Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность менеджмента. Лекция: Менеджмент как вид деятельности и система управления




Преподаватель Мозгунова Н.Н.

 

 

2007
Содержание

 

Лекция: Менеджмент как вид деятельности и система управления. 3

Лекция: Школы менеджмента. 8

Лекция: Современные подходы в управлении. 21

Лекция: Интеграционные процессы в менеджменте. 25

Лекция: Аппарат управления организацией. 31

Лекция: Системы менеджмента: функции и организационные структуры.. 38

Лекция: Человек в организации. 47

Лекция: Целеполагание и оценка ситуации. 52

Лекция: Стратегические и тактические планы в системе менеджмента. 56

Лекция: Мотивация. 60

Лекция: Контроль в системе управления. 70

Лекция: Коммуникации. 75

Лекция: Принятие решений. 81

Лекция: Групповая динамика. 86

Лекция: Эффективное руководство. 92

Лекция: Конфликтность в менеджменте. 96

Лекция: Оценка эффективности управления. 101

 


Лекция: Менеджмент как вид деятельности и система управления

 

1.Сущность понятия «менеджмент»

2.Цели и задачи менеджмента

3.Функции менеджмента

 

Рассмотрение термина «менеджмент» следует начинать с закономерного вопроса: почему мы заимствуем данный термин, а не довольствуем­ся, скажем, его русскоязычным аналогом — словом «управление»?

Управление — свойство систем различной природы сохра­нять свою целостность, структурное единство и добиваться дос­тижения поставленных целей.

Система — это некоторая целостность, состоящая из взаи­мозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого.

Система управления состоит из субъекта и объекта. Субъ­ект — тот, кто управляет, объект — тот, кем управляют.

В нашем случае в качестве объекта управления мы рассмат­риваем организацию, которая является основой мира менедже­ров, причиной, обусловливающей существование менеджмента.

Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Менеджмент является одной из форм управления.

Английский исследователь менеджмента Линдэлл Урвик отмечал, что слово «менеджмент» в англоязычных странах употребляется весьма вольно и в различных значениях. В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка слово «менеджмент» трактуется как: 1) способ, манера обраще­ния с людьми; 2) власть и искусство управления; 3) особого ро­да умелость и административные навыки; 4) орган управления, административная единица.

Американский авторитет в области теории менеджмента Питер Друкер считает, что: «Термин «менеджмент» исключи­тельно труден для понимания. Во-первых, он специфически американского происхождения и едва ли может быть переведен на какой-либо другой язык, включая английский язык Британ­ских островов. Он обозначает функцию, а также людей, ее вы­полняющих; он указывает на социальное или должностное по­ложение, но в то же самое время означает учебную дисциплину и область научного исследования. Однако даже в американском употреблении менеджмент не адекватен как понятие: для орга­низаций, не имеющих отношения к бизнесу, как правило, не говорят о менеджменте и менеджерах».

Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой дея­тельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением прин­ципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

В настоящее время менеджмент существует как междисци­плинарная отрасль научного знания с четко выраженным при­оритетом прагматических установок. Ценность менеджмента как способа решения социально-экономических задач состоит не в том, что он предполагает совершенную теорию подобных решений, а в том, что он создает необходимые организационные условия для синтеза науки, практических навыков и знаний, позволяющие принимать оптимальные решения.

Менеджмент определяется как интеграционный процесс, с помо­щью которого профессионально подготовленные специалисты фор­мируют организации и управляют ими путем постановки целей и раз­работки способов их достижения. Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организовывания, координа­ции, мотивации, осуществляя которые менеджеры обеспечивают ус­ловия для производительного и эффективного труда занятых в орга­низации работников и получение результатов, соответствующих це­лям. Поэтому менеджмент - это еще и умение добиваться поставлен­ных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, ра­ботающих в организации. Это является основанием для рассмотрения менеджмента как процесса влияния на деятельность отдельного ра­ботника, группы и организации в целом с целью достижения макси­мальных результатов. Такой подход был центральным в работах, по­священных теории и практике управления социалистическим произ­водством.

Умение ставить и реализовывать цели основатель школы научно­го менеджмента Ф.У. Тейлор определял как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. Этим искусством должна обладать определенная катего­рия людей - менеджеры, чья работа состоит в организации и руково­дстве усилиями всего персонала для достижения целей. Поэтому ме­неджмент нередко идентифицируется с менеджерами а также с орга­нами или аппаратом управления. Менеджмент - специфический орган современных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих. Без него организация как целостное образование не может существо­вать и работать эффективно. Поэтому аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием ее менеджмента. Главная же задача людей, занятых в этом аппарате, -это эффективное использование и координация всех ресурсов органи­зации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информа­ции) для достижения ее целей.

В XX в. менеджмент выделился в самостоятельную область зна­ний, науку, имеющую свой предают изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисципли­ны составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни и тысячи лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Менеджмент как наука на­правляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление фак­торов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным. В определении менеджмента как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний об управ­лении. Они позволяют не только своевременно и качественно управ­лять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и политику организа­ции. Они служат опорой при постановке задач и при осуществлении управленческой практики. Поэтому наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерно­сти, принципы, функции, формы и методы целенаправленной дея­тельности людей в процессе управления.

Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические систе­мы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, таки внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями, - это самый главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения, в конкретных ситуациях. Ведь каждый работник обладает своим особенным характером, имеет свою систему ценностей и мотивы к труду и т.д. Поэтому нередко менеджмент рассматривается как искусство, которое, подобно меди­цине или инженерному делу, должно опираться на лежащие в его ос­нове концепции, теории, принципы, формы и методы. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления в единый про­цесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, их способностей применять знания в практической работе. Чтобы люди, работающие в организации, направляли свои усилия на достижение ее целей, ме­неджеры должны постоянно взаимодействовать с ними и создавать условия для наиболее полного раскрытия потенциала работников.

Содержание понятия «менеджмент»можно рассматривать как науку и практику управления, как организацию управления организацией и как процесс принятия управленческого решения.

Менеджмент как наука и практика управления представляет собой методику управления организацией, основанную на разработках российских и зарубежных экономистов. В зарубежной практике выделяют 4 концепции теории и практики управления:

1)Концепция научного управления;

2)Концепция административного управления;

3)Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений;

4)Концепции управления с позиций науки о поведении.

В современных условиях существуют 3 научных подхода к управлению:

подход к управлению как к процессу;

системный подход;

ситуационный подход.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2090; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.