КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности международной экономической интеграции развивающихся стран
В 60-е годы повышенный интерес к региональной интеграции стали проявлять и развивающиеся страны. Создание интеграционных объединений рассматривалось молодыми государствами как одно из основных средств диверсификации внешнеэкономической деятельности и ослабления зависимости от промыш-ленно развитых стран. Однако 40-летний опыт функционирования региональных экономических группировок в развивающихся странах (а их насчитывается более 50) показал, что ни одной из них пока не удалось сформировать интеграционный комплекс, подобный созданным в индустриальных странах. Об этом, в частности, свидетельствует уровень взаимного экспорта в общем экспорте группировок. Так, если в ЕС доля взаимной торговли составляет около 70%, то в развивающихся странах она колеблется от долей процента до 20%. Поскольку существующий уровень взаимных экономических связей в регионах развивающегося мира невысок, проблема заключается в интенсификации этих отношений. Отсюда вытекают и весьма широкие экономические функции государства в интеграционных процессах, что ведет к их формализации. С этим связано и гораздо большее значение политических факторов при создании и функционировании интеграционных союзов развивающихся стран. Применительно к развивающимся странам можно также говорить о специфическом характере поставленных целей интеграции. Если для промышленно развитых стран интеграция — это функция уже достигнутого ими высокого уровня развития производительных сил, то для развивающихся стран — это прежде всего средство, с помощью которого они стремятся облегчить проведение индустриализации. Более конкретно это означает, что цели экономической интеграции развивающихся стран заключаются в:
Процесс интеграции в развивающихся странах идет крайне медленно, что объясняется внутренними особенностями экономики каждой отдельной страны (низкий уровень развития производительных сил, монокультурность национальной экономики, недостаток финансовых ресурсов для осуществления совместных региональных проектов); существенными различиями в экономической (в том числе и внешнеэкономической) стратегии отдельных участников группировок и избранных ими моделями развития; характером взаимосвязей интегрирующихся государств (недостаточное развитие инфраструктуры, низкая степень взаимодополняемости интегрирующихся стран); факторами внешнего порядка (финансовая зависимость от промышленно развитых стран, значительный контроль за внешней торговлей и экспортным производством развивающихся стран со стороны международных корпораций); политической нестабильностью. Все это свидетельствует о том, что интеграция в развивающихся странах является лишь «прединтеграцией». Тем не менее можно выделить ряд интеграционных группировок стран развивающегося мира, добившихся определенных успехов на пути экономической интеграции. В странах Центральной и Латинской Америки существует 6 интеграционных группировок, включающих 29 из 33 стран этого региона. 1. Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) создана в 1980 году на базе Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (1960 г.), включает 11 стран: Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла, Аргентина, Бразилия, Чили, Мексика, Парагвай и Уругвай. Находится на этапе общего рынка. Цель ЛАЙ — развитие и активизация экономического сотрудничества, направленного на расширение рынка. Задачи ЛАЙ:
2. Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР) создан в 1961 году, включает 5 стран-участниц: Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа. Находится на этапе таможенного союза. 3. Андский пакт образован в 1969 году и включает 5 стран: Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу и Венесуэла. Имеет целью создание общего Андского рынка. Основное направление деятельности Андской группы:
В 1990 году принята «Андская стратегия», главными целями которой обозначены: 1) развитие андского экономического пространства; 2) углубление международных связей стран Андской группы; 3) вклад в единство Латинской Америки. 4. Сообщество Карибских государств (КАРИКОМ) создано в 1973 году, объединяет 14 стран: Багамы, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Ямайка, Тринидад и Тобаго, Антигуа и Барбуда, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины. Находится на этапе общего рынка. Одно из наиболее развитых интеграционных объединений развивающихся стран, имеет свою систему межгосударственных органов: Конференция глав правительств, бюро конференции, комитет председателей ЦБ, совет Карибского сообщества, Секретариат, Парламентская ассамблея. Целями КАРИКОМ являются:
5. Общий рынок стран Южного Конуса (МЕРКОСУР) образован в 1991 году, объединяет 4 страны: Аргентину, Бразилию, Парагвай и Уругвай. Соответствует уровню общего рынка. Договор предусматривает свободное движение товаров, капиталов и рабочей силы между странами-участницами; введение единого внешнего тарифа по отношению к третьим странам; координацию политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, а также в валютно-фи-нансовой сфере. 6. Организация восточнокарибских государств (ОВКГ) создана в 1981 году, входят 7 государств: Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Монсеррат, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия. Цели ОВКГ:
Имея конечной целью создание общего рынка, все интеграционные группировки Центральной и Латинской Америки прошли или проходят путь через образование зон свободной торговли, которые в дальнейшем преобразовывались в таможенный союз. Программы развития латиноамериканских экономических группировок включают в себя программы либерализации внешней торговли, механизмы промышленной интеграции (разработка и реализация отраслевых программ промышленного развития, создание интегрированных производств для выпуска определенной продукции), финансовое сотрудничество (учреждение системы многосторонних расчетов, унификация политики Центральных банков, взаимное предоставление стабилизационных займов для выравнивания платежных балансов и др.). защиту интересов экономически менее развитых участников группировок (предоставление им тарифных уступок, реализация специальных программ сотрудничества с ними и т.п.). В Азии наиболее успешно на протяжении последних 30 лет действует Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В Сингапурской декларации 1992 года подчеркивалось, что АСЕАН будет стремиться защищать свои коллективные интересы в ответ на создание крупных и мощных экономических группировок в развитых странах, в частности, путем создания зоны свободной торговли. Участниками АСЕАН являются 9 стран: Сингапур, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Филиппины, Вьетнам и Бруней, а с 25 июля 1997 года — Мьянма и Лаос. Основные направления деятельности АСЕАН:
Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) создана в 1993 году. В нее входит 21 страна, в том числе промышленно развитые (Япония, Австралия, Новая Зеландия, США, Канада), развивающиеся страны Азии (Гонконг, Тайвань, Филиппины, Индонезия, Китай, Корея, Таиланд, Сингапур, Малайзия, Бруней, Папуа Новая Гвинея, с ноября 1997 года Вьетнам), страны Центральной и Южной Америки (Мексика, Чили, с ноября 1997 года Перу), а также страны с переходной экономикой — Российская Федерация (с ноября 1997 года). Специфика функционирования АТЭС такова, что она имеет консультативный статус, не оформленный юридическими документами, в рамках которого вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проходят встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в различных областях. Основные направления деятельности АТЭС:
На совещании АТЭС в 1994 году в Багоре (Индонезия) было принято решение о создании зоны свободной торговли путем поэтапного снижения таможенных тарифов внутри нее и либерализации инвестиционной сферы к 2020 году (для промышленно развитых стран — к 2010 году). Азиатско-Тихоокеанская интеграция базируется на асимметричности внешнеэкономических связей стран-членов (страны блока АСЕАН более тесно связаны с экономикой США, Японии, НИСами этого региона) и проявляется прежде всего на микроуровне в форме образования много- и транснациональных компаний. Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК) создана в 1985 году. Объединяет 7 стран: Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Непал, Пакистан, Шри-Ланка. Региональное сотрудничество в рамках СААРК включает в себя:
В 1995 году подписано соглашение о создании системы преференциальной торговли по 226 товарам, как первой ступени на пути создания зоны свободной торговли. В арабском мире наиболее значимы 2 интеграционных объединения: 1. Совет Арабского экономического единства (САЭЕ) образован в 1964 году. В его состав входят 12 государств: Египет, Ирак, Иордания, Йемен, Кувейт, Ливия, Мавритания, Объединенные Арабские Эмираты, Палестина, Сирия, Сомали, Судан. Цель САЭЕ: создание общего рынка (в настоящее время его членами являются 7 стран-членов САЭЕ: Египет, Ирак, Иордания, Йемен, Ливия, Мавритания, Сирия). В рамках САЭЕ страны-участницы:
2. Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) создан в 1981 году. Объединяет 6 государств-членов: Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовскую Аравию. Целями создания ССАГПЗ являются координация, интеграция и расширение взаимосвязей между странами-членами. Основные направления деятельности:
В Африке существует огромное разнообразие интеграционных группировок, однако наиболее крупными и действующими выступают следующие шесть: 1. Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС) создано в 1975 году и объединяет 16 стран-участниц: Бенин, Буркина-Фасо, Острова Зеленого Мыса, Кот-д'Ивуар, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Либерия, Мали, Мавритания, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне и Того. Представляет собой экономический союз. Главными целями ЭКОВАС являются:
2. Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА) создан в 1964 году на базе зоны преференциальной торговли стран Восточной и Южной Африки (РТА). Состоит из 20 государств-членов: Ангола, Бурунди, Заир, Коморские острова, Джибути, Эфиопия, Кения, Лесото, Малави, Маврикий, Мозамбик, Намибия, Руанда, Сомали, Судан, Свазиленд, Танзания, Уганда, Замбия и Зимбабве. Находится на этапе зоны свободной торговли. Стратегическими целями развития КОМЕСА являются:
3. Западно-Африканский экономический и валютный союз (УЭМОА) образован в 1994 году, объединяет 7 стран: Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того. Целями и основными направлениями деятельности УЭМОА являются:
4. Организация африканского единства (ОАЕ) создана в 1963 году. Объединяет 53 страны. Наряду с политическими целями, ОАЕ предполагает координацию и сотрудничество в области экономики, науки и техники. В 1991 году страны-участницы подписали Договор об образовании Африканского экономического сообщества, процесс формирования которого продлится 34 года. Спе цифической целью сообщества является координация и согласование политики различных африканских экономических объединений в процессе его создания. 5. Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК) образован в 1966 году. В его составе 6 государств-членов: Габон, Камерун, Конго, Центрально-Африканская Республика. Чад, Экваториальная Гвинея. В цели ЮДЕАК входит поэтапное создание и развитие общего рынка стран Центральной Африки, укрепление реально действующего таможенного союза. 6. Южноафриканское сообщество развития (САДК) создано 1992 году на базе Южноафриканской конференции по координации развития (САДКК). В его составе 11 стран: Ангола, Ботсвана, Замбия, Зимбабве, Лесото, Малави, Мозамбик, Намибия, Свазиленд, Танзания, ЮАР. Региональная интеграция в рамках САДК включает в себя:
Интеграционные процессы в африканском регионе своими определяющими мотивами имеют создание условий для развития промышленности и удовлетворение потребностей внутреннего рынка, а определяющей концепцией интеграции является «опора на собственные силы». Провозглашение идеи африканской интеграции пока остаются благим пожеланием, хотя по-прежнему и очень популярно на континенте. Рассмотренные интеграционные группировки мира позволяют выделить следующие существенные отличия интеграции в промышленно развитых и развивающихся странах:
Учитывая эти отличия, весьма перспективной представляется так называемая вертикальная интеграция между промышленно развитыми и развивающимися странами, примеры которой имеются в Азиатско-Тихоокеанском и Североамериканском регионах. Такие формы сотрудничества имеют значительные преимущества по сравнению, например, с африканской интеграцией, во многом складывающейся на основе принципа «коллективного самообеспечения».
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |