Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпосылки возникновения и развития экономических отношений

Общие вопросы экономической науки

Содержание

1. Предпосылки возникновения и развития экономических отношений………………….3

2. Основные этапы развития экономической науки…………………………………………11

3. Структура современной экономической теории………………………………………….16

4. Сущность микроэкономики как науки: понятие, задачи, функции, сферы, взаимосвязь с другими дисциплинами……………………………………………………………………..23

5. Основные участники экономических отношений, схема кругооборота расходов и доходов…………………………………………………..……………………….…………..29

6. Методы и принципы экономической науки……………………………………….………36

7. Экономический процесс и система его категорий………………………….……………..46

8. Типы экономических систем. …………………………………………………………….59

9. Памятка будущему экономисту……………………………………………………………77

10. Глоссарий………………………………………………………………………………….…88

11. Список использованной литературы………………………………………………………90

 

 

Экономические условия постоянно меняются,

и каждое поколение по-своему представляет себе

свои собственные проблемы

А. Маршалл

 

Обусловленность процессов возникновения и развития науки потребностями общественно-исторической практики - главный источник, основная движущая сила этих процессов. Не только развитие науки соответствует уровню развития практики, но и разделение научного знания, дифференциация наук также отражает определенные этапы развития практики, разделения труда, внутренней расчлененности человеческой деятельности в целом.

Для изучения экономической теории необходимо знать ее генезис, т.е. происхождение, возникновение, процесс образования и становления как самостоятельной науки.

Экономика считается одной из самых древних наук. Так, уже первобытные люди владели основами экономических знаний, имели определенные представления о ведении хозяйства, об отношениях, складывающихся между членами общины в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведенными продуктами. Однако эти представления еще не выделялись в самостоятельную область знаний, существовали в рамках нерасчлененного общественного сознания, являлись составной частью мировоззрения людей вообще.

Говоря о возникновении науки надо подчеркнуть следующее. В античности и средние века в основном имело место философское познание мира. Здесь понятия «философия», «знание», «наука» фактически совпадали: это было по существу «триединое целое», не разделенное еще на свои части. Строго говоря, в рамках философии объединялись сведения и знания и о «первых причинах и всеобщих началах», об отдельных природных явлениях, о жизни людей и истории человечества, о самом процессе познания, формулировалась определенная совокупность логических (Аристотель) и математических (Евклид) знаний и т.п.

Экономическая теория зародилась и сформировалась в недрах философии, а затем отделилась от неё в рамках общего процесса дифференциации наук и специализации учёных, вызываемого непрерывным накоплением знаний и невозможностью охвата всего их массива отдельными исследователями.

Одной из самых интенсивно развивающихся отраслей зарубежной этнографической науки является в настоящее время «экономическая антропология». Этим термином в зарубежной литературе принято обозначать научную дисциплину, которая исследует экономические отношения первобытного, протоклассового (т. е. формирующегося классового), а также «крестьянского» обществ. Но огромный фактический материал о первобытных социально-экономических отношениях, накопленный к настоящему времени, в теоретическом отношении остается во многом неразработанным. Если можно назвать десятки монографий, в которых детальнейшим образом описываются экономические отношения у тех или иных народов, находящихся на стадии первобытного или протоклассового общества, то работы обобщающего характера представляют в этой области редкое явление. Причем и они чаще всего оказываются простой сводкой материала.

Экономическая теория, как и другие науки об обществе, имеет общую основу в виде современной философии. Для нее большое значение имеют те разделы философии, которые выражают происхождение и сущность сознания закономерности изменений явлении природы и общества, особенность познания в области экономических явлений и процессов.

В древнем мире еще в четвертом тысячелетии до нашей эры, ког­да появились первые древневосточные государственные образова­ния и установились государственные формы управления рабовла­дельческой экономикой, началась систематизация экономической мысли в экономическую теорию, принимаемую обществом в ка­честве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики. Поэтому не случайно принято считать, что экономичес­кая наука зародилась именно на Древнем Востоке — в колыбели мировой цивилизации.

Однако, возникновение науки вообще и экономики в частности обусловлено эволюционным развитием человечества, которое в своем развитии прошло огромный путь с каждым шагом предопределяя становление и развитие экономических отношений…

Существует множество источников раскрывающих эволюцию развития экономики, однако историко-философские предпосылки ее возникновения рассмотрены поверхностно и не систематизированы в экономической литературе. Поэтому актуальность данной темы очевидна.

Законы развития человеческого общества коренятся не в политических, а экономических процессах, не случайно, например, политические термины: монархия, демократия, республика – появились еще до зарождения христианства и употребляются в том же значении и до сих пор.

А вот условия добычи элементарных средств существования, а позднее производства и потребления материальных благ меняются непрерывно, вызывая неизбежно и политические изменения в обществе. Поэтому экономическое развитие составляет основу развития человечества, а экономическая история основу всей его истории.

История экономики начинается с появления товара и рыночных отношений, с выделения групп людей, занимающих разное положение в процессе производства и обмена, в частности, с появлением людей, которые уже сами не занимаются общественным производством, т.е. с возникновением экономических отношений. Однако, следует помнить, что история цивилизации начинается с рождения письменности, тогда как первобытное общество мы изучаем по этнографическим и археологическим материалам.

В первобытное время экономический механизм только зарождался, но именно этот период развития человечества, по мнению автора предопределил возникновение экономических отношений и явился отправной точкой их зарождения.

Человечество только учится трудится, совершенствуя свои примитивные орудия труда, овладевая первичными трудовыми навыками и проходя через первые этапы разделения труда. Вспомним курс истории…

 

 

Каменный век - древнейший культурно-исторический период в развитии человечества, когда основные орудия труда и оружие изготовлялись главным образом из камня, но употреблялось также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глины.

Обмен продовольствия, различных материалов и инструментов был распространен ещё у самых ранних культур каменного века. Также проводилась торговля с поселениями, находящимися на больших расстояниях друг от друга. Находки каменных орудий, украшений, материалов для производства оружия, а также других изделий помогли определить места прохождения торговых маршрутов древности. С появлением иерархического устройства общества, знать и вожди племён получали часть прибыли от торговли собственного племени. Однако, даже в конце каменного века торговля велась примитивными способами, первобытные люди не сообщали своим соплеменникам о продаваемых или обмениваемых товарах.

Изменение экономики с чисто присваивающей на производящую привело и к изменению общества. У земледельческих племен типом поселения стала деревня в которой проживала одна община, которая из родовой превращалась в соседскую. Большие общинные дома отошли в прошлое, и в каждом доме теперь проживала одна патриархальная семья. Собственность на землю была коллективной – и внутри коллектива отдельные люди или семьи владели участками земли, которые можно было обрабатывать, но нельзя передать другому в пользование.

Интересна точка зрения М. Салинса, который в своей книге «Экономика каменного века» и в частности в первой главе, озаглавленной «Первобытное общество изобилия» бросает вызов глубоко укоренившемуся представлению об охотниках и собирателях как о людях, задавленных непосильной борьбой за существование, испытывающих постоянные трудности и лишения, отдающих все свое время поискам пищи и живущих под постоянной угрозой голодной смерти.

Так же как и нехватка средств, их изобилие, указывает М. Салинс, не есть простое производное от уровня техники. Изобилие существует тогда, когда имеющихся средств вполне достаточно для удовлетворения всех потребностей. И для этого совершенно не обязательно, чтобы средств было много. Если потребности невелики, то они могут быть полностью удовлетворены и в том случае, если объем произведенного продукта сравнительно мал. Именно так обстояло дело в первобытном обществе. И в этом смысле оно было обществом изобилия.

Эти и многие другие факты, отмечает Салинс, свидетельствуют, что охотники и собиратели легко могли бы увеличить массу добываемого продукта. И если они этого не делают, то потому, что и производимого вполне достаточно для удовлетворения их потребностей.

В заключение необходимо подчеркнуть, что, несмотря на отмеченные выше недостатки, книга М. Салинса, несомненно, представляет собой существенный вклад в разработку теоретических проблем экономики доклассового общества.

Подводя итог, необходимо отметить, что вплоть до окончания данного периода человек в определенном смысле еще не выделился из животного мира: как и животное он пользовался имевшейся в природе растительной пищей или подобно хищникам убивал и ел других животных. Производства как такового не было, поэтому говорить о труде, о производительности труда до последних стадий данного периода можно лишь условно. Эволюционный прорыв заключается именно в том, что с появлением земледелия и скотоводства человечество перешло от добывающего к производящему хозяйству и это стало решающей предпосылкой перехода к цивилизации и возникновению экономических отношений.

