Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды вооруженных конфликтов




Международно-правовые вопросы гражданства

 

Гражданство представляет собой устойчивую двухстороннюю связь человека с государством, которая носит социальный (в том числе и правовой характер), выражающуюся во взаимных правах человека и гражданина.

Согласно п. а) ст. 2 Европейской конвенции о гражданстве гражданство понимается как правовая связь между отдельным лицом и государством без указания этнического происхождения этого лица.

В рамках дела Ноттебома данная концепция гражданства была подтверждена Международным судом ООН. Суд определил гражданство как правовую связь, имеющую в качестве своей основы новый социальный факт привязанности, подлинную связь существования, интересов и чувств наряду с существованием прав и обязанностей.

Правовое регулирование вопросов гражданства имеет комплексный характер. Традиционно вопросы гражданства регулировались нормами внутригосударственного права. По мнению Менли О Хадсон, «вопросы гражданства относятся к внутренней компетенции государства». В соответствии со ст.1 Гаагской конвенции по некоторым вопросам, касающимся коллизии законов о гражданстве каждое государство определяет в соответствии со своим законодательством, кто является его гражданами. Аналогичные положения закреплены в Европейской конвенции о гражданстве.

Вопросы гражданства, нашли правовое закрепление в международном праве. В числе первых универсальных конвенций Конвенция по некоторым вопросам, относящимся к коллизии законов о гражданстве, которая закрепила то, что вопросы гражданства не являются исключительной компетенцией отдельного государства. Каждое государство своим законодательством определяет, кто является его гражданином. Это законодательство признается другими государствами, если оно совместимо с международными соглашениями, международными обычаями и получившими общественное признание принципами права, относящимися к гражданству.

В соответствии со ст. 15 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на гражданство. В соответствии с Конвенцией ООН О правах ребенка каждый человек имеет право на гражданство (ст. 7). Согласно принципу 3 Декларации прав ребенка ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство. Подобная норма содержится в ч. 3 ст. 24 Международного пакта о гражданских и политических правах.

В соответствии с общепризнанными международными стандартами установлены принципы гражданства. Международно-правовые акты закрепляют принцип признания права на гражданство за каждым человеком. Каждое государство должно принимать меры к сокращению случаев безгражданства.

Другой принцип, в соответствии с которым гражданство является равным для всех граждан данного государства. Гражданство признается равным независимо от оснований его приобретения. Все граждане государства равны перед законом независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, вероисповедания.

В соответствии со ст. 5 Европейской конвенции о гражданстве внутригосударственные правила, регулирующие гражданство не должны проводить различий, которые равносильны дискриминации по признаку пола, религии, расы, национальной или этнической принадлежности. Каждое государство должно руководствоваться принципом недискриминации в отношении своих граждан.

В ст. 4 Европейской Конвенции закреплен еще один принцип, согласно которому никто не может быть произвольно лишен своего гражданства.

Международные акты регулируют вопросы двойного гражданства. В международном праве нет прямого запрета двойного гражданства, однако государства стремятся тем или иным способом его избежать. В преамбуле Гаагской конвенции, регулирующей некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве закреплен принцип, в соответствии с которым нужно избегать двойного гражданства. Согласно ст. 3 Конвенции лицо, имеющее два и более гражданств, может рассматриваться как гражданин каждого из государств, гражданством которых оно обладает.

В соответствии с Конвенцией о сокращении случаев множественного гражданства и об исполнении воинской обязанности в случаях множественного гражданства множественное гражданство является нежелательным и его следует в максимальной степени избегать. Конвенция предусматривает, что граждане добровольно приобретшие другое гражданство, утрачивают свое первоначальное гражданство и, в случае отсутствия соответствующей оговорки, лишаются право на его сохранение.

