Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление группами

Однако при несомненном преимуществе перед другими формами организации труда групповая форма может нести в себе и ряд отри­цательных для организации моментов. Одним из таких негативных проявлений является групповщина, складывающаяся преимущест­венно на основе тесных отношений между членами группы, при ус­ловии, что в целом неверно поставлено управление группой и невер­но организовано ее функционирование в организации.

Групповщина проявляется в том, что группа замыкается в самой себе, слабо и неверно реагирует на внешние сигналы, отрицает кри­тику и т.п. Все это выражается в том, что, во-первых, в группе скла­дывается тенденция морализации процессов, естественно, сопровож­дающаяся при этом представлением себя и своих действий в лучшем с моральной точки зрения свете. Во-вторых, группа начинает ощу­щать себя неуязвимой и даже непобедимой в конфликтных столкно­вениях. В-третьих, в группе складывается атмосфера конформизма, стремление заставить всех соглашаться с единым мнением, нежела­ние слушать и обсуждать другие мнения и точки зрения и т.п. В-четвертых, в группе развивается единодушие. Люди начинают все более мыслить, как остальные. И если даже у них возникают другие мнения, они не высказываются, так как сами сомневаются в них, счи­тая, что общее мнение верно. В-пятых, группа перестает восприни­мать и отказывается рассматривать мнения извне, если они не совпа­дают с мнением группы.

Сила и конформизм во взаимоотношениях между членами груп­пы проявляется в виде так называемого "общественного влияния" на человека. Группа оказывает давление на человека, требуя от него следования групповым нормам, правилам, требуя подчинения инте­ресам группы. Человек может сопротивляться этому давлению, то есть проявлять нонконформизм, а может уступить группе - подчи­ниться, т.е. выступать конформистом.

Нельзя однозначно утверждать, что один тип отношений челове­ка с группой верный, а другой нет. Очевидно, что конформизм может приводить к тому, что человек, даже осознавая неверность своих дей­ствий, осуществляет их, потому что группа делает это. Конформизм может превратить человека в бессловесный придаток группы. Исто­рия человечества знает массу негативных примеров того, как "стад­ный инстинкт", или же, говоря по-другому, безоговорочный конфор­мизм, лежал в основе страшных преступлений против отдельных лю­дей и человечества в целом. Знает она примеры того, как группа пол­ностью стирала личность человека, превращая его в винтик в группо­вом механизме. В то же время очевидно, что без конформизма не может быть создано сплоченной группы, не может быть установлено баланса во взаимоотношениях между человеком и группой. Если че­ловек стоит на жестких нонконформистских позициях, то он не смо­жет стать полноценным членом группы и на определенной стадии развития конфликта между ним и группой вынужден будет покинуть группу.

Так как конформизм во взаимоотношениях человека с группой, с одной стороны, выступает условием интеграции индивида в группу, а с другой - может порождать негативные последствия как для окруже­ния, так и для группы в целом и данного индивида в частности, важ­ным является выяснение того, какие факторы и в какой мере требуют от члена группы делать уступки общественному влиянию.

Характер решаемых задач оказывает заметное влияние на степень конформизма в поведении человека. Если задачи четко не определяе­мы, если они не имеют однозначного ответа, то они заставляют чело­века, выполняющего их, больше поддаваться влиянию группы. Сте­пень конформизма зависит также от того, выдавал ли член группы публичные обязательства по поводу решаемой задачи или нет, а так­же от того, на какой стадии решения он заявил о своих обязательст­вах. Публичное и раннее заявления делают человека более подвер­женным общественному влиянию. Конформизм в поведении человека развивает оплату по групповым результатам труда.

Характеристика группы также оказывает большое влияние на развитие у человека конформизма по отношению к требованиям группы. Единодушие в групповом поведении усиливает степень влияния группы на человека. Человеку легче возразить или не согла­шаться, если кто-то еще в группе имеет мнение, отличное от группо­вого. На конформизм в поведении человека в группе оказывает влия­ние число членов группы. Если в группе пять членов, то единодушие начинает оказывать сильное влияние на индивида. Дальнейший рост числа членов группы слабо сказывается на увеличении влияния груп­пы на человека. Степень конформизма в поведении человека в группе зависит также от близости руководства в групповых действиях и час­тых контактов с руководством. Если начальник часто присутствует и участвует при принятии решений членом группы, то это приводит к повышению конформизма в поведении подчиненного.