Следующий после каменного века бронзовый стал временной эпохой, в течение которой люди научились изготавливать бронзовые инструменты из меди и олова и использовать их в повседневной жизни.

Бронзовый век (для Европы- III тыс.; для Азии-IV-III тыс. до н.э.) связан с распространением орудий труда и вторым этапом общественного разделения труда - отделением ремесла от земледелия. Процесс выделения ремесла в самостоятельную сферу деятельности затянулся.

Это объясняется технологической сложностью ремесленного производства, требующего специальных навыков, поэтому первоначальное разделение труда происходило не внутри, а между общинами, что обусловливало торговлю на границах территорий племен.

Развитие ремесла активизировало торговый обмен, что создавало основу третьего этапа общественного разделения труда- возникновения регулярной торговли и городов. Вместе с ремесленными изделиями в бронзовом веке особую роль играет торговля солью, необходимой и в питании, и в изготовлении кожаных изделий, в консервировании и т.д.

Железный век - период в истории первобытного общества, характеризующийся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. У цивилизаций бронзового века выходит за рамки истории первобытного общества, у других народов цивилизация складывается в эпоху железного века

Т.е., когда человечество овладело основами металлургии и появились железные орудия труда производительность труда увеличилась и теперь человек производил больше чем потреблял, т.е. появился прибавочный продукт. За счет прибавочного продукта теперь могли существовать люди, которые сами ничего не производили, перераспределение данного продукта способствовало разделению общества на классы, возникновению государств и зарождению экономической науки.

Таким образом, свое начало экономическая наука берет со времен древнего мира, т.е. появления первых государств. С тех пор и до настоящего времени осуществляются постоянные попытки систе­матизировать экономические воззрения в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осу­ществлении хозяйственной политики. При этом по мере происхо­дящих изменений в экономике, науке, технике и культуре посто­янно обновляется и совершенствуется и экономическая теория.
Изучение данной дисциплины является важным подспорьем для выявления объективных закономерностей в развитии как мировой, так и отечественной экономики. Кроме того, знания в области эволюции экономической мысли формируют у экономиста необ­ходимую эрудицию и творческие навыки, которые позволят ему свободно ориентироваться в проблемах экономической теории, сравнивать альтернативные теоретические подходы и принимать самостоятельно решения по практической реализации актуальных хозяйственных задач.

В древнем мире еще в четвертом тысячелетии до нашей эры, ког­да появились первые древневосточные государственные образова­ния и установились государственные формы управления рабовла­дельческой экономикой, началась систематизация экономической мысли в экономическую теорию, принимаемую обществом в ка­честве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики. Поэтому не случайно принято считать, что экономичес­кая наука зародилась именно на Древнем Востоке - в колыбели мировой цивилизации. Истоки экономической науки находятся в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока – колыбели мировой цивилизации.

Однако сам термин «экономика» изобрел в V™ в. до н.э. греческий поэт Гесиод, соединив два слова: «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (знаю, закон), что дословно означает знание, свод правил ведения домашнего хозяйства. В научный оборот этот термин был введен представителями древнегреческой экономической мысли Ксенофонтом, написавшим труд под названием «Экономикос», и Аристотелем (384-322 гг. до н.э.), который делил науку о богатстве на экономию (совокупность потребительных стоимостей) и хрематистику (искусство делать деньги).

Нельзя понять экономику нашего времени, не зная как она сложилась, не зная ее истории. Экономика это процесс, развитие, а современное ее состояние лишь момент в этом процессе. Каждое экономическое явление наших дней имеет исторические корни: оно возникло в связи с определенными экономическими условиями в прошлом и сохраняет их отпечатки. Программирование развития экономики без понимания исторического процесса ведет к тому, что результат человеческих усилий оказывается не таким, каким ожидался.

 

Идеи экономистов и политических мыслителей

и когда они правы, и когда ошибаются

имеют гораздо большее значение, чем принято

думать. В действительности только они и правят миром.

Д.М. Кейнс

 

 

Экономическая теория

находится на полпути между искусством и наукой…

П.Самуэльсон

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Держава як суб′єкт ринкової економічної системи | Этапы развития экономической науки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.