Наличие у человека двойного гражданства чревато для него отрицательными последствиями. Каждое государство вправе рассматривать бипатрида исключительно как своего гражданина. Бипатрид осуществляет права и обязанности в отношении обоих государства, гражданином которых является -налогообложение, гражданские повинности, военная служба и т. п. Оба государства, гражданство которых лицо имеет вправе оказывать ему защиту друг против друга. В тоже время каждое из государств имеет право отвергнуть любую попытку другого государства оказать защиту их гражданину под тем предлогом, что он имеет и его гражданство.

В практике может возникнуть вопрос о дипломатической защите лиц с двойным гражданством. Судебные решения по спорам, связанным с дипломатической защитой лиц с двойным гражданством можно разделить на две группы. Одни суды исходят из того, что оба гражданства лица имеют равное значение и ни одна из заинтересованных сторон не может рассчитывать на удовлетворение своих претензий, основанных на гражданстве такого лица к другой стороне (принцип равенства). Решения второй группы основываются на принципе эффективного гражданства: если с претензией выступает государство, в котором лицо, обладающее его гражданством, имеет большую фактическую связь, чем с другим государством, гражданство которого оно также имеет и к которому эта претензия предъявляется, она удовлетворяется, а если наоборот - отклоняется.

В соответствии с Конвенцией, регулирующей некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве 1930 г., государство не может предоставлять дипломатическую защиту кому - либо из своих граждан от другого государства, гражданством которого такое лицо также обладает. Будучи в третьем государстве, лицо, имеющее гражданство более чем одного государства, рассматривается как имеющее только одно гражданство. Без ущерба для применения своего закона по вопросам личного статуса и любых вступивших в силу конвенций, третье государство из гражданств, которыми такое лицо обладает на своей территории признает исключительно либо гражданство страны, с которым оно наиболее тесно связано, с учетом фактических обстоятельств, в которых оно находится, либо гражданство государства, в котором оно обычно и преимущественно проживает.

Довольно часто предметом межгосударственных споров является вопрос о военной обязанности лиц с двойным гражданством. Данный вопрос регулируется путем непосредственных дипломатических переговоров и путем заключения международных договоров о военной службе лиц с двойным гражданством. В этих договорах закреплено правило, что лицо проходит военную службу на территории государства, где оно постоянно проживает на момент призыва.

Согласно Конвенции о сокращении случаев множественного гражданства и воинской обязанности в случаях множественного гражданства лица с двойным гражданством проходят военную службу в государстве, на территории которого они имеют свое обычное местожительство. Но они вправе по достижении 19 лет вступить в качестве добровольцев на военную службу другого государства своего гражданства.

Европейская Конвенция о гражданстве закрепляет положение, в соответствии с которым лица, имеющие гражданство двух и более государств - участников Конвенции, должны выполнять свою воинскую обязанность только в одном из государств – участников (ст.21).

В двухсторонних договорах об избежании двойного налогообложения регулируется вопрос налогообложения лиц с двойным гражданством. Лица с двойным гражданством, как правило, платят налоги по месту постоянного проживания. Вопросы по социальному обеспечению также разрешаются в двухсторонних международных договорах. В соответствии с двухсторонними международными договорами лица с двойным гражданством пользуются защитой каждого из государств своего гражданства.

В международном праве не решен вопрос о выдаче лиц с двойным гражданством при совершении ими преступлений. В соответствии с договорами о правовой помощи и национальным законодательством собственные граждане не выдаются. Остается не разрешенным вопрос, что делать, если лицо с двойным гражданством совершило преступление на территории государства одного из своих гражданств, а находится на территории государства, гражданством которого он тоже обладает. На практике предлагают решать данный вопрос с применением принципа «эффективного гражданства».

Признаками эффективного гражданства являются: проживание лица на территории государства, гражданством которого оно обладает; обычное проживание лица или его проживание в прошлом в одном из государств, гражданство которого оно имеет, если данное лицо постоянно проживает в третьем государстве, а при отсутствии первого и второго критерия третьим критерием является военная служба, осуществление политических прав, государственная служба, язык на котором подано обращение о защите права, владение недвижимостью.

