Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материалы к лекциям

Синие воротнички (19%), или квалифицированные рабочие. К это категории отнесены люди, которые сказали, что сфера их деятельности – преимущественно физический труд, высоко- и просто квалифицированный.

Голубые воротнички (15%). Интеллигенция, служащие. Исследователи отнесли к этому слою людей, которые определили свой род занятий как «работники преимущественно умственного труда», высоко- и просто квалифицированные.

Менеджеры, или Белые воротнички (7,2%).

Белые воротнички-1 (1.8%) – топ-менеджеры, владельцы небольших предприятий, высококвалифицированные специалисты (68% - мужчины). Самая образованная группа (63% имеют в/о, 30% - второе высшее), в том числе и по происхождению – родители 30% респондентов имели высшее образование. В других группах эта цифра не превышала 15%. Ежемесячный доход - 25 тысяч рублей. 69% работают в частном секторе. 60% имеют автомобиль 1997 – 2004 года выпуска. Проживают в крупнейших городах. 64% полагают, что смогут дать своим детям платное образование. Положение этой группы продолжает улучшаться. Её представители ориентируются на состоятельность за счет собственного труда. Главные ценности – интеллект, трудолюбие и уверенность в себе. Уровень жизни этой социальной группы выше, чем у элиты советских времен.

Белые воротнички-2 (5,4%) – менеджеры среднего звена управления, работники интеллектуального труда высокой и средней квалификации. Доход – 8. Семейный доход – 14. 32% - автомобиль семилетнего возраста. Паритет полов: 50% мужчин и женщин. 57% имеют высшее образование. Половина занята в частном бизнесе, половина – в госсекторе. Работают, прежде всего, в торговле и промышленности. Проживают в экономически развивающихся городах. Испытывают затруднения только при покупке квартиры и машины. Социальная психология группы такая же, как у топ-менеджеров. Ценности – интеллект, трудолюбие, порядочность.

Голубые воротнички-1 (10%) – педагоги, учителя, врачи, служащие (70% - женщины). В основном, работают в образовании и здравоохранении. Личный доход – 5600. Заявленный семейный доход – 10-15. Адаптированные, рыночно ориентированные. Ценности – интеллект, трудолюбие, милосердие.

Голубые воротнички-2 (5%) – 82% -женщины: медсестры, санитарки, учительницы начальной школы. В этой группе заметно ниже уровень образования (16% - в.о). Это первая социальная группа, где мы сталкиваемся с бедностью. На рынке труда их положение выглядит неустойчивым, как в силу принадлежности к госсектору, здравоохранению и образованию, так и благодаря проживанию в местах, куда еще не добрался капитализм. Доход – 2100. Семейный – 6500. На 100 человек – 16 авто, 20 компов, 31 стиралка. Оптимистичны, прорыночны.

Синие воротнички-1 (2,7%) – на 90% мужчины, занимающиеся высококвалифицированным физическим трудом, переходящим в интеллектуальный. Характерный представитель – прораб на стройке. Очень много строителей, операторов высокотехнологического оборудования на промышленном предприятии. Работают в частном секторе и проживают в городе, сильно вовлеченном в капитализм. 76% - среднеспециальное образование. Доход – 15 тысяч. 34 авто на 100 человек. Одна из самых динамично развивающихся групп в стране. Рыночники. Ценности: трудолюбие, интеллект, воля.

Синие воротнички-2 (5,5%) – квалифицированные рабочие (80% - мужчины). 70% - среднеспециальное образование. Доход – 9000. Семейный – 15000. Трудяги. Рыночники. Ценности: трудолюбие, интеллект, воля.

Синие воротнички-3 (10,8%) - наименее благополучная часть квалифицированных рабочих. Работники госсектора, поэтому имеют более низкие доходы. Доход – 5600. Оптимисты. Ценности: трудолюбие, порядочность, милосердие.

Серые воротнички (15%). Люди, которые определяют род своих занятий как низкоквалифицированный физический труд. Слесари, токари, строители, грузчики, разнорабочие. Большинство из них имеет общее среднее образование и происходят из семей, где родители тоже не имели специального образования. Доход – 3500. Семейный – 6500. На 100 человек – 12 авто.