Желание подчиняться влиянию со стороны группы напрямую за­висит от личностных отношений между членами группы, их симпа­тий и антипатий, дружбы и т. п. Чем лучше личные отношения между членами группы, тем выше степень конформизма в их поведении в группе и тем выше возможность общественного влияния на членов группы.

Ситуационные характеристики группы мало зависят от поведе­ния членов группы и группы в целом. Эти характеристики связаны с размером группы, ее пространственным расположением, задачами, решаемыми группой, и системой вознаграждения, применяемой в группе.

В маленьких по размеру группах возникает больше сложностей с достижением соглашения, и много времени уходит на выяснение от­ношений и точек зрения. В больших группах наблюдаются трудности с поиском информации, так как члены группы обычно ведут себя бо­лее сдержанно и концентрированно. Отмечено также, что в группах с четным числом членов, хотя и наблюдается больше напряженности с принятием решения, чем в группах с нечетным числом членов, тем не менее меньше несогласия и антагонизма между членами группы.

Размер группы также оказывает влияние на удовлетворенность работой. Отдельные исследования показывают, что люди более удов­летворены, если они работают в группе среднего размера (5 - 6 чело­век). Маленькие группы порождают много напряжений в отношениях между ее членами, а в большой не уделяется достаточно времени для каждого члена группы.

Пространственное расположение членов группы оказывает за­метное влияние на их поведение. Одно дело, когда человек имеет по­стоянное место расположения, другое - когда он ищет каждый раз се­бе это место. Люди во время работы могут смотреть друг на друга, а могут быть расположены спиной друг к другу. И это также будет ока­зывать влияние на их работу и на их поведение в группе.

Выделяются три важных характеристики пространственного рас­положения индивида, от которых зависят взаимоотношения между человеком и группой. Во-первых, это наличие постоянного или опре­деленного места или территории. Человек знает: это мой стол, это мой станок, это мое рабочее место. Отсутствие ясности в данном во­просе порождает множество проблем и конфликтов в межличностных отношениях, а также значительно понижает удовлетворенность рабо­той. Во-вторых, это личное пространство, то есть то пространство, в котором находится тело только данного человека. Пространственная близость в размещении людей может порождать множество проблем, так как людьми не воспринимается близкое расположение к ним дру­гих людей без учета возраста, пола и т.п. В-третьих, это взаимное расположение мест. Отмечено, что если рабочие места отгорожены друг от друга, то это способствует развитию формальных отношений.

Наличие рабочего места руководителя группы в общем пространстве способствует активизации и консолидации группы. Если человек за­нимает рабочее место во главе стола, то это в глазах других членов группы автоматически ставит его в позицию лидера. Руководство, зная эти и другие вопросы расположения членов группы, может до­биваться значительного эффекта и повышения результативности ра­боты группы только за счет правильного размещения рабочих мест.

Влияние задач, решаемых группой, на функционирование группы и на поведение и взаимодействие членов группы очевидно. Однако очень сложно установить зависимость между типами задач и их влиянием на жизнь группы. Отмечено, что решение формальных за­дач, например математических, в меньшей мере способствует разви­тию отношений между членами группы, чем решение задач гумани­тарного профиля. Известно, что задачи и функции, выполняемые группой, влияют на стиль руководства, а также на стиль общения ме­жду людьми. В случае слабо структурированных или неструктуриро­ванных задач наблюдается большее давление группы на индивида и большая взаимозависимость действий, чем в случае хорошо структу­рированных задач.

Можно указать на несколько характеристик задачи, на которые важно обращать внимание для того, чтобы попытаться определить, как решение данной задачи будет влиять на группу в целом и на по­ведение ее членов. Во-первых, надо определить, как много взаимо­действий будет возникать между членами группы в процессе решения задачи и как часто они будут коммуницировать друг с другом. Во-вторых, надо выяснить, насколько действия, выполняемые отдельны­ми людьми, взаимозависимы и оказывают взаимное влияние. В-третьих, важно установить, насколько решаемая задача является структурируемой.

