Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 13. Глобализация мировой экономики и ее социально-экономические последствия




Вопрос 3. Основные методы регулирования платежного баланса

Вопрос 2. Официальные золотовалютные резервы. Проблема внешнего долга страны.

Н. Итоговое изменение резервов

G. Обязательства, образующие валютные резервы иностранных официальных органов

F. Чрезвычайное финансирование

Итог: А + В + С + D + Е

Е. Компенсирующие статьи

D. Ошибки и пропуски

С. Прочий краткосрочный капитал

Итог В Баланс движения капитала

В. Прямые инвестиции и прочий долгосрочный капитал

Итог А: Баланс текущих операций

А. Текущие операции

Классификация платежного баланса по методике МВФ

Товары итого – торговый баланс

Услуги

Доходы от инвестиций

Прочие услуги и доходы

Частные односторонние переводы

Официальные односторонние переводы

Прямые инвестиции

Портфельные инвестиции

Прочий долгосрочный капитал

Итог: А + В + С + D (Баланс официальных расчетов - в соответствии с концепцией ликвидности)

Движение золота

Распределение и использование СДР

Переоценка валютных резервов

Итог: А + В + С + D +Е + F + G (Баланс официальных резервов - соответствует концепции официальных расчетов)

Золото

СДР

Резервная позиция в МВФ

Иностранная валюта

Прочие требования

Кредиты МВФ

 

Принятая МВФ система классификации статей платежного баланса используется странами - членами Фонда, включая Россию, как основа национальных методов классификации.

 

Физические лица, компании, организации и государство часть своих финансовых ресурсов обращают в резервы, т.е. активы, сберегаемые для возможных будущих расходов. При анализе мировой экономики особое внимание уделяют резервам, которые состоят преимущественно из иностранной валюты и золота, принадлежащих государству. Их называют официальными золотовалютными резервами. Они хранятся в центральном банке, других финансовых органах страны и в МВФ (как взнос страны).

Официальные золотовалютные резервы (ЗВР) предназначены для обеспечения платежеспособности страны по ее международным финансовым обязательствам, прежде всего в сфере валютно-расчетных отношений. Другая важная задача ЗВР - воздействие на макроэкономическую ситуацию в своей стране, для чего на внутреннем валютном рынке государство продает и покупает иностранную валюту. Такие сделки называются валютными интервенциями и предназначены для изменения рыночного спроса и предложения на национальную и иностранную валюту и поддержания/изменения на этой основе их обменного курса.

Существует общепринятый минимум официальных ЗВР - трехмесячный объем импорта товаров и услуг Примерно половина их всех ЗВР мира сосредоточена в развитых странах. Из развивающихся стран наиболее значительные ЗВР имеются у Бразилии, Мексики и Китая

Солидную часть ЗВР составляет монетарное золото, т.е. золото в государственных хранилищах. Этот официальный золотой запас медленно сокращается в последние десятилетия, так как золото почти вытеснено из международных валютно-расчетных отношений, хотя и остается высоко ликвидным товаром, который быстро можно обратить в любую валюту

Еще меньшая часть ЗВР состоит из особой международной валюты - специальных прав заимствования, так называемой резервной позиции в МВФ. Специальные права заимствования (сокращенно СДР) были эмитированы МВФ для стран - участниц Фонда в качестве специальной международной валюты для расчетов между государствами. Однако СДР не смогли потеснить доллар и другие ключевые валюты в международных валютно-расчетных отношениях

В случае нехватки финансовых ресурсов в стране, в том числе из-за отрицательного сальдо платежного баланса (т.е. когда страна переводит за рубеж больше средств, чем зарабатывает там), государство предпочитает не расходовать свои ЗВР, а заимствовать за рубежом ссудный капитал (займы, кредиты, ссуды, гранты). Подобные заимствования составляют значительную часть международного движения капитала. Они осуществляются на коммерческих или льготных условиях. В последнем случае говорят о финансовой помощи (внешней помощи). К ней прибегают преимущественно развивающиеся страны и государства с переходной экономикой.

Внешний государственный долг – это задолженность государства по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Он складывается из задолженности государства международным и региональным банкам, правительствам и т.д. Долг может быть текущим (срок уплаты в данном или в ближайшем году) и капитальным (возврат в более поздние сроки). Платежеспособность страны зависит от наличия ресурсов, которыми она располагает (т.е. от объема ВНП), а также от экспортной базы.

Внешние заимствования увеличивают возможность экономического развития, но требуют обслуживания: возврат основной суммы и уплату процентов. Все это уменьшает ежегодный доход страны.

Кризис международной задолженности возникает, если какая-либо страна объявляет о невозможности выплачивать свои внешние долги или об аннулировании их. Добиться возобновления выплат очень сложно, т.к. заемщик – суверенная страна. Отдельные нарушения могут принять массовый характер, что вызовет кризис мировой задолженности.

Признаком наступления кризиса неплатежеспособности может быт нарушения графика платежей по долгу. Причинами такого кризиса могут быть изменение конъюнктуры мирового рынка или структурные изменения в национальной экономике.

К внешним факторам, вызывающим кризис относят:

  • - ухудшение условий внешней торговли;
  • - падение спроса на экспортные товары страны-должника;
  • - ухудшение условий международного кредитования и т.д.

Внутренние факторы – бюджетный дефицит, инфляция, завышенный валютный курс и т.д.

Социально-экономическими последствиями кризиса неплатежеспособности для страны-должника являются:

  • - нехватка конвертируемой валюты;
  • - сокращение импорта товаров и услуг;
  • - сокращение капиталовложений;
  • - падение жизненного уровня населения.

Для анализа уровня и динамики внешнего долга, способности страны продолжать обслуживать свои долги, используя валютные поступления, Мировой Банк предлагает использовать следующие соотношения:

  • - отношение суммы внешнего долга к экспорту товаров и услуг;
  • - отношение суммы внешнего долга к валовому национальному доходу;
  • - отношение платежей по обслуживанию внешнего долга к экспорту;
  • - отношение платежей процентов к валовому национальному доходу;
  • - отношение международных резервов к импорту товаров и услуг;
  • - доля краткосрочного долга в общей сумме внешнего долга;
  • - доля долга международным организациям в общей сумме внешнего долга.

Анализ международного опыта решения проблем внешней задолженности говорит о существовании ее определенного оптимального уровня, который позволяет обслуживать внешний долг.

Странам с высоким уровнем задолженности МВФ предлагает придерживаться политики, предусматривающей:

  • - отмену или либерализацию валютного или импортного контроля;
  • - снижение обменного курса национальной валюты;
  • - осуществление жестких антиинфляционных программ;
  • - поощрение иностранных инвестиций.

 

 

Платежный баланс является одним из объектов государственного регулирования. Это обусловлено следующими причинами:

  • - платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо - у других;
  • - после отмены золотого стандарта в 30-х годах нашего столетия стихийный механизм выравнивания платежных балансов путем ценового регулирования действует слабо, поэтому здесь требуются целенаправленные государственные меры;
  • - в условиях интернационализации хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задач экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы.

Государственное регулирование платежного баланса - это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося отрицательного сальдо.

Материальной основой регулирования платежного баланса служат:

  • - государственная собственность, в том числе официальные золотовалютные резервы;
  • - значительная доля (до 40 - 50%) национального дохода, перераспределяемая через государственный бюджет;
  • - непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов, кредитора, гаранта, заемщика;
  • - регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля.

При дефицитном платежном балансе предпринимаются мероприятия с целью:

  • - стимулирования экспорта;
  • - сдерживания импорта товаров;
  • - привлечения иностранных капиталов;
  • - ограничения вывоза капиталов.

Одним из методов регулирования платежного баланса при его дефиците является дефляционная политика, которая направлена на сокращение внутреннего спроса. Она предусматривает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы.

К числу инструментов дефляционной политики относятся финансовые и денежно-кредитные меры, в частности:

  • - уменьшение бюджетного дефицита;
  • - изменения учетной ставки центрального банка (дисконтная политика);
  • - кредитные ограничения;
  • - установление пределов роста денежной массы.

В условиях экономического спада, при наличии большой армии безработных и резервов неиспользованных производственных мощностей политика дефляции ведет к дальнейшему падению производства и занятости. Она связана с наступлением на жизненный уровень и грозит обострением социальных конфликтов, если не принимаются компенсирующие меры.

Другим методом регулирования дефицитного платежного баланса является девальвация - понижение курса национальной валюты, направленное на стимулирование экспорта и сдерживание импорта товаров.

Однако роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке.

Удорожая импорт, девальвация может привести к росту издержек производства отечественных товаров, содержащих импортную компоненту, повышению цен в стране и последующей утрате конкурентных преимуществ на внешних рынках. Поэтому хотя девальвация и может дать стране временные преимущества, но во многих случаях она не устраняет причины дефицита платежного баланса.

Валютные ограничения

  • блокирование выручки экспортеров в иностранной валюте,
  • лицензирование продажи иностранной валюты импортерам,
  • сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках.

Все эти меры направлены на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров.

Для уменьшения дефицита платежного баланса в целях притока в страну капиталов используются также меры финансовой и денежно-кредитной политики:

  • - бюджетные субсидии экспортерам;
  • - протекционистское повышение импортных пошлин;
  • - отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг, и др.

Государство использует специальные меры, оказывающие воздействие на платежный баланс в ходе формирования его основных частей - торгового баланса, баланса «невидимых» операций, движения капитала.

Важным объектом регулирования является торговый баланс. Для этого государство осуществляет следующие мероприятия:

  • - стимулирует экспорт на стадии реализации товаров путем воздействие на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т. д.);
  • - предоставляет целевые экспортные кредиты для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков;
  • - страхует экспортеров от экономических и политических рисков;
  • - вводит льготный режим амортизации основного капитала;
  • - предоставляет иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную экспортную программу.

В целях регулирования платежей и поступлений по «невидимым» операциям платежного баланса принимаются следующие меры:

  • - ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны;
  • - прямое или косвенное участие государства в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов;
  • - содействие строительству морских судов за счет бюджетных средств для уменьшения расходов по статье «Транспорт»;
  • - расширение государственных расходов на научно-исследовательские работы в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т. д.;
  • - регулирование миграции рабочей силы, в частности ограничение въезда иммигрантов для сокращения переводов иностранных рабочих.

Регулирование движения капиталов направлено, с одной стороны, на поощрение внешнеэкономической экспансии национальных монополий, а с другой - на уравновешивание платежного баланса путем стимулирования притока иностранных и репатриации национальных капиталов. Этой цели подчинена деятельность государства как экспортера капиталов, создающая благоприятные условия для частных заграничных инвестиций и вывоза товаров. Правительственные гарантии по инвестициям обеспечивают страхование коммерческого и политического риска.

При активном платежном балансе государственное регулирование направлено на устранение нежелательного чрезмерно активного сальдо. С этой целью рассмотренные выше методы (финансовые, кредитные, валютные, ревальвация валют и др.) используются с целью:

  1. - расширения импорта;
  2. - сдерживания экспорта товаров;
  3. - увеличения экспорта капиталов (в том числе в форме кредитов и помощи развивающимся странам) и ограничения импорта капиталов. Обычно применяется компенсационное регулирование платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий:
  4. - рестрикционных (кредитные ограничения, в том числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров и др.);
  5. - экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т. д.).

Государство осуществляет регулирование не только отдельных статей, но и сальдо платежного баланса. Для погашения дефицита платежного баланса промышленно развитые страны мобилизуют средства на мировом рынке капиталов в виде кредитов банковских консорциумов, облигационных займов. Коммерческие банки также активно участвуют (особенно евробанки) в покрытии дефицита платежного баланса.

Преимуществом банковских кредитов по сравнению с кредитами международных валютно-кредитных и финансовых организаций являются их большая доступность и необусловленность стабилизационными программами. Однако банковские кредиты относительно дороги и труднодоступны для стран, имеющих крупную внешнюю задолженность.

К временным методам покрытия дефицита платежного баланса относятся также льготные кредиты, полученные страной по линии иностранной помощи.

В связи с активным привлечением иностранных кредитов для балансирования платежного баланса внешняя задолженность стала глобальной проблемой. Главным средством окончательного балансирования платежного баланса служат официальные резервы конвертируемой иностранной валюты. Используется также иностранная помощь в форме субсидий и даров.

Активное сальдо платежного баланса используется государством для:

  • - погашения (в том числе досрочного) внешней задолженности страны;
  • - предоставления кредитов иностранным государствам;
  • - увеличения официальных золотовалютных резервов;
  • - вывоза капитала в целях создания второй экономики за рубежом.

Новым явлением с середины 70-х годов стало межгосударственное регулирование платежных балансов. Оно возникло как следствие интернационализации хозяйственных связей и недостаточной эффективности национального регулирования. С возрастанием роли внешних факторов длительное неравновесие платежных балансов усиливает диспропорции в экономике отдельных стран и в мировом хозяйстве. Поэтому ведущие страны разрабатывают методы коллективного регулирования платежного баланса.

К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся:

  • - согласование условий государственного кредитования экспорта;
  • - двухсторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальных валютах по соглашениям «СВОП»;
  • - кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, прежде всего МВФ.

Превышение допустимой в мировом сообществе нормы задолженности страны ставит проблемы экономического, а затем и политического характера. Покрытие дефицита платежного баланса для таких стран возможно лишь за счет обусловленных кредитов (например, МВФ), предусматрива­ющих стабилизационные программы, а также вмешательство кредиторов и международных организаций в экономику и политику стран-заемщиц. Поэтому в целях уменьшения риска подобной зависимости страны-должники, в том числе промышленно развитые, ориентируют экономическую политику на уменьшение внешнего государственного долга.

 

 

 

Вопрос 1.Сущность и этапы глобализации мировой экономики.

Вопрос 2.Социально-экономические последствия глобализации.

Вопрос 3. Открытость национальной экономики и экономическая безопасность страны.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.