Серые воротнички-2 (4,8%). Крайняя бедность, на пороге нищеты. Доминируют женщины (60%), работают на государство (60%). Сельское хозяйство. Доход – 1500. Семейный – 4500. Низкая мобильность. Ключевое высказывание: «Я боюсь не найти своего места в современной жизни».

Безработные и работающие временно (9,7%). Покорные судьбе, незлые. Доход до 1000. Много сельчан (42%), мало жителей городов-миллионников (10%). Много семей, где работает только один человек. В этой группе не наблюдается агрессивного отношения к произошедшим в стране переменам. 52% полагают, что переход к рынку был необходим.

Пенсионеры (31%). Доход – 2200. 65% - женщины. 9% - в/о. Социальные ориентиры этой группы, их сомнения в полезности рынка входят в противоречия с социальными ориентирами не только успешных, но и всех социально активных слоев населения.

 

Бедность (совет министров ЕС): люди, семья или группа, чьи ресурсы (материальные, культурные и социальные) настолько ограничены, что исключают их из минимально приемлемого образа жизни, который ведут остальные жители тех европейских стран, где они проживают. В этом определении бедности присутствуют два существенных элемента: недостаток необходимых ресурсов и «нормальный», то есть общепризнанный образ жизни. Таким образом, бедность – негативное отклонение (девиация) от социетальной нормы жизни по причине ограниченности ресурсов.

Западня бедности – привычка жить за счет государства или фондов, неспособность родителей научить своих детей правилам успеха – нет стремления к образованию, не приучены к серьезной работе, увлекаются спиртным, с легкостью решают все проблемы кулаками, ненавидят или безразличны к успехам других людей.

Римашевская: возникли две формы бедности: устойчивая и плавающая. Первая связана с тем, что низкий уровень материальной обеспеченности ведет к ухудшению здоровья, деквалификации, депрофессионализации, и, наконец, к деградации. Бедные родители воспроизводят потенциально бедных детей, что определяется их здоровьем, образованием, полученной квалификацией.

Вторая форма, более редкая, связана с тем, что бедные подчас ценой колоссальных усилий вытаскивают себя из своего социального, фактически замкнутого круга, стремясь адаптироваться к новой лучшей жизни.

Придонье – это еще не дно, но самая бедственная и психологически надломленная часть неимущих, составляющая половину дна. Представители придонья имеют изнурительную, малоинтересную и далекую от их специальности работу, не ходят в театры и мало читают, культурно деградируют, не желают учиться, испытывают страх и отчаяние, лишены ближайшего окружения.

Социальное дно – главная характеристика: изолированность от институтов большого общества, компенсируемая включением в специфические криминальные и полукриминальные институты. Отсюда замкнутость социальных связей преимущественно рамками самого слоя, десоциализация, утрата навыков легитимной общественной жизни. Представители – преступники, полупреступные элементы, воры, бандиты, наркодельцы, содержатели притонов, киллеры, мелкие и крупные жулики, алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги, бомжи. Разница между низшим и андеклассом не во внешних социо-статусных характеристиках, а в степени легитимности деятельности и образа жизни, в типе субъективной идентификации, то есть рассмотрении себя как членов большого общества или же андеркласса.

Социальное дно: общие черты – люди, отвергнутые обществом, лишенные социальных ресурсов, устойчивых связей, утратившие элементарные социальные навыки и доминантные ценности социума. Социально дно имеет преимущественно мужское лицо. Большая часть нищих и бомжей трудились ранее неквалифицированными рабочими на грязном производстве. У многих была разъездная работа с длительным отрывом от дома. Проститутки работали в общепите и торговле.

 

Социальная мобильность

 

Социальная мобильность понималась Сорокиным как «любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую». Сорокин выделил две формы мобильности – горизонтальную и вертикальную. Виды горизонтальной мобильности - территориальная, религиозная, политическая, семейная, профессиональная мобильность, осуществляемая без смены и сдвигов позиций людей в вертикальном социальном порядке социальных групп и социальных ролей. Например, если студент одного вуза переводится в другой вуз на другую специальность и на тот же курс, мы имеем дело с мобильностью горизонтальной.

