КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие СЭЗ в России
Комплексные зоны Формируются путем введения особого, льготного по сравнению с общим, режима хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований - как относительно небольших (районы в городах), так и очень крупных (регионы площадью от сотен до тысяч кв. км). Будучи многофункциональными по своему назначению, они призваны решать широкий круг задач регионального и/или общенационального масштаба. К комплексным зонам можно отнести специальные зон Китая, Бразилии Аргентины, создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах, а также территорию “Огненная Земля” в Аргентине. В отличие от большинства других моделей свободных зон, комплексные зоны - редкий феномен в мировой практике: каждая из них по-своему уникальна. Специальные экономические зоны КНР Крупные административные единицы, выведенные за пределы национальной таможенной территории. Ключевые особенности режима соответствуют моделям смешанной производственной зоны и зоны свободной торговли. Иными словами, особые режимы, свойственные локальным свободным зонам (площадью в несколько кв. км), были просто распространены в КНР на территории, в сотни тысячи раз более обширные (размер спецзон колеблется от 16 кв. км до 34 тыс. (!) кв. км). Дополнительно был строго ограничен въезд в зоны китайских граждан-нерезидентов. К положительным итогам деятельности этого типа зон можно отнести: - повышение общего уровня предпринимательской деятельности; - рост экспорта; - развитие инфраструктуры, строительного комплекса и сферы туризма; - организацию многочисленных сборочных и пошивочных предприятий, использующих большое количество рабочей силы. Процесс создания свободных зон в нашей стране, начавшийся еще в конце 1980-х гг., может быть разделен на несколько этапов. На первом этапе (конец 1980-1990-х гг.) происходило зарождение самой идеи. По инициативе Правительства СССР была разработана так называемая единая государственная концепция свободных зон. Свободные зоны рассматривались как элемент государственной внешнеэкономической политики и способ стимулирования межгосударственных отношений СССР с зарубежными партнерами. По форме они должны были быть зонами совместного предпринимательства, точнее, компактными территориями с высокой концентрацией предприятий с иностранным участием. Зоны учреждались в городах Ленинграде, Выборге, Находке, Калининградской, Сахалинской и Читинской областях, в Алтайском крае, Кемеровской и Новгородской областях, г. Зеленограде, Еврейской автономной области. В 1990-1991 гг. Совет Министров РСФСР и Верховный Совет РСФСР утвердили по каждой зоне отдельное положение, закреплявшее ее хозяйственно-правовой статус. Для СЭЗ предусматривались первоочередность осуществления государственной программы приватизации, а также льготные условия предоставления бюджетных кредитов для финансирования развития региональной инфраструктуры. В последующие годы было создано еще 10 свободных экономических зон. Они значительно различались не только механизмом действия льготного экономического режима, но и высокой неоднородностью по характеристикам занимаемой территории. Так, режим многих зон (в особенности "первой волны") распространялся на целые субъекты Федерации (Калининградская и Сахалинская области), территорией ряда других зон становился отдельный населенный пункт или отдельный район региона (СЭЗ "Находка" занимает территорию Партизанского района Приморского края). Созданным в 1993-1999 гг. зонам зачастую присуща точечная локализация в границах отдельного объекта. Так, действие режима СЭЗ в Республике Хакасия распространяется на территорию комбината “Сибирь” в Абакане, зоны свободной торговли “Шереметьево” - на муниципальную территорию Москвы, прилегающую к аэропорту, свободной таможенной зоны “Московский франко-порт” - на территорию аэропорта “Внуково”. В конце 1991-начале 1992 гг., когда российское руководство приняло курс на широкое открытие экономики, выборочная либерализация предпринимательского климата на уровне отдельных зональных территорий во многом лишалась своего смысла. Принятые в этот период в Российской Федерации нормативно-правовые акты по регулированию внешнеэкономической деятельности не предусматривали должных изъятий применительно к зональным территориям. И хотя действовавшие в зонах статусные положения формально никто не отменял, налоговые службы истолковали их, как утратившие силу, что фактически упраздняло значительную часть ранее предоставленных зонам льгот. Тем не менее, к началу 1993 г. в Правительстве РФ возобладала линия на ликвидацию “суперзон”. Подготовленный проект 3акона РФ “О свободных экономических зонах" предусматривал формирование преимущественно микрозон двух разновидностей: свободных таможенных зон и зон экспортного производства. В основу отбора зональных территорий был положен принцип сочетания их выгодного географического положения с минимизацией затрат на их инфраструктурное обустройство, что обосновывалось необходимостью более реалистичного подхода к масштабности зональных проектов. На территории