Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научное познание. Специфика, уровни, формы и методы научного познания

Научное познание представляет собой особую де­ятельность по получению нового объективного знания. Его специфические характеристики: объективность, предметность, обоснованность, системность, направленность на отражение сущностных свойств изучаемых объектов, опере­жение наличной практики. Научное познание обращается и к таким объектам, практическое освоение которых может произойти только в бу­дущем.

Специфические объекты науки обусловливают и привле­чение особых средств научно-познавательной деятельности: научной ап­паратуры для проведения экспериментов при изучении но­вых типов объектов, специальных измерительных приборов, инструментов, используется специально создаваемый научный язык с четкими понятиями, терминами и определениями. К средс­твам научного познания следует отнести и идеальные регулятивы исследования – методы познания, образцы, нормы, идеалы научной деятельности и т.д. Для организации научного познания необходим и про­фессионально подготовленный, обладающий специальны­ми научными знаниями субъект познания ученый, научный сотрудник. Кроме того, ученый должен усвоить и оп­ределенную систему нравственных ориентиров, характерных для науки, запрещающих подтасовку фактов, плагиат и т.д.

В структуре научного знания можно выделить два его уровня – эмпирический и теоретический, которые отлича­ются друг от друга по: предмету, средствам и методам иссле­дования. Различие по предмету исследования заключается в том, что эмпирическое исследование в основе своей ориенти­ровано на изучение явлений и зависимостей между ними, а на уровне теоретического исследования происходит выделе­ние сущностных связей в чистом виде. Различение по средствам заключается в том, что эмпирическое иссле­дование основывается на непосредственномпрактическом взаимодействии ученого с изучаемым объектом благодаря использованию особых приборов и приборных установок в процессе наблюдений и экспериментов, а теоретическое исследование предполагает опосредованное изучение объек­та путем мысленного, а не реального эксперимента. Язык теоретического исследования основывается на использо­вании так называемых теоретических идеальныхобъектов – моделей. Для эмпири­ческого уровня основными методами познания выступают реальный эксперимент, реальное наблюдение, эмпирическое описа­ние и измерение. Теоретическое исследование опирается на такие методы, как идеализация, мысленный эксперимент с идеализированными объектами, логическое и историческое исследование, восхождение от абстрактного к конкретному и др.

Научный метод - это система регулятивных принципов и приемов, с помощью которых до­стигается объективное познание действительности.

Выделяют: 1) общелогические методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение, конкретизация, аналогия, моделирование 2) методы, используемые в научном познании – на эмпирическом и теоретическом уровнях (наблюдение, изме­рение, эксперимент и идеализация, формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, метод мате­матической гипотезы, исторический и логический).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблема истины в философии. Практика как критерий истины | Обшество как развивающаяся система
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 818; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.