Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнительные характеристики базовых стратегий МНК

Обязательная адаптация.

- Необходимость учитывать особенности национальной маркетинговой среды.

- Учитывать установленную правительством систему налогооблажения (налог в зависимости от мощность автомобиля).

- Учитывать тарифы (покупка комплектующих более выгодна, чем покупка отдельных деталей).

- Официальные требования к техническим стандартам.

 

Факторы вынужденной адаптации, которая связана с низкой покупательной способностью потребителя.

- Установление низких цен и снижение качества продукции.

- Стоимость рабочей силы влечет за собой повышение автоматизации работы.

- Общий уровень технической грамотности.

- Климатические условия.

- потребительские стереотипы (состав батончиков марс на севере отличается более сладким вкусом, чем на юге)

- доступность СМИ.

 

Стандартизация и адаптация не должны противопоставляться друг другу.

 

Лозунг: "Думай глобально - действуй локально".

 

Глобальный подход основан на стандартизации маркетингового комплекса.

 

 

Организационная структура Глобальная географическая Выделение международного отдела Глобальная продуктовая, глобальная функциональная Глобальная матричная
Потребность в координации Низкая Средняя Высокая Очень высокая
Потребность в комплексном интеграционном механизме Низкая Средняя Высокая Очень высокая
Значение корпоративной культуры Не важна Возникает значение Важна Очень важ на
Влияние национальных культурных различий на организацию Вызывают проблемы, но и способствуют развитию преимуществ Культурные различия вызывают проблемы для организации Практически не влияют Вызывают проблемы, но и способст вуют развитию преимуще ств

 

Учитывая важность в системе контроля данной категории (корпоративной

культуры), рассмотрим ее более подробно.

 

 