России предпринимаются также попытки создания оффшорных зон. В июне 1994 г. постановлением Правительства РФ была образована зона экономического благоприятствования “Ингушетия”, которой в порядке эксперимента был практически придан статус оффшорной зоны. Решение о ее создании было продиктовано в первую очередь стремлением оказать экономическую поддержку вновь возникшей республике, привлечь капиталы для подъема ее экономики, в том числе для строительства ее столицы. Однако не был создан механизм функционирования зоны, адекватный задачам, которые преследовались при ее создании. В соответствии с Законом РФ от 22 июля 2005 г. № 116 -Ф3 “Об особых экономических зонах в Российской Федерации”, в январе 2006 г. в шести регионах России началось создание особых экономических зон. Промышленно производственные и технико-внедренческие зоны в России
Этим законом предусмотрено создание трех типов особых экономических зон: промышленно-производственных, технико-внедренческих и туристско-рекреационных. Резиденты туристско-рекреационной зоны могут рассчитывать на следующие преференции: - освобождение от налога на имущество на первые 5 лет, - освобождение от земельного налога на первые 5 лет, - возможность применения удвоенного коэффициента по амортизационным отчислениям, - возможность установления законами субъектов РФ пониженной налоговой ставки на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов от деятельности, осуществляемой на территории зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности на территории зоны и вне ее. Размер указанной налоговой ставки не может быть ниже 13,5%. Зоны туристско-рекреационного типа в России
Проблемы развития СЭЗ в России: 1. Основным недостатком в организации и функционировании СЭЗ в России является отсутствие государственной концепции создания СЭЗ, а также отсутствие законодательной нормативной базы. 2. Недостаточное законодательное обеспечение деятельности иностранного капитала. Правовой базой деятельности иностранного капитала долгое время выступал Закон “Об иностранных инвестициях в РСФСР”, принятый в июле 1991 г. Однако этот закон, действовавший в условиях перехода России к рыночной экономики, во многом устарел уже в первой половине 90-х гг., а новый Федеральный закон “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации” был принят только в июле 1999 г. 3. Недостаточная поддержка государства при создании СЭЗ. 4. Значительные размеры создаваемых в 90-е годы СЭЗ. 5. Отсутствие эффективной системы управления зонами на федеральном и местном уровнях. 6. Нахождение большинства СЭЗ во внутренней части страны. Успешность функционирования СЭЗ во многом зависит от ее экономико-географического положения, важной составляющей которого является близость к основным транспортным магистралям и мирохозяйственным центрам, что в большинстве случаев обеспечивается за счет приграничного расположения. 7. Недостаточное использование возможностей, предоставляемых режимом экономического благоприятствования. Зоны экспортного производства, созданные в России, в основном ограничивают свои производственные функции сборкой продукции из импортных компонентов. Перспективны развития СЭЗ в России. 1. Во Владивостоке планируется создать особую экономическую зону туристско-рекреационного типа, либо зону игорного бизнеса после проведения здесь саммита АТЭС в 2012 году. 2. В депрессивных районах, как уже подтвердило Минэкономразвития РФ, будут создаваться промышленно-производственные зоны, и прежде всего на Дальнем Востоке.3. Правительством Иркутской области готовится заявка на участие в конкурсе по отбору проектов на создание особых экономических зон промышленно производственного типа в Ангарске. На территории зоны планируется строительство заводов алюмосиликатных микросфер и строительных материалов, ячеистого газобетона, теплоизоляционных изделий, поликристаллического кремния и хлорсиланов, гипсокартона, асфальта и тротуарной плитки, завода по производству автобусов, малогабаритного подъемно-транспортного оборудования. 4. На заседании Правительства Российской Федерации 29 марта 2006 г. рассматривался вопрос о портовых особых экономических зонах (ПОЭЗ). 5. В Свердловской области к реализации готов региональный проект “Титановая долина”. Он предполагает размещение высокотехнологических предприятий по выпуску продукции с использованием титана, в первую очередь, для самолетостроения и космической промышленности. Как сообщалось, в реализации проекта по созданию в Свердловской области ОЭЗ "Титановая долина" могут принять участие ряд крупнейших иностранных компаний, среди которых Boeing, Snecma, Rolls Royce, Yamaha-Motors. Основное направление развитие СЭЗ в России – создание технико-внедренческих зон. Первой технико-внедренческой зоной является проект «Сколково» в Подмосковье. При её создании используется американский и японский опыт функционирования технопарков и технополюсов. Тема 7. Международный рынок рабочей силы. Перемещение населения и трудовых ресурсов. Международная миграционная политика
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |