Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное регулирование внешней торговли. Внешнеторговая политика




Несмотря на либерализацию современной внешнеэкономиче­ской деятельности значительную роль в развитии внешней торгов­ли и ее регулировании сохраняют за собой государства, которые проводят соответствующую внешнеторговую политику. Внешнетор­говая политика государства — это определение стратегии и совокуп­ность разнообразных форм и средств деятельности государства, на­правленных на развитие и регулирование торговых отношений с дру­гими странами мира и (или) их группировками. Следует отметить, что помимо внешнеторговой политики государства осуществляет­ся и внешнеторговая политика иных субъектов международных экономических отношений (интеграционных союзов и группиро­вок, например внешнеторговая политика ЕС по отношению к тре­тьим странам, не входящим в его состав, и к другим экономическим союзам и группировкам; ведущих транснациональных кор­пораций; в рамках федеративных государств — внешнеторговая политика субъектов федерации и др.). Однако роль государства в области внешнеторговой политики имеет существенное значение. При этом его внешнеторговая политика тесно взаимосвязана с внутренней экономической политикой, составляя тем самым об­щую экономическую политику государства.

Внешнеторговая политика государства складывается:

• из стратегии;

• совокупности конкретных методов и средств реализации дан­ной стратегии (тактический аспект внешнеторговой политики).

Стратегия внешнеторговой политики состоит в определении ее целей и решении концептуальных, главных для развития и регу­лирования внешней торговли вопросов. Поэтому во многих стра­нах принимаются соответствующие законодательные акты, свя­занные как с общими вопросами положения страны в мировой экономике и политике, так и с более конкретными, касающими­ся только внешнеторговой политики. Так, например, эти пробле­мы обязательно рассматриваются в ежегодном докладе президен­та США «О национальной безопасности США» и одновременно идет реализация уже более конкретного документа — «Нацио­нальная экспортная стратегия США».

В России аналогичные проблемы затрагиваются в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», утвержден­ной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. Более конкретным документом является Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельно­сти» от 13 октября 1995 г., где даются определения, связанные с внешней торговлей, и основные положения ее развития. Однако специальный концептуальный документ по внешнеэкономиче­ской политике государства в России еще предстоит разработать.

Главная задача внешнеторговой политики любого государства состоит в обеспечении благоприятных условий для эффективной деятельности отечественного бизнеса в сфере внешней торговли (а тем самым и для эффективного развития национальной эконо­мики в целом). Помимо факторов, вытекающих из собственно на­ционального экономического развития, здесь действуют и факто­ры интернационализации экономической жизни (развитие меж­дународного совместного предпринимательства, деятельность ТНК, тенденции глобализации мировой экономики и др.). При этом внешнеторговая политика должна учитывать как тенденции гармонизации международных экономических отношений, так и обострения международной конкуренции, все более отчетливо проявляющиеся в последние годы.

Кроме этого внешнеторговая политика так или, иначе является составной частью внешней политики государства как таковой. Поэтому не случайно некоторые страны мира, особенно ведущие развитые страны с рыночной экономикой, нередко используют широкий арсенал собственно политических средств воздействия на страны, выступающие в качестве реальных или потенциальных конкурентов на международной экономической арене — вплоть до военно-политического давления, что вызывает растущий про­тест со стороны других государств.

Двумя основными разновидностями внешнеторговой полити­ки в настоящее время являются протекционизм и либерализация. Протекционизм выступает как внешнеторговая (внешнеэкономи­ческая) политика государства, направленная на всемерную и все­стороннюю защиту внутреннего рынка от иностранной конкурен­ции (защитная функция протекционизма), а нередко и на развер­тывание и поддержку деятельности отечественного бизнеса по захвату внешних рынков — как страновых и региональных, так и конкретных товарных сегментов мирового рынка. Либерализация, напротив, предполагает снятие всевозможных барьеров, препят­ствующих развитию внешней торговли и внешнеэкономических связей в целом.

Протекционизм и либерализация представляют собой опреде­ленные крайности внешнеторговой политики, в реальной же прак­тике, как правило, реализуется некий комбинированный, комп­ромиссный вариант этой политики, сочетающий в себе элементы протекционизма и либерализации. При этом используемые госу­дарствами элементы протекционизма и либерализации отражают не только специфику их собственной долгосрочной политики, но и их реакцию на изменения в общей системе международных эко­номических отношений, во внешнеторговой политике других го­сударств и (или) их группировок.

Тактический аспект внешнеторговой политики государства свя­зан с выбором и использованием соответствующих методов и средств внешнеторговой политики.

У большинства стран мира в настоящее время имеется обшир­ный арсенал различных инструментов внешнеторговой политики, которые позволяют оказывать активное воздействие как на форми­рование структуры и направлений развития собственных внешне­экономических связей, так и на внешнеэкономические связи и внеш­неторговую политику других государств и их группировок. В наиболь­шей степени преуспели здесь США, стремящиеся как через соб­ственную внешнеторговую политику, так и через деятельность авто­ритетных международных организаций (например, ВТО) путем при­нятия решений по либерализации внешней торговли оказывать ак­тивное воздействие на внешнеторговую политику практически всех стран мира.

В мировой практике развития и регулирования внешней торгов­ли в течение длительного периода проявлялась и продолжает про являться своего рода «обратно пропорциональная зависимость» — чем ниже уровень экономического развития страны, тем большее число различных инструментов внешнеторгового регулирования используется и тем больше интенсивность и «жесткость» их при­менения. Во многих современных развитых странах на ранних ста­диях формирования рыночной экономики практиковались весьма жесткие формы регулирования внешней торговли (в США — осо­бенно в период после Гражданской войны и до первой мировой войны, в Японии — после второй мировой войны и т. д.). И толь­ко после достижения высокого уровня экономического развития и международной конкурентоспособности эти страны пошли по пути либерализации внешнеторгового регулирования.

Число мер государственного регулирования внешней торговли постоянно растет, поскольку в международный обмен вовлекают­ся все новые продукты различных сфер экономической деятельно­сти (товары, услуги, объекты интеллектуальной собственности, ка­питал). Это предполагает необходимость использования более ши­рокого круга средств и инструментов, позволяющих эффективно ограждать национальную экономику от негативного влияния вне­шних факторов, содействовать укреплению позиций отечествен­ных производителей на мировом рынке. Методы регулирования внеш­ней торговли подразделяются на тарифные и нетарифные.

В настоящее время методы регулирования внешней торговли в соответствии с международными классификациями делятся на 8 основных групп:

1) тарифные методы;

2) паратарифные методы;

3) меры контроля за ценами;

4) финансовые меры;

5) методы количественного контроля;

6) автоматическое лицензирование;

7) монополистические меры;

8) технические барьеры.

Тарифные методы являются наиболее распространенными и по­стоянно используемыми — в форме импортных и (в меньшей мере) экспортных пошлин. Существенное значение для их рассмотрения имеет понятие импортного таможенного тарифа (ИТТ), который представляет собой систематизированный перечень (или номенк­латуру) ввозимых товаров, облагаемых при этом таможенными по­шлинами, а также совокупность методов определения их таможен­ной стоимости и взимания пошлин; механизм введения, измене­ния или отмены пошлин; правила определения страны происхож­дения товара.

Главными составляющими ИТТ являются:

• систематизированный перечень (номенклатура) ввозимых то­варов;

• методы определения таможенной стоимости (цены) ввози­мых товаров и взимания пошлин;

• механизм введения, изменения или отмены пошлин;

• правила определения страны происхождения товара;

• пределы полномочий органов исполнительной власти в тамо­женной области.

ИТТ базируется на принимаемых в различных странах законо­дательных актах, таможенных кодексах. Вместе с внутренней на­логовой системой страны ИТТ регулирует общий экономический климат в ней и оказывает существенное воздействие на многие процессы, протекающие в экономической жизни страны.

Активная часть ИТТ — таможенные пошлины, являющиеся по своей сути своеобразным налогом на право ввоза иностранного товара (пошлины взимаются в момент пересечения таможенной границы государства).

В зависимости от направления движения товаров пошлины бы­вают импортные, экспортные и транзитные. При этом наиболее часто применяются импортные пошлины, менее часто — экспорт­ные и транзитные.

В соответствии со способом установления различаются:

• адвалорные пошлины;

• специфические пошлины;

• комбинированные пошлины.

Наиболее распространенные в международной торговле адва­лорные пошлины устанавливаются в виде процента от стоимости (цены) пересекающего таможенную границу товара. В этой связи существенное значение приобретает метод оценки стоимости им­портных товаров. В настоящее время его применение во многих странах регулируется Соглашением об оценке товаров в таможен­ных целях, заключенным в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) (подробнее о ГАТТ — далее в насто­ящей главе). Как правило, импортные таможенные пошлины рас­тут по мере увеличения степени обработки товара (т. е. чем боль­ше в нем добавленная стоимость).

Специфические пошлины устанавливаются в абсолютном выра­жении от единицы измерения товара (за тонну, баррель, штуку и т. д.). Комбинированные пошлины представляют собой фактическую комбинацию двух указанных выше видов пошлин — адвалорной и специфической.

В соответствии с направлением действия различаются преферен­циальные и дискриминационные пошлины. Преференциальные по­шлины устанавливаются ниже минимального уровня с целью со­здания благоприятных условий для торговли каким-либо товаром или с "какой-либо страной. Дискриминационные (повышенные) пошлины, напротив, устанавливаются с целью воздействия на экспортеров соответствующих товаров или на соответствующие страны, откуда осуществляется экспорт тех или иных товаров. Среди дискриминационных пошлин различают: ответные, компенсаци­онные и антидемпинговые пошлины. При этом ответные по­шлины представляют собой реакцию на определенные негатив­ные действия внешнеторговых партнеров, ухудшающие условия торговли данной страны. Компенсационные пошлины — реакция на субсидии экспортерам, предоставляемые правитель­ствами их стран (например, государство берет на себя расходы в области научно-технических разработок по данным товарам). Эти пошлины устанавливаются с целью выравнивания условий тор­говли с партнерами. Антидемпинговые пошлины высту­пают как разновидность компенсационных пошлин. Они устанав­ливаются с целью противодействия демпингу, при котором фир­мы-конкуренты реализуют свои товары по искусственно занижен­ным ценам. В результате принятия антидемпинговых мер цены вы­равниваются до уровня, считающегося нормальным.

Принципиальное значение имеет и вопрос о стране происхож­дения товара, поскольку ставки таможенных пошлин во всех стра­нах мира дифференцируются (различаются) применительно к раз­личным группам стран. Сначала в стране устанавливается так на­зываемая базовая ставка таможенной пошлины (она распростра­няется на страны, пользующиеся режимом наибольшего благо­приятствования). Затем решается вопрос о других группах стран: товары из наименее развитых стран поставляются в данную стра­ну, как правило, беспошлинно; из развивающихся стран — со скидкой (в России в 2001 г. эта скидка составляла 25 %), из стран, не пользующихся режимом наибольшего благоприятствования, — по увеличенным базовым ставкам (в России в указанный пери­од — в 2 раза).

Паратарифные методы представляют собой виды платежей (по­мимо таможенных пошлин), которые взымаются с иностранных товаров при их ввозе на территорию данной страны: различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. К числу наиболее часто используемых паратарифных ме­тодов относятся, прежде всего, налог на добавленную стоимость и

акцизы.

В некоторых странах имеются весьма специфичные формы па­ратарифных платежей: сбор в фонд развития экспорта, сбор на охрану окружающей среды, сбор при ввозе в страну пластиковых контейнеров (решение проблем по экологии), налог на защиту растений, сбор на борьбу с мусором (бутылки и банки из-под пива и безалкогольных напитков) и др.

Паратарифные методы, как правило, официально не связыва­ют с целями регулирования внешней торговли (как, например, таможенные пошлины), однако их воздействие нередко оказыва­ется весьма существенным.

Меры контроля за ценами представляют собой меры борьбы с искусственным занижением цен на импортируемые в данную стра­ну товары (антидемпинговые меры) и меры, направленные против экспортных субсидий, предоставляемых правительствами иност­ранных государств отечественным фирмам-экспортерам, что так­же искусственно повышает международную конкурентоспособность последних (компенсационные меры).

Для защиты от иностранных конкурентов некоторых экономи­чески уязвимых секторов национальной экономики (прежде всего отраслей аграрного сектора) могут применяться скользящие им­портные сборы, направленные на то, чтобы довести внутреннюю цену товара до определенного уровня.

Финансовые меры связаны, как правило, с использованием осо­бых правил совершения валютных операций в ходе внешнеторго­вого обмена (например, введение обязательной продажи части валютной выручки, полученной от внешнеторговых операций).

Методы количественного контроля связаны с установлением стра­нами соответствующих количественных ограничений (квот) на ввоз и вывоз конкретных товаров.

Автоматическое лицензирование состоит в том, что для ввоза или вывоза определенных товаров в стране требуется получение соответствующего документа (лицензии). С введением автоматиче­ского лицензирования осуществляется мониторинг (наблюдение) за торговлей данными товарами. Хотя мониторинг сам по себе не является ограничительной мерой, однако он облегчает введение ограничений в случае необходимости.

Монополистические меры. В различные периоды времени отдель­ные государства устанавливают свою монополию на торговлю оп­ределенными товарами вообще (включая и внутреннюю торгов­лю) или только на внешнюю торговлю ими. Иногда такого рода монополия устанавливается в скрытом виде, когда в качестве мо­нопольного продавца или покупателя государство определяет го­сударственную компанию.

Технические барьеры во внешней торговле связаны с осуществ­лением контроля импортных товаров с точки зрения их соответ­ствия национальным стандартам безопасности и качества.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.