КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Международные трибуналы
Решение о создании первых международных трибуналов было принято в августе 1945 г. в отношении Нюрнбергского трибунала (Соглашение о преследовании и наказании крупнейших военных преступников, деяние которых не имеет географических границ) и в январе 1946 г. в отношении Токийского – провозглашение Верховного командующего союзных войск. Трибуналы носили временный характер. Их целью было осуждение преступников – нацистов и преступников Дальнего Востока. По достижении целей в 1946 и 1948 гг. прекратили свое существование. В настоящее время существует два трибунала ad hoc по бывшей Югославии и по Руанде, созданные по решению СБ ООН, целью которых является осуждение военных преступников, участвовавших в национальных конфликтах на территории этих государств. Наряду с ними существует и постоянно действующий суд – МУС. Особенностью всех международных трибуналов является то, что их компетенция, составы преследуемых преступлений, процессуальные моменты деятельности определяются международными нормами. Наибольший интерес в настоящее время представляет Международный уголовный суд. Его функционирование основано на принципе дополнительности, что никоим образом не умаляет значение национальной системы уголовной юстиции, несущей основную нагрузку по преследованию международных преступлений. В отличие от Международных трибуналов ad hoc по бывшей Югославии и Руанде, Суд не обладает исключительной юрисдикцией или приоритетом по отношению к юрисдикции внутригосударственных судебных органов. Согласно ст. 17 Римского Статута, Суд сможет принять дело к своему производству лишь в тех случаях, когда государство не желает или неспособно вести расследование или возбудить уголовное преследование должным образом. Интересным является возможность передачи дела по решению Совета Безопасности ООН. Однако во всех случаях для нормального функционирования суда необходимо осуществление государствами разностороннего сотрудничества с данным международным учреждением. Для того чтобы Суд мог осуществить свою юрисдикцию, провести расследование и разбирательство, лицо должно быть доставлено в распоряжение данного органа. Международный уголовный суд был учрежден на основе международного договора – Римского Статута МУС 1998 г., положения которого приобретают обязательную силу для его сторон только после ратификации. В настоящее время в Статуте участвуют 104 государства. Суд учреждается как постоянный самостоятельный международный орган с международной правосубъектностью, обладающий юрисдикцией в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления, перечисленные в Статуте (преступления геноцида, преступления против человечности, военные преступления и преступления агрессии). Свои функции Суд может осуществлять на территории любого государства – участника Статута, а на основе специального соглашения – и на территории любого иного государства. МУС осуществляет свою юрисдикцию, если: а) ситуация, при которой были совершены одно или нескольких преступлений передается Прокурору государством-участником; б) Прокурор начал расследование по собственной инициативе. Осуществление юрисдикции в таких случаях возможно при условии, что речь идет о государствах, которые являются участниками Статута или признали его юрисдикцию и относятся к одной из следующих категорий: а) государство, на территории которого соответствующие действия имели место; б) государство, гражданином которого является обвиняемое лицо. Это правило не применяется при передаче дела МУС Советом Безопасности ООН. В этом случае не имеет значения ни гражданство обвиняемых, ни место совершения преступлений. В состав МУСа входят следующие органы: Президиум, Апелляционное отделение, Судебное отделение, Отделение предварительного производства, Канцелярия Прокурора и Секретариат. Избираются судьи государствами-участниками Статута в количестве 18 человек сроком на 9 лет (не могут быть переизбраны на новый срок). Состав Суда должен обеспечить представительство основных правовых систем мира, справедливое географическое представительство и справедливое представительство женщин и мужчин. Председатель и два вице-председателя избираются судьями сроком на три года. Они образуют Президиум Суда, который осуществляет управление делами Суда. Апелляционное отделение состоит из председателя Суда и четырех других судей. Судебное отделение и Отделение предварительного производства состоят из шести судей каждое. Функции Судебной палаты осуществляются тремя судьями, а Палаты предварительного производства – тремя или даже одним судьей. Прокурор и его заместитель избираются не Судом, а непосредственно государствами-участниками Статута сроком на 9 лет без права переизбрания. Судьи, прокурор и его заместители, секретарь Суда при исполнении своих обязанностей пользуются дипломатическим иммунитетом. Полностью МУС приступил к работе в 2002 году. Прокурору переданы дела по ситуациям в Уганде, Демократической республике Конго и Центральноафриканской республике. Кроме того, Совет Безопасности ООН передал ситуацию в суданском регионе Дарфур. По распоряжению Прокурора был арестован и предан ему гражданин Конго Тома Лубанга Дьило, предполагаемый создатель и руководитель вооруженного ополчения. В настоящее время ведутся слушания по обвинениям в призыве на воинскую службу детей в возрасте до 15 лет и использовании их в военных действиях. Прокурор также выдал ордеры на арест 5 членов вооруженного формирования в Уганде, обвиняемых в похищении тысяч детей, которых они насильно вербовали в свои ряды либо использовали в качестве домашней прислуги или сексуальных рабов. По этим ордерам аресты еще не произведены.
Рекомендованная литература
Устав Международной организации уголовной полиции (Интерпол) 1956 года // Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 3. - М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999. Римский статут международного уголовного суда 1998 года // Москов. журн. междунар. права. 1999. № 4. Европейская конвенция о выдаче от 1957 года с Дополнительным протоколом 1975 года и Вторым Дополнительным протоколом 1978 года // Бюлл. междунар. договоров. - 2000. - № 9. Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года с Дополнительным протоколом 1978 года // Бюлл. междунар. договоров. - 2000. - № 9. Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года// Российский юридический журнал. - 1993. - № 2. Евдокимов, В. Б. Международная правовая помощь по гражданским и уголовным делам: На примере стран СНГ /В. Б. Евдокимов, К. Е. Михайленко; Российская академия адвокатуры. - М.: Олма-Пресс, 2004. Международное уголовное право. Учебное пособие / Под общ. ред. В.Н. Кудрявцева. М.: Наука, 1999. Родионов, К. С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра / К.С. Родионов. - М.: Междунар. отношения, 1990. Сборник международных договоров РФ по оказанию правовой помощи. М.: Спарк, 1996.
