Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подсистемы мировой экономики




Библиография

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения – М., 2005 – 366с.

  1. Акопова Е.С. и др. Мировая экономика и международные экономические отношения - Ростов-на-Дону, 2006.
  2. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. – М., 2007.

4. Гоголева Т.Н. и др. Международная экономика: учеб. пос. для вузов. - М.: Кнорус, 2005. - 304 с.

  1. Киреев А.П. Международная экономика. В 2 ч.- Ч.1 Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства.- М., 2002 – 416с.

6. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч.-Ч.II. Международная макроэкономика: открытая экономика и макроэкономическое программирование. Учебное пособие для вузов. – М.: Международные отношения, 2003. – 488с.

7. Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник для вузов. - 2 - е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2005. - 735 с.

8. Международные экономические отношения: учебник для вузов/ под ред. Н.Н. Ливенцева. - 2 - е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби: Проспект, 2006. - 648 с.

9. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник/ под ред. Р.И. Хасбулатова. В 2 ч. Ч.1. - М.: Гардарики, 2006. - 671 с.

10. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник/ под ред. Р.И. Хасбулатова. В 2 ч. Ч.2. - М.: Гардарики, 2006. - 718 с.

11. Мировая экономика и международный бизнес: учебник для вузов/ под ред. В.В. Поляка, Р.К. Щенина. - 4 - е изд., перераб. и доп. - М.: Кнорус, 2007. - 688 с.

12. Мировая экономика: учебник для вузов/ под ред. А.С. Булатова. - 2 - е изд., перераб. и доп. - М.: Экономист, 2007. - 860 с.

13. Раджабова З.К. Мировая экономика: учебник для вузов. - 2 - е изд., испр. - М.: ИНФРА - М, 2007. - 336 с.

  1. Россия: интеграция в мировую экономику. / под ред. Р.И. Зименкова. – М., 2008. -432с.

15. Седов К.Б. Международная коммерческая деятельность России в сфере наукоемких услуг и технологий. – М., 2008 г.

16. Скляренко Р.П. Основы международного технологического сотрудничества. – М., 2007 г.

17. Смирнов Е.Н. Введение в курс мировой экономики: учеб. пос. для вузов. - М.: Кнорус, 2008. - 416 с.

18. Спиридонов И.А. Мировая экономика: учеб. пос. для вузов. - 2 - е изд., перарб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2006. - 272 с.

19. Сутырин С.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения: учеб. пос. для вузов. – М.: ЭКСМО, 2010. – 320 с.

20. Суэтин А.А. Мировая экономика. Международные экономические отношения. Глобалистика.: учебник. - М.: Кнорус, 2008. - 320 с.

  1. Халевинская Е. Д. Мировая экономика и международные экономические отношения – М., 2007.

22. Шимко П.Д. Международная экономика: учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 2006. - 471 с.

  1. Шуркалин А. К. Мировая экономика. - М., 2006.

 

 

 

Все страны мира в настоящее время подразделяются на следующие подсистемы:

1) Развитые (индустриальные)

2) Развивающиеся (страны 3 мира)

3) Страны с переходной экономикой (страны бывшего СССР, Центральной и Восточной Европы, которые начиная с 80-90х годов прошлого века стали осуществлять переход от командно-административной к рыночной экономике: Россия, Казахстан, Киргизия, Белорус, Армения, Грузия и т.д.). Данные страны также называются с транзитивной, трансформационной, транформируемой, транзитарной экономикой.

Чтобы включить ту или иную страну в определенную группу применяется агрегированный критерий, состоящий из следующих показателей:

- ВВП (ВНД) на душу населения в США

- отраслевая структура национальной экономики

- индекс человеческого развития

Необходимо отличать «экономический потенциал», «экономический рост» и «экономическое развитие».

Экономический потенциал это национальное богатство страны + ВВП

Экономический рост – прирост ВВП на душу населения

Эк.рост = дельта ВВП / чел.

Экономическое развитие:

- экономический рост

- отраслевая структура

- Ичр

В международной статистике все основные показатели приводятся в единой системе измерения к ОГИА. Для того, чтобы перевести показатели ВВП (ВНД) из национальной валюты в США, в рамках международных сопоставлений ООН, применяется метод расчета ВВП (ВНД) по паритету покупательной способности.

Паритет покупательной способности это соотношение между национальными валютами по их покупательным способностям.

Покупательная способность это определенный набор товаров и услуг, который можно купить за 1 денежную единицу. Среднемировое значение = 0,7.

Метод расчета ВВП по паритету покупательной способности сводится к алгоритму:

1) Берется 600-800 основных потребительских товаров, 200-300 инвестиционных товаров и 10-20 типичных строительных объектов

2) Рассчитывается стоимость этого набора в национальной валюте и в $ США

3) Определяется показатель паритета покупательной способности путем деления стоимости набора в национальной валюте на стоимость набора в $ США

4) Рассчитывается ВВП в $ путем деления ВВП в национальной валюте на показатель паритета покупательной способности

5) ВВП в $ США делится на количество населения в стране

 

Рассмотрим условный пример

Стоимость определенного набора товаров и услуг в России А = 10 000р

Стоимость того же набора в США 250$

ВВП в России = 1 000 000р

Курс доллара = 30р / $

Рассчитать ВВП по паритету покупательной способности (ППС)

 

ППС = 10 000: 250 = 40р/$

ВВП (ППС) = 25 000$, т.е. 1 000 000: 40

Сн = 1/30 $/руб > ППС = 1/40 $/руб

Следовательно, курс рубля завышен относительно ППС. Курс $ занижен.

 

26.02.2013

Отраслевая структура национальной экономики. Представляет собой следующие секторы:

· Первичный сектор (отрасли добывающей промышленности + сельское хозяйство)

· Вторичный сектор (отрасли обрабатывающей промышленности + строительство)

· Третичный сектор (отрасли сферы услуг)

В экономике развитых стран в последние годы выросла доля материального производства (первичный и вторичный сектора) и уменьшилась доля сферы услуг. Это было связано с тем, что от сельского хозяйства произошло отделение многих видов деятельности и трансформация их в особые виды сферы услуг. В экономике развивающихся стран по-прежнему велика доля сельского хозяйства (20-35%). Доля промышленности в этих странах, чаще всего, небольшая, причем она выше всего в странах-экспортерах генерального сырья и топлива.

Индекс человеческого развития. Уровень и качество жизни в стране определяется целым рядом показателей, такими как: заболеваемость различными болезнями, продолжительность жизни, состояние личной безопасности, уровень безработицы и т.д. Попыткой объединить некоторые наиболее важные из этих показателей является индекс человеческого развития, который рассчитывается как среднее арифметическое индекса предстоящей продолжительности жизни, индекса охвата населения образованием, индекса уровня жизни.

Ичр = (Иппж + Ионо + Иуж)/3

Индекс предстоящей продолжительности жизни строится на предпосылке, что даже в самых благополучных странах максимальная продолжительность жизни не превышает в среднем 85 лет, а минимальная продолжительность жизни даже в самых неблагополучных странах не опускается ниже 25 лет.

Иппж = (А – В)/(С – В),

С = 85, В = 25, А- предстоящая продолжительность жизни в стране (в России равен 0,67, среднемировое значение = 0,7). Такая ситуация связана с продолжающеймся с конца 80х годов тенденцией сокращения ожидаемой продолжительности жизни, в основном за счет мужского населения. По сравнению с серединой 80х годов, средняя продолжительность жизни мужчин уменьшилась на 5 лет, женщин – на 2 года.

Индекс охвата населения образованием

Ионо = (2А + В)/3,

А – доля грамотных в возрасте свыше 15 лет, В – доля охвата населения образованием в школьном и студенческом возрасте (среднемировое значение – 0,7, в России – 0,96).

Индекс уровня жизни упрощенно может быть представлен как отношение ВВП на душу населения страны, скорректированного по паритету покупательной способности, к среднемировому значению этого показателя. В 2003г в России составил 0,75.

В целом индекс человеческого развития составляет 0,795 для России, среднемировой – 0,741, в развитых странах – приближается к 1, в развивающихся – близок к значению 0,3.

Рассмотрим группы стран более подробно:

1) Развитые страны. В данную группу входят государства с рыночной экономикой и высоким уровнем экономического развития, у которых валовый национальный доход на душу населения составляет не менее 15 000$ в год. Различные институты мирового хозяйства по-разному выделяют развитые страны. Международный валютный фонд включает сюда все страны западной Европы, США, Канаду, Японию, Австралию, Новую Зеландию, Южную Корею, Сингапур, Гонконг и Тайвань (новые индустриальные страны), а так же Израиль, Кипр и Исландия. ООН добавляет к ним Южно-Африканскую республику. Организация экономического сотрудничества и развития относит к их числу Венгрию, Польшу, Чехию, Турцию и Мексику. На долю развитых стран приходится порядка 52% мирового ВВП.

2) Развивающиеся страны. К ним относят государства с рыночной экономикой и низким уровнем экономического развития. МВФ из 184 стран относит к ним 123 страны. На их долю приходится порядка 25% мирового ВВП.

 

05.03.2013

Эта группа часто называют третьим миром и она неоднородна.

Верхний эталон развивающихся стран составляют государства со сравнительно современной структурой экономики (некоторые страны Азии, Латинской Америки), большим ВНД на душу населения (большинство стран Персидского залива) и высоким индексом человеческого развития (страны Латинской Америки и Персидского залива). Из этой подгруппы выделяются новые индустриальные страны, которые засчет активной индустриализации продемонстрировали высокие темпы экономического роста и значительно сократили свое отставание от развитых стран (Южная Корея, Сингапур, Индия, Индонезия, Малайзия, Турция, Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили)

В особую подгруппу выделяют страны - экспортеры нефти. Их ядро составляют 12 участников ОПЕК. Огромные запасы нефти послужили фактором их экономического роста. В настоящее время приоритетом их развития является внешняя торговля и сфера услуг (ОАЭ).

Так же выделяется подгруппа наименее развивающихся стран. Их характерными чертами являются отсутствие богатых запасов полезных ископаемых, отсутствие выходов к морю, неблагоприятная внутриполитическая и социальная обстановка, военные действия, засушливый климат. В настоящее время их насчитывается 47 стран: в т.ч. 32 – в критической Африке, 10 – в Азии, 4 – в Океании, 1 – Латинская Америка.

3) Страны с переходной экономикой

15 бывших стран СССР

12 стран Центральной и Восточной Европы

Монголия, Китай и Вьетнам

Иногда эту группу относят к развивающимся странам, например, в статистике МВФ. Эти страны производят порядка 23% мирового ВВП.

4) Страны с командно-административной экономикой

Кубы и Северная Корея

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1126; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.