По мнению С.В. Черниченко, гражданство лишь существует «на основе фактической связи лица с государством». Постоянная палата международного правосудия в 1912 году по делу Каневаро у которого по «праву крови» имелось итальянское гражданство, а по праву почвы - перуанское указала, что Каневаро обладает гражданством Перу так как он бы избран в Сенат Перу и назначен этим государством на должность генерального консула в Голландии, тем самым утвердив концепцию «эффективного гражданства».

Третье государство, при защите лиц с множественным гражданством должно отдавать предпочтение гражданству, приобретенному позднее (раньше) или гражданству по выбору заинтересованного лица, или гражданству государства, права которого наиболее близки праву третьего государства, или эффективному гражданству.

Полностью исключить случаи двойного гражданства невозможно. Однако их можно сократить. Международно-правовые акты, касающиеся вопросов гражданства, регулируют как вопросы устранения двойного гражданства, так и правовые последствия двойного гражданства.

В соответствии со ст. 14 Европейской конвенции о гражданстве государства разрешают сохранять двойное гражданство детям, имеющим гражданство нескольких государств, приобретенное автоматически по рождению. Государства также могут разрешить своим гражданам иметь двойное гражданство в случаях, когда это другое гражданство приобретается автоматически в силу вступления в брак. Положения конвенции не ограничивают право государства - участника определить в своем внутреннем законодательстве сохраняют ли или утрачивают его гражданство граждане, приобретающие или имеющие гражданство другого государства;

Особым правовым состоянием является безгражданство. Международно-правовые акты и российское законодательство закрепляют тенденцию сокращения случаев безгражданства.

Конвенция о сокращении безгражданства устанавливает благоприятный режим для приобретения апатридами гражданства государства постоянного проживания. Конвенция закрепила принцип «права почвы», в силу которого дети апатридов должны приобретать гражданство по месту рождения (ст. 1). Дети неизвестных родителей, обнаруженные на территории государства, приобретают гражданство по «праву почвы» (ст. 2). В соответствии со ст. 5 Конвенции о сокращении безгражданства каждое государство должно позаботиться о том, чтобы утрата гражданства страны была обусловлена приобретением другого гражданства. Конвенция допускает отказ от гражданства и отвергает принцип лишения лица гражданства, если вследствие этого он становится апатридом (ст. 6).

В национальном законодательстве государств должен быть исчерпывающий перечень оснований лишения гражданства.

Целью Конвенции о гражданстве замужней женщины является устранение случаев возникновения безгражданства вследствие вступления женщины в брак с иностранцем. Конвенция закрепляет принцип равенства (независимости) жены в браке. Согласно ст.1 Конвенции ни заключение, ни расторжение брака, ни перемена гражданства мужа не будет автоматически отражаться на гражданстве жены. Конвенция закрепляет возможность сохранения своего гражданства женой, в случае приобретения или отказа от гражданства мужа.

Правовое положение лиц без гражданства в государстве проживания, в соответствии с Конвенцией о статусе апатридов, приравнивается к правовому положению иностранцев. Конституция РФ регулирует статус иностранцев и лиц без гражданства одной нормой. Личный статус лиц апатрида определяется законом домицилия или законом страны его проживания.

В отношении таких прав как право на движимое и недвижимое имущество, авторские и промышленные права, право ассоциаций, работа по найму, решение жилищных вопросов апатридам, законно проживающим на территории договаривающего государства предоставляется возможно более благоприятное положение, во всяком случае не меньше чем то, которое обычно предоставляется иностранцам при тех же обстоятельствах. Апатриды имеют право выбора места проживания и свободного перемещения в пределах территории государства при условии соблюдения всех правил, обычно применяемых к иностранцам. В то же время апатриды приравниваются к гражданам страны их обычного местожительства в отношении права свободного обращения в суды, начального образования, правительственной помощи, вознаграждения за труд, социального обеспечения. Конвенция закрепляет положение, согласно которого апатрид пользуется определенным комплексом прав на территории того государства, где он имеет постоянное место жительства. Участники конвенции взяли на себя обязательство не выселять законно проживающих апатридов по соображениям государственной безопасности или общественного порядка. Высылка таких апатридов возможна только во исполнение решений, вынесенных судом. В соответствии со ст. 32 Конвенции облегчается ассимиляция и натурализация апатридов.