Раздел 15. Международное экономическое право 1. Понятие международного экономического права, его место в системе права. Международное экономическое право – отрасль современного международного права, представляющая совокупность принципов и норм, которые регулируют отношения между субъектами международного права. Международное экономическое право закрепляет и стабилизирует уже сложившиеся экономические отношения, содействует изменению или перестройке устаревших, неравноправных отношений. При осуществлении международных экономических отношений государства реализуют свои суверенные права. Нормы международного экономического права содействуют беспрепятственному их осуществлению, равноправному сотрудничеству государств без какой-либо дискриминации. Подобный смысл в понимании содержания международного экономического права вытекает из анализа положений Декларации об установлении нового международного экономического порядка и Хартии экономических прав и обязанностей государств, принятых Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 году, хотя по сути своей указанные документы и носят декларативный характер. Нормы международного экономического права как отрасли международного права регулируют межгосударственные отношения публичного порядка. Но сами государства в международные экономические отношения вступают редко. Основная масса экономических отношений осуществляется с участием иных субъектов – хозяйствующих субъектов различных государств, которые субъектами международного права публичного не являются, но при этом они учитывают при осуществлении своего сотрудничества нормы международного экономического права. Кроме того, государства, принимая свои внутригосударственные акты, регламентирующие внешнюю торговлю и другие виды внешнеэкономической деятельности, учитывают действующие нормы международного экономического права. Так, Российская Федерация, осуществляя подготовку к вступлению во Всемирную торговую организацию, по многим вопросам внешнеэкономической деятельности привела свое законодательство в соответствие с требованиями ВТО. Это нашло свое отражение в формулировке правил Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» 2003 г., Федерального закона «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» 2003 г, Таможенный кодекс Российской Федерации, принятом в 2003 году, четвертой части Гражданского кодекса РФ, ряде других актов. При осуществлении внешнеэкономического сотрудничества хозяйствующими субъектами России необходимо учитывать нормы и регионального характера, входящие в международное экономическое право. Для российских субъектов среди таких норм первостепенное значение имеют правила, принятые в рамках таких организаций как Европейский союз и СНГ. Поэтому при разработке новейшего российского законодательства в области хозяйствования были учтены эти правила. В частности, это можно видеть в формулировках Федерального закона «О защите конкуренции» 2006 г, в новой редакции Федерального закона «О лизинге» и др. При этом следует иметь в виду, что если по каким-либо вопросам российское законодательство и нормы международных договоров экономической направленности не совпадают, то с учетом п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации приоритет будут иметь нормы международных договоров. Так, например, согласно нормам российского налогового законодательства иностранные инвесторы имеют национальный правовой режим при осуществлении ими инвестиционной деятельности на территории РФ. В то же время Россия является участником довольно большого числа многосторонних и двусторонних договоров в области инвестиций, а также договоров по налогообложению. Если этими договорами предусмотрен не национальный режим по налогообложению, а преференциальный или режим наибольшего благоприятствования, применению будут подлежать нормы международного договора. Исходя из сказанного, следует подчеркнуть, что нормы международного экономического права могут выступать непосредственно в регулировании международных экономических отношений, а также они оказывают существенное влияние на развитие внутригосударственного законодательства. Международное экономическое право направлено не только на регулирование сотрудничества субъектов по экономическим вопросам. Его задачей является содействие в установлении и развитии устойчивого экономического правопорядка, обеспечение международной экономической безопасности. В принятой в 1974 году Декларации об установлении нового международного экономического порядка государства заявили о своей решимости немедленно приложить усилия для установления нового международного экономического порядка. Его установление должно быть основано на справедливости, суверенном равенстве, взаимозависимости, общности интересов и сотрудничеств всех государств. Принятие Декларации имело значение прежде всего для развивающихся стран. Представляется, что и на современном этапе многие положения Декларации сохраняют актуальность, поскольку сохраняется еще разрыв между развитыми странами и слаборазвитыми, сохраняется отличающийся уровень жизни в разных странах, что в какой-то мере можно объяснить несоблюдением в полной мере сформулированных в Декларации принципов, остается по прежнему не решенной проблема контроля за деятельностью ТНК. Их несоблюдение не обеспечивает в полной мере и международную экономическую безопасность как составляющую всеобъемлющей системы международной безопасности.
2. Принципы международного экономического права. Как для всех отраслей международного права важное значение имеют основополагающие общепризнанные принципы, так и международное экономическое право строится и развивается на их основе. Но в экономической сфере эти принципы получают в определенной мере иное наполнение, а также на их основе формируются специальные принципы международного экономического права. Например, в соответствии с общим принципом международного права – суверенное равенство государств – каждое государство имеет право выбирать свою экономическую систему; на основе общего принципа сотрудничества субъекты международного права стремятся развивать свое экономическое сотрудничество по различным направлениям и в различных сферах; при разрешении экономических споров используются разнообразные средства, применяемые в соответствии с принципом мирного разрешения международных споров; добросовестное выполнение обязательств, вытекающих из экономических отношений, осуществляется на основе аналогичного общего принципа международного права. На основе общих принципов международного права, как указано выше, формируются специальные принципы международного экономического права, но их единообразного перечня пока не сложилось и можно лишь говорить, что они находятся в динамике становления и закрепления. В юридической литературе принципы международного экономического права подразделяют на две группы. Критерием разграничения служит механизм реализации этих принципов. К первой группе относят: принцип экономической недискриминации; принцип экономического сотрудничества; принцип неотъемлемого суверенитета государств над своими богатствами, ресурсами и экономической деятельностью; принцип свободы выбора формы внешних экономических связей и другие. Указанные принципы рассматриваются как общеобязательные и в процессе их применения не требуют включения в конкретные договоры. Во вторую группу включают: принцип наибольшего благоприятствования, принцип взаимности, принцип национального режима. Эти принципы становятся обязательными для отдельных субъектов международного экономического права после включения их в соответствующие международные договоры (договоры об экономическом и научно-техническом сотрудничестве, торговые договоры и т.п.) В научной и учебной литературе можно встретить иную классификацию и иное название принципов международного экономического права. Например, в учебнике по международному публичному праву под редакцией К.А. Бекяшева указаны принципы: всеучастия, означающий полное и эффективное участие на основе равенства всех стан в разрешении мировых экономических проблем; международной социальной справедливости, означающей развитие международного экономического сотрудничества на основе равенства и взаимной выгоды с предоставлением определенных односторонних выгод для развивающихся стран для достижения фактического равенства. Представляется, что лишь несколько иное сочетание указанных выше принципов. В формировании социальных принципов международного экономического права важное значение имеют акты, принимаемые в рамках различных международных организаций. Например, в 1964 году на конференции ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) были приняты Принципы, определяющие международные торговые отношения и торговую политику, способствующие развитию. Дальнейшее их развитие и наполнение новым содержанием происходит с учетом положений Декларации об установлении нового международного экономического порядка и Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г., Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «О мерах укрепления доверия в международных экономических отношениях» 1984 г., «О международной экономической безопасности» 1985 г., документов ГАТТ/ВТО.
3. Источники международного экономического права, его кодификация и унификация.
Основными источниками международного экономического права являются международные договоры и международные обычаи. Международные договоры отличаются достаточно большим разнообразием, что объясняется неоднородностью самих международных отношений. Субъекты международного права заключают большое количество двусторонних и многосторонних договоров по вопросам торговых отношений, вопросам расчетов и платежей, по таможенным вопросам, вопросам налогообложения, инвестиционной деятельности и другие. Характерной особенностью международных договоров как источников международного экономического права является то, что некоторые из них имеют программный характер, определяют основные направления и формы сотрудничества. Положения таких договоров конкретизируются путем заключения на их основе новых договоров и соглашений. Примером такого договора может служить Договор между РФ, Республикой Белоруссией и Киргизской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29.03.96. Его положения затем были конкретизированы Соглашением об основных принципах приграничного сотрудничества государств – участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 26.02.99. Характер программного имеет и Соглашение между Правительством РФ и Правительством Азербайджанской Республики об основных принципах и направлениях экономического сотрудничества от 25.01.2002. Основными направлениями в этом сотрудничестве указаны: создание коммерческих организаций с иностранными инвестициями; развитие связей хозяйствующих субъектов в топливно-энергетическом комплексе, машиностроении, металлургической, химической, нефтехимической промышленности, сельском хозяйстве, пищевой промышленности и других отраслях, их специализации и кооперации; расширение сотрудничества в области транспорта и связи; взаимодействие в сфере производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности; установление долгосрочных экономических связей на уровне администраций субъектов РФ и органов государственной власти Азербайджана. Осуществление сотрудничества по указанным направлениям осуществляется на основе принципов долгосрочного партнерства, равноправия, взаимной выгоды, наибольшего благоприятствования. Конкретные обязательства обычно формулируются в договорах о торгово-экономическом сотрудничестве. В них указываются принципы сотрудничества, порядок установления цен на товары, поставляемые на основе контрактов субъектов договаривающихся государств, указывается валюта, в которой будут осуществляться платежи по этим контрактам, определяются товары, ввозимые беспошлинно, запрет реэкспорта без письменного согласия экспортера. Обычно такие соглашения дополняются протоколами, в которых конкретизируются объемы поставок соответствующих товаров, указанных в них. Указанные вопросы могут быть урегулированы торговыми соглашениями. Из многосторонних договоров среди источников международного экономического права следует указать Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 г., Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области внешнеэкономической деятельности 1992 г., Соглашение государств – участников СНГ о порядке транзита 1992 г, Соглашение стран СНГ о реэкспорте и порядке выдачи разрешения на реэкспорт 1994 г., Протокол о механизме применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в торговле государств – участников Таможенного союза 2000 г., Конвенция о международной финансовой аренде (лизинге) 1988 г. Особое место среди источников международного экономического права занимают договоры, заключаемые государством с какой-либо международной организацией. Примером таких договоров могут быть: Соглашение между Правительством РФ и Европейским объединением угля и стали от 9.07.2002 о торговле некоторыми изделиями из стали; Соглашение между РФ и Европейским сообществом о торговле текстильными товарами от 23.07.98. Приведенные примеры соответствующих международных договоров показывают, что универсального международного договора, который создавал бы общую правовую основу для развития сотрудничества, нет. Но в то же время можно отметить тенденцию к унификации и кодификации норм международного экономического права. Этот процесс идет прежде всего в рамках деятельности соответствующих международных организаций, хотя их роль в этом процессе не однозначна. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) важную роль играет в формировании принципов международного экономического права, тем самым если и не прямо, то опосредованно способствует в дальнейшем принятию единообразных правовых актов в определенной сфере. Под эгидой ООН разрабатываются многосторонние соглашения и конвенции, позволяющие также говорить об определенной унификации в регулировании экономических отношений. В качестве примера можно назвать Соглашение о глобальной системе торговых преференций между развивающимися странами 1988 г, Конвенцию о Кодексе поведения для линейных конференций 1974 г. Кроме того, ЮНКТАД разрабатывает акты рекомендательного характера, которые будучи воспринятыми государствами и включенными каким-либо образом в национальное законодательство, также способствуют процессу унификации. Большую роль в процессе кодификации и унификации международного экономического права играет Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), в рамках которой разрабатываются и принимаются конвенции, типовые законы, регламенты: Конвенция о морской перевозке грузов 1978 г., Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Конвенция о международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 г., Конвенция об ответственности операторов транспортных терминалов 1991 г., Типовое руководство по встречной торговле 1994 г., Типовой закон об электронной торговле 1996 г. и другие акты. В кодификационном процессе, а также и в процессе унификации как части кодификации, участвует Всемирная торговая организация (ВТО), продолжая деятельность, начатую в рамках ГАТТ. В последние годы наблюдается расширение такой деятельности ВТО: сейчас это не только торговля товарами, но торговля услугами, а также объектами интеллектуальной собственности. В рамках ГАТТ/ВТО приняты: Соглашение по торговле товарами, Соглашение по сельскому хозяйству, Соглашение по текстилю и одежде, Генеральное соглашение по торговле услугами, Соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность, Кодекс по таможенной оценке и другие. Определенную роль в рассматриваемых процессах играют региональные организации (Европейский союз, СНГ), специализированные учреждения (Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Всемирная организация интеллектуальной собственности).
