Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационных отношений

Нормативно-правовая регламентация

Нормативно-правовая регламентация организационных отношений осуществляется путем принятия и издания в установленном законодательством порядке различных документальных актов: уставов предприятий, положений о структурных подразделениях, правил внутреннего трудового распорядка, уставов внутренней службы, должностных инструкций и др.

Все виды подобных актов целесообразно рассматривать с позиции отношения к ним законодательства. Те документы, которые обязательны с точки зрения соблюдения действующего законодательства, должны составляться с соблюдением требований законов в части их содержания и процедур принятия и утверждения. К ним относятся уставы предприятий и организаций, коллективные договора и ряд других документов. Наряду с этим по ряду документов отсутствуют установленные законом нормы и требования. Их принятие является нормотворчеством администрации и продиктовано стремлением к упорядочению внутренней организации осуществляемой деятельности.

Характерным примером нормотворческих актов является принятие положений о структурных подразделениях и должностных инструкций. Формально эти документы не относятся к категории строго обязательных. Однако их составление обычно продиктовано стремлением внести ясность в распределение выполняемых работ, уточнить права и обязанности основных элементов организационной структуры. При этом нередко такие документы составляются на стадии первичного формирования нового подразделения или какой-либо должности, но в последующем теряют практический смысл. Это происходит в силу того, что при составлении таких документов часто проявляется тенденция к их детерминированности, что входит в противоречие со свойством социально-экономических систем выживать и адаптироваться к изменяющимся условиям и обстоятельствам. В первую очередь это относится к должностным инструкциям. Поэтому практика составления должностных инструкций оправдывает себя лишь в тех случаях, когда высока вероятность возникновения конфликтных ситуаций. В этом случае должностные инструкции выполняют профилактическую роль. Но при этом следует учитывать необходимость резервирования определенной свободы при распределении прав и обязанностей, чтобы не ограничить возможностей для самоорганизации систем управления.

Положения о структурных подразделениях весьма часто являются нижним уровнем нормативной регламентации организационных отношений. Стандарта на их состав и содержание нет. Но имеющаяся практика позволяет дать ряд рекомендаций по этому поводу.

Рассматриваемый документ обычно начинается с раздела «общие положения». В этом разделе дается полное и сокращенное наименование структурного подразделения. Затем приводится характеристика его места в организационной структуре, в том числе: степень самостоятельности; уровень подчинения и вхождения в более крупные структурные блоки; наименование руководящей должности, порядок назначения и освобождения от работы руководителя, перечень подразделений, с которыми данное подразделение сотрудничает в процессе осуществления своей деятельности в особо широких масштабах. Приводится также перечень основных правовых директивных, нормативных и инструктивных материалов, которыми подразделение руководствуется в своей работе.

Далее в документе дается характеристика целей – результатов, достижение которых является необходимым и предопределяет направление и характер деятельности подразделения.

Если подразделение состоит из отдельных подсистем, то в положении следует дать характеристику его внутренней структуры: перечень, полное и сокращенное наименование структурных подразделений; наименование должностей руководителей каждого из подразделений и указания на субъект непосредственного подчинения этих подразделений; наименование (или типы) актов, регламентирующих работу всех или отдельных подразделений (особо указывается, существуют ли отдельные положения для структурных подразделений).

Основным разделом положения о структурном подразделении является изложение функций и задач. В этом разделе дается всесторонняя характеристика деятельности подразделения.

Если подразделение наделяется особыми правами, то их перечень приводится в качестве отдельного раздела. Это могут быть права, которые реализуются руководителем или сотрудниками подразделения по отношению к другим подразделениям. Может быть оговорено право без особой на то доверенности выступать от имени предприятия в вышестоящих организациях по вопросам, касающимся деятельности подразделения.

В ряде случаев целесообразно в положении о подразделении выделить раздел, содержащий характеристику входящей и исходящей информации, которой оно обменивается с другими подразделениями при выполнении наиболее важных и регулярных работ.

Если сотрудники подразделения премируются вышестоящей инстанцией, то в положении имеет смысл дать характеристику критериев стимулирования.

В тех случаях, когда функции руководства подразделением распределены между несколькими лицами, следует дать характеристику позиций, по которым руководитель несет личную ответственность перед вышестоящим руководством, а также конкретизировать ответственность его заместителей.

В положении следует также определить порядок расширения, реорганизации и ликвидации подразделения. Необходимо конкретно указать, кто имеет право принимать решения по этим вопросам.

Кроме изложенного, обычно указывается перечень нормативных документов, в соответствии с которыми составлено положение, а также дата его утверждения и вступления в действие.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организационных структур | Лекция 16.Человек в системе управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.