Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Менеджмент-разновидность хозяйственного управления




Менеджмент. Основные понятия

Раздел 1. Методологические основы менеджмента

Введение

Литература

 

1. Базарова Т.Ю., Ереминй Б.Л Управление персоналом. – М., 1998.

2. Балабанов И.Т. Риск менеджмент. - М., 1996.

3. Большаков А. Менеджмент: Учебное пособие. -СПб., 2000.

4. Бусыгин А.В. Предпринимательство: Основной курс - М., 1994.

5. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М., 1999.

6. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. - М., 1998.

7. Виханский О.С, Наумов А.Н. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М., 1996.

8. Волкова К.А. Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции. - М., 1997.

9. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М., 2001.

10. Глухое В.В. Основы менеджмента. - СПб., 1995.

11. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Конспект лекций. — Таганрог, 1997.

12. Егоршш А.П. Управление персоналом. - Н.Новгород, 1999.

13. Зигер.В., ЛангЛ. Руководить без конфликтов. — М.,1990.

14. Ильенкова С.Д. и др. Инновационный менеджмент. — М., 1997.

15. Ильин Н.И., и др. Управление проектами. — СПб., 1996.

16. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. — Минск, 2002.

17. КибановА.Я., Захаров Д.К. Организация управления персоналом на предприятии. — М., 1994.

18. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». — М., 1999.

19. Комаров М.А. Менеджмент. — М., 1998.

20. Короткое Э.М. Концепции менеджмента. — М., 1997.

21. Кохно П.А. Менеджмент. — М., 1993.

22. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель. - М., 1993.

23. Курс экономической теории (Под общ. ред. Ю.И. Чепури-на, Е.А. Киселевой). — М., 1995.

24. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента. - СПб., 1998.

25. Максимцов М.М, Игнатьева А. В. Менеджмент. - М., 1998.

26. Менеджмент (Современный Российский менеджмент) (Под ред. М.Л. Разу и Ф.М. Русинова). - М., 1998.

27. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М,, 1995.

28. Паркинсон С.Н., Рустомджи М.К. Искусство управления. -М., 1998.

29. Пригожий А. И. Современная социология организаций. - М., 1995.

30. Пугачев В.П. Управление персоналом организации: Учебник. — М., 1998.

31. Радугин А.А. и др. Основы менеджмента. — М., 1998.

32. Речмен Д.Дж. и др. Современный бизнес: Учебник в 2-х т. Т. 1. Пер. с англ. - М., 1995.

33. Румянцева З.П. и др. Менеджмент организации: Учебное пособие. - М., 1996.

34. Словарь-справочник менеджера. (Под ред. М.Г. Лапусты). - М., 1996.

35. Смирнов СВ. Организация управления предприятием. - СПб., 1993.

36. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. - М., 1995.

37. Управление персоналом: Учебник (Под ред. Т.Ю. Базарова). – М., 1998.

38. Управление персоналом организации: Учебник (Под ред. А.Я. Кабанова). – М 1999.

39. Учебник по основам экономической теории. (Под ред. В.Камаев). – 1994.

40. Хоскинг А. Курс предпринимательства. – М., 1994.

41. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно- практическое пособие Изд; 3- е перераб. и доп. -М., 1998.

42. Экономика: Учебник (Под ред. Л.С Булатова). 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1997.

43. Экономика предприятия: Учебник (Под ред. О.И. Волкова). - М., 2001.

44. Экономика предприятия (Под ред. II.Л. Суфронова). - М., 1998.

 

 

Глубокие экономические преобразования, происходящие в современной России, связанные с переходом народного хозяйства на рыночные механизмы функционирования требуют изменений и в подготовке специалистов. Особенно актуальным в этом плане становится подготовка руководителей. Которые должны освоить новые методы ведения хозяйства, освоить принципы и догмы современных методов управления. На решение этой задачи направлено изучение учебной дисциплины “Менеджмент”.

В результате изучения курса будущие руководители смогут лучше ориентироваться в постоянно меняющейся экономической среде, корректировать свои цели, выбирать наиболее подходящие методы и инструменты для решения задач. Изучив менеджмент, специалист должен уметь организовать на научной основе свой труд, поставить цели и сформировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, должен быть готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе. Уметь организовывать работу исполнителей, находить и применять управленческие решения в условиях противоречивых требований.

Данное учебно-практическое пособие предназначено для обучения слушателей по системе дистанционного обучения, раскрывает содержание всех компонентов управленческой деятельности, затрагивает проблемы психологии и менеджмента.

1.1.1. Сущность и содержание понятия “ менеджмент“

1. Это понятие трактуется в мировой литературе по управлению достаточно широко. Например, в фундаментальном Оксфордском словаре английского языка, менеджмент определяется так: способ (манера) обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные навыки, орган управления, административная единица. В одном из наших словарей иностранных слов “менеджмент“ переводится на русский язык следующим образом: “управление производством“, “совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности“.

В специальной литературе по управлению этот термин также трактуется широко и многогранно. Наиболее часто используются следующие подходы при определении менеджмента. (рис.1)

Между ними нет противоречий, наоборот, они взаимно дополняют друг друга, что позволяет глубже уяснить сущность и содержание менеджмента, сделать вывод о его значимости и необходимости изучения.

Это можно проиллюстрировать, дав краткий анализ определений различных сторон рассматриваемой категории. Так, при определении сущности и содержания менеджмента подчеркивается прежде всего его процессный характер. Менеджмент определяется как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими через постановку целей и разработку способов их достижения.

Менеджмент предполагает выполнение ряда функций (в их числе планирование, организовывание, координирование, контроль, мотивирование и т.п.), осуществляя которые менеджеры обеспечивают и условия для эффективного труда занятых в организации работников, и получение результатов, соответствующих целям.

 

 

Рис.1.1. Основные подходы при определении менеджмента.

Поэтому менеджмент - это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект и поведение людей, работающих в организации. Это является основанием для рассмотрения менеджмента как процесса воздействия на деятельность отдельного работника, группы и в целом организации ради достижения желаемых результатов. Такой подход был центральным в работах, посвященных теории и практике управления социалистическим производством.

Умение ставить и реализовывать цели Ф. У. Тейлор определил как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. Таким искусством должна обладать определенная категория людей - менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей. Поэтому, менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами, а также с органами или аппаратом управления. Например, в одном из западных справочников по бизнесу и менеджменту общий менеджмент определяется как “лицо или группа лиц, ответственные за изучение, анализ и формулирование решений, и инициирующие соответствующие действия в интересах организации“.

Такие лица образуют специфический орган современных предприятий, коммерческих и некоммерческих. Без него организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно. Поэтому аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием ее менеджмента. Главная же задача людей, занятых в этом аппарате, состоит в эффективном использовании и координации всех ресурсов организации (капитала, оборудования, зданий, материалов, труда, информации) для достижения ее целей.

Во многих определениях менеджмента авторы делают акцент на то, что управление - это самостоятельная область знаний, наука, имеющая свой предмет, свои специфические проблемы, методы и способы их решения. Основу этой научной дисциплины составляет вся сумма накопленных за многие тысячелетия управленческой практики знаний, представленная в виде концепций, способов и форм управленческой деятельности. Авторы определений менеджмента как науки направляют свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление причинно- следственных связей, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным. В определениях менеджмента как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний об управлении. Они позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать эволюцию событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и тактику организаций. Они служат опорой и при постановке задач, и при осуществлении управленческой практики. Поэтому наука управления имеет свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления.

Наряду с этим широко распространено понимание менеджмента как искусства. Оно базируется на том, что организации представляют собой сложные системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Среди них люди, работающие в организациях и с организациями, - это, пожалуй, самый главный фактор, управление которым требует неких особых качеств, связанных с феноменом человеческой личности. Ведь каждый работающий индивид обладает своим особенным характером, имеет свою систему ценностей и мотивы к труду и т.п.. Тут и возникает проблема менеджмента как искусства, которое, подобно, скажем, медицине или инженерному делу должно опираться на определенную науку - концепции, теории, принципы, механизмы и методы. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, их способностей применить знания в практической работе. Чтобы люди, работающие в организации, направляли свои усилия на достижение ее целей, менеджеры должны постоянно взаимодействовать с ними и создавать условия для наиболее полного раскрытия потенциала работников. Связь между научным знанием и искусством удачно выразил профессор Евенко Л.И.: “менеджмент - это, конечно, самостоятельная область знаний, отдельная дисциплина, а точнее междисциплинарная область, которую правильнее всего назвать “управленческая мысль“, сочетающая в себе науку, опыт, “ноу-хау“, приумножаемые управленческим искусством... На управленческую мысль влияют достижения многих наук, а эволюция управления в ХХ веке как раз и состоит в использовании этих достижений для решения главной проблемы - как получить желаемые результаты на основе согласованных действий многих людей, производящих продукцию и услуги и использующих многообразные ресурсы” (см. Мескон М. и др. “Основы менеджмента “ - М:1991 - с.11)