4. Субъекты международного экономического права.
Основным субъектом международного экономического права выступает государство. Оставаясь сувереном и в экономической сфере, государство сотрудничает с другими субъектами международного права в разнообразных формах и по разнообразным направлениям. В Хартии экономических прав и обязанностей государств (глава 2) указано, что каждое государство имеет суверенное и неотъемлемое право выбирать свою экономическую систему, имеет и должно свободно осуществлять полный постоянный суверенитет над всеми своими богатствами, природными ресурсами и экономической деятельностью. Государства имеют право участвовать в международной торговле и других формах экономического сотрудничества, независимо от каких-либо различий в политических, экономических и социальных системах. Не допускается какая-либо дискриминация. Государства обладают свободой в выборе форм организации своих внешнеэкономических отношений, в заключении соглашений по вопросам международного экономического сотрудничества. Исходя из положений Хартии, государства обязаны содействовать развитию международной торговли товарами с учетом интересов производителей и потребителей. Государства несут ответственность за содействие регулярному потоку и доступу ко всем продаваемым коммерческим товарам по устойчивым, выгодным и справедливым ценам, содействуя таким образом справедливому развитию мировой экономики. При характеристике государства, как главного субъекта международного экономического права и его суверенных прав в этой области, следует подчеркнуть и то, что государство имеет право участвовать в международном процессе принятия решений для урегулирования мировых экономических, финансовых и валютных проблем. Для этого государства могут создавать международные организации. Вторая половина 20 века характеризуется появлением самых разнообразных международных организаций, в том числе и экономических. Хотя международные экономические организации и являются вторичными субъектами международного права, их влияние на процесс развития международного экономического сотрудничества велико. Важную роль они играют и в процессе развития международного экономического права, поскольку большинство многосторонних международных договоров, соглашений, конвенций были разработаны в рамках этих структур, либо были приняты под их эгидой. Они, как было указано выше, во многом содействуют процессу кодификации и унификации норм международного экономического права. Международные организации, действующие в сфере международных экономических отношений обычно подразделяют на 2 группы. К первой группе относят организации, охватывающие всю сферу экономических отношений; ко второй группе относят организации функционирующие в определенном секторе международных экономических отношений. Развитию международных экономических отношений из организаций первой группы самое пристальное внимание уделяет Организация Объединенных Наций, в компетенцию одного из главных органов которой – ЭКОСОС – входит координация деятельности всех органов и учреждений ООН в экономической области. Для достижения наибольшей эффективности в решении экономических вопросов под руководством ЭКОСОС функционируют региональных экономические комиссии: для Европы, для Азии и Тихого океана, для Латинской Америки, для Африки, для Западной Азии. Наиболее глобальные вопросы экономического сотрудничества и развития могут стать предметом обсуждения на Генеральной Ассамблее ООН. К этой же группе можно отнести и некоторые организации регионального характера: Европейский союз, СНГ, Лигу Арабских государств, Организацию африканского единства и другие. К организациям второй группы следует отнести ЮНКТАД, ЮНИДО, МВФ, МБРР, ФАО и др. ЮНКТАД – Конференция ООН по торговле и развитию. Среди ее задач следует отметить формирование принципов и политики в сфере международной торговли, содействие развитию международной торговли с целью ускорения экономического развития, развитие равноправного взаимовыгодного сотрудничества государств, разработка и принятие международных актов, большинство из которых носят рекомендательный характер, имеют место и конвенции и соглашения. ЮНИДО – Организация Объединенных Наций по промышленному развитию имеет статус специализированного учреждения ООН. Деятельность организации подразделяется на оперативную и вспомогательную. Оперативная деятельность включает оказание технической помощи странам, особенно развивающимся, в осуществлении конкретных проектов. С этой целью в соответствующие государства направляются эксперты, с представителями этих государств проводятся консультации, осуществляется подготовка кадров и т.д. К вспомогательной деятельности относится работа по сбору, обобщению и публикации информации в сфере промышленного развития, проведения исследований, организация конференций по вопросам промышленного развития. В рамках ЮНИДО разрабатываются различные программы. Например, для развивающихся стран реализуется Технологическая программа, направленная на создание в этих странах национальных учреждений по исследованию мирового рынка технологий, на укрепление собственного научно-технического потенциала. ЮНИДО осуществляет тесное сотрудничество с ЮНКТАД. Общим вопросом, представляющим интерес и для ЮНИДО, и для ЮНКТАД, является, например, контроль за деятельностью ТНК. МБРР – Международный банк реконструкции и развития – межправительственная кредитно-финансовая организация. Ее задачами является стимулирование экономического развития стран-членов; содействие развитию международной торговли и поддержание платежных балансов. Хотя МБРР имеет статус специализированного учреждения ООН, Банк независим в принятии своих решений. Главное в деятельности Банка – предоставление кредитов, но он также уделяет внимание и другим вопросам. В частности, под эгидой МБРР и МВФ был учрежден Международный центр по урегулированию инвестиционных вопросов, а также Международное агентство по гарантиям инвестиций. МВФ – Международный валютный фонд – международная валютно-финансовая организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. Основная задача Фонда заключается в содействии развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, поддержании устойчивости валютных паритетов, разработке систем платежей, предоставлении кредитных ресурсов государствам-членам. ВТО –Всемирная торговая организация – международная организация, созданная в 1994 году на базе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Основные задачи перед этой организацией были сформулированы еще в ГАТТ: либерализация внешней торговли, снижение таможенных тарифов, отказ от количественных ограничений, устранение дискриминации. Во взаимной торговле государтсв-членов применяется режим наибольшего благоприятствования. Важнейшие документы, принятые в рамках ГАТТ/ВТО, были названы в вопросе об источниках международного экономического права. Но кроме разработки и принятия правовых актов по важнейшим вопросам международного сотрудничества важным в деятельности ВТО является создание механизма разрешения споров, возникающих при осуществлении экономического сотрудничества. На основе «Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров» 1994 г. учрежден Орган по Разрешению Споров (ОРС). Этот орган рассматривает споры, в которых участниками выступают государства. На первоначальном этапе разрешение спора происходит путем проведения консультаций между спорящими сторонами. Если в течение установленного срока таким путем урегулировать спор не удается, жалобщик может просить ОРС создать специальную Группу экспертов, которая изучает и оценивает предмет спора, выясняет применимость к предмету спора положений правового документа ВТО, в рамках которого возник спор, и представляет выводы и рекомендации в виде доклада Органу по Разрешению Споров. В механизме разрешения споров в ВТО установлен порядок выполнения рекомендаций Группы экспертов и порядок контроля за выполнением. Список организаций второй группы не исчерпывается рассмотренными. Рассмотрены те из них, которые вносят наибольший вклад в развитие международных экономических отношений и формирования международного экономического права. Дискуссионным по поводу субъектов международного экономического права является вопрос отнесения к таковым транснациональных корпораций. Проблема эта возникла в связи с тем, что ТНК играет заметную роль в осуществлении международных экономических связей. Их особенностью является то, что они, имея единую организационную структуру, деятельность свою осуществляют на территории многих государств и в силу этого подчиняются праву многих государств. Такая ситуация порой приводит к проблеме привлечения ТНК к ответственности. Исходя из положений Хартии экономических прав и обязанностей государств, можно констатировать, что государство имеет право регулировать и контролировать деятельность ТНК на своей территории. В реальной действительности это не всегда удается осуществить. Для того, чтобы государствам легче было контролировать деятельность ТНК на своей территории, в рамках ЭКОСОС были учреждены Центр по ТНК и Комиссия по ТНК. Результатом деятельности этих структур явился проект Кодекса поведения ТНК, но он не был принят государствами. ТНК не признаются субъектами международного экономического права, но правовые акты в отношении их деятельности в рамках международных организаций продолжают разрабатываться. В 2003 году в рамках ООН был разработан Проект Норм, касающихся транснациональных корпораций и других предприятий в области прав человека. Государства, являясь основными субъектами международного экономического права, могут столкнуться с вопросами правопреемства в отношении международных торгово-экономических договоров, участия в международных экономических организациях. Решаются эти вопросы на основе общих правил правопреемства в международном праве. Так, после распада СССР между вновь образовавшимися суверенными государствами были заключены Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР от 4.12.91., Соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности от 9.10.92.
5. Подотрасли международного экономического права Международное экономическое право неоднородно по своей структуре, по направленности регулирования, что объясняется неоднородностью, разнообразием самих экономических отношений. Поэтому внутри отрасли международного экономического права выделяют несколько подотраслей. Одна из них – международное торговое право. Международная торговля – старейшая форма осуществления международных экономических отношений. Поэтому и международное торговое право сформировалось намного раньше, чем все остальные части международного экономического права как его подотрасли. Регулирование торговых отношений первоначально осуществлялось преимущественно на основе обычных норм и торговое право формировалось как обычное право. Постепенно между участниками торгового оборота начинают заключаться торговые договоры. В настоящее время нормы международного торгового права – это в преобладающей своей части договорные нормы, но сохраняются и обычные нормы. Среди источников международного торгового права преобладают двусторонние торговые договоры, в которых определяется правовая основа осуществления торговых отношений. Такие договоры могут различаться по названию: о торговле и экономическом сотрудничестве, о торговле, экономическом и научно-техническом сотрудничестве, о торговых и коммерческих отношениях, торговое соглашение, о торговле и мореплавании и др. В них решаются многие вопросы: определяются субъекты, могущие осуществлять торговые отношения, их правовой режим, вопросы таможенного обложения, транзита и другие. Так, Соглашением между Правительством РФ и Правительством КНР о торгово-экономических отношениях от 5.03.92. определено, что торговые отношения между РФ и КНР осуществляются на основе равенства и взаимной выгоды, ими предоставляется друг другу режим наибольшего благоприятствования в отношении таможенных пошлин, других налогов и сборов, налагаемых на импорт и экспорт товаров, а также в отношении правил таможенного управления и таможенных формальностей. Торговая деятельность осуществляется на основе контрактов, подписываемых с учетом общепринятой практики международной торговли и текущих цен мирового рынка. Расчеты и платежи по заключенным контрактам осуществляются в свободно конвертируемой валюте. Соглашение не исключает возможности заключения компенсационных и бартерных сделок. Разновидностью торговых договоров являются соглашения о товарообороте, которыми устанавливаются контингенты товаров, составляющих товарооборот между договаривающимися странами. В отличие от вышеуказанных договоров, заключаемых на длительный срок, последние носят краткосрочный характер. Указанные в таких соглашениях товары, участвуют в товарообороте, как правило, в пределах установленных соглашением квот. Поэтому в таких соглашениях государства берут обязательства по обеспечению выдачи необходимых лицензий на ввоз и вывоз товаров. Соглашения в области торговли могут заключаться и на многосторонней основе. Это в основном соглашения, регламентирующие торговлю определенными товарами. Например, в 1984 году было заключено Международное соглашение по сахару. Аналогичные соглашения имеют место по кофе, какао, пшенице, олову. Устанавливая в них квоты на куплю-продажу, государства стремятся предотвращать резкие колебания цен. К непосредственно заключаемым контрактам хозяйствующими субъектами также применяются нормы международных договоров, сторонами которых выступают государства, т.е. особенностью таких договоров является то, что они одновременно являются источниками международного торгового права и международного частного права. Примером подобных источников можно указать Конвенцию об исковой давности в международной купле-продажи товаров 1974 г., Конвенцию о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Конвенцию о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров 1986 г., Конвенцию о представительстве в международной купле-продаже 1983 г. Реализации международных экономических отношений сопутствуют валютно-финансовые отношения. Их осуществление регламентируется совокупностью норм, составляющих подотрасль международного экономического права, - финансовым правом. Из-за присутствия в этих отношениях валюты, иногда эту отрасль именуют валютным правом. Поскольку валюта опосредует не только расчетные отношения, но и кредитные, финансовые, целесообразно данную подотрасль именовать международным финансовым правом. Его источниками в основном выступают двусторонние договоры. В частности, некоторая часть норм по этим вопросам может содержаться в общих договорах по торгово-экономическому