Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чтение карты в движении и сличение ее с местностью




Технические задачи

Техника ориентирования

Виды спортивного ориентирования характерны тем, что постоянно изменяются ситуации, требующие проявления технического мастерства, за исключением разве что работы на контрольном пункте. Поэтому спортсмены должны стремиться формировать и совершенствовать необходимые навыки технико-тактических действий при прохождении дистанций ориентирования, чтобы использовать их в соответствии с требованиями постоянно меняющейся обстановки.

Чтобы рационально и эффективно организовать техническую составляющую тренировочного процесса, необходимо определить технические качества и навыки ориентирования, используемые в соревнованиях, которые можно раскрыть, отталкиваясь от двух основных технических задач, стоящих перед спортсменами на соревнованиях – выбора варианта движения и его реализации.

Выбор варианта движения всегда производится с конкретной целью – достижение пункта по оптимальному пути, учитывая рельеф, проходимость местности, густоту и качество лыжней (для лыжного ориентирования), уровень физического и технического мастерства спортсмена.

Менее опытные спортсмены выбирают более простые и надежные варианты движения, используя преимущественно линейные ориентиры (дороги, тропинки, четкие границы леса и т. д.), сильнейшие участники – более сложные, но короткие варианты с использованием движения по азимуту, прохождением труднопроходимых или заболоченных участков местности, а также участков со сложным для понимания рельефом или густой сетью лыжных трасс (зимой).

Реализуемый вариант движения практически никогда не является прямой линией, соединяющей контрольные пункты. Практика показывает, что одним из главных критериев, определяющим удлинение пути на летних и зимних соревнованиях от прямой линии, соединяющей контрольные пункты, является пересеченность местности. Это связано с естественным желанием спортсменов уменьшить набор высоты при реализации варианта движения за счет некоторого разумного его удлинения. Набор высоты на классических дистанциях может достигать 900 метров у мужчин и 700 метров у женщин по оптимальному варианту. Поэтому, чем пересеченнее местность (с крупными формами рельефа) используется для проведения соревнований, тем больше цена ошибки неправильно выбранного маршрута.

Если местность слабо пересеченная или вообще равнинная, удлинение маршрутов тоже имеет место. Зимой его связывают с обхождением сложных «сплетений» лыжней, прохождение через которые повышает вероятность ошибки в реализации и снижение скорости в связи с детальным чтением карты. Высококвалифицированные лыжники-ориентировщики, как правило, в подобной ситуации выбирают кратчайший разумный вариант и при безошибочном прохождении получают преимущество.

На летних соревнованиях – это огибание участков леса с труднопроходимой растительностью, непроходимых болот, водоемов, частных застроек т. п.

Зимой есть еще один критерий удлинения выбираемых вариантов – градация качества лыжней, которая описывалась выше. Здесь решающую роль играют двигательные способности спортсмена, заключающиеся в мастерстве продвижения по быстрым (шириной до 1,2 м) или медленным (шириной до 0,8 м) лыжням. Если у участника невысок уровень специализированной техники движения по таким лыжням относительно соперников, он больше использует широкие коньковые – скоростные лыжни (шириной не менее 2 м).

Так как планирование пути осуществляется опосредованно, через карту местности, выбранный маршрут по ходу его реализации может уточняться, то есть корректироваться.

Среди равных по физической подготовленности спортсменов успех на соревнованиях сопутствует тем, кто более умело и хладнокровно может выбрать среди нескольких вариантов наиболее целесообразный и безошибочно реализовать его. Поэтому спортсмены не должны экономить время на выборе варианта движения, так как несколько лишних секунд, затраченных на это, могут улучшить общий результат не на одну минуту.

Конечный результат на соревнованиях зависит не только от рационального выбора, но и от безошибочной его реализации – решения второй технической задачи при прохождении дистанции в лыжном ориентировании. Задача контроля выбранного и реализуемого пути состоит в последовательном отслеживании на местности ориентиров и сопоставления их с соответствующими фрагментами карты для убеждения в правильности движения. Эти действия должны выполняться как можно быстрее, в идеальном варианте на максимально возможной для спортсмена скорости. Для этого спортсмены выполняют несколько технических операций.

Прежде всего, это чтение карты в движении. Конечной целью обучения чтению карты является четкое представление местности по условным знакам карты и наоборот, представление фрагмента карты по участку местности. Чтение карты в движении – более сложная задача. Такой навык спортсмены должны совершенствовать постоянно, повышая скорость движения, на которой они могут надежно читать карту.

Сопоставление участков местности, где спортсмен движется в данный момент, с соответствующими им фрагментами карты происходит на протяжении всей дистанции, от старта до финиша. Чтобы реже обращаться к карте, спортсмену необходимо определенные ее фрагменты запоминать и удерживать в памяти некоторое время. Проявления специализированной памяти спортсмена-ориентировщика многогранны, как вся его мыслительная деятельность на дистанции. Одним из таких проявлений является так называемая «память карты». Начинающий заниматься ориентированием спортсмен тратит значительно больше времени на запоминание карты и местности. Он то и дело останавливается или снижает скорость и, глядя на карту, пытается ее «прочесть». Но чем лучше развита у спортсмена «память карты», тем реже он к ней обращается, подолгу удерживая в голове ее содержание. «Памятью карты» называется способность быстрого запечатления и сохранения образов карты в сознании спортсмена.

Выбрав вариант движения, спортсмен обязательно контролирует его направление. На соревнованиях по спортивному ориентированию бегом контроль направления движения приобретает особую значимость, так как участники большую часть дистанции бегут не по линейным ориентирам (дорогам, тропинкам, четким границам леса), а через массивы леса без таких ориентиров. Зимой контроль направления помогает спортсменам убедиться в правильности движения по выбранной лыжне.

Необходимость регулярной тренировки глазомерных навыков в ориентировании, где постоянно нужно контролировать длину пройденного расстояния, очевидна. Задача усложняется тем, что спортсмены варьируют скоростью движения и в пылу борьбы могут ошибаться в оценке пробегаемых отрезков дистанции. «Чувство расстояния» особенно важно для безошибочного прохождения дистанций в лыжном ориентировании, где измерить расстояние шагами невозможно, а высокая скорость на спусках искажает представление спортсмена о его протяженности.

Таким образом, для качественной мыслительной деятельности на дистанциях заданного направления по спортивному ориентированию бегом и лыжному ориентированию, необходимы следующие технические навыки:

Чтение карты на разной скорости движения;

Сопоставление карты с местностью и наоборот;

Запоминание участков карты и местности;

Определение и контроль расстояний;

Контроль направления при движении.

На этих составляющих мыслительной деятельности спортсмена на дистанции, на качественном выполнении каждой из них, и строится успешное (рациональное и безошибочное) прохождение дистанции.

Планомерной и большой по объему тренировкой основных технических навыков спортсмены могут уменьшить долю случайных ошибок при прохождении дистанций ориентирования и укрепить уверенность в своих силах. Рассмотрим каждый из основных навыков ориентирования подробнее.

 

 

Чтение карты на ходу и сличение ее с местностью – ключевой компонент работы лыжников-ориентировщиков на дистанции. От правильного определения места нахождения в конечном итоге зависит результат выступления в соревнованиях.

В процессе длительной тренировки вырабатывается навык полу­чения информации с карты во время движения. Он обеспечивается повышением качества восприятия картографической информации, способствующей сокращению времени обращения к карте.

Навык чтения карты в движении можно развивать, только читая ее в движении. Сидя за столом или стоя на месте добиться должного эффекта невозможно. Лишь на начальной стадии занятий такая стационарная работа приносит пользу, когда начинающий ориентировщик даже в покое плохо читает условные знаки карты и понимает ее содержимое. Но таких занятий должно быть лишь небольшое количество, вслед за которыми нужно приступать к тренировкам в движении.

Условия для чтения карты в движении на любом этапе тренировки есть почти всегда. Такое техническое задание можно накладывать на любую двигательную нагрузку, будь то кросс, ходьба, лыжная тренировка, лыжероллеры или велокросс. Для этого спортсмены держат в руке карту или надевают планшеты и выполняют любую физическую нагрузку с параллельным чтением карты любой интересной местности. Кроме того, чтение карты в движении способствует выработке согласованности в движениях корпуса тела, руки, держащей карту или иногда придерживающей столик планшета, и глаза, позволяющей сглаживать колебания карты относительно глаза.

Чтение карты на соревнованиях по ориентированию постоянно чередуется с наблюдением за местностью, во время которого спортсмены сличают то и другое. Как и чтение карты, наблюдение за местностью основано на процессах восприятия и переработки информации и обеспечивается теми же психическими способностями. Процесс сличения, т. е. сопоставления карты с местностью является основой ориентирования на местности, его сутью.

Анализ работы спортсменов на дистанции показал, что они применяют разную тактику сличения карты с местностью. Некоторые в течение всей дистанции почти непрерывно сличают карту с местностью, многократно обращаясь к ней, что ведет к большой потере времени. Другие на большей части дистанции запоминают участки карты и, двигаясь по дистанции, по памяти сопоставляют их с местностью. В этом случае потеря времени на обращение к карте значительно меньше, но возрастает вероятность ошибки, связанная с несоответствием представления об участке движения, оставленного в памяти спортсмена и его состоянием на местности.

Наиболее оптимальным вариантом чтения карты является смешанный (комбинированный) способ работы. Дифференцируя по сложности участки местности и карты, спортсмен в зависимости от ситуации применяет либо многократное обращение к карте (на насыщенных, сложных участках), либо больше запоминает (на простых отрезках).

В ориентировании наиболее существенное значение имеет восп­риятие пространственно-временных соотношений, т.е. взаимных рас­положений различных объектов. Особую роль играют зрительные восприятия. В процессе ориентирования восприятие окружающего фактически протекает в форме наблюдения. Спортсмен в нужное, по его мнению, время изучает карту (т.е. в первую очередь восприни­мает ее содержание), осматривает местность, сравнивает ее с изображением на карте, выделяет нужные ему ориентиры. Тактика работы с информацией карты и местности является определяющей на дистанции. Опытные спортсмены всегда работают на опережение чтения карты. Имея информацию карты, они, двигаясь по дистанции, ждут ей подтверждение. Количество обращений к карте зависит от ее насыщенности. На простых перегонах спортсмены часто практикуют движение по памяти.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 998; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.