Вертикальная мобильность есть отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. Под восходящей социальной мобильностью Сорокин имел в виду вертикальное перемещение вверх по лестнице социальной иерархии, или социальный подъем. Мобильность нисходящая именовалась также социальным спуском. Оба вида мобильности характерны для описания изменения в положении в социальном пространстве, как индивида, так и группы. Например, ученые и преподаватели вузов занимали в СССР более высокие статусные позиции в обществе, чем в современной России, что выражалось в оплате их труда. Поэтому можно утверждать, что за годы реформ произошла нисходящая социальная мобильность этой группы. Но что такое перемещение объекта? Вспомним, что еще несколько лет назад владеть мобильным телефоном могли позволить себе немногие люди. Сегодня им пользуются десятки миллионов жителей России. Мобильный телефон и является социальным объектом, переместившимся за эти годы по лестнице вниз (совершил социальный спуск).

Для более полного представления процессов социальной мобильности Сорокин писал о такой их форме как вертикальная циркуляция, или изменения в составе социальных групп, особенно, в группах элитных. Этой циркуляции, то есть приходу к власти или ее потере способствуют некоторые социальные институты, например, семья, армия, церковь, партия. Все они занимаются селекцией, распределением, фильтрацией и контролем индивидов.

С количественной точки зрения Сорокин разграничивает интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности. Под интенсивностью понимается вертикальная социальная дистанция или количество слоев – экономических, профессиональных или политических, - проходимых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени. Если, например, некий индивид за год поднимается с позиции человека с годовым доходом 70 тысяч рублей до позиции с доходом 120 тысяч рублей, а другой за тот же период с той же исходной позиции поднимается до уровня в 270 тысяч рублей, то во втором случае интенсивность экономического подъема будет в 2,25 раза выше, чем в первом.

Под всеобщностью вертикальной мобильности Сорокин подразумевал число индивидов, которые изменили свое социальное положение в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Абсолютное число таких индивидов дает абсолютную всеобщность вертикальной мобильности в структуре данного населения страны; пропорция таких индивидов ко всему населению дает относительную всеобщность вертикальной мобильности.

Сорокин называет несколько общих принципов вертикальной мобильности.

1. Вряд ли когда-либо существовали общества, социальные слои которых были абсолютно закрытыми или в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность в ее трех основных формах.

2. Никогда не существовало общества, в котором вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного социального слоя в другой осуществлялся бы безо всякого сопротивления.

3. Интенсивность и всеобщность вертикальной социальной мобильности изменяется от общества к обществу, а также колеблется в рамках одного и того же общества в разные периоды его истории.

 

Каналы вертикальной циркуляции

 

Каналами, или лифтами вертикальной циркуляции, Сорокин называл социальные институты, в которых имеются пути, позволяющие индивидам перемещаться вверх или вниз из одного слоя в другой. Функции социальной циркуляции могут осуществлять такие социальные институты, как армия, церковь, школа, правительственные и политические группы, семья и т.д.

Например, армия может помочь молодым людям из небогатых семей, но обладающих каким-то характером и организаторскими способностями, совершить социальный подъем (сделать карьеру) в границах этого института. Но не только этого. Успешная армейская карьера помогла многим военным стать главами государств и правительств, губернаторами, руководителями различных ведомств и коммерческих структур. Достаточно назвать несколько имен из истории США и России. Э.Джексон, З.Тейлор, У.Грант и Д.Эйзенхауэр были знаменитыми и авторитетными военачальниками, что помогло им стать президентами Соединенных Штатов Америки. В России относительного, в ряде случаев временного успеха добились в наше время генералы Руцкой (губернатор Курской области), Громов (губ.Московской области), Лебедь (губ.Красноярского края), Семенов (президент Карачево-Черкесии), Шпак (губ.Рязанской области), Шаманов (губ.Ульяновской области), адмирал Егоров (губ.Калининградской области) и другие. Некоторые из этих людей не смогли использовать при управлении регионами свои таланты военачальников.

