Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предложение




К вопросу № 7. Синтаксис. Основные понятия.

Все вопросы и задания необходимо выполнить к практическому занятию по грамматике. Теоретические сведения необходимо распечатать к лекции (01/03).

К лекции (01.03) необходимо повторить информацию по данному вопросу, рассмотренную в курсе дисциплины «Введение в языкознание» (см. учебник: Реформатский А.А. Введение в языкознание. – разных лет издания).

Типологическая классификация языков

Примеры: ______________________________________________________________________________________________________________________.

Примеры: ______________________________________________________________________________________________________________________.

Примеры: ______________________________________________________________________________________________________________________

Примеры: ______________________________________________________________________________________________________________________.

Изменения в морфемном составе слова

В грамматическом строе языков

К вопросу № 9. Исторические изменения

Образец словообразовательного разбора

Речка

  1. Речка.
  2. Производное.
  3. Мотивирующее слово река (речка – небольшая (маленькая) река).
  4. Производящая база - основа рек-.
  5. Слово речка образуется с помощью суффикса -к-.
  6. Чередование к//ч.
  7. Способ словообразования – суффиксальный.

Какие словообразовательные словари Вам известны?

- возникновение и изменение грамматических категорий

появление новых частей речи;

- изменения в морфемной структуре слова

Грамматика практически отсутствовала в первобытном языке. Все ГЗ являются результатами изменения ЛЗ.

Путь формирования грамматического строя языков – путь от синкретизма к расчлененности.

Изменения в грамматике представляют собой класс глубоко внутренних процессов языкового развития. Действие внеязыковых факторов изменений, а также иноязычное влияние проявляются в грамматике опосредованно. Развитие грамматики происходит путем преодоления внутриязыковых и внутриграмматических противоречий (укажите, каких): _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

1. Опрощение – это исторический процесс изменения морфемной структуры, в результате которого членимая ранее основа становится нечленимой.

Опрощение – это такое изменение в составе слова, когда стираются границы между морфемами и происходит объединение морфем.

2. Переразложение – исторический процесс изменений границ между морфемами при сохранении основной членимости.

Переразложение – это такой процесс, в результате которого передвигаются границы между морфемами, при этом количество морфем остается прежним.

3. Усложнение – процесс превращения ранее нечленимой основы в членимую.

4. Замещение – это замена одной из морфем, входящей в состав слов, другой, сходной с ней по формальному и семантическому признакам или по одному из них.

В конце лекции умейте дать ответы на вопросы:

1. В чем заключается основной принцип типологической классификации языков?

2. Кто и когда строит типологическую классификацию языков?

3. Дайте определение терминам: агглютинация, фузия, флективные языки, агглютинативные (агглютинирующие) языки, изолирующие языки, аморфные языки, инкорпорирующие языки, полисинтетические языки, языки синтетического строя, языки аналитического строя. Умейте соотносить термины и приводить примеры.

Материалы к лекции по теме «Грамматика»

Общий план:

  1. Грамматика. Грамматические категории языка, их типы.
  2. Грамматическое значение.
  3. Способы выражения грамматических значений в языках мира.
  4. Морфология. Части речи, принципы их классификации.
  5. Особенности системы частей речи в изучаемом иностранном языке по сравнению с русским (необходимо изучить самостоятельно).
  6. Формирование частей речи в истории языка. Древние и новые части речи в русском и других языках.
  7. Синтаксис. Основные понятия. Направления и методы синтаксических исследований (см.: Общее языкознание/Под общ.ред. А.Е. Супруна. – Мн.: Выш.школа, 1983. – 456 с. – С.266)
  8. Морфемика и словообразование.
  9. Исторические изменения в грамматическом строе языков (в области частей речи, в области грамматических категорий, в морфемной структуре слова: опрощение, переразложение) – конспект (см.: Общее языкознание/Под общ.ред. А.Е. Супруна. – Мн.: Выш.школа, 1983. – 456 с. – с. 382)
  10. Типологическая классификация языков.

 

 

Словосочетание – сочетание двух и более самостоятельных слов, связанных грамматически и по смыслу.

Основное свойство предложения – предикативность. Понятие предикативности как основного свойства предложения обосновал В.В. Виноградов («Русский язык»). В своем понимании предикативности В.В. Виноградов опирался на идею сказуемости, которую сформулировал А.М. Пешковский («Русский синтаксис в научном освещении»). Сказуемость – это такое свойство, которое может даже отдельное слово сделать предложением – способность передавать законченную мысль. В первую очередь стать самостоятельными предложениями могут слова, которые способны морфологически выражать наклонение и время. Категория наклонения и категория времени обозначаются терминами модальность и темпоральность.

Предикативность понимается не всеми исследователями одинаково. Так, В.В.Виноградов понимал предикативность как единство трех грамматических категорий: модальности, темпоральности и персональности.

Выделение категории персональности как свойства предикативности является предметом дискуссии (так, Н.Ю. Шведова не выделяет эту категорию). Категория персональности является факультативной.

Таким образом, предикативность выражается через категории модальности и темпоральности и через отношение между подлежащим и сказуемым, а в односоставном предложении – через главный член предложения.

Предложение – наименьшая коммуникативная единица, представляющая собой оформленное по законам данного языка сочетание слов или слово и характеризующееся предикативностью и интонационной завершенностью.

В современной грамматике предложение рассматривается в двух аспектах: в конструктивном и коммуникативном.

В конструктивном синтаксисе рассматриваются модели, способы построения предложений; рассматривается предложение как конструкция со свойственными ей грамматическими значениями.

Основным понятием конструктивного синтаксиса является понятие структурного ядра предложения.

Структурное ядро предложения – это такой минимум компонентов, при котором возможно проявление основных свойств предложения. В Русской грамматике (1980) представлено описание предложений по типу структурного ядра. Описание моделей дается в виде структурных схем предложений.

Коммуникативный синтаксис рассматривает предложение с точки зрения его функций, рассматривает функционирование синтаксических моделей в речи.

У чение об актуальном членении предложения.

Актуальное членение предложения – это смысловое членение, которое существенно для данного контекста, для данной ситуации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.