Системы вознаграждения, рассматриваемые в отрыве от характе­ра взаимоотношений в группе, не могут сами по себе дать ответа на вопрос о том, в какой мере та или иная система влияет на взаимоот­ношения в группе, поведение членов группы, функционирование группы в целом.

При анализе влияния оплаты важно учитывать одновременно две совокупности факторов:

• насколько взаимозависимы действия членов группы;

• насколько велика дифференциация в оплате.

Возможны четыре комбинации этих факторов:

• низкая взаимозависимость - низкая дифференциация в оплате;

• низкая взаимозависимость - высокая дифференциация в оплате;

• высокая взаимозависимость - низкая дифференциация в оплате;

• высокая взаимозависимость - высокая дифференциация в оплате.

Первый и четвертый случаи порождают много проблем во взаи­моотношениях между членами группы. Напротив, второй и третий случаи могут способствовать успешному функционированию группы и развитию благоприятных отношений между членами группы (рисунок 32).

Рисунок 32 - Матрица влияния оплаты на взаимоотношения в группе

Взаимодействие человека и группы всегда носит двусторонний характер: человек своим трудом, своими действиями способствует решению групповых задач, но и группа оказывает большое влияние на человека, помогая ему удовлетворять его потребности безопасно­сти, любви, уважения, самовыражения, формирования личности, уст­ранения беспокойств и т.п. Отмечено, что в группах с хорошими взаимоотношениями, с активной внутригрупповой жизнью люди имеют лучшее здоровье и лучшую мораль, они лучше защищены от внешних воздействий и работают эффективнее, чем люди, находя­щиеся в изолированном состоянии либо же в "больных" группах, по­раженных неразрешимыми конфликтами и нестабильностью. Группа защищает индивида, поддерживает его и обучает как умению выпол­нять задачи, так и нормам и правилам поведения в группе.

Но группа не только помогает человеку выживать и совершенст­вовать свои профессиональные качества. Она меняет его поведение, делая человека зачастую существенно отличным от того, каким он был, когда находился вне группы. Эти воздействия группы на чело­века имеют много проявлении. Укажем на некоторые существенные изменения в поведении человека, происходящие под влиянием груп­пы.

Во-первых, под общественным влиянием происходят изменения таких характеристик человека, как восприятие, мотивация, сфера внимания, система оценок и т.д. Человек расширяет сферу своего внимания за счет усиления внимания к интересам других членов группы. Его жизнь оказывается в зависимости от действий его коллег, и это существенно меняет его взгляд на себя, на свое место в окруже­нии и на окружающих.

Во-вторых, в группе человек получает определенный относи­тельный "вес". Группа не только распределяет задания и роли, но и определяет относительную позицию каждого. Члены группы могут делать совершенно одинаковую работу, но иметь при этом разный "вес" в группе. И это будет дополнительной существенной характе­ристикой для индивида, которой он не обладал и не мог обладать, на­ходясь вне группы. Для многих членов группы эта характеристика может быть не менее важной, чем их формальная позиция.

В-третьих, группа помогает индивиду обрести новое видение своего "я". Человек начинает идентифицировать себя с группой, и это приводит к существенным изменениям в его мировосприятии, в по­нимании своего места в мире и своего предназначения.

В-четвертых, находясь в группе, участвуя в обсуждениях и выра­ботке решений, человек может выдать также предложения и идеи, ко­торые он никогда не выдал бы, если бы не осмысливал проблему в одиночку. Эффект воздействия на человека "мозговой атаки" сущест­венно повышает творческий потенциал человека.

В-пятых, отмечено, что в группе человек гораздо в большей мере склонен принимать риск, чем в ситуации, когда он действует один. В ряде случаев эта особенность изменения поведения человека является источником более действенного и активного поведения людей в групповом окружении, чем если бы они действовали в одиночку.

Неверно думать, что группа меняет человека так, как ей захочет­ся. Часто многим воздействиям со стороны группы человек долго со­противляется, многие воздействия он воспринимает только частично, некоторые он отрицает полностью. Процессы адаптации человека к группе и подстройки группы к человеку являются неоднозначными, сложными и зачастую достаточно длительными. Входя в группу, вступая во взаимодействие с групповым окружением, человек не только изменяется сам, но оказывает воздействие на группу, на дру­гих ее членов.