В Европейской конвенции о гражданстве содержится исчерпывающий перечень случаев, когда гражданство может быть утрачено автоматически и расширительному толкованию данный перечень не подлежит.

Европейская Конвенция регулирует вопросы, которые возникают применительно к гражданству в связи с правопреемством государств. Конвенция рекомендует государствам решать вопросы гражданства в соответствии с принципами международного права, в частности принципом избежания безгражданства.

Конвенция о статусе беженцев предусматривает льготные основания для предоставления гражданства, лицами, которые подпадают под действие конвенции. В соответствии со ст. 34 Конвенции государства -участники приняли на себя обязательство облегчать натурализацию беженцев.

Согласно Конвенции о статусе натурализованных лиц, восстанавливающих свое постоянное место жительство в государстве происхождения, возвращение натурализованных лиц в государство прежнего гражданства имеет последствием утрату натурализации и реинтеграцию в прежнем государстве.

Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве предлагает ограничить безгражданство путем условного разрешения на выход из гражданства перед его натурализацией в иностранном государстве, то есть оно зависит от того, приобретет ли лицо новое гражданство или нет. Существует два протокола к конвенции, посвященных вопросам безгражданства. Согласно первому протоколу в государстве, где гражданство не приобретается в силу самого факта рождения от матери - гражданки данного государства и отца - апатрида или лица не установленного гражданства, ребенок должен приобрести гражданство по месту рождения. Во втором протоколе предусмотрено, что если лицо по прибытии в другое государство утрачивает свое гражданство, не приобретая нового, то государство первичного гражданства обязано принять его по требованию государства, на территории которого оно находится, если: а) это лицо нуждается в средствах либо вследствие неизлечимой болезни, либо по другой причине; б) оно приговорено в государстве пребывания к тюремному заключению не менее чем на один месяц или отбыло подобное наказание

Конвенция регулирует вопросы гражданства и замужней женщины. Так, в соответствии с конвенцией если по закону государства, гражданство которого имеет женщина, жена вынуждена утратить свое гражданство в связи со вступлением в брак с иностранцем, то применение этого положения обусловлено приобретением ею гражданства мужа; если же в связи с изменением гражданства мужа во время брачного союза жена утрачивает гражданство, то эта утрата опять таки будет зависеть от приобретения ею гражданства мужа.

Для урегулирования последствий двойного гражданства и безгражданства заключаются региональные международные договоры, В соответствии с Кодексом Бустаманте государства имеют суверенное право определять гражданство согласно собственному законодательству. Если же возникает коллизия между законом домицилия и законом происхождения, то предпочтение отдается закону домицилия.

Рекомендованная литература

 

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. // Международное публичное право: Сб. документов: В 2 т. М., 1996. Т. 1.

Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. // Международное публичное право: Сб. документов: В 2 т. М., 1996. Т. 1.

Факультативный Протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах // Международное публичное право: Сб. документов: В 2 т. М., 1996. Т. 1.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. // Международное публичное право: Сб. документов: В 2 т. М., 1996. Т. 1.

Европейская конвенция по защите прав и основных свобод человека 1950 г. // Совет Европы, 1994.

Дженис М. Европейское право в области прав человека: Практика и комментарии: / Пер. с англ. / М. Дженис, Р. Кэй, Э. Брэдли М., 1997.

Европейский Суд по правам человека. Избранные решения: В 2 т. / Председатель ред. коллегии – д.ю.н., проф. В.А. Туманов – М.: Изд-во НОРМА, 2000.

Обращение в Европейский Суд по правам человека /Под. общ. ред. Ф. Лича. М., 2006

Тиунов О.И. Международное гуманитарное право / О.И. Тиунов. М., 1999.