И в заключение, рассмотрев сущность и содержание понятия “ менеджмент“, необходимо отметить идентичность его с понятием “управление“. Поэтому их можно использовать как взаимозаменяемые термины.

Существуют самые различные виды управления: производственное, техническое, государственное, идеологическое, хозяйственное. Для обозначения последнего в настоящее время во всём мире укоренился термин “менеджмент.”

Но менеджмент не просто хозяйственное управление, он имеет место лишь тогда, когда хозяйствующий субъект полностью свободен, функционирует в условиях и ориентируется по его нужде и потребности, независимо от того, ставит ли он своей целью получение прибыли или нет.

Возникновение управления как такового связанно с необходимостью организовывать и координировать совместный труд людей, направленный на достижение поставленных целей, независимо от среды, в которой тот труд осуществлялся - военной, строительной и пр. Функция управления этим трудом реализовалась в основном представителями власти- государственной, военной, религиозной.

Управление хозяйственной деятельностью в рабовладельческих латифундиях, помещичьих хозяйствах, равно как и на государственных предприятиях в условиях командно-административной системы, господствующей в нашей стране с конца 20-х до начала 90-х годов нашего столетия, такие трудно было характеризовать как менеджмент. Его непосредственные объекты-рабы и крепостные крестьяне, работники государственных предприятий - были несвободными, а их деятельность носила натуральный характер, т.е не была ориентированна на потребности рынка. В мелких же ремесленных и крестьянских хозяйствах, основанных на индивидуальной собственности и личном труде, регулирование осуществлялось преимущественно как самоуправление.

С превращением мелких индивидуальных хозяйств ремесленников и крестьян в крупные предприятия, многие из которых по количеству работников можно было сравнить с армиями, положение изменилось. Теперь уже основная масса тех, кем нужно было управлять, оказалась объединённой экономической властью, вытекающей из собственности, а управление превратилось в одну из её функций, персонифицированным носителем которой стал собственник.

Первоначально собственник, трудясь в одиночестве, реализовывал все свои функции самостоятельно. Он создавал блага и услуги, предназначенные на продажу(производственная функция), принимал основополагающие решения о путях и формах развития своего дела, нёс за него всю полноту ответственности (предпринимательская функция), организовывал, контролировал, обеспечивал ресурсами текущую хозяйственную деятельность (управленческая функция), распоряжался результатом своего труда (функция присвоения). Рост масштабов хозяйственной деятельности и связанное с этим широкое привлечение наёмного труда привело к тому, что собственник стал постепенно полностью или частично отказываться от самостоятельной реализации перечисленных функций.

Сначала наёмным работникам была полностью передана производственная функция, затем функция текущего управления и контроля. С появлением акционерной формы собственников стал легко и изменился сам объект собственности: теперь это было не предприятие как таковое, а денежный вклад в капитал акционерного общества, которому предприятие принадлежало. В этих условиях большинство собственников не могло постоянно осуществлять не только функцию текущего управления, но и предпринимательскую функцию, ставшую уделом выборного органа-совета директоров (наблюдательного совета), членами которого могли быть лишь немногие из них. Остальные полностью устранившись от участия в текущих делах, лишь формально одобряли принятые решения и присваивали доходы.

Усложнение производственной и хозяйственной жизни привело к тому, что не все собственники могли выполнять и предпринимательскую функцию, поскольку это требовало определённых знаний и опыта, и её тоже в значительной мере пришлось передать в руки наёмных управляющих. Последние таким образом сосредоточили в руках две функции: управление текущей деятельностью и предпринимательство.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.