Примером другого «социального лифта» является церковь. Для молодых людей, выходцев из бедных семей, церковь становилась лестницей, ведущей их к вершинам церковной и нередко одновременно общественной власти, либо просто к богатству и какому-то общественному авторитету. Например, среди римских пап, правивших в прошлом веке, Пий X был сыном почтальона и портнихи, Иоанн XXIII – крестьянина, Иоанн Павел I – бедного рабочего. Для сравнения укажем, что Пий XII – сыном чиновника папской канцелярии, Павел VI – сыном адвоката.

Среди людей, добившихся успеха в профессии и карьере отчасти потому, что создали семьи с детьми влиятельных особ, можно назвать главу «Аэрофлота» Окулова (женат на дочери Б.Ельцина), Арнольда Шварценеггера (не только выдающийся артист, но и женат на женщине из клана Кеннеди). Путь наверх облегчает и высокое общественное положение родственников, особенно родителей. Так среди нынешних президентов правители США (Буш), Сирии (Асад), Азербайджана (Алиев), Конго (Заира) (Кабила), Того (Эйадема) являются детьми людей, бывших ранее президентами этих же стран. В прошлом веке немонархические династии правили в Индии (отец, дочь, внук), Гаити (отец и сын), Шри-Ланке (мать и дочь), Индонезии (отец и дочь) и других странах.

Лифтом, как мобильности восходящей, так и нисходящей является и политическая партия. Члены КПРФ имеют в современной России намного меньше шансов стать руководителями региона или министрами, чем сторонники «Единой России».

Все эти социальные институты выполняют и функции социальной селекции. Например, «фундаментальная социальная функция школы заключается, во-первых, не только в том, чтобы выяснить, усвоил ли ученик часть учебников или нет, а прежде всего в том, чтобы при помощи экзаменов и наблюдений определить, кто талантлив, а кто нет, какие у кого способности, в какой степени они проявляются, какие из них социально и морально значимы».

Полученное образование влияет на уровень доходов человека. Приведем для примера сведения из таблицы «Зависимость дохода от пола и образовательного уровня». Опубликована у Масиониса и освещает доходы жителей США в возрасте от 25 лет и старше, работающих полную рабочую неделю (1999 год).

 

Образование Мужчины Женщины

 

Ученая степень 96 275 долларов в год 56 726

Магистерская степень 61 776 45 345

1-3 обучения в колледже 37 245 26 456

9 – 11 лет обучения в школе 24 279 16 330

0 – 8 лет обучения в школе 19 757 14 375

 

 

О социальной мобильности в России

 

Период быстрых карьерных взлетов закончен. Выросли требования к квалификации. Для перемещения вверх необходимо умение целенаправленно и упорно трудиться и добиваться поставленных целей. Охотно берут молодых без опыта, распространяется корпоративное обучение. Очень много людей, недовольных своей работой и своим местом: многим кажется, что им некуда расти

Можно выделить пять глобальных факторов нисходящей социальной мобильности:

4) политический детерминизм - реформы, войны

5) криминальность

6) личное поведение в жизни – болезни, инвалидность, судьба

7) собственная вина, склонность к порокам

8) социальная изолированность

 

Глобальное неравенство

 

Статистика

Во всем мире лишены света 1/3 человечества. 20% населения Земли страдает от недостатка питьевой воды. 50% имеют доступ только к неочищенной воде. Один миллиард находится под угрозой голода. 15 миллионов умирает каждый год от голода.

Каждые 10 минут от голода во всем мире умирают 300 человек.

В Индии от голода страдают 53% населения, в Эфиопии – 48%, в Бангладеш – 56%.

В Германии от лишнего веса страдают 50%, в Англии – 51%, в США – 53% населения. А еще 20% американцев отличаются чрезмерной тучностью.

Ежедневно взрослый житель США потребляет 3500 калорий. Жители беднейших стран – не более 2000 калорий, при том, что они больше работают. В неделю средний житель США, Канады, Западной Европы потребляет 16 тысяч калорий, средний житель Индии – 3 тысячи.

Избыточным весом обладают домашние животные американцев – собаки и кошки.

Средняя продолжительность жизни в африканских странах составляет 50 лет.

Уганда: 42,2. – мужчины. 44,3 - женщины

Гвинея-Бисау: 43,9 и 47,1

Руанда: 45,2 и 48

Эфиопия: 48,4 и 51,6

 

Для сравнения:

Япония: 76,8 и 82,9

Швеция: 76,2 и 81,9

Канада: 75 и 81,2

США: 73,4 и 80,1

 

В зависимости от объема ВВП страны мира делятся на богатые (20%), средние (60%) и бедные (20%). Доля богатейших стран в мировом ВВП составляет 86%, доля средних – 13%, доля бедных – 1 %. Разрыв в доходах между 1/5 частью мирового народонаселения самих богатых стран и 1/5 частью самых бедных составлял в конце 20 века соотношение 74:1. В 1990 году это соотношение было 60:1, в 1960 – 30:1.

В бедных странах, особенно в Африке, ¼ населения не имеет жилья, из 3 миллиардов человек (общая численность рабочей силы в мире) 140 миллионов не имеют работы. Каждый пятый ребенок, живущий в развивающихся странах, не посещает школу.

 

Почасовая оплата труда (середина 90-х годов 20 века, в долларах):

Германия – 31,88

США – 17,2

Австралия – 14,4

Россия – 0,6

Таиланд – 0,46

Индия и Китай – 0, 25

Мексиканец на родине зарабатывает 31 доллар в неделю. При переезде в США – 278 долларов.

В США проживает до 4% населения всего мира. Они ежегодно потребляют 25% производимой во всем мире электроэнергии и 50% - кокаина.

 

Информационное развитие (пользователи Интернета)

1995 1998 2003

 

Бразилия 170 тыс. 2,500 14.300

КНР 60 тыс. 2, 100 59,100

Иран 2тыс.600 65 тыс. 3,168

США 25 млн. 84,587 159

Россия 220 тыс. 1,200 6,0

Йемен - 4 тыс. 100 тыс.

Сьерра-Леоне 0 600 8 тыс.

Сомали 0 100 89 тыс.

Экватор.Гвинея - 470 1800

 

Известны две теории, объясняющие всемирное неравенство:

  1. Теория модернизации. Гидденс: Большинство проблем экономического развития, с которыми сталкиваются беднейшие страны, вызваны не глобальной экономикой или эгоизмом богатых стран. Они коренятся в них самих из-за авторитарного правления, коррупции, внутренних конфликтов, чрезмерного государственного регулирования и низкой эмансипации женщин. Иными словами, «война с бедностью» в странах Третьего мира должна прежде всего вестись самими этими странами, их национальными элитами. Лучшая политика для бедных стран и людей – не та, которая защищает их от рынка, а та, которая поощряет участие в нем. Спасение от бедности должно в первую очередь быть делом самих бедных.
  2. Теория зависимости. Глобальное неравенство обусловлено исторически сложившейся эксплуатацией бедных стран богатыми, получившей сегодня новые формы, в частности, импорт интеллектуальных ресурсов из стран Третьего мира в богатые западные страны. Так, около 30 тысяч африканцев, имеющих степень доктора наук, проживают за границей. В самой Африке на 100 тысяч жителей приходится один ученый и инженер. Сторонники теории зависимости, близкие к неомарксистским идеям, утверждают, что: 1) процветание западного мира обеспечивалось раньше и обеспечивается доныне за счет эксплуатации бедных стран, превращенных в сырьевые придатки и зоны дешевой рабочей силы, попавшие в финансовую зависимость от западных стран; 2) неравноправные конкурентно-колониальные отношения способствуют сохранению аграрной специализации стран Третьего мира, которые производят продукцию для продажи на внешних рынках (кофе), а не зерно, необходимое для питания своего собственного часто голодного населения.

 

Противники и критики этой теории утверждают, что включение стран в мировую экономику в течение длительного времени приносит населению этих стран немалые дивиденды. В качестве примеров успеха называют Японию, Гонконг, Сингапур, Южную Корею, некоторые страны Латинской Америки. Однако в конце 20 века развитие в этих странах замедлилось. В Гонконге выросла безработица. Приватизация (сектора ЖКХ) привела к увеличению затрат населения. В Тайване рост безработицы и снижения зарплаты из-за ухода капиталов и предприятий в оффшорные зоны. Вступление в ВТО приведет по прогнозам к росту безработицы в сельском хозяйстве и снижению промышленного производства. Сторонники теории зависимости не считают, что общий рост производства во всем мире привел к сокращению разрыва между экономиками западно-северных и восточно-южных стран. По данным МВФ с 1900 по 2000 год экономическое неравенство в мире стало вдвое большим.

Эти теории - модернизации и зависимости – по-разному видят причины бедности. Теория модернизации связывает бедность с психологией традиционного потребления (умеренного) и отсутствием технологических инноваций. Теория зависимости подчеркивает политический аспект всемирного неравенства и его этические и протестные последствия – восприятие ситуации как несправедливой и начало борьбы «за передел мира» с целью сделать жизнь на земле удобной для всех.

Представляется, что взгляд на мир сторонников теории зависимости имеет очень сильные стороны. В условиях глобализации и открытых границ наиболее активные и образованные люди из стран Третьего мира, недовольные низкими заработками на родине, все чаще уезжают на Запад. Национальные элиты стран Третьего мира, в том числе и авторитарные режимы, участвуют в разделе прибылей, получаемых акционерами ТНК, работающими на территориях, подконтрольных этим режимам. Получается, что рост благополучия этих стран не будет таким быстрым, как стран Запада.

Однако справедливы и аргументы сторонников теории модернизации. Амбициозная молодежь уезжает потому, что их планам (карьера в науке и управлении) угрожают на родине множество факторов – от авторитарного режима, подавляющего оппозицию, до авторитарного раболепия и традиционного образа жизни и мышления их соотечественников.

Можно признать, что глобализация помогает некоторым людям, как и странам и регионам, только если они сами будут проявлять большую активность и самостоятельность. Например, выучат хорошо хотя бы один иностранный язык и не будут совершенно равнодушны и невежественные по поводу дел во всем мире, в их стране, регионе, городе, профессии. Но многим сделать первый по-настоящему серьезный шаг мешают психологические и традиционные комплексы.

 

Секс и гендер

 

Сексуальная идентичность представляет собой восприятие кого-то как мужчины или женщины и существование культурных аспектов маскулинности и феминности. Сексуальная идентичность и сексуальное поведение, как и другие аспекты личности, являются социально сконструированными и контролируемыми. Сексуальность – и общественная, и приватная, личная и политическая, одобряемая и порицаемая – зависит от того, кто делает что и при каких обстоятельствах. Нормы, управляющие сексуальным выражением, являются социальным продуктом, подвержены противоречащим друг другу формам давления, изменяются со временем.

Половой статус отличается от большинства других социальных статусов тем, что он влияет на ожидаемое поведение практически во всех социальных ситуациях. Пол, раса и возраст являются управляющими статусами. Они определяют, какие из остальных статусов могут, как правило, заниматься, и как следует выполнять роли, связанные с этими статусами. Использование половых помет показывает, что управляющий статус пола влияет на обозначенные роли. Родовые и половые пометы часто используются в тех случаях, когда исполнитель роли должен принадлежать определенному полу, но не принадлежит ему. Люди обучаются думать о себе и о других как о полноценных и естественных мужчинах и женщинах, то есть обучаются принимать и усваивать определенные половые лица.

Половая роль – общественное поведение, соответствующее социальным ожиданиям, приличествующим поведению индивида как мужчины или женщины.

Уже с младенческого возраста начинается дифференциация по половому воспитанию. Мужчин воспитывают для более трудной, связанной с опасностями, перегрузками и высокоинтенсивными родами деятельности.

Исследователи (женщины) утверждают, что школы неумышленно делают мальчиков женственными, так как женщины-учителя заботятся о тишине и благопристойности во время занятий и стараются избежать детских подвижных перемещений.

Ориентация учащихся в школах: мальчиков ориентируют на математику, физику, химию, биологию, девочек – на филологию, историю, психологию.

Гендерная стратификация представляет собой различное оценивание социальной значимости людей на основе их биологического пола, взгляд, ведущий к неравному распределению власти, престижа и собственности, при котором мужчины обладают более высоким статусом, чем женщины. Гендерная стратификация является характеристикой целостной социальной системы, включая семейные отношения, систему образования, экономику, сферу труда и профессий. Она запечатлена в каждом аспекте культуры.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Новые теоретические подходы в социологии | Цивилизационный подход к истории
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.106 сек.