5.5. Роль корпоративной культуры в мнк
В системе управления человеческими ресурсами международной фирмы корпоративная культура играет исключительно важную роль. Многие компа­нии распространяют культуру, обеспечивая более тесные контакты между штаб-квартирой и филиалами и между руководителями филиалов из разных стран. МНК, перемещения менеджеров из одной страны в другую расширяют пред­ставления этих людей и повышают их преданность системе ценностей и целей корпорации. Люди, прошедшие подготовку в штаб-квартире фирмы, как прави­ло, мыслят и действуют как ее сотрудники. Корпоративная культура позволяет решать управленческие проблемы международной фирмы, которые сводятся к следующему: 1. Культурные коммуникационные барьеры в сотрудничестве. Контакты с носителями других культур могут породить непредвиденные трудности. Возможны коммуникационные нарушения, обус­ловленные фактором культуры: § § помехи в результате отрицания культурных расхождений; § § искажение в восприятии реальности; § § шаблонное мышление; § § этноцентрическое высокомерие. 2. Различие в стилях управления в разных странах. Для высокоразви­тых стран (Северная Америка, Северная Европа) присущ демократич­ный (партисипативный стиль руководства), тогда как в развивающихся странах (в том числе с уже высоким уровнем развития) преобладают ав­торитарные, патерналистские методы. 3. Различия в постановке проблем и принятии решений. Действующие процедуры являются отражением ценностей, позиций и норм поведения, которые присущи участвующим в процессе решения проблем людям. Многонациональная команда сможет эффективно работать лишь после того, как будет достигнута ясность в понимании ее членами сущности коллективного взаимодействия. 4. Потенциальные конфликты из-за различий в мотивации труда. Мо­тивы определяются, главным образом, социальной обстановкой и семей­ным положением. Поэтому в странах переходного типа доминируют ма­териальные потребности и потребность в безопасности (это связано с общим уровнем жизни и материального благосостояния), тогда как во многих промышленно развитых странах на первый план выдвигается стремление к саморазвитию и достижению амбициозных жизненных целей. Кроме того, для международной фирмы может иметь место разделение куль­туры штаб-квартиры и культуры филиалов. Важная сфера культуры корпорации связана с культурными различиями между странами. Голландский исследователь Геерт Хофштеде классифици­ровал культурные аспекты организации или стран на основе четырех характе­ристик. 1. Длина иерархической лестницы (power distance, PD) определяет сте­пень, в которой культура поощряет использование руководителем своей власти. В культурах, где значения PD высоки (Аргентина или Испания), неравенство принимается как должное и от руководства ожидают прояв­ления власти. В культурах, имеющих низкие значения PD (Канада, Авст­ралия), отношения между людьми на различных уровнях иерархии более тесные. 2. Избегание неопределенности (uncertainty avoidance, UA). Эта харак­теристика указывает на степень стремления людей избежать ситуаций, в которых они чувствуют себя неуверенно. Япония, Иран и Турция явля­ются тремя из нескольких стран, имеющих высокие значения UA. В то же время люди в культурах с низкими значениями UA (Гонконг и Тай­вань) не испытывают стресса от неопределенных ситуаций. 3. Индивидуализм-коллективизм (individualism-collectivism, IC) – это тенден­ция проявлять заботу о себе или ближайших родственниках против тен­денции принадлежности к группе и совместной работы в коллективе. Высокое значения IC имеют США, Британия. Низкие значения, соответ­ствующие коллективизму, – Филиппины, Сингапур. 4. Маскулинизм-феминизм (masculinity-femininity, MF). Характеристика определяет степень доминирования «мужской» культуры (с ориентаци­ей на достижение материального успеха) или «женской», кото­рая предполагает способность восприятия малого, слабого и медлитель­ного. В типично «мужских» культурах (Италия, ЮАР) главное внимание сосредоточено на деньгах, материальном положении или амбициях (чем больше, тем лучше). В противоположность этому в «женских» культурах (Голландия, скандинавские страны) особое значение придается окружа­ющей среде, качеству жизни и т. д. Существует большая гибкость поло­вых ролей и равенство полов. Инструменты сглаживания национальных различий и формирования и развития корпоративной МНК культуры включают как обычные для крупных компаний формы и средства (обряды, цере­монии, ритуалы, мифы, легенды, рассказы и т. д.), так и специфические инстру­менты, характерные для международного бизнеса: 1. Универсальная знаково-символическая система, включающая наимено­вания, знаки, систему фирменной идентификации. 2. Система коммуникации («официальный» язык корпорации, разговорные языки, жаргоны, система неформального общения). 3. Постоянная ротация руководящих работников и совместное обучение сотрудников корпорации, представляющих разные национальные культуры. В многонациональной компании создание в действительности позитивной корпоративной культуры, обеспечивающей эффективный контроль (способствующий реализации целей организации), является постоянным, а не дискретным процессом. Многие компании используют следующую модель практических действий для реализации «культурной синергии»:   Рис. 4. Модель создания позитивной корпоративной культуры Многие компании, в реальности осознавая необходимость дальнейшей интернационализации и становясь поистине транснациональными в своих стратегиях, то есть усиливая свою “чувствительность” к локальным рынкам, на которых они оперируют, предпринимают следующее: делают совет директоров более интернациональным; организуют международные встречи, где люди обмениваются информацией (технической, функциональной, по проектам); формируют многонациональные команды для решения общих задач, увеличивают количество иностранцев в штаб-квартире; устраивают международную ротацию персонала; пытаются распространять лучший опыт. Уже из всего этого мы видим, какое значение придается в МНК созданию интернациональной корпоративной культуры. Однако в большинстве случаев не удается избежать доминирования одной культуры над другой, что осознается менеджерами компаний и исследователями как определенный недостаток. Но все больше и больше компаний идут по пути поиска в создании по-настоящему глобальных, или транснациональных корпоративных культур.
ЛИТЕРАТУРА
1. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,1994. 2. Дэниэлс Дж. Д., Радеба Ли.Х. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции: Пер. с англ., 6-е изд. – М.: «Дело Лтд», 1994. 3. Иовчук А. Опыт планирования и управления в многоотраслевой корпорации // МЭиМО. 1991. №10. 4. Международный менеджмент: Учеб. для вузов / Под ред. С.Э. Пивоварова,Д.И. Баркана, Л.С. Тарасовича, А.И. Майзеля. – СПб.: Питер, 2000. 5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: «Дело Лтд», 1994. 6. Мюллер Г., Гернон Х., Миик Г. Учет:международная перспектива: Пер. с англ. – М.:Финансы и статистика, 1992. 7. Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран: Пер. с англ. / Под ред. и с предисловием В.Д. Щетинина. – М.: Международные отношения, 1993. 8. Целищев И.С. «Управление по-японски» за пределами Японии // МЭиМО. 1991. № 8. 9. Хруцкий В.Е. Современные подходы к структурам управления // США: экономика, политика, идеология. 1990. №7. 10. Юданов А.Ю. Типы конкурентной стратегии: ”биологический” подход к классификации компаний // МЭиМО. 1990. №10. 11. Якокка Л. Карьера менеджера. – М.: Прогресс, 1990. 12. Bartlett Christopher A., Ghoshal Sumantra. What Is a Global Manager?/ Harvard Business Review, September-October, 1992. 13. BartlettC.A., Ghoshal S. Managing Across Borders: The Transnational Solutions, Boston: Harward Business School Press, 1993. 14. Dunning J. H. The Globalization of Business. The challenge of the 1990s. London and New York: Routledge, 1995. 15. Copeland L., Griggs L., Going International/ Random House, Inc., 1985. 16. Hamel G., Prahalad C.K. Strategic Intent. Harward Business Review, 1989. 17. Hill Charles W.L., Jones Gareth. Stratigic Management Theory. An Integrated Approach. Houghton,Mifflin, 1995. 18. Hill Charles W.L. International Business. Competing in the Global Marketplace. IRWIN, Burr Ridge, Illinois, 1994. 19. G.Hofstede / Cultures and Organizations. Harper Collins Publishers 20. Mead Richard. International Management: Cross cultural dimensions. Oxford: Blackwell Business, 1994. 21. Solnik B. International Investments. Mass.: Addison-Wesley, 1991. 22. Sullivan Jeremiah J. Exploring International Business Environments. Pearson Custom Publishing, 1999.

 

 


 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция N6. 17.04.13. Маркетинг | Сущность и роль международного маркетинга в развитии мировой экономики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.