Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение понятий «орган гос власти», «орган исполнительной власти», «орган гос управления»




Правовое положение органов исполнительной власти (ОИВ), их компетенция и содержание государственно-властных полномочий.

 

ОИВ характеризуются совокупностью общих и особенных черт:

· Общие относятся к характеристики органы гос власти (ОГВ)

· Специфические в определённой степени образуют его административно-правовой статус, который в административно правовой литературе отождествляют с правовым положением ОИВ.

 

В литературе нет единства мнений относительно выделения элементов, образующих а\п статус этих органов.

Можно выделить 2 основных направления исследователей в этой области:

1. Связанно с выделением 3ёх основных блоков, к числу которых относят:

а. Целевой блок – включает нормы о целях, задачах, функциях и принципах деятельности ОИВ.

б. Организационно-структурный блок – включает нормы регулирующие:

i. Порядок образования, реорганизации и ликвидации органов

ii. Его структуру

iii. Линейную или функциональную подчинённость

в. Компетенция - совмещает властные полномочия и подведомственность.

2. Другие научные концепции относительно элементов а\п статуса акцентируют внимание на функциональной составляющей компетенции, позволяющие распределить полномочия «внутри и вне органа и обеспечить связь функционирующих блоков» посредствам выделения функций на уровне: сфер ведения государства, предметов и сфер ведения системы исполнительной власти + конкретные органы этой ветви.

 

Можно выделить типичные признаки а\п статуса ОИВ:

1. Компетенция

2. Осуществления деятельности от имени государства

3. Правовое регулирование возможностей применения мер воздействия, в том числе принудительного характера.

4. Их деятельность в основном сводится к правоприменению

5. Основаны на принципе профессионализма

6. Имеют собственную систему и структуру

7. Финансируются за счёт бюджетных средств

8. В процессе реализации компетенции принимают акты управления.

 

Полномочия, цели, задачи, функции + организационные формы и методы ОИВ образуют его компетенцию. Реализация принадлежащих им властных полномочий осуществляется прежде всего в административном порядке.

 

Функции ОИВ предопределяют содержание государственно-властных полномочий. В этой сфере, опираясь на содержание указа президента «О системе и структуре ФОИВ», в обобщённом виде можно выделить следующие функции исполнительных органов:

1. Нормотворческая – принятие НПА на основании и во исполнение К-ции, ФКЗ, ФЗ; обязательных для исполнения ОГВ, МСУ, их должностными лицами, ЮЛ и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределённый круг лиц.

2. Контрольно-надзорная – включает:

а. Осуществления действий по контролю и надзору за исполнением ОГВ, МСУ, должностными лицами, ЮЛ, ФЛ установленным действующим законом общеобязательных правил поведения.

б. Выдача ОГВ, МСУ, их ДЛ разрешений (лицензий) на осуществления определённого вида деятельности или конкретных действий ЮЛцами и гражданами.

в. Регистрация актов, документов, правовых объектов + издание индивидуальных правовых актов

3. Управление гос имуществом – осуществления полномочий собственника в отношении федерального имущества, в т.ч. переданного федеральным государственным унитарным предприятием, федеральным казённым предприятием и гос учреждением, подведомственным федеральному агентству + управление находящееся в федеральной собственности акциями ОАО.

4. Оказание гос услуг – представление ФОИВ непосредственно или через подведомственные им гос учреждения подведомственно или по регулирующим государством ценам услуг гражданам или организациям в области образования, здравоохранения, соц защиты населения. И иных областей предусмотренных ФЗнами.

 

 

 

 

Основными органами образующими систему федеральных органов исполнительной власти являются

1. федеральные министерства,

2. федеральные службы и

3. федеральное агентство

 

Федеральные службы и агентства делятся на следующие виды:

1. Имеющие самостоятельный статус (они не входят в структуру какого-то либо министерства), которые подчиняются президенту РФ.

2. Имеющие самостоятельный статус и подчиняющиеся правительству РФ

3. Входящие в состав министерств руководства которыми осуществляет президент РФ.

4. Подчиняющиеся министерства руководства которыми осуществляет правительство РФ,

 

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют свои полномочия непосредственно или через систему территориальных подразделений. Территориальные подразделения как правило организуются исходя из деления РФ на её субъекты.

Законодательные основы существования территориальных органов исполнительной власти предопределенны прежде всего конституцией РФ (ст. 72).

В соответствии со ст. 78 Конституции, обеспечивается возможность реализации права федеральных органов исполнительной власти. Для осуществления своих полномочий на создание таких территориальных органов и назначение соответствующих должностных лиц.

Территориальные органы входят в систему органов исполнительной власти РФ. И осуществляют свою деятельность под руководством федеральных органов исполнительной власти.

По вопросам входящим в компетенцию субъектов РФ они должны взаимодействовать с исполнительными органами, с соответствующими органами исполнительной власти субъекта федерации.

Территориальные органы в своей деятельности прежде всего руководствуются актами федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам отнесенным к субъектам РФ их правовыми актами. Создание, реорганизация и ликвидация территориальных органов осуществляется федеральными органами исполнительной власти по согласованию с исполнительными органами субъектов РФ.

Территориальные органы участвуют в соответствии с профилем своей деятельности выработки мер и способствуют государственному регулированию социально экономического, административно-политического развития регионов, участвуют в совместной работе с региональными органами по вопросам реализации экономической, административной и иных реформ, информируют федеральные органы о своей работе.

 

Система федеральных органов исполнительной власти определенна одноимённым указом президента РФ.

В соответствии с ним в структуре этих органов выделяются:

I. Федеральные министерства (5), федеральные службы (5) и федеральные агентства руководства деятельностью которых осуществляет президент РФ, федеральные службы (6) и федеральные агентства подведомственные этим федеральным министерствам.

К ним относятся:

1. Министерство внутренних дел (подчиняются президенту РФ)

Его подведомственно: федеральная миграционная служба

2. Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.(нет подведомственных)

3. Министерство иностранных дел

Одни подведомственный орган: федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников проживающих за рубежом и по международному гуманитарному сотрудничеству.

4. Министерство обороны РФ

а. Федеральное агентство специального строительства

б. Федеральная служба по оборонному заказу

5. Министерство юстиций

а. Федеральная служа исполнения наказаний

б. Федеральная служба судебных приставов

6. Государственная фельдъ егерская служба.

7. Служба внешней разведки

8. ФСБ

9. Федеральная служба охраны

10. Главное управление специальных программ президента

11. Федеральные служба по контролю за оборотом наркотиков

12. Управление делами президента (агентство)

II. Федеральные министерства (13) руководства деятельности которых осуществляет правительство РФ, а также федеральные службы (17) и федеральные агентства (15) подведомственные этим федеральным министерствам.

1. Министерство здравоохранения и социального развития

а. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

б. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития

в. Федеральная служба по труду и занятости

г. Федеральная медико-биологическое агентств

2. Министерства по природным ресурсам и экологии.

а. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

б. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (осуществляет виды контроля за природоресурсным законодательством)

в. Федеральное агентство водных ресурсов и

г. Федеральное агентство по недропользованию

д. И т.д.

III. Федеральные службы и федеральные агентства (7) руководства деятельностью которых осуществляет правительство РФ.

1. Федеральная антимонопольная служба (ФАС)

2. Федеральная таможенная служба

3. Федеральная служба по тарифам

4. Федеральная служба по финансовому мониторингу.

5. Федеральная служба по финансовым рынкам

6. Федеральная космическое агентство.

7. Федеральное агентство по обустройству государственной границы

8. Федеральное агентство по рыболовству

9. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка

10. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

11. Федеральное агентство лесного хозяйства

 

Ст. 17 ФЗ «об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» устанавливает, что в субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. В соответствии с Конституцией в пределах предмета ведения федеральные органы исполнительной власти и исполнительные органы субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ.

 

Структура исполнительных органов государственной власти субъектов РФ определяется высшим должностным лицом этого субъекта в соответствии с уставом или конституцией субъекта РФ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.