Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие управленческого решения. Понятие и классификация целей

Понятие и классификация целей. Принципы постановки и использования целей.

В менеджменте

Тема 4. Выбор целей и разработка решений

 

Цели — это конкретное состояние отдельных характеристик предприятия, достижение которых является для него желательным, на что направлена его деятельность, а также процесс управления. В системе управления предприятием цели выполняют ряд важных функций:

- отражают философию предприятия, концепцию его деятельнос­ти и развития, а поскольку виды деятельности лежат в основе общей и управленческой структуры, именно цели определяют, в конечном счете, ее характер и особенности;

- уменьшают неопределенность текущей деятельности как пред­приятия, так и каждого работника, становясь для них ориентирами в окружающем мире, помогают приспособиться к нему, сконцент­рироваться на достижении желаемых результатов, каким-то обра­зом ограничить себя, регулировать собственные поступки и поведе­ние; это дает возможность действовать быстрее, с большим эффек­том, добиваясь задуманного с минимальными затратами;

- официально провозглашенные, они служат оправданием в гла­зах общественности необходимости и законности существования данной организации, особенно если ее деятельность вызывает не­благоприятные последствия, например загрязнение окружающей среды.

Классификация целей может иметь следующий вид:

1. По степени важности – стратегические и так­тические.

Стратегические цели ориентированы на решение перс­пективных масштабных проблем, качественно меняющих жизнь и лицо организации.

Тактические — являются про­межуточными по отношению к стратегическим, отражают отдель­ные этапы их достижения.

2. По времени реализации цели разделяют на долгосрочные (свыше пяти лет), среднесрочные (от года до пяти лет) и краткосрочные (до одного года).

3. По содержанию цели делятся на:

- технологические – совершенствование систем земледелия и животноводства, компьютеризацию, строи­тельство новых производственных зданий и т. д.

- экономические – укрепление финан­совой устойчивости организации, рост прибыльности, рыночной стоимости акционерного капитала.

- производственные – выпуск определенно­го объема товаров и услуг, повышении их качества, увеличении эф­фективности производства, снижении себестоимости.

- административные цели – достижение высокой управляемости организацией, надежного взаимодействия между сотрудниками, хорошей дисциплины, слаженности в работе.

- маркетинговые – завоевание тех или иных рын­ков сбыта, привлечение новых покупателей, клиентов, продлени­е жизненного цикла товаров и услуг.

- научно-технические цели состоят в создании и внедрении в производство новых и усовершенствовании существующих образ­цов продукции, доведении их до уровня требований мировых стан­дартов.

- социальные цели ориентированы на создание благоприятных условий труда, жизни и отдыха работников, повышение их образо­вательного и квалификационного уровня и т.д.

4. По уровню, к которому они относятся, цели делятся на общие и специфические.

Принципы постановки и использования целей следующие:

 

1. Обсуждение целей. Цели используются намного эффективнее, когда подчиненные, которые несут ответственность за их достиже­ние, принимают участие в их постановке. Обсуждение методов и способов достижения целей, а также сро­ков на групповом уровне облегчает общение между взаимозависи­мыми подразделениями в любой организации.

2. Определение приоритетов. Организации и менеджеры, которые возглавляют их, ставят огромное число целей, но опытные менед­жеры из всех стоящих перед ними целей выделяют приоритеты. Не­обходимо фокусировать свое внимание на целях в тех сферах, где результаты имеют решающее значение.

3. Обеспечение регулярной обратной связи. Исследования показы­вают, что более высокие результаты исполнения могут быть достиг­нуты, если обеспечивается обратная связь. Работники хотят знать, на какой стадии достижения цели они находятся. Когда регулярно обеспечивается обратная связь, ра­ботники не только с большим усердием начинают добиваться дос­тижения целей, так как у них появляется еще один мотивирующий фактор, но и работают более производительно.

4. Связь целей с системой поощрения. Эффективность постановки целей возрастает, когда с ними соединяют систему поощрения и ре­цензирования. Система, поощряющая выполнение взаимоустанов­ленных целей, внушает исключительные обязательства по отноше­нию к этим целям. Однако необходимо обеспечить справедливость системы поощрения.

 

 

 

Управленческое решение — результат творческого целенаправ­ленного анализа проблемной ситуации, выбора путей, методов и средств ее разрешения в соответствии с целью системы менедж­мента.

Импульсом к управленческому решению является необходи­мость ликвидации проблемы, уменьшение ее актуальности или ис­чезновение, то есть приближение действительных параметров объекта к желаемым, прогнозным.

 

К управленческому решению предъявляют ряд общих требова­ний.

Всесторонняя обоснованность означает необходимость принятия решения на базе максимально полной и достоверной информации. Решение должно охватывать весь спектр вопросов, всю полноту потребностей управляемой системы. Для этого необходимо знание особенностей, путей развития управ­ляемой, управляющей систем и окружающей среды. Требуется тща­тельный анализ ресурсного обеспечения, научно-технических воз­можностей, целевых функций развития, экономических и соци­альных перспектив предприятия, региона, отрасли, национальной и мировой экономики.

Своевременность предполагает, что принятое решение не должно отставать или опережать потребности и задачи социально-эконо­мической системы.

Под необходимой полнотой содержания подразумевают, что ре­шение должно охватывать весь управляемый объект, все сферы его деятельности, все направления развития.

Полномочность — строгое соблюдение субъектом управления тех прав и полномочий, которые ему предоставлены высшим уровнем управления.

Согласованность с принятыми ранее решениями означает преем­ственность, непротиворечивость развития. Она необходима для со­блюдения законодательства, постановлений, распоряжений.

 

Поскольку решения принимаются людьми, их характер во мно­гом несет на себе отпечаток личности менеджера. В связи с этим принято различать

Уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипоте­зам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию ре­шения, они имеют сформулированную исходную идею.

Авторы импульсивных решений легко генерируют самые разнооб­разные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказы­ваются недостаточно обоснованными и надежными.

Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, не боятся опасностей.

Инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В таких решениях контрольные и уточняющие действия преоблада­ют над генерированием идей, поэтому в них нет оригинальности, блеска, новаторства.

Осторожные решения характеризуются тщательной оценкой менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и ори­гинальностью.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы менеджмента | Технология принятия решений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.