сотрудничеству. Многие вопросы регламентируются соглашениями о товарообороте и платежах. Поскольку в процессе совместного сотрудничества могут осуществляться различные совместные проекты, для которых необходимо соответствующее финансирование, то среди источников международного финансового права важная роль принадлежит соглашениям о торгово-экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве. Определенное значение среди рассматриваемых источников имеют кредитные соглашения, в которых определяется объем предоставляемого государственного кредита; валюта, в которой он предоставляется; цель, для достижения которой кредит предоставляется; проценты за кредит; указываются банки, через которые кредит будет осуществляться; сроки предоставления кредита и сроки его погашения, а также некоторые иные вопросы. При осуществлении международных расчетов и платежей может применяться документарный аккредитив, документарное инкассо, банковский перевод, реже – вексель и чек. Регламентация первых трех форм осуществляется на основе сформировавшихся международных обычаев и банковской практики. В отношении чека и векселя действуют многосторонние конвенции: Женевские вексельные конвенции 1930 г.(Конвенция, имеющая целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях; Конвенция устанавливающая единообразный закон о переводном и простом векселях; Конвенция о гербовом сборе в отношении переводных и простых векселей), Женевские чековые конвенции 1931 г. (Конвенция, имеющая целью разрешение некоторых коллизий законов о чеках, Конвенция о единообразном законе о чеках; Конвенция о сборах с чеков), Конвенция ООН о международных переводных и международных простых векселях 1988 г. Указанные конвенции следует рассматривать в качестве источников не только и не столько для международного финансового права, а в большей мере для международного частного права. Все международные валютно-финансовые операции осуществляются через банки, деятельность которых подчинена определенным правилам, совокупность которых получила название международного банковского права. Этим нормам в своей деятельности подчиняются уполномоченные банки отдельных государств, а также международные банковские учреждения. Нормы международного банковского права содержатся в различных актах: учредительных документах, например, в Соглашении о Международном банке реконструкции и развития; в Соглашении об учреждении Евразийского банка развития; соглашениях, заключаемых конкретным государством с соответствующим банком, например, в Соглашении между Правительством РФ и Международным банком реконструкции и развития о Постоянном представительстве МБРР в Российской Федерации. Относительно новым направлением международного сотрудничества в экономической сфере можно назвать инвестиционную деятельность. Ее осуществление подчинено нормам, получившим в своей совокупности наименование международного инвестиционного права. Международное инвестиционное право понимается как система принципов и норм, регулирующих отношения между государствами по поводу капиталовложений. Основными источниками норм, входящих в эту систему выступают двусторонние договоры, в основном - это договоры о поощрении о взаимной защите капиталовложений. В них договаривающиеся государства устанавливают круг субъектов, признаваемых ими в качестве иностранных инвесторов, определяется для них правовой режим; указывают те объекты, которые они признают как иностранные инвестиции; значительное место в этих соглашениях занимают договоренности о предоставляемых иностранным инвесторам гарантиях. Источниками международного инвестиционного права являются и многосторонние договоры. В рамках СНГ в 1993 году было заключено Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, в 1997 году – Конвенция о защите прав инвестора. При осуществлении инвестиционной деятельности на территории иностранного государства инвестор заинтересован в том, чтобы его капиталовложения были защищены. Порой для этого норм национального законодательства и двусторонних договоров оказывается недостаточно. Поэтому важными источниками международного инвестиционного права являются Сеульская конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г. и Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г. Как и многие источники международного экономического права инвестиционные источники являются таковыми не только для международного инвестиционного права, но и для международного частного права, поскольку их нормы применимы для регулирования отношений субъектов частного международного права. В научной и учебной литературе в рамках международного экономического права выделяют и иные подотрасли: международное налоговое право, международное транспортное право, международное интеграционное право и другие. Такой подход объясняется неоднородностью самих международных экономических отношений и неоднородностью норм, их регулирующих. Представляется, что этот подход был бы оправдан в большей степени тогда, когда международное экономическое право рассматривалось в широком аспекте не столько как отрасль международного права публичного, а как некий полисистемный комплекс, поскольку в международных экономических отношениях в широком их понимании участвуют не только и не столько государства и иные субъекты публичного права, а частно-правовые субъекты – юридические и физические лица.
6. Разрешение международных экономических споров. При осуществлении международного экономического сотрудничества между участниками могут возникать споры, обусловленные ненадлежащим выполнением взятых обязательств, либо их невыполнением, либо различиями в толковании соответствующих норм договоров. Для разрешения возникающих споров заинтересованные стороны могут использовать имеющийся в международном праве перечень разнообразных мирных средств: переговоры, посредничество, судебную и арбитражную процедуру, механизмы международных организаций. Своеобразный механизм разрешения споров сложился в рамках Всемирной торговой организации. Основные положения процедуры ВТО по разрешению споров изложены в вопросе о субъектах международного экономического права при характеристике ВТО Определенный механизм разрешения экономических споров формируется в рамках СНГ. Компетентным в данном случае является Экономический суд СНГ. Юридические основы его создания и функционирования показаны в теме «Мирное разрешение международных споров». Там же рассмотрены и проблемы его реформирования. Договоренности государств о возможных порядках разрешения споров при их возникновении обычно формулируются в соответствующих договорах. Так, практически всеми соглашениями о торговле и экономическом сотрудничестве предусмотрено, что спорные вопросы, связанные с толкованием или их применением будут, по возможности, решаться путем переговоров. В отдельных из них на ряду с переговорами предусмотрены и иные средства. Например, Соглашением между Правительством РФ и Правительством АРЕ об экономическом и техническом сотрудничестве кроме переговоров предусмотрена возможность сторон обратиться в подкомиссию по экономическому и научно-техническому сотрудничеству; Соглашением о торговых и коммерческих отношениях между РФ и Канадой в качестве средства разрешения споров предусмотрены консультации; Договором о создании Экономического союза наряду с переговорами предусмотрено обращение в Экономический суд СНГ.
Рекомендованная литература
Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 г. // Действующее международное право: В 3 т, / Сост. Ю. М. Колосов и Э. С. Кривчикова. Т. 3. М., 1997. С. 135 – 145. Соглашение о создании Всемирной торговой организации 1994 г. // Там же. С. 162-173. Вельяминов Г. М. Основы международного экономического права / Г.М. Вельяминов. М., 1994. Вельяминов Г. М. Порядок урегулирования споров во Всемирной торговой организации / Г.М. Вельяминов // Москов. журн. междунар. права. 1999. № 1. Малинин С.А. «О праве ГАТТ» / С.А. Малинин, А.И. Магомедова // Правоведение. 1995. № 1. Шумилов В.М. Международное публичное экономическое право. Учебное пособие / В.М. Шумилов. М.: НИМП, 2001.
Раздел 16. Международное морское право 1. Понятие, источники международного морского права. Кодификация морского права.
Международное морское право является одной из древнейших отраслей международного права. Становление данной отрасли, как отрасли современного международного права неразрывно связано с его кодификацией. Она проходила в несколько этапов. Поскольку многие нормы международного морского права существовали в качестве обычных возникла необходимость их облечения в нормативно-правовое содержание. Процессом кодификации и нормативного документального закрепления занимались три Конференции ООН по морскому праву. Завершением первого этапа кодификацией стало принятия ряда конвенций: по открытому морю, о территориальном море и прилежащей зоне, о континентальном шельфе и рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Результатом второго этапа кодификации стало принятие целого ряда универсальных, региональных и двусторонних договоров по различным вопросам морского права. Наиболее важными из них являются: - Международные конвенции об охране человеческой жизни на море 1960 и 1974 гг.; - Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 г.; - Международная конвенция по поиску и спасению на море 1979 г.; - Европейская конвенция о рыболовстве 1964 г.; - Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.; - и другие. Завершительным этап кодификации и прогрессивного развития международного морского права стало подписание Конвенции по морскому праву 1982 г. Данная конвенция воспроизводит основные положения конвенций, касающихся открытого моря, территориальных вод, прилежащей зоны и т.д. Некоторые положения морского права дополнена и уточнены. Конвенция 1982 г. устанавливает правовой статус и юридический режим исключительной экономической зоны, морского дна, территориальных вод, Мирового океана, а также регулирует полеты летательных аппаратов в воздушном пространстве над ним, т.е. в воздушном пространстве до границы его с космическим пространством. Кроме того, устанавливается право транзитного прохода всех иностранных судов через международные проливы, соединяющие районы открытого моря, о праве архипелажного прохода и др. В процессе развития международного морского права сформировались принципы данной отрасли. Так, императивный характер имеет принципы свободы открытого моря, который означает: свободу судоходства, свободу полетов, свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы, свободу возводить искусственные острова и сооружения, свободу рыболовства, свободу научных исследований. Поскольку данный перечень не имеет исчерпывающего характера, то исходя из нормативного содержания можно предположить, что данный принцип предусматривает своду любых действий, осуществляемых в мирных целях. Принцип мирного использования мирового океана означает, что государства должны воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости любого государства. Данный принцип относится ко всем видам морской деятельности государств на всех морских пространствах. Принцип охраны морской среды включает в себя: предотвращение загрязнения морской среды, охрану и рациональное использование живых морских ресурсов, запрещение деятельности, осуществляемой под юрисдикцией и контролем одного государства, которая причиняет ущерб морской среде других государств или районов, находящихся за пределами национальной юрисдикции, обязанность государств сотрудничать в области охраны морской среды. Исходя из содержания принципов международного морского права данная отрасль представляет собой совокупность принципов и норм, устанавливающих правовой статус морских пространств и регулирующих отношения между субъектами права в связи с их деятельность в Мировом океане.
2. Понятие и правовой режим внутренних морских вод.
Конвенция ООН по морскому праву предусматривает наличие у прибрежных государств морских пространств, имеющих статус внутренних вод, составляющих интегральную часть территории государства, включая воздушное пространство над ними, на которые распространяется суверенитет прибрежного государства со всеми вытекающими из этого последствиями. При этом Конвенция устанавливает, что исходной линией, от которой измеряется ширина территориального моря, является, в частности, внешняя граница внутренних вод. Согласно Конвенции к внутренним водам относятся воды заливов, ширина входа в которые не превышает 24 мили, а также воды так называемых «исторических» заливов, если даже ширина входа в залив превышает указанный лимит. Во внутренние воды включаются воды портов и воды между прямыми исходными линями, от которых производится отсчет территориальных вод, и берегом. Для установления внешней границы внутренних вод иногда приходится прибегать к долговременной практике государств и их законодательству. Пункт 2 ст. 1 Федерального закона РФ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» к внутренним морским водам относит воды: - портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов; - заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили; - заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в "Извещениях мореплавателям". К историческим заливам РФ относят, например, залив Петра Великого и Пенжинская губа на Дальнем Востоке. Внутренние морские воды полностью находятся под суверенитетом прибрежного государства, и иностранные морские суда при нахождении во внутренних водах обязаны соблюдать законодательство прибрежного государства. Правовой режим морских портов в основном регулируется нормами национального права. В частности, ст. 5 Федерального закона РФ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» предусматривает, что морские порты объявляются открытыми для захода иностранных судов. Перечень таких портов устанавливается Правительства Российской Федерации. Кроме того, ст. 6 данного закона устанавливает порядок захода иностранных судов в морские порты РФ. Так, право открытого захода предоставляется всем иностранным судам, кроме военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, независимо от их предназначения и форм собственности. Иностранные суда при заходе в морские порты, во время пребывания в указанных портах и при выходе из них обязаны соблюдать: - законодательство Российской Федерации; - пограничные, таможенные, налоговые (фискальные), санитарные, иммиграционные, ветеринарные, фитосанитарные, навигационные и другие правила, установленные законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; - правила, установленные для морских портов; - правила въезда в морские порты, пребывания в них и выезда из них иностранных граждан и лиц без гражданства, действующие на территории Российской Федерации. Выход иностранного судна из морского порта производится только с разрешения капитана морского порта по согласованию с должностными лицами федерального органа исполнительной власти по безопасности и должностными лицами таможенных органов. Судно, терпящее бедствие, может осуществлять заход в любой порт прибрежного государства.
3. Территориальное море: ширина и правила отсчета, правовой режим, юрисдикция прибрежного государства.
В соответствии с Конвенцией по морскому праву 1982 г. внешняя граница территориальных вод устанавливается путем отсчета расстояния, равного ширине территориальных вод, от исходных линий. Нормальной исходной линией для измерения ширины территориальных вод является линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государством морских картах и надлежащим образом опубликованная. В местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где вдоль берега или в непосредственной близости от него имеется цепь островов, прибрежное государство вправе применять метод прямых исходных линий, т.е. соединять соответствующие точки прямыми линиями и отсчитывать от них внешний предел территориальных вод. Конвенция предусматривает, что государство вправе устанавливать ширину своего территориального моря в пределах, двенадцати морских миль, отмеряемых от исходных линий. Такие же пределы установлены ст. 2 Федерального закона РФ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Статья 4 указанного закона устанавливает, что исходными линиями, от которых отмеряется ширина территориального моря, являются: - линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально изданных в Российской Федерации морских картах; - прямая исходная линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов; - прямая линия, проводимая поперек устья реки, непосредственно впадающей в море, между точками на ее берегах, максимально выступающими в море при наибольшем отливе; - прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая точки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат Российской Федерации; - система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими Российской Федерации. На территориальное море, как и на внутренние морские воды распространяется суверенитет прибрежного государства, кроме того, суверенитет распространяется и а воздушное пространство, над данными территориями, а также на поверхность и недра морского дна там, где поверх лежащие воды входят в состав территориальных вод. Это устанавливается Конвенцией по морскому праву 1982 г. Правовой статус территориальных вод имеет свои особенности. Это связано с тем, что исторически территориальные воды использовались для международного судоходства. В связи с этим возникла необходимость единого международно-правового регулирования пребывания в иностранных территориальных водах. Таким образом, был сформирован принцип права мирного прохода иностранных судов. Под мирным проходом понимается плавание через территориальные воды судов иностранных государств, с целью пересечь эти воды без захода во внутренние воды или из внутренних вод в открытое море. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Пункт 2 ст. 18 Конвенции по морскому праву предусматривает, что остановка и стоянка на якоре, возможна только в вследствие непреодолимой силы или бедствия, или с целью оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие. Право мирного прохода предоставляется как торговым судам, так и военным, если они не нарушают мир и добрый порядок или безопасность прибрежного государства. На борту судна, осуществляющего мирный проход, действует законодательство флага судна, в отношении лиц, находящихся на нем. Однако Конвенция предусматривает ряд исключений на основании которых может быть применено и законодательство прибрежного государства: - если последствия преступления распространяются на прибрежное государство; - если преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море; - если капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи; или - если такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами. 4. Прилежащая зона.
Целью установления прилежащей зоны является обеспечение дополнительной защиты прав и интересов государства в пределах его территории, включая территориальное море. Права, которые осуществляет прибрежное государство в прилежащей зоне носят ограниченный характер, т.к. прибрежное государство может осуществлять лишь защиту точно указанных интересов, в частности, таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных. Установление или не установление прилежащей зоны зависит от усмотрения государства. В целом ширина прилежащей зоны не должны превышать 24 морские мили, кроме того, она является районом открытого моря.
5. Понятие и правовой режим исключительной экономической зоны.
Фактически территория исключительной экономической зоны является частью открытого моря. В соответствии со ст. 55 Конвенции по морскому праву 1982 г. исключительная экономическая зона представляется собой район, который находится за пределами территориального моря и прилегает к нему, на который не распространяется суверенитет прибрежного государства. Юрисдикция прибрежного государства на данной территории не является, как правило, исключительной. Конвенция 1982 г. предусматривает ограниченный перечень прав прибрежного государства. В частности, п. 1 ст. 56 предусматривает, что прибрежное государство в исключительной экономической зоне имеет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра. Юрисдикция государства распространяется на создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морские научные исследования, защиту и сохранение морской среды. Кроме того, прибрежное государство при осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей должно учитывать права и обязанности других государств. В исключительной экономической зоне все государства, в том числе и не имеющие выхода к морю обладают свободой судоходства. Так, ст. 6 Федерального закона РФ «Об исключительной экономической зоне РФ» предусматривает, что в исключительной экономической зоне все государства пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, а также другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам, связанными с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов. Однако п. 2 данной статье указывает, что свободы осуществляются при условии соблюдения законодательства РФ и международных договоров, а также при условии обеспечения защиты и сохранения морской среды, водных биоресурсов и неживых ресурсов исключительной экономической зоны. Ширина исключительной экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.
6. Континентальный шельф: понятие и правовой режим.
В соответствии со ст. 76 Конвенции по морскому праву и ст. 1 Федерального закона РФ «О континентальном шельфе» континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводный окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. Однако если окраина материка простирается более чем на 200 миль от берега, то в таком случае внешняя граница может находиться не далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод, или не далее 100 миль от 2500-метровой изобаты, представляющей собой линию, соединяющую глубины в 2500 м. Конвенция по морскому праву закрепляет за прибрежными государствами на континентальном шельфе исключительные права. Поскольку регулирование осуществляется как на международном уровне, так и на национальном, законодательство государств также содержит перечень исключительных прав. Так, ст. 5 ФЗ РФ «О континентальном шельфе» предусматривает, что РФ обладает суверенными правами в целях разведки и разработки минеральных ресурсов и водных биоресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что, если Российская Федерация не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные ресурсы или водные биоресурсы, никто не может делать это без согласия Российской Федерации. Государство обладает исключительными правами: на разрешение и регулирование буровых работ; на сооружение, а также разрешение и регулирование создания, эксплуатации и использования искусственных островов, установок и сооружений. Юрисдикция прибрежного государства устанавливается в отношении морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды в связи с разведкой и разработкой минеральных ресурсов, промыслом водных биоресурсов, захоронением отходов и других материалов, прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов. Российская Федерация осуществляет суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, руководствуясь экономическими, торговыми, научными и иными интересами. На континентальном шельфе, так же как и в свободной экономической зоне действует принцип свободы судоходства, а также, прибрежное государство не должно препятствовать осуществлению иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
7. Дно морей и океанов за пределами континентального шельфа (Район).
Данное пространство является «общим наследием человечества». Согласно Конвенции по морскому праву ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в о
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |