Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономика

Тоталитаризм и культ личности.

Тоталитаризм – это такой политический порядок, при котором группа людей стоявшая у власти, возглавляемая лидером, контролирует все сферы жизни общества вплоть до внутреннего мира человека.

Черты тоталитарного режима.

1. Однопартийная система.

2. Уничтожение оппозиции внутри правящей партии.

3. Слияние партии с государством.

4. Подчинение общественных организаций партийно-государственной верхушке.

5. Культ национального вождя

6. Массовые репрессии.

7. Авторитарный способ мышления.

В результате индустриализации и коллективизации и свертывания НЭП все предприятия, магазины, банки…, колхозы оказались под контролем государства. На смену рыночным отношениям пришел план, выполнение которого контролировалось административно-командной системой. В 1939г.парткомы получили право контролировать администрацию предприятий.

Общественные отношения.

В обществе формировалась массовая психология уравнительства: пусть в бедности, но зато все равны. Контроль за массами осуществлялся через общественные организации: профсоюзы, комсомол (1918г.), пионерскую организацию (1922г.), созданные как самостоятельные, в 30-годы они превратились в зависимый от партийно-государственный верхушки инструмент воздействия на психологию масс.

Национальные отношения.

Под видом федерации СССР превратился в унитарное государство. Партийно-государственные органы проводили свою политику без учета интересов народов. Так в Чечено-Ингушетии, где население проживало некомпактно, провели коллективизацию… Руководители республик не смели принимать самостоятельных решений без согласования со Сталиным. Это приводило к перегибам в национальной политике, больно ранило национальное самосознание и создавало причины для последующих национальных конфликтов.

Личность.

Человек, оторванный от собственности, средств производства, власти, не мог быть личностью в правовом отношении. Права личности подменялись классовыми, групповыми интересами. Интересы общества ставились превыше личных. Школа воспитывала личности в духе непримиримости к «врагам народа» и преданности партии во главе ас товарищем Сталиным.

Система уничтожала то, что входит в понятие «свободная личность»: самостоятельность и независимость суждений, критичность, оригинальность, инициативность, творческое мышление. Люди становились простыми исполнителями.

Политическая жизнь.

Формирование однопартийной системы сопровождалось ликвидацией оппозиции внутри ВКП (б) и слиянием партии с государством. Совнарком обладал исполнительной и законодательной властью. Роль Совета, как органов власти, принижалась. Все это создавало условия для забвения общих интересов и злоупотреблений, стоящих у власти. Конституция 1936г. провозглашала права и свободы граждан, но они не обеспечивались. Партийно-государственный аппарат вмешивался в сферу правосудия. Существовали «альбомные дела». Суд вершили всякого рода «двойки» и «тройки». Возросла роль НКВД (Ягода, Ежов, Берия). Опасаясь сопротивления военных. Сталин ликвидировал цвет армии: Тухачевского, Блюхера, Егорова, Якира. В 36 расстреляли Каменева и Зиновьева. В 37г. Бухарина и Рыкова. Люди жили в страхе видя в каждом скрытого «врага народа». Репрессии привели к тому, что во главе государства оказались люди с невысоким уровнем общественной и политической культуры, не смевшие принимать каких-либо решений без согласования с со Сталиным. Так последний становился вождем. Этому способствовали и его личные качества такие как мстительность, воля к достижению цели.

В тоже время на формирование культа вождя повлияли низкий уровень культуры, образования, вековые традиции и психология масс.

Вопросы:

1. Что такое тоталитаризм?

2. Каковы его основные черты?

3. Когда и как экономика оказалась под контролем государства?

4. Какую психологию формировали у советских людей?

5. Как через общественные организации осуществлялся контроль за массами?

6. Как тоталитаризм проявился в национальных отношениях?

7. Можно ли считать советских людей той поры личностями в полном смысле этого слова? Почему?

8. Каким образом вся власть в стране оказалась под контролем правящей партийно-государственной верхушки во главе со Сталиным?

9. Почему 30-е годы ознаменовались массовыми репресси


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Коллективизация крестьянства | Развитие советской культуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 175; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.