КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ГЛОССАРИЙ. Вчем состоит отличие диагностики систем управления от исследования и анализа систем управления?
Контрольные вопросы Вчем состоит отличие диагностики систем управления от исследования и анализа систем управления? Какие виды управленческой диагностики существуют? В чем заключается их суть? В чем заключается цель диагностики организационной структуры управления? Что достигается с помощью проведения диагностического интервью? Какие задачи решает диагностика организационной структуры управления? Анализ - мысленное или реальное разделение объекта на элементы. Сопоставление предметов или явлений в той или иной сфере действительности. Изучение посредством расчленения и сопоставления, метод исследования. Аспект исследования - грань изучения проблемы, одна из сторон ее проявления, например, организационный, социальный, психологический и другие аспекты. Вопрос - форма представления проблемы, обращение для получения информации. Восприятие - сложный процесс интеллектуального и эмоционального отражения реальности, определяющий ориентирование человека в окружающей среде, распознавание предметов, признаков, свойств действительности и своего места в ней. Гипотеза - предположительное и предварительное представление об изучаемом предмете исследования, основанное на ранее полученных сведениях или знании и необходимое для первого шага в изучении явления. Для некоторых видов исследования гипотеза может быть их конечным результатом. Декомпозиция — разделение целого на части по критериям функционального вхождения части в целое, по критериям содержания целого. Делегирование — передача полномочий, прав, обязанностей, функций, ответственности и т.д. другому лицу или звену системы управления. Дефиниция - определение понятий, построенное по принципам формальной логики и служащее конструкционной основой научной концепции. Деятельность - совокупность сознательных действий человека для достижения какой-либо цели. Диагностика - распознавание состояния изучаемого объекта по косвенным признакам. Диалектика - комплекс принципов исследования, направленный на поиск и учет противоречий, тенденций развития и отрицаний. Диалектический подход к исследованию - использование объективно обусловленных, научно разработанных, проверенных практикой и наиболее эффективных в конкретных условиях диалектических принципов исследования, например, взаимоотношения общего и особенного, качества и количества, целого и части, принципов комплексности, системности, развития и т.д. Доказательство - интеллектуальная операция, состоящая в установлении истинности некоторого суждения, посредством его вывода из других суждений, истинность которых полагается установленной до этой операции и независимо от нее, а также посредством подтверждения фактами и практической деятельностью. Закономерности управления - повторяющиеся существенные связи явлений в системе управления, неразрывно связанные с деятельностью персонала и проявляющиеся в виде тенденций, определяющих основную линию развития организации. Закономерности управления включают главные экономические законы: возрастания относительных издержек, сокращающейся предельной полезности, падения нормы прибыли, убывающей отдачи и доходности, убывающей производительности труда и капитала и др. Знания - закрепленное в мышлении человека отражение окружающей его действительности, понимание явлений и предметов, фактор, определяющий осознанные ориентиры поведения и деятельности. Имитация - подражание чему-либо, воспроизведение существующего, отличающееся от оригинала. Инновации - поиск, определение и реализация различных новшеств, нововведения в деятельности человека, отражающие его потребность в изменениях, развитии, модернизации, реконструкции, совершенствовании, реформировании и пр. Интегральный интеллект - эффект объединения интеллектуальных возможностей исследователей, посредством соответствующего их отбора и организации совместной деятельности. Интересы - реальная причина действий человека, которая определяется его потребностями, мотивами, ценностями, идеями, опасениями и пр. Стремление достичь какого-либо результата. Интуиция - способность постижения истины без ее обоснования и доказательства, необъяснимое ощущение реальности, идущее из подсознания человека и определяющее некоторые стороны его поведения. Развитость интуиции влияет на эффективность исследования. Информация - структурированное и предметно-объектное отражение в сознании человека окружающего его мира, мыслительное воспроизведение человеком действительности, совокупность сведений об исследуемой проблеме. Информация управления - совокупность сведений (данных, сообщений), устраняющих неопределенность знаний и получателей сообщений, передаваемых устным, письменным, аудиовизуальным и электронным способом по различным каналам связи и используемых персоналом для выработки управленческого решения. В сфере управления наибольшее распространение получили документальные и электронные формы представления информации. Исследования - вид деятельности человека, позволяющий вскрыть суть и содержание явлений, познать и оценить проблемы, определить тенденции развития, найти возможности использования знаний в практической деятельности человека, в частности, в практике управления. Качество исследования - комплексная совокупность свойств и характеристик исследования, отражающая его особенность и позволяющая оценить его результативность. Классификация - прием, посредством которого из некоторого множества объектов выделяются все входящие в него классы таким образом, чтобы каждый принадлежащий исходному множеству объект попал в один и только в один класс. Консультации - советы, даваемые специалистами на основе изучения конкретных обстоятельств деятельности и ведущие к улучшению результатов работы. Концепция - комплекс ключевых положений, достаточно полно, целостно и всесторонне раскрывающих сущность, содержание и особенности исследуемого явления, его существование в действительности или проявление в Практической деятельности человека. Концепция исследования - комплекс ключевых положений методологического характера, определяющих подход к исследованию и организации его проведения. Креативное образование - образование, ориентированное на развитие творческих способностей человека, на закрепление в его профессиональном сознании установки на инновации, включающие анализ проблем и вариантов деятельности. Это образование, мотивирующее самостоятельное осмысление действительности, самопознание индивидуальности, превращения знаний в потенциал мышления и саморазвития. Критерий достижения цели - количественный показатель, определяющий меру или степень оценки достижения цели по сравнению с другими возможными вариантами (альтернативами). Критерий всегда имеет количественную оценку и направлен, в зависимости от показателя, на минимизацию или максимизацию состояния системы. Например, минимум затрат на производство продукции, максимум валовой прибыли, минимальная текучесть рабочих кадров, максимальная выработка и др. Логика - 1. Механизм мышления, обеспечивающий эффективность интеллектуальной деятельности человека. 2. Оперирование понятиями и суждениями как инструментами интеллектуальной деятельности человека в процессе исследования. Менеджер - лицо, принимающее управленческие решения в системе социально-экономического управления (в отличие от системы административного, бюрократического, военизированного управления, где социальная принадлежность и экономические интересы не играют существенной роли). Метод исследования - способ изучения явлений, который выбирается в соответствии с особенностями предмета исследования, возможностью и эффективностью его использования в конкретных условиях. Методология исследования - логическая организация исследования, предполагающая осознание его цели, распознавание проблем, являющихся предметом исследования, выбор средств и методов исследования, определение рациональной последовательности исследовательской деятельности. Методы исследования - способы проведения исследования, способы достижения позитивных результатов при исследовании проблем и явлений. Методы управления - способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством. Существуют административные, экономические, социально-психологические методы, которые различаются способами воздействия на людей. Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как «метод кнута». Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов производства и по способам воздействия известны как «метод пряника». Социально-психологические методы базируются на способах мотивации и морального воздействия на людей и известны как «метод убеждения». Миссия (от англ. «mission» - «видение») - четко выраженная глобальная цель существования организации. В ней обычно декларируется цель и принципы работы организации, определение самых важных отличительных особенностей продукта, отношение к потребителю и конкурентное положение на рынке. Модель - это копия реального объекта, обладающая его основными характеристиками и способная имитировать его поведение. Мышление - интеллектуальная деятельность человека, позволяющая познавать окружающий мир и определяющая сознательное поведение человека в природе и обществе. Объект исследования - область деятельности человека, в которой обнаруживается и распознается проблема, требующая познания и разрешения. Среда, в которой проявляется проблема. Операция - элемент процесса деятельности человека, элементарное действие, составляющее процесс деятельности. Опыт - основанное на практике знание действительности, накопленные навыки деятельности. Организация исследования - упорядочение исследовательской деятельности по совокупности действий и их распределению по исполнителям, факторам времени и пространства, условиям и ограничениям (функции, обязанности, ответственность, нормативы и пр.). Организация труда управления - совокупность научных правил и действий, ведущих к образованию взаимосвязей и совершенствованию между частями управленческого труда. В 20-х - 60-х годах получила широкое распространение как НОТ. Включает такие компоненты, как организация рабочего места, целевое и индивидуальное планирование, техника личной работы сотрудников и нормирование труда. Персонал управления - работники, выполняющие функции и полномочия управления и представленные в комплексе всех своих индивидуальных качеств. План исследования - организационная основа исследования, предполагаемая последовательность ключевых мероприятий, ведущих к разрешению проблемы, установление сроков, исполнителей и условий (требований) проведения исследования. Поведение - процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью. Подход - наиболее удачная грань для «вхождения» в проблему, начальная позиция, отправная точка исследования, ограничение проблематики исследования (методологический подход и пр.). Подход к исследованию - исходная позиция исследователя, определяющая выбор средств и методов исследования, пути и организацию его проведения. Понятие - обозначение явлений и предметов действительности в мышлении человека, инструмент логического оперирования, обобщение существенных свойств и связей явлений. Потребность в исследовании - степень остроты проблемы, появление необходимости и возможности ее изучения. Проявление профессионализма управления, научного подхода к разработке управленческих решений, инновационный стиль управления. Практика - целесообразная и в основе своей материальная деятельность людей по освоению и преобразованию объективной действительности. Это главный фактор и критерий познания человека и общества. Предмет исследования - конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования. Принципы управления - основные исходные положения теории управления, применение которых позволяет осуществлять эффективное управление и достигать результатов с минимальными затратами ресурсов. Принципами управления являются централизация и децентрализация, единоначалие и коллегиальность, отраслевой и территориальный подходы, материальное и моральное стимулирование труда, планомерность и научность, лояльность к работающим, разделение прав и ответственность и т.д. Проблема - это реальное противоречие, требующее своего разрешения на основе исследования его Истоков, содержания, характера и возможных последствий. Программа исследования - комплекс положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет и условия его проведения, а также предполагаемый результат. Профессионализм - совокупность знаний, опыта, навыков и искусства в какой-либо области деятельности, ведущих к постоянному успешному выполнению работы. Процесс (технология) управления - 1) наука (раздел менеджмента), которая изучает алгоритмы переработки информации и выработки решений, осуществляемых персоналом с помощью технических средств; 2) технология, представляющая собой целенаправленную последовательность операций управления, результатом которых является принятое и реализованное решение. Процесс (технология) управления моделируется с помощью сетевого графика процесса управления. Процесс исследования - это последовательность этапов его осуществления, комбинация и последовательность различных операций и процедур, выбор и сочетание приоритетов. Регламенты управления - это совокупность правил, определяющих порядок деятельности государственного опроса, предприятия, учреждения и организации. Существующие регламенты организации разделяются по признакам на общесистемные (устав, договор учредителей, правила внутреннего трудового распорядка и т.д.) и элементные (персонал, информация, техника, процесс и др.) и представляют собой комплекс нормативных документов по регулированию отдельных направлений деятельности. Результат исследования - в зависимости от целей и вида исследования: комплекс научных положений, объясняющих то или иное явление; конкретные рекомендации по преобразованию системы управления; разрешение обострившихся противоречий, комплекс нововведений, обусловленных тенденциями развития; методика выполнения какой-либо работы. Ресурсы исследования - комплекс средств и возможностей, обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов. Решение управленческое - акт деятельности менеджера, ведущий к разрешению проблемы и тем самым определяющий нормальное функционирование или развитие социально-экономической системы; заключительный этап процесса управления, превращающий его в импульс трудовой деятельности, целенаправленности и согласованности совместных действий людей. Процесс принятия решения включает постановку цели, сбор информации, подготовку проектов решения, согласование, принятие решения, исполнение и контроль. Свойства - отличительные признаки предмета или явления, отражающие его сущность, содержание и особенности. Синектика - метод исследования, основанный на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности. Система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство. Система управления - 1. Множество взаимосвязанных элементов (звеньев), реализующих процесс управления для достижения поставленных целей. 2. Совокупность отношений управления в социально-экономической системе (организации). Системный анализ - совокупность методов и средств исследования сложных, многоуровневых и многокомпонентных систем, объектов, процессов; опирается на комплексный подход, учет взаимосвязей и взаимодействий между элементами системы. Системный подход - это такое направление метода логики научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы. Ситуация - сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку. Стратификация - определение слоев (страт) в сложном, многослойном явлении. Структура управления - система управления является важнейшей частью организации и имеет сложную взаимосвязанную структуру. Системный анализ позволяет рассматривать ее как взаимосвязь структур, выделенных по различным признакам. Организационная структура - это состав и соподчиненность взаимосвязанных звеньев управления. В теории управления различают несколько видов организационных структур управления, к основным из которых относятся линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная, дивизиональная. Функциональная структура отражает разделение управленческих функций между руководством и отдельными подразделениями и включает комплексы задач, задачи и операции управления. Ролевая структура характеризует коллектив по участию в творческом процессе на производстве, коммуникационным и поведенческим ролям. Социальная структура классифицирует трудовой коллектив по социальным показателям (пол, возраст, профессия и квалификация, национальность, образование и др.). Штатная структура, определяет состав подразделений и перечень должностей, размеры должностных окладов и фонд заработной платы. Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью; психологическое состояние человека, определяющее стремление к неизведанному, поиск нового, жажду открытия. Тест - средство и метод исследования недоступных для количественного анализа свойств и характеристик социально-экономических явлений при помощи количественного обобщения оценок, высказываний или предпочтений по поставленной проблеме. Техника управления представляет собой взаимосвязанный комплекс технических средств (сбора и регистрации, передачи, ввода, накопления, обработки, вывода, отображения и размножения информации), предназначенный для механизации и автоматизации информационных процессов в системе управления производством с целью выработки рациональных решений. Тип исследования - принадлежность к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик. Типологический анализ - сопоставление типов исследований в целях определения их преимуществ и недостатков и выбора наиболее эффективного в конкретных обстоятельствах. Типология - разделение и систематизация объектов по критерию обобщенной модели, типичного состояния, практического образца. Типология исследования - разнообразие исследований, упорядоченное по критериям практической типичности, образцам реального существования. Логическая схема различных типов исследования. Управление - целенаправленное воздействие менеджера (руководителя) или органов управления (управляющей системы), согласующее и объединяющее совместную деятельность людей. Факт - сделанное, совершившееся, существующее - это событие или явление действительное, реально существующее, все то, что произошло на самом деле и имеет тому убедительное подтверждение, это реальность, которая является очевидной и которую невозможно отрицать. Философия организации - это совокупность внутрифирменных принципов и правил взаимоотношений рабочих и служащих, своеобразная система ценностей и убеждений, воспринимая добровольно или в процессе воспитания всем персоналом предприятия. Можно сказать проще - это «моральный кодекс поведения на предприятии». Соблюдение философии гарантирует успех и благополучие во взаимоотношениях персонала и в итоге эффективное развитие предприятия. Несоблюдение философии предприятия ведет к развитию конфликтов между администрацией и сотрудниками, между поставщиками и потребителями, к снижению имиджа фирмы, а в дальнейшем может привести к краху и разорению предприятия, так как люди - главное богатство. Функции управления - особый вид управленческой деятельности, продукт процесса разделения и специализации труда, представляющие собой часть процесса управления, выделенные по определенному признаку. Выделяют основныефункции (прогнозирование, планирование, нормирование, учет, контроль, анализ, регулирование или координация) и конкретные(предметные) функции, например, управление персоналом. Обычно выделяются 20-25 конкретных функций управления. Характеристики - совокупность фактов, отражающих содержание, состояние или изменения того или иного явления. Цель - это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности человека. Цель является непосредственным мотивом, направляющим и регулирующим человеческую деятельность. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, разных возможностей человека и применяемых средств, для достижения цели. Различают стратегические (глобальные) и тактические (локальные) цели. Цель исследования - идеальный образ научного освоения будущего, представление о перспективах, которые открываются при успешном проведении исследования. Эффективность исследования - соразмерность использованных ресурсов, проведение исследования и результатов, полученных от него. Эффективность управления - один из основных оценочных показателей управления. Различают экономическую эффективность, определяемую посредством сопоставления результата (экономии) и затрат на его достижение и социальную эффективность, которая позволяет изменить социальный эффект (стимулы, мотивации, психологический климат, поведение людей, отношение в коллективе и др.). Существуют различные подходы к оценке эффективности на основе конечных результатов производства, количества, качества и сложности труда, исследования социально-психологического климата в коллективе.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2984; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |