Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование хозяйственной деятельности предприятий судостроительного и морского транспортного комплекса

9.1. Планирование работы транспортного флота судоходной компании

Планирование перевозок. Планирование работы транспортного флота осуществ­ляется в тесной связи с разработкой плана морских перевозок. В свою очередь план работы флота является основой для расчета потребностей в рабочей силе, материалах, топливе, перегрузочных средствах, базах технического обслуживания и т.п.

План перевозок грузов (в тоннах) морским транспортом разрабатывают- на осно­ве заявок на каботажные и экспортно-импортные перевозки и дополнительных расче­тов потребности народного хозяйства в перемещении грузов с учетом провозной спо­собности транспортного флота и пропускной способности морских портов.

План каботажных перевозок по отправлению в целом по пароходствам формиру­ют на основе обработки заявок грузоотправителя и анализа отчетной корреспонден­ции перевозок грузов в каботажном плавании.

План перевозок грузов в заграничном плавании и доходов в иностранной валюте от этих перевозок составляют по перевозкам экспортно-импортных грузов иностран­ных фрахтователей (ГИФ).

План перевозок ГИФ и доходов в иностранной валюте от них определяют и вклю­чают в план перевозок грузов в загранплаваниях с учетом провозной способности флота, конкретных условий, складывающихся на мировом фрахтовом рынке.

Планирование перевозок экспортно-импортных грузов и доходов в иностранной валюте от них осуществляют на основе заявок внешнеторговых организаций и объе­динений на планируемый год и анализа отчетной корреспонденции по перевозкам в загранплаваниях за ряд предыдущих лет.

Распределение перевозок грузов между видами транспорта (железнодорожный, морской, речной) производится с учетом особенностей и преимуществ каждого вида транспорта и конкретных условий перевозок путем сравнения приведенных народно­хозяйственных затрат по возможным вариантам перевозок, причем учитывают затра­ты не только по перемещению грузов, но и по погрузочно-разгрузочным работам, хра­нению грузов на складах и другим необходимым операциям.

Распределение перевозок грузов между видами транспорта должно обеспечивать решение следующих задач:

полное и бесперебойное удовлетворение потребностей народного хозяйства в пере­возках при минимальных затратах по всему перевозочному циклу "от двери до двери";

своевременный вывоз производственной продукции для устранения "заморажива­ния" оборотных средств во время ожидания отгрузки;

ускорение доставки грузов на всех этапах в целях высвобождения оборотных средств, заключенных в перевозимой продукции;

качества транспортного обслуживания - обеспечение подачи под загрузку необ­ходимых типов подвижного состава, соблюдение сроков и ритмичности доставки гру­зов;

установление оптимальной сферы использования морского транспорта, эффектив­ное использование провозной способности флота и пропускной способности портов.

Конечной целью разработки планов работы транспортного флота является опре­деление его провозной способности в тонно-милях, которая сопоставляется в рассчи­танным объемом грузооборота. В результате такого сопоставления определяют план морских перевозок.

Планирование работы флота. План работы флота включает баланс флота, бюд­жет времени флота, показатели использования флота.

Расчет баланса флота, бюджета его времени и показателей использования произ­водятся раздельно для сухогрузного, наливного и грузопассажирского флота, причем выделяют специализированные суда - лесовозы, контейнеровозы, ролкеры, лихтеровозы, балкеры, газовозы, паромы, рефрижераторные и др. Баланс позволяет становить количество и тоннаж судов к началу планового периода, а также размер тоннажа в сред­негодовом исчислении. К балансу прилагают список судов с указанием их основных технико-эксплуатационных характеристик.

Планирование перевозки грузов в прямых и смешанных сообщениях. Смешанным сообщением называется такая организация перевозок грузов, когда в их доставке участвует несколько видов транспорта и перевозка тем или иным видом транспорта и определяет­ся специальным документом. Перевозка, совершаемая по единому транспортному доку­менту на всем пути следования с передачей груза с одного вида транспорта на другой, без участия отправителей и получателей, называется перевозкой в прямом смешанном сообщении. Все виды транспорта, участвующие в такой перевозке, выступают перед гру­зовладельцами как единая система, в которой все участники работают по единому плану, взаимно дополняя друг друга, сохраняя свои хозрасчетные интересы, свои особенности организации и технологии перевозок. Перевозка грузов в этом виде сообщений очень удоб­на для грузовладельцев, т.к. сокращаются сроки доставки и повышается сохранность гру­зов, совершенствуется организация работы перевалочных пунктов, создаются условия для организации перевозки грузов от "двери до двери".

За невыполнение плана перевозки грузов в этом виде сообщения железные доро­ги и пароходства несут материальную ответственность.

Перевозка грузов в прямых смешанных и смешанных сообщениях включается в общий план перевозок по соответствующей номенклатуре грузов. Планирование пере­возок этого вида осуществляется в основном в той же последовательности, что и пла­нирование каботажных и экспортно-импортных перевозок.
Планирование перевозок грузов в прямом водном сообщении. Перевозки грузов в прямом водном сообщении осуществляются совместно морскими и речными пароходствами с перевалкой грузов из речных судов в морские и наоборот. В последнее время широко практикуются такие перевозки на судах смешанного типа "река-море".

Планирование перевозок в прямом водном сообщении осуществляется в той же последовательности, что и планирование перевозок грузов в прямых смешанных со­общениях.

Планирование пассажирских перевозок. В общем объеме перевозок морским транс­портом преобладающая роль принадлежит грузовым перевозкам. Однако пассажирс­кие перевозки в суммарном объеме транспортной работы имеют большое значение, т.к. призваны удовлетворять потребности населения страны в перемещении при надлежа­щем качестве перевозок в отношении скорости и комфортабельности.
Планирование перевозок пассажиров осуществляется по видам сообщений - местное, каботажное и заграничное.

Для определения перспективных объемов пассажирских перевозок проводятся эко­номические изыскания и исследования возможностей - развития туризма, строительства новых и расширения действующих санаториев и домов отдыха, учитываются социаль­но-бытовые и другие факторы, анализируются отчетные данные о пассажиропотоках.

На первом этапе планирования при расчете плана пассажироперевозок использу­ют заявки профсоюзных, культурных, туристических, санаторно-курортных и других организаций на аренду пассажирских судов (под круизы, плавучие дома отдыха). На втором этапе определяется бюджет времени флота. Основными показателями бюджета времени, рассчитываемыми в судо-сутках и тоннаже-сутках, являются календарный, эксплуатационный и внеэксплуатационный периоды. Использование при расчете бюджета времени показателя тоннаже-суток позволяет учесть производствен­ные возможности судов различной грузоподъемности.

Расчет календарного периода флота ведется на основе баланса флота по отдель­ным типам судов и суммирования по видам флота и в целом по флоту пароходства и министерства.

Эксплуатационный период определяется вычитанием внеэксплуатационного пе­риода из общего календарного периода

 

Эксплуатационный период подразделяют на период на перевозках, в аренде и на других работах.

Внеэксплутационный период включает заводской ремонт судна с учетом време­ни его ожидания (доковый ремонт и котломоточистка) и другие перерывы в эксплуата­ции флота (фумигация и т.п.).

На третьем этапе планирования работы флота рассчитываются основные показа­тели использования судов, которые были рассмотрены выше.

На четвертом этапе рассчитывают провозную способность флота. Она может быть определена методом укрупненных расчетом и методом предварительной расстановки судов по линиям и направлениям работы.

Детальные расчеты производятся на основе расстановки судов по линиям и направ­лениям для определения провозной способности судов и суммарной провозной спо­собности флота.

9.2. Планирование работы морских транспортных судов. Рейсовое планирование

Перспективный план. Морское транспортное судно является основной производ­ственной единицей пароходства, непосредственно осуществляющей транспортировку грузов и пассажиров в различных видах плавания. Поэтому планирование работы судов представляет составную часть планирования работы флота пароходства. С учетом планов работы судов разрабатывают планы перевозок грузов и пассажиров и планы работы флота в целом.

На каждое судно разрабатывается перспективный план с разбивкой по годам и крат­косрочный план. Показатели перспективного плана являются основой для оценки дея­тельности экипажа судна и базой для разработки годовых планов его работы.

План работы судна (с разбивкой заданий по годам) содержит следующие показа­тели: бюджет времени, календарный период, эксплуатационный и внеэксплуатационный периоды, объем перевозок, доходы, расходы, чистую выручку, общие доходы, об­щие расходы, финансовый результат.

Перспективный план работы транспортных судов дает возможность оценивать ра­боту экипажей по принципу нарастающего итога.

В первом разделе судового перспективного плана (с разбивкой по годам) рассчи­тывается бюджет времени работы судна.

В планировании решающее значение имеет расчет ремонтного времени на длитель­ную перспективу. Он выполняется соответствующей службой пароходства.

Бюджет времени работы судна является самым важным разделом плана - время устанавливается в нем твердо по годам на перспективу и не подлежит в дальнейшем корректировке.

Во втором, третьем, четвертом и пятом разделах плана рассчитываются объем пе­ревозок, доходы, расходы, чистая выручка от заграничных перевозок, причем расчет доходов производится по тарифам (ставкам) первого года работы судна, а расходы определяются исходя из абсолютной и относительной величин их по типам судов и направлениям работ. Для расчета расходов в инвалюте в каждом пароходстве должна быть разработана система нормативов по статьям расходов.

Валовая сумма расходов устанавливается с выделением основных статей: содер­жание экипажа, топливо, ремонт, амортизация и др. При определении статей расходов используются утвержденные суточные нормативы этих расходов и бюджет времени работы судов, установленный в плане (продолжительность эксплуатационного перио­да и времени ремонта).

В шестом разделе определяют общие доходы как от заграничных перевозок (с уче­том коэффициента доплат), так и от перевозок грузов в каботаже, работы судна в арен­де и др.

Разработка планов работы судов начинается заблаговременно, чтобы до начала планируемого периода они были доведены до экипажей судов. Это позволяет экипа­жам своевременно произвести расчеты, необходимые для обоснования и разработ­ки, организационно-технических мероприятий по выполнению плановых заданий на перспективу.

Перспективные планы работы судов уточняются годовыми производственно-фи­нансовыми планами.

Краткосрочный (годовой) план работы судна. Этот план составляет планово-экономический отдел пароходства на основе соответствующих годовых заданий перс­пективного плана судов в загранплаваниях по следующим показателям: производствен­ные (сутки на перевозках), объем перевозок (тонны, тонно-мили), инвалютные доходы и расходы, чистая валютная выручка; финансовые показатели доходов и расходов все­го, в т.ч.: снабжение, амортизация, ремонт, топливо, общий финансовый результат и су­точная себестоимость судна на ходу и на стоянке.

Годовой план по судну формируется из суммы планов рейсовых заданий поквар­тально нарастающим итогом с начала года. Он содержит количественные и качествен­ные показатели работы.

Основное назначение годовых планов судов состоит в обосновании показателей, отражающих транспортные ресурсы пароходства и расходы, направляемые на поддер­жание этих ресурсов.

Рейсовое планирование судна. Этот вид планирования конкретизирует и уточ­няет непрерывный график работы флота и портов по исполнителям транспортной ра­боты (конкретным судам и портам), ее элементам и операциям (перевозке, выгрузке, вспомогательным операциям), объемам (количеству и наименованию грузов), месту (портам отправления и назначения, промежуточным портам, рекомендованным курсам), календарному времени (датам) и срокам (продолжительности рейса, его элементов и операций) выполнения транспортной работы, а также финансовым показателям (дохо­дам, расходам, прибыли).

Основной целью рейсового планирования является мобилизация экипажей су­дов на обеспечение качественного выполнения календарных планов пароходства, не­прерывных графиков работы флота и портов; развитие инициативы, предприимчи­вости по изысканию резервов повышения эффективности работы судна в каждом рей­се: усиление заинтересованности в результатах своего труда и в общих итогах работы пароходства.

Основой рейсового планирования работы судов является рейсовое задание, а оценочно-формирующими показателями являются загрузка судна и бюджет време­ни рейса.

 

9.3. Годовое и оперативное планирование работы судна

Годовое (текущее) планирование. Годовой (текущий) план работы судна, явля­ясь составной частью плана пароходства, конкретизирует его по объектам, перевозкам, месту и времени их выполнения.

Годовой (текущий) план работы судна содержит производственные задания, транс­портные ресурсы, затраты на поддержание этих ресурсов.

Производственное задание судна отражает годовой план перевозок судна в денеж­ном (чистая валютная выручка) или натуральном (тоннаж) выражении. Производствен­ное задание судну устанавливают после расстановки флота пароходства по линиям и направлениям перевозок. Годовое производственное задание (по объемам перевозок и транспортной работе в натуральном или денежном выражении) имеет условный харак­тер из-за неточности исходных данных по годовым объемам и направлениям перево­зок, возможных значительных изменений в расстановке судов по линиям и направле­ниям. Поэтому в годовые производственные заданий судов часто вносят большие коррективы, обусловленные изменениями в объемах, характере и условиях работы каждого судна.

Транспортные (производственные) ресурсы включают плановую чистую грузо­подъемность, продолжительность эксплуатационного периода, бюджет времени (в тоннаже-сутках) в эксплуатации, техническую скорость в грузу и балласте по сезонам года и другие паспортные технико-эксплуатационные характеристики судна, в том числе нор­мативные постоянные судовые запасы. Задания по транспортным ресурсам дополня­ют показателями использования судов (коэффициентом использования календарного пе­риода, коэффициентом ходового времени, коэффициентом использования грузоподъ­емности, коэффициентом реализации технической скорости, производительностью в натуральном или стоимостном выражении 1 т грузоподъемности в сутки эксплуатации).

Затраты (натуральные и стоимостные) на поддержание транспортных ресур­сов охватывают:

плановую продолжительность и объем заводского ремонта в соответствии с типо­вой ремонтной ведомостью;

номенклатуру и удельный расход топлива и смазочных материалов по видам рабо­чего времени, плановые цены расходуемых сортов топлива;

суточный расход пресной воды на ходу и на стоянке;

штатные расписания на эксплуатационный и внеэксплуатационный период;

эксплуатационные расходы по статьям: содержание экипажа, амортизация, ремонт и снабжение, сборы и агентирование, прочие навигационные расходы. Их представля­ют как смету расходов и показателей по видам рабочего времени;

суточный фонд инвалюты, выплачиваемый экипажу в загранплаваниях, лимит средств на закупку в иностранных портах скоропортящихся продуктов, нормативы ин­валютных расходов на техническое снабжение;

плановую себестоимость суточного содержания судна на ходу и на стоянке.

В качестве результативного показателя в годовом плане устанавливают плановый уровень доходности.

Оперативное планирование. Оперативный (рейсовый) план работы судна конкретизирует непрерывный график работы флота по исполнителям транспортной работы (судам), ее элементам и операциям (переход, погрузка, выгрузка), объемам (массе) и наименованиям грузов, месту (портам отправления и назначения, промежуточным портам, рекомендованным курсам), календарному времени (датам и часам) и срокам продолжительности рейса, его элементов и операций) выполнения транспортной работы, а также по финансовым показателям (доходам, расходам, чистой валютной выручке, финансовому результату).

Необходимость рейсового планирования обусловливается потребностью учета изменений, возникающих в характере и условиях перевозок, и целесообразностью оценки результатов работы экипажей судов по каждому рейсу, а также по сумме рейсов за квартал.

Целью оперативного (рейсового) планирования является:

обеспечение высококачественного выполнения непрерывного графика работы флота, обязательств перед клиентурой и другими организациями - участниками единого транспортного процесса, производственных и финансовых планов пароходства;
изыскание резервов повышения эффективности работы судна в каждой рейсе, в условиях непрерывного графика работы флота;

усиление заинтересованности коллектива судна в результатах труда.
Основным документом, определяющим работу судна в каждом рейсе, является рейсовое задание. Трамповым судам рейсовое задание составляют и выдают на каждый рейс. Судам, совершающим последовательные, сравнительно короткие рейсы, составляют и выдают рейсовые здания на группу рейсов на определенный календарный период (месяц, квартал) с общими (суммарными) значениями показателей. Грузовым, грузопассажирским, пассажирским судам и морским паромам, работающим на линиях по расписанию, рейсовые задания выдают на круговой рейс. Судам, находящимся в аренде, работающим по таймчартеру и совершающим экспедиционные рейсы, рейсовое задание выдают в соответствии с условиями договора об аренде, таймчартером или характером экспедиционных работ.

Рейсовое задание содержит следующие данные и показатели:

нормируемая чистая грузоподъемность в данном рейсе в тоннах;

наименование (род) и количество грузов в тоннах, а при необходимости и их особенности (объемные и массовые данные, опасные свойства, влажно-температурный режим, угол естественного откоса навалочных грузов);

порты погрузки и выгрузки, ротация портов захода;

продолжительность рейса и его элементов (ходовой и стояночной составляющих) в часах;

дата и время начала и окончания рейса;

доходы в инвалютных рублях для загранплавания, доходы в национальной валюте для каботажного плавания;

расходы в инвалютных рублях и национальной валюте для загранплавания, расходы в национальной валюте для каботажного плавания;

чистая валютная выручка, на судо-час и валютная эффективность для загранплавания;

уровень доходности (отношение всех доходов ко всем расходам);

ставки, условия и сроки оплаты фрахта при перевозках грузов иностранных фрахтователей;

порты приема бункера, воды;

основные условия договора морской перевозки или ссылки на соответствующие статьи типовых договоров морской перевозки (условия приема нотиса, оплаты стивидорных расходов и др.);

рекомендации, касающиеся повышения эффективности и качества работы судна в рейсе, сокращения расходов в иностранных портах;

особые задания в рейсе.

Плановое количество грузов (включая и палубные грузы) рассчитывают исходя из:

чистой грузоподъемности судна на данный рейс с учетом нормируемого количества хозяйственных грузов и запасов бункера и воды, грузовой марки или допустимой осадки судна (при ограниченных глубинах в портах или каналах), если удельный погрузочный объем груза не превышает удельную грузовместимость судна в данном рейсе;

грузовместимости судна с учетом коэффициента трюмной укладки, если удельный погрузочный объем груза превышает удельную грузовместимость судна в данном рейсе;

количества заявленных к перевозке грузов, если при этом не обеспечивается полное использование чистой грузоподъемности и грузовместимости судна в данном рейсе.

Продолжительность рейса рассчитывается по элементам. Продолжительность чистого ходового времени определяют делением расстояний между портами захода судна по рекомендованным курсам (за вычетом протяженности каналов и узостей) на техническую скорость, откорректированную в соответствии с разрабатываемыми пароходствами нормативами снижения скорости. К полученной продолжительности чистого ходового времени прибавляют время, необходимое для прохождения каналов и узостей, на лоцманскую проводку, швартовые операции.

Продолжительность стояночного времени рассчитывают исходя из планового количества грузов и норм, установленных на грузовые операции, и нормативов, установленных на вспомогательные операции.

Плановые доходы определяют исходя из количества грузов и тарифов на перевозку экспортно-импортных и каботажных грузов, а также тарифов или фрахтовых ставок, предусмотренных чартерами или специальными соглашениями.

Плановая сумма доходов за рейс включает:

доходы за перевозки планового количества грузов в каботажном плавании, определяемые по действующим тарифам;

доходы за перевозки планового количества экспортно-импортных грузов, определяемые по действующим тарифам;

доходы за перевозки планового количества грузов, получаемые от иностранных фрахтователей и определяемые по ставкам, предусмотренным чартерами или специальными соглашениями.

Плановые суммы расходов за рейс включают:

постоянные расходы на амортизацию, текущий ремонт, снабжение, содержание экипажа и др. Эти расходы рассчитывают на основе нормативов по сумме отдельных статей на судо-сутки в соответствии с плановой продолжительностью рейса;

переменные расходы на топливо и смазочные материалы на ходу и на стоянке. Их определяют на основе нормативов расхода топлива и смазочных материалов в натуральном выражении и фактических цен на топливо и смазочные материалы в соответствии с плановыми ходовым и стояночным временем рейса;

расходы (портовые сборы, стивидорные, агентирование и др.), принимаемые по установленным ставкам, нормативам, а при их отсутствии - по фактическим данным;

расходы, произведенные в соответствии со специальным указанием пароходства;

расходы, понесенные в связи со спасением судов;

сумму платежей в бюджет по инвалютным расходам.

Плановое значение результативного показателя рейсового задания (уровень доходности) рассчитывают делением общей суммы доходов на общую сумму расходов.

Оценка работы транспортных судов. Итоговую оценку выполнения рейсового задания дают по окончании рейса на основании результативного показателя уровня доходности. При этом учитывают и выполнение задания по чистой валютной выручке в заграничном плавании, количеству перевезенных тонн грузов в каботажном плавании. Если судно работает на линии по расписанию, оценивают, насколько оно выдержало движение по расписанию.


При оценке выполнения рейса балластные переходы присоединяют к рейсам, их обусловливающим. К последующим рейсам, в частности, присоединяют балластные переходы, совершенные после рейса:

экспортного с генеральным грузом при условии, что последующий рейс выполнялся в заграничном плавании с импортными грузами;

с импортными грузами;

оцениваемого пароходством по фактическим затратам.

К выполненным рейсам присоединяют балластные переходы:

специализированных судов, перевозивших экспертные наливные или навалочные и другие грузы и возвратившихся в порты для погрузки;

совершаемые после арктического (антарктического) рейса или рейса большого каботажа до первого порта погрузки;

в украинские порты для постановки на ремонт или отстой.

Уровень выполнения показателя доходности определяют как отношение фактического показателя уровня доходности к плановому и выражают в процентах. При изменении элементов рейсового задания (количества и рода перевозимых грузов, портов захода, продолжительности рейса и др.) плановый уровень доходности корректируют и после этого сопоставляют с отчетным показателем.

После окончания рейса капитан судна направляет рейсовый отчет с приложенной документацией в пароходство.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы антропогенетики | Отечественная история как наука . Методы и источники её изучения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.