Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 9. SWOT-анализ, как метод исследования. Метод исследования взаимодействия факторов

Контрольные вопросы

Этапы проведения экспертизы, их содержание

Общая схема экспертных опросов включает в себя следующие этапы:

- формирование целей и вопросов экспертизы;

- формирование правил проведения опроса или характера взаимоотношения экспертов;

- формирование группы экспертов;

- выбор способа оценки степени компетентности экспертов;

- формирование правил обработки мнений экспертов;

- вычисление экспертных обобщенных оценок и определение степени согласованности экспертов;

Рассмотрим некоторые из этих этапов подробней.

Рис.7 Этапы метода «Дельфи»

Большое значение имеет четкое определение целей (цели) экспертизы. Наличие четко сформулированных задач и ясно понятых потребностей является обязательным условием обеспечения надежного результата экспертизы.

Выбор целей и характер процедуры экспертизы в значительной степени определяется существом проблемы, предполагаемыми конечными результатами и возможными способами их представления. Уровень принятия решений (государственный, отраслевой, предприятия) определяет широту диапазона, количество альтернатив и степень формализации процедуры. Кроме того, на выбор целей и процедуры экспертизы влияют надежность и полнота имеющихся данных, а также вид требуемой информации. поэтому при формулировании целей экспертизы прежде всего необходимо четко установить признак, по которому надлежит проводить оценку, а также условия использования экспертных оценок. если целей несколько, то оценки по разным шкалам нужно постараться свести к единой шкале, например, за счет установления цели более высокого уровня.

Структурно-организационный набор вопросов в анкете должен быть логически связан с центральной задачей экспертизы. Хотя форма и содержание вопросов определяются спецификой объекта и прогнозирования, можно установить общие требования к ним:

- вопросы должны быть сформулированы в общепринятых терминах, без смысловой неопределенности;

- все вопросы должны логически соответствовать

объекта;

- вопросы должны обеспечивать единственное толкование По форме вопросы могут быть открытыми и закрытыми, прямыми и косвенными.

Существует три основные группы вопросов используемых при проведении коллективной экспертной оценки.

1. Вопросы, предполагающие ответы в виде количественной оценки: о времени, вероятности свершения события, об оценке относительного влияния факторов. При определении шкалы значений количественных характеристик целесообразно пользоваться неравномерной шкалой. Выбор конкретного масштаба неравномерности определяется характером зависимости ошибки прогноза от периода упреждения.

2. Вопросы, требующие содержательного ответа в свернутой форме: дизъюнктивные, конъюнктивные, импликативные.

3. Вопросы, требующие содержательного ответа в развернутой форме: в виде перечня сведений об объекте и аргументов, подтверждающих или опровергающих тезис, содержащийся в вопросе. Эти вопросы формируются в два этапа. На первом этапе экспертам предлагается сформулировать наиболее перспективные и наименее разработанные проблемы. На втором из названных проблем выбираются вопросы, принципиально разрешимые и имеющие непосредственное отношение к объекту исследования.

При формировании группы экспертов основным является определение ее качественного и количественного составов. Отбор экспертов начинается с определения вопросов, которые охватывают решение данной проблемы, а затем составляется список компетентных лиц, способных решить ее.

Для получения качественного результата экспертизы к, ее участникам предъявляется ряд требований, основными из которых являются:

- высокий уровень общей эрудиции;

- глубокие специальные знания в оцениваемой области;

- способность к адекватному отображению тенденции развития исследуемого объекта;

- наличие психологической установки на будущее; -чисто научный интерес к поставленному вопросу при отсутствии практической заинтересованности в этой области;

- наличие производственного и (или) исследовательского опыта рассматриваемой области.

Для того чтобы подобрать качественную группу экспертов, необходимо также оценить их компетентность.

Существуют несколько методов оценки компетентности экспертов:

- оценка компетентности организаторами с учетом участия эксперта в различных экспертизах;

- тестирование;

- метод самооценки;

- метод взаимной оценки компетентности экспертами.

Одним из методов оценки компетентности экспертов является их тестирование. Для этого разрабатывается специальный тест-анкета, отвечая на вопросы которого эксперт должен показать знание объекта исследования, аналитические способности. Следует отметить, что разработка тест-анкеты — сложная и трудоемкая процедура, поэтому этот метод оценки компетентности оправдан только в случаях привлечения для экспертизы большого (>30) числа экспертов.

В некоторых случаях можно предложить экспертам провести самооценку компетентности по некоторой шкале, например от 2 до 5. При самооценке эксперт определяет степень своей осведомленности в исследуемом вопросе также на основании анкеты. Обработка данных дает возможность получить количественную оценку компетентности потенциального эксперта.

В чем особенность специфических методов исследования? Почему они на­зываются специфическими?

Перечислите известные Вам специфические методы исследования.

Раскройте содержание метода экспертных оценок.

Назовите основные состояния метода тестирования.

Дайте характеристику методам социологических исследований.

 

 

9.1 SWOT-анализ, как метод исследования.

9.2 Метод исследования взаимодействия факторов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 8. Специфические методы экспериментирования и деловая игра. Специфические методы тестирования. Специфические методы экспертных оценок | SWOT-анализ, как метод исследования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 966; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.