Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ГЛОССАРИЙ. Вчем состоит отличие диагностики систем управления от исследования и анализа систем управления?




Контрольные вопросы

Вчем состоит отличие диагностики систем управления от исследования и анализа систем управления?

Какие виды управленческой диагностики существуют? В чем заключа­ется их суть?

В чем заключается цель диагностики организационной структуры уп­равления?

Что достигается с помощью проведения диагностического интервью?

Какие задачи решает диагностика организационной структуры управления?

Анализ - мысленное или реальное разделение объекта на элементы. Сопоставление предметов или явлений в той или иной сфере действительности. Изу­чение посредством расчленения и сопоставления, метод исследования.

Аспект исследования - грань изучения проблемы, одна из сторон ее проявления, например, организационный, социальный, психологический и другие аспекты.

Вопрос - форма представления проблемы, обращение для получения ин­формации.

Восприятие - сложный процесс интеллектуального и эмоционального отражения реальности, определяющий ориентирование человека в окружающей среде, распознавание предметов, признаков, свойств действительности и своего места в ней.

Гипотеза - предположительное и предварительное представление об изу­чаемом предмете исследования, основанное на ранее полученных сведениях или знании и необходимое для первого шага в изучении явления. Для некоторых ви­дов исследования гипотеза может быть их конечным результатом.

Декомпозиция — разделение целого на части по критериям функциональ­ного вхождения части в целое, по критериям содержания целого.

Делегирование — передача полномочий, прав, обязанностей, функций, ответственности и т.д. другому лицу или звену системы управления.

Дефиниция - определение понятий, построенное по принципам формаль­ной логики и служащее конструкционной основой научной концепции.

Деятельность - совокупность сознательных действий человека для дости­жения какой-либо цели.

Диагностика - распознавание состояния изучаемого объекта по косвенным признакам.

Диалектика - комплекс принципов исследования, направленный на поиск и учет противоречий, тенденций развития и отрицаний.

Диалектический подход к исследованию - использование объективно обусловленных, научно разработанных, проверенных практикой и наиболее эффективных в конкретных условиях диалектических принципов исследования, например, взаимоотношения общего и особенного, качества и количества, целого и части, принципов комплексности, системности, развития и т.д.

Доказательство - интеллектуальная операция, состоящая в установлении истинности некоторого суждения, посредством его вывода из других суждений, истинность которых полагается установленной до этой операции и независимо от нее, а также посредством подтверждения фактами и практической деятельностью.

Закономерности управления - повторяющиеся существенные связи явле­ний в системе управления, неразрывно связанные с деятельностью персонала и проявляющиеся в виде тенденций, определяющих основную линию развития ор­ганизации. Закономерности управления включают главные экономические законы: возрастания относительных издержек, сокращающейся предельной полезно­сти, падения нормы прибыли, убывающей отдачи и доходности, убывающей производительности труда и капитала и др.

Знания - закрепленное в мышлении человека отражение окружающей его действительности, понимание явлений и предметов, фактор, определяющий осознанные ориентиры поведения и деятельности.

Имитация - подражание чему-либо, воспроизведение существующего, отличающееся от оригинала.

Инновации - поиск, определение и реализация различных новшеств, нововведения в деятельности человека, отражающие его потребность в изменениях, ра­звитии, модернизации, реконструкции, совершенствовании, реформировании и пр.

Интегральный интеллект - эффект объединения интеллектуальных возможностей исследователей, посредством соответствующего их отбора и органи­зации совместной деятельности.

Интересы - реальная причина действий человека, которая определяется его потребностями, мотивами, ценностями, идеями, опасениями и пр. Стремление достичь какого-либо результата.

Интуиция - способность постижения истины без ее обоснования и доказательства, необъяснимое ощущение реальности, идущее из подсознания че­ловека и определяющее некоторые стороны его поведения. Развитость интуиции влияет на эффективность исследования.

Информация - структурированное и предметно-объектное отражение в сознании человека окружающего его мира, мыслительное воспроизведение человеком действительности, совокупность сведений об исследуемой проблеме.

Информация управления - совокупность сведений (данных, сообщений), устраняющих неопределенность знаний и получателей сообщений, передавае­мых устным, письменным, аудиовизуальным и электронным способом по раз­личным каналам связи и используемых персоналом для выработки управленче­ского решения. В сфере управления наибольшее распространение получили до­кументальные и электронные формы представления информации.

Исследования - вид деятельности человека, позволяющий вскрыть суть и содержание явлений, познать и оценить проблемы, определить тенденции разви­тия, найти возможности использования знаний в практической деятельности че­ловека, в частности, в практике управления.

Качество исследования - комплексная совокупность свойств и характери­стик исследования, отражающая его особенность и позволяющая оценить его ре­зультативность.

Классификация - прием, посредством которого из некоторого множества объектов выделяются все входящие в него классы таким образом, чтобы каждый принадлежащий исходному множеству объект попал в один и только в один класс.

Консультации - советы, даваемые специалистами на основе изучения кон­кретных обстоятельств деятельности и ведущие к улучшению результатов работы.

Концепция - комплекс ключевых положений, достаточно полно, целостно и всесторонне раскрывающих сущность, содержание и особенности исследуемо­го явления, его существование в действительности или проявление в Практиче­ской деятельности человека.

Концепция исследования - комплекс ключевых положений методологического характера, определяющих подход к исследованию и организации его проведения.

Креативное образование - образование, ориентированное на развитие творческих способностей человека, на закрепление в его профессиональном соз­нании установки на инновации, включающие анализ проблем и вариантов дея­тельности. Это образование, мотивирующее самостоятельное осмысление дей­ствительности, самопознание индивидуальности, превращения знаний в потен­циал мышления и саморазвития.

Критерий достижения цели - количественный показатель, определяющий меру или степень оценки достижения цели по сравнению с другими возможны­ми вариантами (альтернативами). Критерий всегда имеет количественную оцен­ку и направлен, в зависимости от показателя, на минимизацию или максимиза­цию состояния системы. Например, минимум затрат на производство продук­ции, максимум валовой прибыли, минимальная текучесть рабочих кадров, мак­симальная выработка и др.

Логика - 1. Механизм мышления, обеспечивающий эффективность ин­теллектуальной деятельности человека. 2. Оперирование понятиями и суж­дениями как инструментами интеллектуальной деятельности человека в про­цессе исследования.

Менеджер - лицо, принимающее управленческие решения в системе соци­ально-экономического управления (в отличие от системы административного, бюрократического, военизированного управления, где социальная принадлеж­ность и экономические интересы не играют существенной роли).

Метод исследования - способ изучения явлений, который выбирается в соответствии с особенностями предмета исследования, возможностью и эф­фективностью его использования в конкретных условиях.

Методология исследования - логическая организация исследования, предполагающая осознание его цели, распознавание проблем, являющихся предметом исследования, выбор средств и методов исследования, определение рациональной последовательности исследовательской деятельности.

Методы исследования - способы проведения исследования, способы дос­тижения позитивных результатов при исследовании проблем и явлений.

Методы управления - способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством. Существуют ад­министративные, экономические, социально-психологические методы, которые различаются способами воздействия на людей. Административные методы бази­руются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как «метод кнута». Экономические методы основываются на правильном использовании эко­номических законов производства и по способам воздействия известны как «ме­тод пряника». Социально-психологические методы базируются на способах моти­вации и морального воздействия на людей и известны как «метод убеждения».

Миссия (от англ. «mission» - «видение») - четко выраженная глобальная цель существования организации. В ней обычно декларируется цель и принципы работы организации, определение самых важных отличительных особенностей продукта, отношение к потребителю и конкурентное положение на рынке.

Модель - это копия реального объекта, обладающая его основными характеристиками и способная имитировать его поведение.

Мышление - интеллектуальная деятельность человека, позволяющая по­знавать окружающий мир и определяющая сознательное поведение человека в природе и обществе.

Объект исследования - область деятельности человека, в которой обнаруживается и распознается проблема, требующая познания и разрешения. Среда, в которой проявляется проблема.

Операция - элемент процесса деятельности человека, элементарное дейст­вие, составляющее процесс деятельности.

Опыт - основанное на практике знание действительности, накопленные навыки деятельности.

Организация исследования - упорядочение исследовательской деятель­ности по совокупности действий и их распределению по исполнителям, факто­рам времени и пространства, условиям и ограничениям (функции, обязанности, ответственность, нормативы и пр.).

Организация труда управления - совокупность научных правил и дейст­вий, ведущих к образованию взаимосвязей и совершенствованию между частями управленческого труда. В 20-х - 60-х годах получила широкое распространение как НОТ. Включает такие компоненты, как организация рабочего места, целевое и индивидуальное планирование, техника личной работы сотрудников и норми­рование труда.

Персонал управления - работники, выполняющие функции и полномочия управления и представленные в комплексе всех своих индивидуальных качеств.

План исследования - организационная основа исследования, предпола­гаемая последовательность ключевых мероприятий, ведущих к разрешению проблемы, установление сроков, исполнителей и условий (требований) проведе­ния исследования.

Поведение - процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью.

Подход - наиболее удачная грань для «вхождения» в проблему, начальная позиция, отправная точка исследования, ограничение проблематики исследования (методологический подход и пр.).

Подход к исследованию - исходная позиция исследователя, определяющая выбор средств и методов исследования, пути и организацию его проведения.

Понятие - обозначение явлений и предметов действительности в мышле­нии человека, инструмент логического оперирования, обобщение существенных свойств и связей явлений.

Потребность в исследовании - степень остроты проблемы, появление необходимости и возможности ее изучения. Проявление профессионализма управ­ления, научного подхода к разработке управленческих решений, инновационный стиль управления.

Практика - целесообразная и в основе своей материальная деятельность людей по освоению и преобразованию объективной действительности. Это главный фактор и критерий познания человека и общества.

Предмет исследования - конкретная проблема, разрешение которой тре­бует проведения исследования.

Принципы управления - основные исходные положения теории управле­ния, применение которых позволяет осуществлять эффективное управление и достигать результатов с минимальными затратами ресурсов. Принципами управления являются централизация и децентрализация, единоначалие и коллегиальность, отраслевой и территориальный подходы, материальное и моральное стимулирование труда, планомерность и научность, лояльность к работающим, разделение прав и ответственность и т.д.

Проблема - это реальное противоречие, требующее своего разрешения на основе исследования его Истоков, содержания, характера и возможных последствий.

Программа исследования - комплекс положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет и условия его проведения, а также предполага­емый результат.

Профессионализм - совокупность знаний, опыта, навыков и искусства в какой-либо области деятельности, ведущих к постоянному успешному выполне­нию работы.

Процесс (технология) управления - 1) наука (раздел менеджмента), кото­рая изучает алгоритмы переработки информации и выработки решений, осуществляемых персоналом с помощью технических средств; 2) технология, пред­ставляющая собой целенаправленную последовательность операций управления, результатом которых является принятое и реализованное решение. Процесс (технология) управления моделируется с помощью сетевого графика процесса управления.

Процесс исследования - это последовательность этапов его осуществле­ния, комбинация и последовательность различных операций и процедур, выбор и сочетание приоритетов.

Регламенты управления - это совокупность правил, определяющих поря­док деятельности государственного опроса, предприятия, учреждения и органи­зации. Существующие регламенты организации разделяются по признакам на общесистемные (устав, договор учредителей, правила внутреннего трудового распорядка и т.д.) и элементные (персонал, информация, техника, процесс и др.) и представляют собой комплекс нормативных документов по регулированию отдельных направлений деятельности.

Результат исследования - в зависимости от целей и вида исследования: комплекс научных положений, объясняющих то или иное явление; конкретные рекомендации по преобразованию системы управления; разрешение обострившихся противоречий, комплекс нововведений, обусловленных тенденциями раз­вития; методика выполнения какой-либо работы.

Ресурсы исследования - комплекс средств и возможностей, обеспечи­вающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.

Решение управленческое - акт деятельности менеджера, ведущий к разрешению проблемы и тем самым определяющий нормальное функционирование или развитие социально-экономической системы; заключительный этап процес­са управления, превращающий его в импульс трудовой деятельности, целена­правленности и согласованности совместных действий людей. Процесс приня­тия решения включает постановку цели, сбор информации, подготовку проектов решения, согласование, принятие решения, исполнение и контроль.

Свойства - отличительные признаки предмета или явления, отражающие его сущность, содержание и особенности.

Синектика - метод исследования, основанный на социально-психологи­ческой мотивации коллективной интеллектуальной деятельности.

Система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство.

Система управления - 1. Множество взаимосвязанных элементов (звень­ев), реализующих процесс управления для достижения поставленных целей. 2. Совокупность отношений управления в социально-экономической системе (организации).

Системный анализ - совокупность методов и средств исследования слож­ных, многоуровневых и многокомпонентных систем, объектов, процессов; опи­рается на комплексный подход, учет взаимосвязей и взаимодействий между элементами системы.

Системный подход - это такое направление метода логики научного по­знания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы.

Ситуация - сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку.

Стратификация - определение слоев (страт) в сложном, многослойном яв­лении.

Структура управления - система управления является важнейшей частью организации и имеет сложную взаимосвязанную структуру. Системный анализ позволяет рассматривать ее как взаимосвязь структур, выделенных по различ­ным признакам.

Организационная структура - это состав и соподчиненность взаимосвязан­ных звеньев управления. В теории управления различают несколько видов организационных структур управления, к основным из которых относятся линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная, дивизиональная.

Функциональная структура отражает разделение управленческих функций между руководством и отдельными подразделениями и включает комплексы задач, задачи и операции управления.

Ролевая структура характеризует коллектив по участию в творческом процессе на производстве, коммуникационным и поведенческим ролям.

Социальная структура классифицирует трудовой коллектив по социаль­ным показателям (пол, возраст, профессия и квалификация, национальность, образование и др.).

Штатная структура, определяет состав подразделений и перечень должностей, размеры должностных окладов и фонд заработной платы.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью; психологическое состояние человека, определяющее стремление к неизведанному, поиск нового, жажду открытия.

Тест - средство и метод исследования недоступных для количественного анализа свойств и характеристик социально-экономических явлений при помощи количественного обобщения оценок, высказываний или предпочтений по поставленной проблеме.

Техника управления представляет собой взаимосвязанный комплекс технических средств (сбора и регистрации, передачи, ввода, накопления, обработки, вывода, отображения и размножения информации), предназначенный для меха­низации и автоматизации информационных процессов в системе управления производством с целью выработки рациональных решений.

Тип исследования - принадлежность к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик.

Типологический анализ - сопоставление типов исследований в целях определения их преимуществ и недостатков и выбора наиболее эффективного в конкретных обстоятельствах.

Типология - разделение и систематизация объектов по критерию обоб­щенной модели, типичного состояния, практического образца.

Типология исследования - разнообразие исследований, упорядоченное по критериям практической типичности, образцам реального существования. Логи­ческая схема различных типов исследования.

Управление - целенаправленное воздействие менеджера (руководителя) или органов управления (управляющей системы), согласующее и объединяющее совместную деятельность людей.

Факт - сделанное, совершившееся, существующее - это событие или явле­ние действительное, реально существующее, все то, что произошло на самом де­ле и имеет тому убедительное подтверждение, это реальность, которая является очевидной и которую невозможно отрицать.

Философия организации - это совокупность внутрифирменных принци­пов и правил взаимоотношений рабочих и служащих, своеобразная система ценностей и убеждений, воспринимая добровольно или в процессе воспитания всем персоналом предприятия. Можно сказать проще - это «моральный кодекс пове­дения на предприятии». Соблюдение философии гарантирует успех и благопо­лучие во взаимоотношениях персонала и в итоге эффективное развитие пред­приятия. Несоблюдение философии предприятия ведет к развитию конфликтов между администрацией и сотрудниками, между поставщиками и потребителями, к снижению имиджа фирмы, а в дальнейшем может привести к краху и разоре­нию предприятия, так как люди - главное богатство.

Функции управления - особый вид управленческой деятельности, продукт процесса разделения и специализации труда, представляющие собой часть процесса управления, выделенные по определенному признаку. Выделяют основ­ныефункции (прогнозирование, планирование, нормирование, учет, контроль, анализ, регулирование или координация) и конкретные(предметные) функции, например, управление персоналом. Обычно выделяются 20-25 конкретных функций управления.

Характеристики - совокупность фактов, отражающих содержание, со­стояние или изменения того или иного явления.

Цель - это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности человека. Цель является непосредственным мотивом, направляющим и регулирующим человеческую деятельность. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, разных возможностей человека и применяемых средств, для достижения цели. Различают стратегические (глобальные) и такти­ческие (локальные) цели. Цель исследования - идеальный образ научного освоения будущего, пред­ставление о перспективах, которые открываются при успешном проведении ис­следования.

Эффективность исследования - соразмерность использованных ресурсов, проведение исследования и результатов, полученных от него.

Эффективность управления - один из основных оценочных показателей управления. Различают экономическую эффективность, определяемую посредством сопоставления результата (экономии) и затрат на его достижение и социальную эффективность, которая позволяет изменить социальный эффект (стимулы, мотивации, психологический климат, поведение людей, отношение в коллек­тиве и др.). Существуют различные подходы к оценке эффективности на основе конечных результатов производства, количества, качества и сложности труда, исследования социально-психологического климата в коллективе.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2892; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.