Раздел 13. Международное гуманитарное право

 

История возникновения международного гуманитарного права уходит в XIX век. Именно тогда разрабатывались и принимались действующие до сих пор международные договоры. Развитию международного гуманитарного права способствовали Гаагские и Женевские конференции конца XIX – начала XX вв. Идеи гуманности заставляли государства серьезно ограничивать средства и методы ведения войны, признавать недопустимость убийства мирных жителей и серьезного нарушения их прав. Однако в условиях ведения вооруженного конфликта, увы, международное гуманитарное право является одной из самых неэффективных отраслей, нормы которой довольно часто нарушаются.

Термин «международное гуманитарное право» используют в двух значениях:

1) им обозначается вся совокупность норм, регулирующих правовой статус индивида, права человека, в том числе, во время вооруженного конфликта – это широкое понимание;

2) им обозначается только те нормы, что действуют в период вооруженного конфликта, ограничивая воюющие стороны в выборе средств и методов ведения войны, обеспечивая участникам конфликта определенный правовой статус – узкое понимание.

Мы будем использовать термин в его узком понимании. Может быть, не очень красиво звучит по-русски «Право прав человека», но нормы права, которые устанавливают международные стандарты прав и свобод человека и механизмы их защиты, вряд ли стоит объединять с гуманитарным правом.

Впервые этот термин был предложен в 50-х годах ХХ века швейцарским юристом Жаном Пикте, а в 1974-1977 годах оно вошло в название Женевской дипломатической конференции по вопросу о подтверждении и развитии международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженного конфликта. Данное понятие используется в этом смысле и в других международных документах.

Международное гуманитарное право – это совокупность международных конвенционных и обычных норм, составляющих так называемые правила ведения войны (законы и обычаи войны), регулирующих отношения между воюющими сторонами, и имеющих своим назначением гуманизацию средств и методов ведения войны и их последствий для мирного населения.

Предметом регулирования международного гуманитарного права являются отношения, возникающие в период вооруженных конфликтов. С одной стороны, эти отношения касаются выбора средств и методов ведения войны. Первые эти нормы были закреплены в международных договорах, принятых на Гаагских конференциях, и эта часть международного гуманитарного права получила название «Право Гааги». Оно устанавливает, какое оружие и как можно использовать во время войны. Другая сторона предмета международного гуманитарного права – это статус участников вооруженных конфликтов и мирного населения. Эти нормы закреплялись в Женевских конвенциях и потому эта часть получила название «Право Женевы».

Международное гуманитарное право основывается на ряде принципов:

1. Основные:

- принцип гуманизма – это приоритет общечеловеческих ценностей;

- принцип равного обращения с участниками вооруженных конфликтов и запрещения их дискриминации.

2. Специальные:

- принцип ограничения воюющих в выборе средств ведения войны;

- принцип защиты жертв войны и гражданских объектов

- принцип добропорядочности и законности в период ведения боевых действий.

Особенностью международного гуманитарного права является то, что оно действует только в период вооруженных конфликтов. Что такое вооруженный конфликт с точки зрения международного права? Вооруженный конфликт можно определить как силовое противостояние вооруженных сил. Одним из синонимов вооруженного конфликта является война. Войну можно определить как конфликт между политическими образованиями (государства, политическими вооруженными группировками и т.д.), происходящий в форме военных действий между их вооружёнными силами. Основным средством достижения целей войны служит организованная вооруженная борьба.

Виды вооруженных конфликтов:

1. По целям войны делят на справедливые (освободительные, оборонительные) и несправедливые (агрессивные, захватнические, колониальные). Считаются формально «справедливыми» национально-освободительные войны, которые ведут сепаратистские организации (Чечня, Кашмир и т.п.). Однако эти справедливые войны не одобряются международным сообществом в силу действия принципа мирного разрешения споров.

2. По масштабу войны делят на мировые, локальные, которые, в свою очередь, могут быть региональными и внутригосударственными. Первоначально международное гуманитарное право распространялось только на мировые и региональные войны. Однако идеи гуманности не могут быть реализованы, если во время внутренних вооруженных конфликтов их участники не поставлены под контроль международного права. Кроме того, в истории достаточно примеров, когда внутренний конфликт перерастал в региональный. Для распространения гуманитарного права на внутренние конфликты был принят специальный протокол к Женевским конвенциям.

3. По месту ведения войны делят на сухопутные, морские, воздушные.

4. По процедуре начала войны делят на объявленные и необъявленные.

Международное гуманитарное право регулирует порядок начала вооруженного конфликта и его правовые последствия. Война должна быть начата с объявления об этом. Впервые правило, обязывающее государства предварять начало войны ее объявлением, было закреплено III Гаагской конвенцией об открытии военных действий 1907 г. Институт международного права в Генте разработал следующие положения: война не должна начинаться без объявления ее или без ультиматума, причем в любом случае до начала военных действий должен быть назначен срок, достаточный для того, чтобы предупредить вероломное нападение врасплох. Таким образом, война должна объявляться предварительно и содержать мотивировку ее начала. Война может объявляться ультиматумом (условное объявление), но при этом предоставляется разумный срок для ответа. Объявление войны не должно быть формальным. После него не должны сразу начинаться военные действия.

Обычно в дипломатической практике объявление войны осуществляется путем направления ноты (28 июля 1914 г. Австро-Венгрия адресовала формальное объявление войны Сербии; 3 августа 1914 г. германский посол в Париже вручил французскому министру иностранных дел ноту, в которой содержалась ссылка на враждебные действия французских военных сил и указывалось, что при наличии таких актов агрессии Германская империя считает себя находящейся в состоянии войны с Францией – так началась Первая мировая война).

Таким же образом – через дипломатических представителей осуществляется вручение ультиматумов. Ультиматум – это выраженное в дипломатическом документе или устной форме категорическое, не допускающее никаких споров и возражений требование властей одного государства, предъявляемое властям другого государства, с угрозой того, что в случае невыполнения этого требования к указанному сроку выдвинувшее ультиматум государство примет необходимые меры. Ультиматум бывает простым (в него не включено указание на меры, которые предполагает осуществить держава, пославшая ультиматум) и уточненным (такие меры указаны).

Объявить войну могут высшие органы государства в соответствии с их конституциями. Как правило, это главы государств или парламенты. Война между воюющими считается начавшейся с момента ее объявления, даже если боевые действия не начаты. Объявление войны, как правило, касается только того государства, которому оно адресовано. Но если это государство участвует в организации коллективной безопасности, то в войну на его стороне вступают все государства этой организации.

Не вполне понятно применение норм об объявлении войны к немеждународным вооруженным конфликтам. Война в этом случае начинается, как правило, фактически, путем начала боевых действий – или сопротивления правительственным войскам, или противоборства других воюющих группировок.

Юридические последствия начала войны. Начало войны автоматически прерывает дипломатические и консульские отношения между ними. Дипломатический и консульский персонал покидает государство пребывания. Двусторонние политические, экономические, правовые, военные, социально-культурные и иные договоры, рассчитанные на мирные взаимоотношения, во время войны не применяются. В отношении многосторонних договоров существует точка зрения об их применении. Однако участники вооруженного конфликта на время войны могут приостановить действие этих договоров.

Начало войны означает и определенные последствия для частных лиц. Граждане государства-противника подпадают под особый правовой режим, их права обычно ограничиваются. Они могут покинуть территорию воюющего государства, если их выезд не противоречит интересам этого государства. Кроме того, к ним может быть применен специальный режим вплоть до принудительного поселения в определенном месте либо интернирование.

