория – теоретические знания. Эмпирические и прикладные исследования – эмпирические знания.

Научная картина мира в социологии – совокупность самых общих представлений, часто философских, о том, как устроена и каким законам подчиняется социальная реальность, в котором существует общество и образующие его индивиды.

Выделяются пять доминирующих научных картин мира и способов его познания в системе научного знания нового и новейшего времени:

- cхоластическая, в рамках которой природа и общество трактуются как некий шифр, текст, поддерживающий (или нет) прочтению, расшифровке, пониманию;

- механическая, характеризующая природу и общество как механизм, машину, все детали которой выполняют строго установленные, типичные функции;

- статистическая, в соответствии с которой общество и природа мыслятся как баланс, равнодействующая различных сил (природных, культурных, экономических, политических, социально – бытовых, общественных, личностно – индивидуальных, групповых);

- системная, где природа и общество рассматриваются главным образом как организованные системы, подсистемы, состоящие из элементов, способных к изменению, но обеспечивающих целостность и нелинейность как подсистем, так и больших систем;

- диатропическая, в рамках которой реальность трактуется как ярмарка, сад, где возникающие флуктуации, объединения сил, образующие ряды тропов, признаков сущего, позволяют видеть мир многомерно, полицентрично, изменчиво.

Общая теория – включает категории самого абстрактного уровня.

Общая и частная теория составляют научную теорию. Ее функции – описание, объяснение и предсказание. Объяснение осуществляется при помощи построения причинно – следственных моделей, получающих теоретическое доказательство и эмпирическое подтверждение. Отличие интерпретации в том, что это обобщения – выводы, которые нельзя подвергнуть экспериментальной проверке.

Частная теория – формализованные логически и компактные и конкретные модели социальных процессов.

Эмпирические исследования – сравнительные, крупномасштабные, репрезентативные исследования, соответствующие самым строгим требованиям науки и способствующие приращению нового знания. Обслуживают три верхних этажа иерархии уровней социологического знания.

Прикладные исследования – совокупность частных исследований (маломасштабных и нерепрезентативных), как правило, однообъектных, которые завершаются разработкой практических мероприятий и иногда их внедрением.

Эмпирические исследования отличаются от прикладных по 2 причинам:

- дают приращение новых знаний (подтверждают или опровергают какую-либо частную теорию);

- обладают репрезентативностью – отражают типичные черты, действительные для всей совокупности изучаемых объектов.

В структуре социологии существуют несколько подходов, претендующих на целостное описание общественной жизни. Они делятся на две основные группы: макросоциологические и микросоциологические теории (парадигмы).

Понятие «парадигма» - неоднозначно. Остановимся на двух его трактовках. Первая: парадигма рассматривается как совокупность философских, общетеоретических и метатеоретических оснований науки. Вторая. Парадигма - это «совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающая специфическим категориальным аппаратом и признанная группой ученых; предполагает определенный консенсус внутри науки и отличает одно сообщество ученых от другого (других).

Каждая социологическая парадигма избирательна в плане оценки факторов общественного развития, характеризуется приоритетностью рассмотрения тех или иных сторон социальной жизни, своеобразием анализа поведения людей.

Первый уровень - макросоциологические парадигмы. Изучают глобальные процессы общественного развития, включая возникновение новых социальных институтов и адекватных им механизмов мотивации социальной активности. К ним относятся: cтруктурный функционализм (Т.Парсонс, Р.Мертон), исторический материализм (К.Маркс), критическая теория общества (М.Хоркхаймер, Г.Маркузе, Т.Адорно).

Второй уровень – микросоциологические парадигмы. Изучают ментальность и поведение людей, их ценностные ориентации, межличностные взаимоотношения и т.д. в сравнительно небольших социальных группах, а также роли, которые они играют в этих группах. К ним относятся: теория социального обмена (Д.Хоманс, П.Блау), теория рационального выбора (Д.Коулмен), символический интеракционизм (Д.Мид, Г.Блумер, И.Гоффман), феноменологическая социология (А.Шюц, Т.Лукман, П.Бергер, Г.Гарфинкель), социальный акционализм (А.Турен).

Интерес для исследователей представляют универсальные инструменты социологических парадигм, которые можно представить в виде таблицы.

Универсальные инструменты социологических парадигм

для исследований

Таблица 2

Парадигмы Содержание универсального инструмента исследований
  Макросоциологические парадигмы  
Структурный функционализм Схема AGIL – осуществление в любой социальной системе четырех функций: адаптации, целедостижения, интеграции, поддержания латентного образца (концепция Парсонса)
Исторический материализм Схема «базис – надстройка». Базис – совокупность производственных отношений. Надстройка – политические, правовые, семейные, религиозные и другие отношения
Критическая теория Схема «новые формы контроля – интеграция общества». Целостность общества такова, что позволяет интегрировать в себя любую оппозицию
  Микросоциологические парадигмы  
Теория социального обмена Анализ структур обмена с целью изучения мотивов участия людей во взаимодействии, возникновения солидарности/сплоченности социальных групп и отношений зависимости
Символический интеракционизм Интеракционистская схема «определение ситуации – презентация значений». Цель презентации – создание или поддержание идентичности
Феноменологическая социология Феноменологическая схема «придание смысла – конструирование реальности». В процессе коммуникации партнеры создают социальный порядок даже тогда, когда он не существует в реальности

 

 

Литература:

 

1.Кравченко А.И. Социология. Учебник для вузов. – М.: Академический Проспект, 2001г. – С.508.

2.Иванов Д.В. Парадигмы в социологии. Учебное пособие – Омск: «ОмГУ», 2005. – С.72.

3.Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. Учебник. Серия «Учебник для вузов» – 3-е изд., перераб. и.дополн. – М.: «Экзамен», 2007. – С.750.

4.Энциклопедический социологический словарь // Под общей ред. Академика РАН Г.В.Осипова. РАН, Институт социально – политических исследований. - М.: «ИСПИ», 1995. – С. 939.

 

 

Тема 2: Методология и методика проведения социологического исследования (4ч., СРС 4ч.)

Программа социологического исследования: методологическая и методическая часть.

Формулировка проблемы исследования. Проблемная ситуация. Задачи социологического исследования. Объект и предмет социологического исследования. Логический анализ основных понятий. Гипотезы социологического исследования.

Социологический инструментарий. Композиция вопросника. Виды вопросов.

Методы сбора первичных данных: опрос (анкетирование и интервью), анализ документов (качественный и контент-анализ), наблюдение (невключенное и включенное), эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).

Виды опроса. Сплошное и выборочное исследование. Понятие генеральной совокупности и выборки. Типы выборки.

Пилотаж в социологическом исследовании.

Обработка и анализ социологических данных. Подготовка итоговых документов по результатам социологического опроса.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 683; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.