Находясь во взаимодействии с группой, человек пытается раз­личными способами воздействовать на нее, вносить изменения в ее функционирование с тем, чтобы это было приемлемо для него, удоб­но ему и позволяло ему справляться со своими обязанностями. Есте­ственно, и форма воздействия, и степень влияния человека на группу существенно зависят как от его личностных характеристик, его воз­можностей оказывать влияние, так и от характеристик группы. Чело­век обычно выражает свое отношение к группе с позиций того, что он считает. При этом его рассуждения всегда находятся в зависимости от той позиции, которую он занимает в группе, от выполняемой им роли, от возложенного на него задания и соответственно от того, ка­кие цели и интересы он преследует сам лично.

Взаимодействие человека с группой может носить либо характер кооперации, либо слияния, либо конфликта. Для каждой формы взаимодействия может наблюдаться различная степень проявления. То есть, например, можно говорить о скрытом конфликте, о слабом конфликте или же о неразрешимом конфликте.

В случае кооперации между членом группы и группой устанав­ливаются доверительные и благожелательные отношения. Человек рассматривает цели группы как не противоречащие его целям, он го­тов к поиску путей улучшения взаимодействия, положительно, хотя и с переосмыслением собственных позиций, воспринимает решения группы и готов к поиску путей поддержания отношений с группой на взаимовыгодной основе.

При слиянии человека с группой наблюдается установление та­ких отношений между человеком и остальной частью группы, когда каждая из сторон рассматривает другую как органически единую с ней составляющую целого, являющегося группой. Человек строит свои цели исходя из целей группы, в значительной мере подчиняет свои интересы интересам группы и идентифицирует себя с группой. Группа, в свою очередь, также старается смотреть на индивида не как на исполнителя определенной роли, а как на полностью преданного группе человека. В этом случае группа берет на себя заботу о челове­ке, рассматривая его проблемы и трудности как свои, старается оказать ему содействие в решении не только производственных задач, но и в решении его личных проблем.

В случае конфликта наблюдаются противопоставление интересов человека и группы и борьба между ними за разрешение этого проти­воречия в свою пользу. Конфликты могут быть порождены двумя группами факторов:

• организационными факторами,

• эмоциональными факторами.

Первая группа факторов связана с различием во взглядах на цели, структуру, взаимоотношения, распределение ролей в группе и т.п. Если конфликт порожден этими факторами, то его относительно лег­ко разрешить. Ко второй группе факторов относятся такие факторы, как недоверие человеку, чувство угрозы, страх, зависть, ненависть, злоба и т.п. Конфликты, порождаемые этими факторами, слабо под­даются полному устранению. Конфликт между членом группы и группой неверно рассматривать только как неблагоприятное, нега­тивное состояние отношений в группе. Оценка конфликта принципи­ально зависит от того, к каким последствиям для человека и группы он приводит. Е£ли конфликт превращается в антагонистическое про­тиворечие, разрешение которого носит разрушительный характер для человека или для группы, то такой конфликт должен быть отнесен к разряду нежелательных и отрицательных форм взаимоотношений че­ловека и группы.

Но очень часто конфликт в отношениях внутри группы носит по­зитивный характер. Это связано с тем, что конфликт может привести к следующим благоприятным последствиям. Во-первых, конфликт может повысить мотивацию на достижение целей. Он может вызвать дополнительную энергию к действию, вывести группу из устойчиво­го пассивного состояния. Во-вторых, конфликт может привести к лучшему пониманию отношений и позиций в группе, к уяснению членами их роли и места в группе, к более четкому пониманию задач и характера деятельности группы. В-третьих, конфликт может играть созидательную роль в деле поиска новых путей функционирования группы, поиска новых подходов к решению задач группы, в генери­ровании новых идей и соображений относительно того, как строить отношения между членами группы, и т.п. В-четвертых, конфликт мо­жет привести к проявлению межличностных отношений, к выявле­нию отношений между отдельными членами группы, что, в свою очередь, может предотвратить возможное негативное обострение от­ношений в будущем.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Причины создания неформальных групп | Повышение эффективности групп
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.