Имущество, принадлежащее враждебному государству, конфискуется, за исключением имущества дипломатических и консульских учреждений. В соответствии со ст. 55 Гаагского положения, воюющая сторона, войска которой при наступлении заняли часть территории противника, должна признать за собой лишь право управления и пользования недвижимым имуществом, обязана сохранять ценность лесов, сельскохозяйственных угодий и иных объектов недвижимости. Воюющие государства вправе завладеть деньгами, фондами и долговыми требованиями, составляющими собственность враждебного государства, складами с оружием, медицинскими средствами, продуктами. Все средства транспорта и связи, даже если они принадлежат частным лицам, также могут быть захвачены, но подлежат возврату по окончании войны и заключения мира.

Ведение боевых действий вооруженными силами происходит на определенном пространстве: на сухопутной, воздушной и морской территории. Это пространство составляет театр войны. Пространство театра войны может находиться в пределах государственной территории и за ее пределами, например, в открытом море. Театр войны состоит из театров военных действий – это территории (участки местности), на которых вооруженные силы воюющих сторон фактически ведут боевые действия.

Войну нельзя вести в демилитаризованных зонах (например, Антарктика), нейтрализованных территориях (например, архипелаг Шпицберген) и на территории нейтральных государств. Нейтральные государства обязаны запрещать воюющим странам проводить через свою территорию войска, военную технику и продовольствие, запрещать деятельность вербовочных пунктов или формирование отрядов для армии воюющих сторон, а также снаряжение или вооружение судов для участия в боевых действиях, создание и использование в качестве средств сообщения с войсками радиоустановок и других средств связи, кроме случаев облегчения участи раненых и больных. Постоянно нейтральными государствами являются, например, Швейцария, Австрия, Туркменистан.

Окончание войны. Прекращение военных действий может осуществляться в форме перемирия и капитуляции. Перемирие – это прекращение воюющими сторонами боевых действий. Ст. 37 IV Гаагской конвенции устанавливает, что перемирие может быть общим и местным. Местное перемирие приостанавливает военные действия между отдельными подразделениями вооруженных сил на определенном участке театра военных действий и на ограниченный период времени. Его цель заключается в решении частных, ограниченных задач, возникающих в конкретном месте и временном интервале: подбор раненых, погребение мертвых, направление парламентеров, эвакуация детей и женщин и т.д. Местное перемирие предполагает продолжение военных действий после решения этих задач. В отличие от местного, общее перемирие не приостанавливает, а прекращает боевые действия. Решение о заключении общего перемирия принимается высшими государственными органами, а местного – командованием на определенном участке фронта.

Объявление общего перемирия означает начало мирных переговоров и заключение мирных соглашение. Общее перемирие нельзя прекратить в одностороннем порядке.

В отличие от перемирия капитуляция не создает полностью нормальных взаимоотношений между государствами после ее подписания, более того государство, подписавшее акт о капитуляции, утрачивает также формальное равенство с победителем и выполняет все его предписания.

Исторически можно установить, что капитуляция бывает: условная и безусловная (безоговорочную), почетная и обыкновенная. Условная капитуляция означает, что при сдаче воинской части капитулирующая сторона выговаривает себе право, в частности, оставить холодное оружие у офицерского состава, выйти с оружием и знаменами из сданного укрепленного пункта. При безусловной капитуляции таких последствий не наступает. Последствия почетной капитуляции могут выражаться в сохранении за офицерами холодного оружия, за воинской частью — знамен. Обыкновенная капитуляция заключается в прекращении военных действий, сдаче противнику позиций, разоружении капитулирующих и их пленении.

Капитуляция одной воинской части еще не может завершить войну. Но капитуляция армии или ее значительной части, в результате чего государство утрачивает способность к дальнейшему сопротивлению, является фактическим окончанием войны. Капитуляция имеет важное военное и политическое значение.

Одной из форм прекращения состояния войны может быть издание односторонней декларации (заявления), которая провозглашает наступление мирных отношений и позволяет в дальнейшем разрешить возникшие вопросы послевоенного урегулирования. Эта форма характерна тем, что каких-либо переговоров между противоборствующими сторонами не происходит, а мирные отношения считаются результатом волеизъявления одной из сторон.

Наилучшим способом прекращения войны является заключение мирного договора, где решаются все спорные вопросы между воюющими державами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.