Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия марксизма

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Немецкая классическая философия имеет одну общую фундаментальную черту - полагание разума в качестве приоритетной характеристики человека. Представители немецкой классики: Кант, Гегель, Фейербах.

Кант осуществил переворот, он делает предметом философии специфику познающего субъекта. В самом субъекте Кант различает два уровня: 1) эмпирический (опытный) – это индивидуально-психологические особенности человека; 2) трансцендентальный, т.е. всеобщие определения человека как представителя человечества.

Одна из основных проблем его «Критики чистого разума» – как возможно достоверное научное знание. Объективность знания обусловливается, по Канту, структурой познающего субъекта: формы чувственности (пространство и время) и формы рассудка (понятия и категории). Пространство и время, по Канту, – это не формы бытия вещей, существующих независимо от нашего сознания, а напротив, субъективные формы чувственности человека, изначально присущие человеку как представителю человечества.

Пространство и время создают предпосылки для достоверного знания. Реализация же этих предпосылок в действительности осуществляется на основе деятельности второй познавательной способности – рассудка. Рассудок – это мышление, оперирующее понятиями и категориями. Он выполняет функцию подведения многообразного чувственного материала, организованного с помощью доопытных форм чувственности, под единство понятий и категорий. Мы можем познать, считает Кант, только то, что создали сами.

Кант делает вывод об ограниченности познавательных возможностей форм чувственности и форм рассудка. Им доступен только мир опыта. Всё, что находится за пределами опыта – умопостигаемый мир – может быть доступен только разуму. Разум – это высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка, ставит перед ним цели.

В сфере практической этики Кант основным требованием человеческого поведения провозгласил свой знаменитый категорический императив – «Относись к другому только так, как ты хотел бы, чтобы он относился к тебе».

Гегель также сосредоточивает свое внимание на исследовании разума, рассматривая его как субстанцию, первопричину мира. Поэтому философия Гегеля – вершина объективного идеализма.В философии Гегеля можно выделить две основные идеи:

диалектическая идея саморазвития разума как мировой субстанции. Мировой разум, будучи единственной субстанцией, способен к саморазвитию, в котором проходит три основные стадии: субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух. Субъективный дух – это индивидуальное сознание человека, подразделяемое, в свою очередь, на сознание, самосознание, разум. Объективный дух – это «отчуждение» мирового разума в конкретных формах реальной истории и государства. Абсолютный дух реализует себя в формах искусства, религии и философии. Таким образом, все существующее имеет единое духовное основание, которым и является Мировой разум.

Гегель большое внимание уделяет диалектике. Сформулировал и обосновал три основные законы диалектики (закон взаимоперехода качественных и количественных изменений, закон единства и борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания).

идея совпадения субъекта и объекта познания. Благодаря Гегелю был впервые преодолен разрыв между познающим субъектом и познаваемым объектом. У Гегеля они тождественны именно благодаря наличию общего основания – разума, представленного как в индивидуальном мышлении человека, так и «отчужденного» в любом предмете окружающего мира..

Фейербах в место понятия «материя» использует понятие «природа». Природа существует вечно, не зависит ни от Бога, ни от какой-либо философии. В центре внимания философии Фейербаха – человек как высшее существо природы. Фейербах отвергает подход к человеку только как к духовному существу. Человек - целостен, в единстве телесных, духовных и родовых характеристик, его важнейшая характеристика - чувственность. Но только в сфере межчеловеческого общения человек становится человеком.

Философия марксизма зародилась в 30-40 годы 19 века, когда сложились условия развития капиталистических отношений, когда стали обнажаться противоречия между трудом и капиталом, формироваться новый субъект исторического процесса – пролетариат, который открыто заявил о своих экономических, социальных, политических правах и классовая борьба пролетариата с буржуазией приняла острый характер.

Философия марксизма подразделяется на две части: диалектический и исторический материализм. Диалектический материализм утверждает, что мир, материя находится в постоянном движении и развитии, обусловленном борьбой противоположностей, свойственных всем вещам и явлениям. Исторический материализм переносит эту идею на социальный мир.

Основные идеи:

1) материалистическое понимание истории. Оно заключается в следующем: исходя из материального производства непосредственных средств для жизни можно объяснить систему производственных отношений между людьми, а затем на этой основе политическое, правовое устройство общества, мораль, искусство и т.д.

2. Сознание есть отражение реальности и осознание людьми своего общественного бытия.

3. Решающей роли в общественном развитии принадлежит производителям материальных благ – народным массам.

4. Понимание классовой борьбы как движущей силы развития антагонистических обществ.

5. Главным основополагающим принципом их философской системы является принцип практики: практика первична по отношению ко всему духовному миру,.

Практика – это совокупная деятельность человечества по преобразованию природы, формированию социальных отношений, взаимосвязи и взаимодействию всех людей. Она всегда носит общественный характер, она исторична и заключается в непрерывном преобразовании людьми условий, обстоятельств и самих себя.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социально-политические идеи эпохи Просвещения | Русская религиозная философия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.